Реестр протоколов

Приложение к протоколу заседания Совета от 17 октября 2011

Электронная версия

"Итоги обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций»

Итоги обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций», подготовленного Министерством юстиции Российской Федерации, состоявшегося 20 октября 2011 года.

 

20 октября 2011 года по инициативе Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» состоялась информационная встреча, на которой присутствовали более 40 представителей российских и зарубежных некоммерческих организаций.

 

По итогам обсуждения настоящего законопроекта сообществом некоммерческих организаций сформулированы следующие выводы:

1. Представители сообщества некоммерческих организаций считают, что передача регистрационных полномочий Минюста Федеральной налоговой службе без дополнительных изменений в законодательстве об НКО, является преждевременной. Так, в частности, введение уведомительного порядка регистрации некоммерческих организаций в течение 5 рабочих дней не позволит органам ФНС проверять учредительные документы некоммерческих организаций на соответствие их действующему законодательству. В связи с этим возникают опасения, что будут регистрироваться уставы некоммерческих организаций, содержащие в себе положения, противоречащие действующему законодательству, что может привести к негативным последствиям для самих НКО. Передача регистрационных полномочий органам ФНС возможна при внесении соответствующих изменений в законодательство, регламентирующих обязанность регистрирующего органа проверять учредительные документы регистрируемых организаций на содержательное соответствие действующему законодательству. Также необходимы изменения законодательства, четко регламентирующие перечень положений, подлежащих включению в учредительные документы некоммерческих организаций.

2. Представители сообщества некоммерческих организаций полностью поддерживают предлагаемый отказ Минюста от полномочий в сфере противодействия экстремистской деятельности, поскольку это устраняет дублирующие функции Минюста (основными полномочиями в данной сфере обладает Генеральная прокуратура РФ).

3. Некоммерческие организации категорически не поддерживают передачу контрольно-надзорных функций Минюста за деятельностью НКО (то есть за соответствием их деятельности собственным учредительным документам) Генеральной прокуратуре РФ, поскольку, в данном случае, некоммерческие организации полностью лишаются защиты Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (положения названного закона не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении прокурорского надзора). В настоящее время Минюст при регистрации НКО проверяет их учредительные документы на предмет соответствия действующему законодательству, что позволяет НКО успешно проходить проверки, осуществляемые, в том числе, органами прокуратуры. Передача же регистрационных полномочий Минюста в ФНС грозит серьезными санкциями для НКО со стороны органов прокуратуры при проведении проверок. Помимо этого, серьезные опасения вызывает то обстоятельство, что органы прокуратуры (и в настоящее время имеющие полномочия по проведению проверок НКО) не имеют практики проведения проверок на предмет соответствия деятельности некоммерческих организаций уставным целям, а «наработка» такого рода практики может парализовать деятельность большого количества некоммерческих организаций, как это было в 2006 году, когда регистрационные и контрольные полномочия за деятельностью НКО были делегированы Минюсту (ФРС).

 

Передача полномочий по регистрации некоммерческих организаций Федеральной налоговой службе, при одновременной передаче контрольно-надзорных функций Генеральной прокуратуре, может привести к тому, что ФНС будет регистрировать некоммерческие организации, в учредительных документах которых будут содержаться положения, противоречащие действующему законодательству, а органы прокуратуры, при осуществлении надзора, на этом основании будут обращаться в суд с заявлением о ликвидации таких организаций. Все это может крайне негативно сказаться на восприятии и оценке деятельности организаций гражданского общества и некоммерческого сектора в целом со стороны общества и власти.

 

Исходя из того, что предлагаемые законопроектом изменения законодательства кардинальным образом меняют существующие процедуры регистрации и контроля за деятельностью НКО, считаем, что до внесения законопроекта на рассмотрение Государственной Думы РФ крайне необходимо организовать его широкое обсуждение с привлечением представителей органов государственной власти (Минюст, ФНС, прокуратура), некоммерческих организаций и общественности.