Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Протокол специального заседания Совета на тему "Правовая защита религиозных чувств"
Электронная версия

Присутствовали:

Председатель Совета: Федотов М.А.

члены Совета: Айвазова С.Г., Амбиндер Л.С., Бабушкин А.В., Бобров Е.А., Большакова М.А., Брод А.С., Головань А.И., Дондурей Д.Б., Евдокимова Н.Л., Кабанов К.В., Каляпин И.А., Каннабих М.В., Караганов С.А., Кравченко Б.Е., Кривенко С.В., Лантратова Я.В., Легойда В.Р., Лукутцова Р.Т., Морщакова Т.Г., Мукомолов А.Ф., Мысловский Е.Н., Пастухов И.Н., Пашин С.А., Поляков Л.В., Полякова М.Ф., Полякова Э.М., Ряховский В.В., Сванидзе Н.К., Соболева А.К., Тополева-Солдунова Е.А., Федотов М.А., Хакамада И.М., Шаблинский И.Г., Шевченко М.Л.

Приглашенные: Уполномоченный по правам человека в РФ Лукин В.П., депутаты Государственной Думы РФ Жириновский В.В., Нилов Я.Е., Попов С.А., Рахматуллина З.Я., Сенаторова Е.Н., представители Совета Федерации, Минюста России, МВД России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Генеральной прокуратуры России.

В заседании приняли участие также члены Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными организациями, члены Общественной палаты РФ, многочисленные эксперты и представители СМИ.

Присутствуют 34 члена Совета.

Кворум для принятия решений достигнут

Повестка дня:

1. О законодательных инициативах по защите религиозных чувств граждан

Жириновский В.В.

Нилов Я.И.

Борода А.М.

Чаплин В.А.

Пшихачев Ш.А.

2. О гражданских инициативах по защите религиозных чувств граждан

Сванидзе Н.К.

Ряховский В.В.

Себенцов А.Е.

Симкин Л.С.

Легойда В.Р.

Хакамада И.М.

Пашин С.А.

3. Обсуждение и принятие рекомендаций Совета

4. Разное

По вопросу повестки дня возражений не поступило

Слушали:

1.С вступительными словами к присутствующим обратились Федотов М.А. и Лукин В.П.

2. По первому и второму вопросу с докладами выступили: Жириновский В.В., Нилов Я.Е., Чаплин В.А., Борода А.М., Пшихачев Ш.А., Сванидзе Н.К., Ряховский В.В., Себенцов А.Е., Симкин Л.С., Легойда В.Р., Хакамада И.М., Пашин С.А.,

3. По третьему вопросу выступили: Шевченко М.Л., Караганов С.А., Поляков Л.В., Шахов М.О., Бабушкин А.В., Кипшидзе В.В., Трайнин О.М., Соболева А.К., Айвазова С.Г.

4. Кравченко Б.Е. и Шаблинский И.Г. представили проекты заявлений Совета и предложили членам Совета проголосовать за них. Также было внесено предложение вынести на заочное голосование проект заявления, подготовленный Юровым А.Ю.

Федотов М.А. предложил присутствующим проголосовать по вопросу о переименовании Рабочих групп Совета в Постоянные комиссии. Возражений не поступило.

Решили:

1. Принять за основу проект Заключения, подготовленного экспертной группой под руководством Ряховского В.В. (Приложение 1), и провести по нему заочное голосование с возможностью внесения поправок в окончательный текст. Установить срок для проведения голосования по адресу sovet2012@president-sovet.ru – до 15 часов 27 января с.г.

За – 20

Против – 3

Не голосовали – 11.

По итогам заочного голосования большинство членов Совета высказались в поддержку заключения, подготовленного экспертной группой.

2. Продолжить работу экспертной группы под руководством Ряховского В.В., дополнив ее состав членами Совета Морщаковой Т.Г., Пастуховым И.Н., Пашиным С.А., Соболевой А.К.

Решение принято консенсусом.

3. Провести заочное голосование по проектам документов, представленных членами Совета Кравченко Б.Е., Шаблинским И.Г. и Юровым А.Ю., с возможностью внесения поправок в их окончательные тексты. Срок для проведения голосования по адресу sovet2012@president-sovet.ru – до 15 часов 27 января с.г.

Решение принято консенсусом.

4. Переименовать рабочие группы Совета в Постоянные комиссии Совета.

Решение принято консенсусом.

Председатель Совета М.Федотов

Секретарь заседания А.Дейнеко

 

Приложение 1

к протоколу заседания Совета

№ 1 от 23.01.2012 г.

 

Совет при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

 

Заключение

на проект федерального закона

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»

Рассматриваемый проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членом Совета Федерации Б.И.Шпигелем, депутатами Государственной Думы: А.Ю.Воробьевым, С.В.Железняком, С.А.Поповым, В.В.Жириновским, Я.Е.Ниловым, Н.В.Левичевым, Е.Б.Мизулиной, З.Я.Рахматуллиной, С.А.Гавриловым, С.П.Обуховым
26 сентября 2012 г. (законопроект № 142303-6).

Из пояснительной записки и текста законопроекта следует, что проект разработан в развитие положений Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с целью устранения пробелов в правовом регулировании в части, касающейся ответственности лиц, оскорбляющих религиозные убеждения граждан России, исповедующих христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, и/или оскверняющих объекты и предметы религиозного почитания (паломничества), места, предназначенные для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений. Поставленную цель предлагается достигнуть путем введения в главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» статьи 243.1 «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний». Одновременно предлагаются обеспечивающие изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также изменения в статьи 3.5 и 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вводящие более строгие меры ответственности для граждан и должностных лиц, а также новый состав административного правонарушения - осквернение и порча ряда предметов религиозного назначения.

Необходимость указанного изменения и дополнения законодательства авторы проекта обосновывают тем, что названные посягательства являются общественно опасными, поскольку нарушают традиционные и религиозные нормы, выработанные обществом на протяжении многих веков, его нравственные устои, противоречат морали, влекут тяжкие последствия и носят яркую антисоциальную направленность, а в Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствует статья, предусматривающая ответственность за указанные деяния.

Анализируя данный законопроект, Совет исходит из общественной важности поднятой темы, учитывает нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов, международные обязательства Российской Федерации, включая предусмотренные Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее – ЕКПЧ).

Совет принимает во внимание также практику Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 февраля 2007 года № 2-П, решения ЕСПЧ являются составной частью российской правовой системы,
а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права.

Совет подчеркивает гарантированное Конституцией Российской Федерации равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и необходимость обеспечивать защиту прав и основных свобод человека во всей их полноте.

По мнению Совета, ни законом, ни судебной практикой внутренние субъективные переживания одного лица или группы лиц не могут быть использованы в качестве объективного критерия оценки деяний других лиц, поскольку это привело бы к недопустимому и конституционно не обоснованному ущемлению прав и свобод человека и гражданина.

Согласно правовой позиции ЕСПЧ в вопросе об оскорблении чувств верующих определяющим является наличие или отсутствие факта унижения человеческого достоинства граждан (достоинства личности) по признаку их отношения к религии. При этом ЕСПЧ исходит из положений ст. 3 Европейской конвенции, установившей, что никто не может подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Совет полагает необходимым делать различие между персонально нанесенным конкретному лицу или конкретной группе лиц оскорблением и оскорблением неопределенного круга лиц в связи с унижением их достоинства путем создания у них чувства страха, тревоги и собственной неполноценности, сокрушения физического или морального сопротивления жертв, как определяется ЕСПЧ (решение «Ирландия против Великобритании», от 18.01.1978, серия А, № 25, с. 66–67, § 167), (§ 120 постановления по делу «Смит (Smith) и Грэйди (Grady) против Соединенного Королевства» от 27.09.1999 (окончат. 27.12.1999) и Верховным судом РФ (п. 15 постановления № 5 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003).

По мнению Совета, авторы законопроекта намеревались, прежде всего, заменить административную ответственность, предусмотренную частью второй ст. 5.26 КоАП РФ, на уголовную, дополнительно включив в объект преступного посягательства не только религиозные чувства, но еще и религиозные убеждения. Кроме того, в проекте предлагается ввести ответственность за осквернение объектов и некоторых предметов религиозного почитания, оскорбление и унижение богослужений и других религиозных обрядов, а также за публичное осквернение богослужебной и религиозной литературы. Внесение таких изменений в действующее законодательство вызывает серьезные возражения.

Совет полагает, что рассматриваемый законопроект, несмотря на актуальность затронутой им темы, не может быть поддержан. Его обоснование отсутствием в УК РФ статьи об «оскорблении религиозных чувств граждан» не может быть принято ввиду следующих соображений:

1. Содержание деяния «оскорбление религиозных чувств граждан» не имеет правовой определенности, и в реальных условиях правоприменения будет иметь расширительное толкование, приводящее к ущемлению прав и свобод лиц, действия которых, в том числе в рамках реализации конституционных прав и свобод (свободы слова, свободы творчества, свободы совести и т.д.), гипотетически могут трактоваться как оскорбляющие чувства отдельных граждан или групп граждан, выделяющихся по признаку отношения к религии. Это обусловлено – помимо прочего – неопределенностью и неприменимостью понятия «оскорбление» в отношении таких безличных явлений как богослужения или другие религиозные обряды и церемонии. В соответствии с содержанием понятия «оскорбление», сформированным российским правом (бывшая ст. 130 УК РФ) и решениями ЕСПЧ, богослужения и обряды оскорблены быть не могут. Возможная реакция государства на действия, нарушающие, например, ход богослужения, охватывается уже имеющимися положениями законодательства РФ об ответственности за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания.

2. Выделение в новой статье 243.1. УК РФ, предлагаемой указанным законопроектом, религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, носит дискриминационный характер в отношении других религиозных объединений, что является нарушением конституционного принципа равноправия.

3. Предлагаемое в статье 243.1. УК РФ введение уголовной ответственности за осквернение объектов и предметов религиозного почитания и др. следует рассматривать в контексте уже установленных законодательством РФ мер уголовной ответственности за вандализм, за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, а также за разжигание религиозной ненависти. Совершенствование правовой защиты религиозных чувств в данной области возможно, но не за счет конструирования нового, не имеющего ясных правовых границ, состава преступления.

4. В части 2 статьи 5.26 КоАП РФ в предлагаемой редакции наряду
с богослужебной упоминается также религиозная литература. Однако правовые критерии отнесения литературы к религиозной отсутствуют, а следовательно, принятие данной нормы приведет к произвольному толкованию и усмотрению правоприменителя. Кроме того, из смысла предлагаемой статьи вытекает, что речь идет не о мировоззренческой символике вообще, а именно о религиозной символике, но данный профиль символики должен быть ясно и определенно сформулирован, чтобы избежать излишне широкого толкования данного понятия.

Совет полагает, что конкретные деяния, посягающие на достоинство граждан и, следовательно, оскорбляющие чувства граждан в правовом смысле, выявленном ЕСПЧ (унижение достоинства, возбуждение страха, чувства неполноценности и т.п.), уже предусмотрены рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ): ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (дискриминация)», ст. 148 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания», ст. 213 «Хулиганство», ст. 214 «Вандализм», ст. 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», ст. 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества», ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий» и т.д.

Совет обращает внимание также на то, что правовая защита религиозных чувств граждан обеспечивается нормами не только Уголовного кодекса, но и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сюда относятся, в частности: ст. 20.1 «Мелкое хулиганство», ст. 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», ст. 5.61 «Оскорбление», ст. 5.62 «Дискриминация» и т.д.

Вместе с тем, анализ мировой практики правовой защиты религиозных чувств показывает, что предварительно – до установления мер ответственности – должны быть проанализированы объективно возможные формы общественно опасного оскорбления таких чувств, иначе нельзя гарантировать принятие социально обоснованных и эффективных законодательных запретов. При этом решение возможных проблем в спорных ситуациях должно обеспечивать конституционную защиту прав и свобод граждан как в сфере, связанной с проявлением религиозных чувств, так и при реализации гражданами других прав и свобод.

Кроме того, представляется целесообразным до внесения изменений
в законодательство инициировать подготовку и принятие Верховным Судом РФ постановления Пленума о практике применения законодательства, а именно, соответствующих статей УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. Это позволило бы выявить как объективные пробелы и недостатки регулирования, так и обнаруживающиеся на практике проблемы непоследовательного и разноречивого толкования и применения соответствующих правовых норм.

В целом рассматриваемый законопроект не может быть поддержан.

Настоящее заключение подготовлено экспертной группой в составе:

Татьяна Вагина, заместитель директора Департамента по делам НКО Минюста России, эксперт Совета,

Иосиф Дискин, доктор экономических наук, член Совета,

Михаил Краснов, доктор юридических наук, эксперт Совета,

Игорь Пастухов, член Совета

Анатолий Пчелинцев, доктор юридических наук, эксперт Совета,

Генри Резник, член Общественной палаты РФ, эксперт Совета,

Владимир Ряховский, член Совета,

Андрей Себенцов, действительный государственный советник РФ первого класса, эксперт Совета,

Лев Симкин, доктор юридических наук, эксперт Совета,

Леонид Сюкияйнен, доктор юридических наук, эксперт Совета,

Астамур Тедеев, доктор юридических наук, эксперт Совета,

Михаил Федотов, доктор юридических наук, председатель Совета,

Михаил Шахов, доктор философских наук, эксперт Совета,

Настоящее заключение одобрено на заседании Рабочей группы по гражданским свободам и гражданской активности 18.01.2013 г., обсуждено на специальном заседании Совета 23.01.2013 г. и принято путем заочного голосования большинством членов Совета

Приложение 2

к протоколу заседания Совета

№ 1 от 23.01.2012 г.

 

Предложения по совершенствованию законодательства,

подготовленные Постоянной комиссией по гражданским свободам и гражданской активности Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

(приложение к Заключению Совета от 23.01.2013)

I. Нижеследующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается изложить в следующей редакции:

«Статья 148. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания

1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов.

2. Те же деяния, сопряженные с умышленным унижением достоинства граждан в связи с их отношением к религии, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года или лишением свободы на тот же срок.

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры

1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.»

II. Часть третью статьи 20 УПК РФ после слов «147, часть первая» дополнить словами: «148, части первая и вторая».

III. Статью 5.26 КоАП Российской Федерации предлагается изложить в следующей редакции:

«Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Умышленное унижение достоинства другого лица в связи с его отношением к религии либо осквернение богослужебной литературы, а равно предметов религиозного почитания, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов, на должностных лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание.

Критика религиозных объединений и их представителей, религиозных убеждений или обычаев сама по себе не является правонарушением.».

(обоснование - см. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 28.06.2011)

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter