Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Протокол совещания комиссии по ражданским свободам и гражданской активности и по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений
Электронная версия

ПРОТОКОЛ № 4
совещания постоянных комиссий по гражданским свободам и гражданской активности
и по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений

г. Москва 13 мая 2014 г.


Присутствовали:
Члены Совета: Е.А. Бобров (руководитель постоянной комиссии по миграционной политике), А.М. Верховский, Н.Л. Евдокимова, Ю.А. Костанов, Н.К. Сванидзе (руководитель постоянной комиссии по гражданским свободам), А.К. Соболева, И.М. Хакамада

Повестка дня:
Обсуждение предложений по совершенствованию законодательства о противодействии экстремистской деятельности и практики его применения для их рассмотрения на специальном заседании Совета

Выступали:
А.М. Верховский:

Механизм противодействия экстремистской деятельности необходимо усовершенствовать и сделать работающим:
- устранить безразмерность понятия «экстремизм», определив его перечислением конкретных составов преступлений, включающих насильственные действия или связанные с ними (организация, публичные призывы, финансирование таковых);
- следует создать специальную электронную базу данных экстремистских материалов вместо федерального списка экстремистских материалов, состоящего сейчас из 2300 пунктов, в связи с чем фактически неприменимого в качестве источника общедоступной информации о запрещенных материалах;
- необходимо устранить из УК РФ и федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» понятие «социальная группа» в связи с неопределенностью толкования, влекущее произвольное применение (в т.ч. в целях «улучшения» отчетности правоохранительных органов);
- вместо инициирования множества малозначительных уголовных процессов по случайным ситуациям необходимо эффективное противодействие грубым криминальным проявлениям экстремизма, чтобы не уходили от ответственности реально наиболее опасные преступники, для чего целесообразно разделить отчетность по разным категориям преступлений экстремистской направленности;
- следует исключить из содержания статей 280 и 282 УК РФ квалифицирующий признак «с использованием средств массовой информации и интернета», поскольку сейчас почти все такие преступления и совершаются с их использованием;
- в статьях 280 и 282 УК РФ необходимо сузить состав и декриминализовать (т.е. перевести в категорию административного правонарушения) понятие «унижение достоинства человека либо группы лиц» по той же причине, по которой в декабре 2011 г. было декриминализировано оскорбление. К тому же, Президент РФ поручил Правительству РФ сформировать в КоАП РФ состав правонарушения, относящийся к интолерантным высказываниям в СМИ и интернете;
- в правоприменительной деятельности увеличивается количество злоупотреблений с проведением лингвистических и иных научных экспертиз, качество которых становится все ниже, и отсутствует должная необходимость их проведения. Целесообразно рамочно сформулировать ситуации обязательного проведения экспертиз, закрепив это законодательно либо в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Ю.А. Костанов:
- следует исключить ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), т.к. все эти составы преступлений имеются в квалифицирующих признаках соответствующих статей УК РФ,
- необходимо отменить положения федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», позволяющие признавать организацию экстремистской без ее участия в судебном процессе, что грубо нарушает основополагающие принципы гласности и состязательности правосудия. Тем более, что впоследствии данное решение суда используется в качестве основания для привлечения к уголовной ответственности лиц, «не отрекшихся» от деятельности, признанной судом экстремистской, с назначением реального срока лишения свободы,
- из диспозиции статей 213 и 282 УК РФ надо исключить указание о возбуждении ненависти и вражды по мотивам принадлежности к социальной группе ввиду неопределённости понятия социальной группы, порождающей неоднозначное толкование этих норм.

А.К. Соболева:
Все, что не связано с насильственными действиями, целесообразно перевести из уголовного в административное законодательство.

И.М. Хакамада:
К заседанию Совета необходимо сделать специальный краткий доклад на тему неправомерного применения антиэкстремистского законодательства, взяв за основу доклад, подготовленный специалистами Информационно-аналитического центра «Сова».

Решили:
1. Принять за основу предложения о совершенствовании законодательства о противодействии экстремистской деятельности и практики его применения, подготовленные членами Совета А.Верховским и А.Бродом.
2. Доработать данные предложения и разослать членам постоянных комиссий по гражданским свободам и миграционной политике, предложив им в течение 14 дней направить свои предложения и дополнения члену Совета А.Верховскому для систематизации.
3. Провести в сентябре 2014 г. специальное заседание Совета на тему совершенствования законодательства о противодействии экстремистской деятельности и практики его применения.
4. Ответственными за подготовку заседания назначить членов Совета А.Верховского, Н.Сванидзе и Е.Боброва, поручив им подготовить проект рекомендаций, программу и список приглашенных специалистов.

Руководитель
Постоянной комиссии по гражданским свободам
и гражданской активности Н.К. Сванидзе

Руководитель
Постоянной комиссии по миграционной политике
и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Е.А. Бобров

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter