Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Предложения Совета по повышению роли Совета и институтов гражданского общества в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации о судебной системе


(в порядке реализации подп. «б» п. 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-2230 от 24.09.2013 г.)


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет), заслушав на заседании 26 ноября 2013 г. доклады руководителей профильных комиссий и обсудив предложения членов Совета, констатирует следующее.

Проводимые социологическими службами опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия граждан к судебной системе. Причинами такого положения являются слабость и ограниченность механизмов участия гражданского общества в отправлении правосудия, а также отсутствие действенного общественного контроля за работой судов.

Структуры гражданского общества в настоящее время обладают крайне скудными возможностями для влияния на процесс совершенствования процессуального законодательства, законодательства о судоустройстве и практику их применения.

Для судебной системы характерно настороженное отношение к любой общественной критике выносимых судебных решений, которая без достаточных на то оснований расценивается как давление на суд. Однако не следует смешивать, с одной стороны, давление на суд как создание реальных угроз или неправовых стимулов для судьи, в первую очередь, по служебной и административной линии, и с другой стороны, правомерное общественное обсуждение судебной деятельности. Общественный контроль и широкое общественное обсуждение являются препятствием для давления на суд.

Существующая система информационного обеспечения судопроизводства в большинстве судов общей юрисдикции вызывает дополнительные сложности у граждан, журналистов, представителей НКО при взаимодействии с судами. В судах общей юрисдикции практически не ведутся интернет-трансляции судебных заседаний, далеко не везде делаются аудио- и видеозаписи заседаний, а в тех редких случаях, когда такие записи создаются, к ним не обеспечен открытый доступ на интернет-сайтах судов. Почти   нет   общественных   интернет-приемных   председателей   судов, отсутствуют эффективные механизмы оповещения лиц, участвующих в деле, о принимаемых процессуальных решениях посредством информационно-телекоммуникационных сетей.

Причинами неудовлетворенности граждан судебной системой остаются низкий уровень материально-технической базы судов (состояние зданий, их вместимость, расположение и т.п.), острый кадровый дефицит сотрудников, обеспечивающих организацию судопроизводства.

С учетом изложенного, Совет полагает возможным рекомендовать следующие меры.

1. Возобновить существовавшую ранее практику включения представителей Совета в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

2. Включать представителей Совета в состав рабочих групп, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, на парламентском, правительственном и министерском уровнях для разработки и рассмотрения проектов законов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, интересы развития гражданского общества, и, в частности, касающихся судебной системы, принципов отправления правосудия, деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата, некоммерческих организаций, регулирования медиации и других альтернативных способов разрешения споров.

3. Привлекать Совет для дачи заключений на проекты федеральных законов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, интересы развития гражданского общества, до их внесения в Федеральное Собрание Российской Федерации в порядке законодательной инициативы. Учитывать мнение Совета при решении вопроса о целесообразности внесения таких проектов и их содержании.

4. Привлекать Совет для дачи заключений на федеральные законы, представляемые Президенту Российской Федерации для подписания, если они затрагивают права и свободы человека и гражданина, интересы развития гражданского общества.

5. Создать при Совете постоянно действующее Совещание по вопросам совершенствования судебной системы с участием представителей гражданского общества, судов и судейского сообщества, в том числе судей в отставке. Считать первоочередной и безотлагательной задачей Совещания разработку комплексной программы обеспечения широкого участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия в соответствии с частью 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

6. Поручить Совету осуществление методической поддержки деятельности представителей Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей и координацию практики региональных уполномоченных по правам человека и советов по развитию гражданского общества и правам человека при формирования состава представителей общественности в этих коллегиях.

7. Сформировать в субъектах Российской Федерации общественные комиссии и другие структуры гражданского общества по взаимодействию с судейским сообществом.

8. Включить представителя Совета в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Введение представителя Совета в состав коллегии целесообразно осуществить, одновременно исключив из соответствующего законопроекта упоминание об участии представителя общероссийских организаций юристов: в России существует несколько таких организаций, и законом не предусмотрен порядок согласования ими единой кандидатуры. Совет же является единственным консультативным органом, который непосредственно связан, с одной стороны, с гражданским обществом, а с другой стороны, - с главой государства.

9. Содействовать более широкому проведению и использованию результатов независимых общественно-правовых экспертиз по гражданским, уголовным и административным делам, в целях исправления судебных ошибок и усиления роли экспертного сообщества в выявлении как негативных, так и позитивных моментов в правоприменительной практике.

10. Расширить практику общественного мониторинга за судебной деятельностью с предоставлением материалов наблюдения, в первую очередь, судейскому сообществу на соответствующем уровне. При проведении общественного мониторинга уделять внимание организации работы по обеспечению доступа к правосудию, в том числе факторам, влияющим на нагрузку судей.

11. Содействовать развитию третейских и других альтернативных способов разрешения правовых споров.

12. Содействовать изданию и распространению в судах, правоохранительных органах и структурах гражданского общества вестника Совета «Прецеденты и позиции».

Совет также считает необходимым обратиться к высшим судам Российской Федерации:

- к Конституционному Суду Российской Федерации - с предложением привлекать в соответствующих случаях членов Совета в качестве экспертов, а также запрашивать мнение Совета в порядке подготовки дел к судебному разбирательству;

-  Верховному Суду Российской Федерации - с просьбой рассмотреть возможность включения представителей Совета в состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации.

При совершенствовании законодательства Российской Федерации о судебной системе Совет считает необходимым рекомендовать, в частности:

- рассмотреть вопрос о введении института народных заседателей по уголовным делам, подсудным районным и городским судам, в том числе, при решении ими вопроса о заключении под стражу в качестве меры пресечения, а также по некоторым категориям гражданских и административных дел, прежде всего, по спорам граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- проработать вопрос о возможности рассмотрения в областных, краевых и приравненных к ним судах этого уровня с участием присяжных заседателей уголовных дел, переданных из их подсудности в подсудность районных и городских судов, если подсудимый ходатайствует об этом;

- ввести в обязательном порядке аудиофиксацию (а при возможности, и видеофиксацию) всех судебных заседаний, обеспечить незамедлительное вручение аудиопротокола сторонам и доступ к этим записям через Интернет; внести соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

- предусмотреть возможность участия в уголовном деле - наряду с адвокатом - иного лица в качестве защитника со стадии предварительного расследования, установив исчерпывающий перечень оснований, по которым этому лицу может быть отказано в допуске;

- сохранить существующий в системе судов общей юрисдикции порядок формирования президиумов областных (краевых) и приравненных к ним судов Президентом Российской Федерации, для чего исключить противоречащий требованию законного суда подпункт 9 пункта 3 статьи 5 проекта федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации»;

- Правительству Российской Федерации в целях преодоления дефицита кадров в судах: предусмотреть в объемах финансирования на ближайшие годы существенное повышение оплаты труда лиц, обеспечивающих организацию судопроизводства (секретарей судебных заседаний, помощников судей, сотрудников канцелярий и других лиц); ввести отдельную от других государственных гражданских служащих градацию классных чинов для сотрудников судов; выделить должности сотрудников судов в отдельную категорию по тарифным ставкам. Исключить квалификационное требование высшего юридического образования для занятия должности секретаря судебного заседания.

Настоящие Предложения приняты в установленном порядке на заседании Совета 26 ноября 2013 г.

Председатель Совета
М. Федотов

Загрузить (227,20 КБ)


© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter