Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

(в порядке реализации подп. «в» п. 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-2230 от 24.09.2013 г.)


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет), заслушав на заседании 26 ноября 2013 г. доклады руководителей профильных комиссий и обсудив предложения членов Совета по внесению в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменений, касающихся вопросов материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предоставления им дополнительных гарантий при приёме в образовательные организации высшего образования, рекомендует следующие меры:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доработать в приоритетном порядке проекты федеральных законов № 344036-6 и № 346786-6 «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в части предоставления особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).

2. Внести изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части сохранения за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими период обучения обоих или единственного родителя, достигшими возраста 23 лет, права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при принятии их по очной форме обучения по программе магистратуры, если период между окончанием обучения по очной форме по программе бакалавриата и приемом на обучение по программе магистратуры составляет не более одного года.
Обоснование: Федеральным законом от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального или региональных бюджетов, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения. В случае достижения указанными гражданами возраста 23 лет их право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сохраняются до окончания обучения. Эта гарантия для детей-сирот успешно действовала при одноступенчатой системе высшего образования (специалитет). Вместе с тем, большинство образовательных учреждений высшего образования в настоящее время перешли на двухступенчатую программу образования -бакалавриат и магистратура. В случае приема на вторую ступень обучения (магистратуру) указанных граждан, которым уже исполнилось 23 года, они не имеют права на полное государственное обеспечение, независимо от срока между окончанием первой ступени высшего образования и приемом на вторую (например, три дня, неделя, месяц). Это означает, что для многих лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучение по программе магистратуры по очной форме обучения становится невозможным.


3. Внести изменения в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». установив, что бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обоснование: В настоящее не установлен порядок реализации указанной дополнительной гарантии права на медицинское обслуживание. Предлагаемое дополнение конкретизирует, что это осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по аналогии с тем, как в ст.ст. 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации установлено для медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Установить в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа подкинутых, отказных или оставленных в родильных домах ежемесячную компенсационную выплату в размере фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренную подпунктом 1 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001  года №  173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата которой сохраняется при передаче ребенка на воспитание в семью.
Обоснование: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из числа подкинутых, отказных или оставленных в родильных домах, в отличие от других категорий детей, оставшихся без попечения родителей, не получают и не имеют права на алименты и пенсии (за исключением детей-инвалидов, получающих пенсию по инвалидности).

5. Установить, что:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем) на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время получения по очной форме в образовательных организациях профессионального образования, при прохождении военной службы по призыву;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, на время получения по очной форме профессионального образования, при прохождении военной службы по призыву освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

6. Внести изменения в статью 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части освобождения от уплаты налогов на имущество физических лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обоснование: В настоящее время не установлены источники, из которых законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опекуны, попечители, приемные и патронатные родители, руководители организаций, в которых несовершеннолетние находятся под надзором) должны уплачивать налог на имущество, собственниками или сособственниками которых являются сироты. В результате налог на имущество, собственником (сособственником) которого являются дети-сироты либо не уплачивается вовсе, либо уплачивается законными представителями таких детей за счет собственных средств, что представляется неправильным.

От указанного налога освобождены дети-инвалиды.

7. Внести изменения в статью 13 Федерального закона от 21.11.2001 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части предоставления по запросу органа опеки и попечительства сведений, составляющих врачебную тайну, в целях подтверждения наличия или отсутствия у лиц, проживающих в жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, тяжелых форм хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
Обоснование: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями (членами семей нанимателей) жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Обстоятельства невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещений установлены в п.4 ст. 8 указанного Федерального закона. Одним из таких обстоятельств является проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно. Однако органы, которые могут получать такие сведения в целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, федеральным законодательством не определены, что, практически, не позволяет реализовать указанную гарантию.


8. Установить, что денежные средства, назначаемые и выплачиваемые в соответствии с п. 3 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в случае достижения ими возраста 18 лет и обучающимся в общеобразовательной организации, продолжают выплачиваться до окончания бывшим подопечным общеобразовательной организации, включая период до первого сентября года выпуска.

Размер указанных средств должен соответствовать нормам материального обеспечения, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации для детей, находящихся на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обоснование: Выплата ежемесячных денежных средств попечителям на содержание подопечных прекращается при достижении последними возраста 18 лет. Достижение подопечным совершеннолетия может наступить во время учебного года в процессе обучения в общеобразовательной организации. Это ставит бывшего опекуна и подопечного в крайне сложную жизненную ситуацию. Предлагается продлить выплату денежных средств на содержание бывших подопечных до момента, когда они начнут обучение в организации профессионального образования и будут зачислены на полное государственное обеспечение, либо поступят на работу и будут иметь самостоятельный заработок. Кроме того, предлагается, чтобы размер ежемесячных средств на содержание подопечных соответствовал размеру содержания детей в соответствующих организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

9. Распространить на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных организациях или по окончании их нахождения под попечительством, в приемной или патронатной семье в связи с достижением возраста 18 лет:

а) обеспечение одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием, по тем же нормам и в размере, которые предоставляются обучающимся, воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их выпуске;

б) обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием (или соответствующей денежной компенсацией) и единовременным денежным пособием, как для выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Установить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устроенные на воспитание в семью или находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств и других организациях дополнительного образования детей (муниципального, регионального и федерального уровня).

11. Установить право на внеочередное зачисление в дошкольные образовательные организации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, приемных и патронатных родителей, а также детей, родители которых являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или одинокими родителями такого ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и бесплатное пользование такими учреждениями.

12. Предоставлять на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, сертификаты на медицинское сопровождение и образовательные услуги, гарантирующие и обеспечивающие бесплатную высококвалифицированную первичную консультативно-диагностическую помощь, а также предоставление образовательных      услуг      (дошкольное,       общее,      дополнительное профессиональное образование и психолого-медико-педагогическая помощь) в медицинских и образовательных организациях субъекта Российской Федерации и муниципального образования по месту жительства ребенка.

14. Освободить приемных родителей от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за жилые помещения, предоставленные им для организации приемных семей.

15. Для лиц, принявших на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установить компенсационные выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством).

16. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семью, бесплатное питание в общеобразовательных организациях.

Настоящие Предложения одобрены на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 26 ноября 2013 г.

Председатель Совета    М.Федотов

Загрузить (235,82 КБ)


© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter