Реестр протоколов

Протокол совещания комиссии по социальным правам на тему "Проблемы реализации многодетными семьями права на доступное жилье"

Электронная версия

. Москва 17 сентября 2013 г.
Присутствовали 12 чел.:
Члены Совета:
А.К. Соболева (руководитель Постоянной комиссии), С.Г. Айвазова, Е.А. Бобров, И.В. Киркора,
Е.Л. Николаева
Приглашенные:
Б.Л. Альтшулер - член Общественной палаты РФ,
Л.А. Мерекина - эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике В.В. Тишков - директор Департамента малоэтажного строительства Ассоциации строителей России
В.В. Горюнов - генеральный директор ГУП г.Москвы «Московский городской центр арендного жилья»
Д.Б. Гладков - заместитель генерального директора ГУП г.Москвы «Московский городской центр арендного жилья»
С.И. Рыбальченко - председатель Комитета по социальной политики Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Д.П. Гордеев - ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города»
Выступали: Е.А. Бобров:
Указами Президента РФ от 05.05.92 г. № 431, от 07.05.12 г. № 600 и др. на органы власти субъектов Федерации возложена обязанность содействовать реализации многодетными семьями права на доступное жилье, в т.ч. созданию необходимой инфраструктуры на бесплатно предоставляемых многодетным земельных участках, что финансируется за счет средств субъекта РФ. В реализации этого права имеются системные проблемы, связанные:
- с дисбалансом в правовом регулировании в разных субъектах Федерации (в т.ч. отсутствием на федеральном уровне единого понятия многодетной семьи),
- с архаичностью и недостоверностью существующего института регистрационного учета, увязывающего регистрацию с жилищными правами, документами, согласием на вселение и проч., когда целые социальные группы граждан не удовлетворяют требованиям, необходимым для их регистрации. По упрощению регистрационного учета россиян и обеспечению его всеобщности ведется работа в Комиссии СПЧ по миграционной политике (см. информацию на сайте СПЧ в разделе данной Комиссии),
- с отсутствием критериев принадлежности к местному населению граждан, не зарегистрированных по месту жительства в регионе проживания, что вносит неопределенность в выборе органа власти, уполномоченного обеспечивать право на жилье. Для граждан, по объективным причинам не имеющих регистрации в регистре проживания, необходимо выработать иные, кроме регистрации, критерии принадлежности к местному населению (определить допустимость конкретных видов документальных подтверждений проживания на определенной территории: о работе, учебе, лечении, оплате ЖКУ и др., при отсутствии которых учитывать допустимость судебного решения об установлении факта постоянного проживания),
- отсутствием фонда свободного жилья и необходимого финансирования для его строительства в целях предоставления жилья многодетным семьям. Л.А. Мерекина:
На примерах конкретных многодетных семей, находящихся в положении социальной исключенности и не имеющих регистрации по месту жительства в регионе проживания, обосновано фактически полное отсутствие у них социальных прав, надлежащих социально-бытовых условий для воспитания детей и перспектив обрести доступное жилье в ближайшее время.
Даже после оформления регистрации граждане указанной категории еще долго не смогут встать на жилищный учет и участвовать в жилищных программах как очередники в связи с наличием «ценза оседлости» (срока проживания в данной местности с регистрацией по месту жительства - в Москве 10 лет).
Надо   предусмотреть   дополнительные   возможности   использования   материнского капитала для улучшения жилищных условий многодетных семей, в т.ч. использование материнского  капитала  либо  его  части   на   капитальный   и  текущий  ремонт жилья, находящегося в собственности членов семьи. Б.Л. Альтшулер:
Обращено внимание на недостаточность нормативно-правовой базы, обязывающей к созданию фондов доступного арендного жилья (исполнению Указа Президента РФ от 07.05.12 г. № 600), в т.ч. в вопросах государственных гарантий при организации цивилизованного рынка найма жилья (также и в частном секторе), трудности внедрения инновационных технологий быстрого индустриального строительства арендного жилья и «доходных домов».
Наиболее быстрым и эффективным способом улучшения жилищных условий малоимущим многодетным семьям является компенсация найма жилья, для чего необходимо создать фонд такого жилья путем создания условий для сдачи в найм жилья, находящегося в частной собственности. Также следует реализовать государственный заказ частным застройщикам на строительство быстровозводимых малоэтажных доходных домов для предоставления жилья многодетным.
Единственным универсальным правовым механизмом реализации конституционной гарантии права на жилище, применимым независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, может стать введение федеральным законом «индивидуального сертификата найма жилья», выдаваемого органом социальной защиты по месту фактического пребывания гражданина (семьи) при признании малоимущности и необходимости улучшения жилищных условий. Компенсация найма (в установленном объеме и на установленный срок) должна осуществляться на основе софинансирования бюджетов Российской Федерации (для граждан (семей), не имеющих регистрации по месту жительства либо установленного в субъекте РФ «ценза оседлости») и бюджетов субъектов Федерации (для имеющих регистрацию). О возможных механизмах формирования федерального и региональных «фондов компенсации найма» расскажут В.В. Горюнов, В.В. Тишков и С.И. Рыбальченко. В.В. Горюнов:
С 2008 г. в г.Москве реализуются программы обеспечения многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде г.Москвы (к настоящему времени обеспечено жильем 198 семей).
ГУП г.Москвы «Московский городской центр арендного жилья» осуществляет деятельность по сдаче в аренду гражданам 13 городских многоквартирных домов, находящихся в собственности г. Москвы.
В то же время, многие семьи имеют излишки жилья либо дополнительное неиспользуемое жилье, которое не решаются сдавать в найм на «стихийном» рынке аренды жилья из-за отсутствия надлежащих гарантий безопасности, незнания государственной налоговой политики и по другим причинам.
ГУП г.Москвы «Московский городской центр арендного жилья» также может осуществлять аренду жилых помещений, находящихся в частной собственности, при наличии волеизъявления собственников. По приблизительным подсчетам в Москве таких свободных квартир около 10 тысяч.
Комплексное профессиональное осуществление данной деятельности включает, кроме подбора жилых помещений на добровольной основе со стороны граждан-арендодателей, заключение договора найма, учетную регистрацию в жилищном реестре, страхование сохранности помещения и при необходимости его ремонт, осуществление для владельца жилья функций налогового агента, что в целом является для последних более привлекательным, чем сдача свободного жилья на «стихийном» рынке аренды, причем даже с учетом незначительного удорожания в связи с участием посредника. При дальнейшей сдаче данных помещений в субаренду ГУП обеспечивает оформление регистрации нанимателям, перечисление малоимущим нанимателям назначенных органами социальной защиты компенсаций по выплате стоимости аренды и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Перечисляемая ГУПом в бюджет г.Москвы доля дохода в размере 25 % может быть использована для целевой выплаты указанных компенсаций малоимущим, включая многодетные семьи, в т.ч. вынужденно находящиеся в положении социальной исключенности.
Эффективность данной посреднической деятельности при наличии рынка свободного жилья успешно зарекомендовала себя на практике (в т.ч. в г.Новосибирск), что позволяет более активно использовать ее и в других регионах (преимущественно в крупных городах).
Необходимо предоставить право ГУП г.Москвы «Московский городской центр арендного жилья» и аналогичным предприятиям в других субъектах Федерации арендовать жилые помещения в частном секторе и затем сдавать данное жилье различным категориям граждан. В.В. Тишков:
Эффективным способом решения проблемы является государственный заказ на быстрое индустриальное строительство комплексов доходных домов.
В настоящее время регулируемые государством расценки по найму (в среднем 4.700 руб. за кв. м в год) чрезвычайно привлекательны для коммерческого использования свободного жилья.
Налоги, уплачиваемые в региональный бюджет частными инвесторами, возводящими доходные дома в рамках данных целевых региональных программ, могут быть отнесены к внебюджетным доходам субъекта Федерации. Тем самым они не учитываются при исчислении федеральных трансфертов дотационным бюджетам (не повлекут их сокращения). В этих же региональных программах возможно определить, что все эти внебюджетные доходы должны направляться на компенсацию найма жилых помещений (в тех же возводимых доходных домах) обладателями специальных Сертификатов найма жилья.
Следует учитывать, что в себестоимости квартиры в среднем в 20 тыс. руб. за кв. м примерно половину составляют налоги, в связи с чем строительство быстровозводимого малоэтажного жилья приносит доход в бюджет субъекта Федерации и в местный бюджет. В целях стимулирования такого строительства возможно законодательно урегулировать возвращение в местный бюджет налогов, уплачиваемых в бюджет субъекта Федерации. А.К. Соболева:
Важно обеспечить равенство малоимущих (в т.ч. многодетных) семей во всех субъектах Федерации независимо от уровня бюджетной обеспеченности субъектов.
Следует установить федеральные гарантии признания и защиты права многодетных семей на улучшение жилищных условий также и после достижения детьми предельного возраста, при котором семья признается многодетной (в субъектах Федерации по-разному регулируется количество детей и их возраст для признания семьи многодетной), в случае своевременного необеспечения жильем по вине государства.
Надо законодательно предусмотреть возможность использования материнского капитала также и на аренду жилья.
Требуется более детально проработать вопрос предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг также и при аренде жилья, в т.ч. для увеличения спроса на цивилизованном рынке аренды. Е.Л. Николаева:
Необходимо всемерно развивать сектор арендного жилья, соответствующий законопроект рассматривается Государственной Думой во втором чтении.
Следует поднять на федеральный уровень проблему реализации права на жилье многодетных семей, изменивших регион проживания (в т.ч. не имеющих регистрации по новому месту жительства), выяснив, где именно происходит «разрыв» прав при переезде и детально проработав необходимые для этого источники бюджетной обеспеченности. Только после этого можно обсуждать льготы (в т.ч. возможное использование материнского капитала).
Необходимо проработать вопрос обеспечения жилищных прав многодетным родителям, работающим и уплачивающим налоги в одном субъекте Федерации, а проживающим в другом: на какой из субъектов Федерации возлагать обязанность? С.И. Рыбальченко:
Нужно разделить обеспечение прав всех многодетных и той их части, которая оказалась в положении социальной исключенности, т.е. без регистрации и права получить земельный участок в собственность бесплатно, региональный материнский капитал или быть признанной нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Права последних должны быть рассмотрены в особом порядке, поскольку в отношении них должно быть определено:
1. В достаточной ли степени квалифицирует данную ситуацию социальной исключенности (СИ) действующее законодательство, в частности, об основах социального обслуживания и проект нового закона?
2. Какой уровень власти отвечает за реализацию прав данной категории?
3. Каким образом должна быть обеспечена реализация прав?
4. Наиболее эффективные механизмы, препятствующие стихийному росту данной категории и злоупотреблениям.
Права многодетных в целом сегодня недостаточно защищены. Эта категория семей должна иметь преференции от государства, поскольку:
- риск бедности многодетных значительно выше, чем у семей с 1-2 детьми - до 70 %,
- с рождением каждого ребенка жилищные условия тоже ухудшаются.
- действующая система прав не дает возможности одновременно и в обозримые сроки выйти из ситуации жилищных и материальных трудностей - «ловушка очереди».
В связи с этим возможно несколько вариантов решений:
- развитие программ субсидированного найма жилья для семей с детьми, начиная с многодетных;
- введение категории нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (пример Москвы);
- разработка специальной подпрограммы «Обеспечение жильем многодетных семей в рамках программы Жилище на 2011-2015 гг.».

Для реализации данных программ и других мер поддержки семей с детьми возможно учреждение специального Фонда «Будущие поколения» (условно), с направлением в него средств от повышения акцизов на алкоголь и табак (т.н. «окрашенные» налоги).
Решили:
По результатам обсуждения участники Комиссии решили продолжить работу по доработке изложенных тезисов и обсудить их на следующем совещании Комиссии в октябре 2013 г., ответственными за подготовку которого назначить члена Совета Е.А. Боброва и эксперта Комиссии Совета по социальным правам Б.Л. Альтшулера.
Руководитель Постоянной комиссии СПЧ
по социальным правам А.К. Соболева