Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации по итогам специального заседания "Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих"

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслушав доклады представителей Министерства обороны РФ, Главной военной прокуратуры РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ, правозащитных и иных общественных организаций, а также экспертов, отмечает, что проходящая в последние годы реформа Вооруженных сил Российской Федерации стала самым радикальным и масштабным их преобразованием с момента их создания.
По мнению Совета, реальное положение дел с обеспечением прав военнослужащих свидетельствует о необходимости продолжать военную реформу, уделив особое внимание совершенствованию нормативных и программно-уставных документов, а также неформальных практик. Целью такой работы должны стать: создание эффективных механизмов защиты прав военнослужащих и выявление причин неудачи попыток перехода армии на комплектование по контрактному принципу.
Совет считает необходимым внесение в Бюджетный кодекс РФ изменений, предусматривающих открытие информации о социально значимых расходах бюджета на военнослужащих, включая офицеров и военнослужащих-контрактников. Речь идет, прежде всего, о расходах на: строительство жилья; денежное содержание и материальное обеспечение; медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; пенсионные выплаты и медицинские услуги военным пенсионерам и т.д. Более детально все эти вопросы могли бы быть урегулированы федеральным законом «О порядке формирования военного бюджета и контроле за его исполнением», проект концепции которого Совет предлагает подготовить совместными усилиями специалистов и структур гражданского общества.
Одновременно необходимо и далее расширять информационную открытость Минобороны России, в частности: возобновить прерванные осенью 2009 года ежемесячные публикации на официальном сайте информации о количестве происшествий и преступлений в Вооруженных Силах РФ с разбивкой по типам; в полном объеме выполнить Указ Президента РФ от 10.08.2011 № 1063 "Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства обороны РФ, размещаемой в сети Интернет"; возобновить прерванную в 2007 году практику публикации ежегодных официальных отчетов о деятельности Минобороны России и т.д. Информационная открытость должна распространиться также на воинские подразделения и военкоматы.
Совет полагает, что система военной службы по контракту нуждается в развитии и дальнейшем совершенствовании. В частности, представляется необходимым привести армейские оклады в соответствие с окладами по званию и должности в других силовых структурах. В свою очередь, типовая форма контракта о прохождении военной службы должна стать полноценным нормативным документом, всеобъемлюще определяющим правоотношения, в которых состоят военнослужащий и его работодатель.
По мнению Совета, большой общественный интерес в контексте постепенного перехода к профессиональной армии, представляло бы комплексное исследование расходов государственного бюджета на подготовку и содержание призывного контингента, в сравнении с аналогичными расходами в отношении военнослужащих-контрактников. Такое исследование могло бы быть организовано по поручению Президента РФ силами Счетной палаты РФ и Совета в соответствием с Положением о взаимодействии между Палатой и Советом, датированным 18 февраля 2011 г.
Совет обращает внимание на многочисленные пробелы в российском законодательстве, препятствующие скорейшему решению многих социальных проблем военнослужащих. В связи с этим Совет полагает актуальным подготовку федерального закона «О военной службе», который установил бы особенности прохождения этого вида государственной службы и гарантировал каждому военнослужащему соблюдение его конституционных прав и свобод. В свою очередь, этот закон стимулировал бы приведение общевойсковых уставов и иных отраслевых нормативных актов в соответствие с потребностями формирования нового облика Вооруженных Сил. Одновременно следовало бы внести изменения в правоприменительную практику с тем, чтобы судебные решения, касающиеся нарушений прав военнослужащих, исполнялись в установленные сроки.
Совет обращает внимание на имеющиеся проблемы с получением удостоверений «Ветеран боевых действий» участниками боевых действий на территории Южной Осетии в августе 2008 года и предлагает возложить обязанность запрашивать и получать необходимые подтверждающие документы на соответствующие комиссии военных округов.
Совет выражает озабоченность сообщениями средств массовой информации об имеющихся случаях использования военнослужащих по призыву на погрузке-разгрузке боеприпасов, а также в работах на полигонах при уничтожении боеприпасов. Подобная практика представляется неприемлемой. Необходимы решительные усилия Минобороны России по скорейшему освоению безопасных технологий уничтожения боеприпасов.
В целом, Совет полагает важным ускоренными темпами развивать систему общественного контроля за прохождением военной службы, для чего подготовить законопроект, устанавливающий разветвленную систему общественного контроля за соблюдением основных прав и свобод военнослужащих во всех ведомствах, в которых существует военная служба, как по призыву, так и по контракту. При подготовке законопроекта следует учесть опыт создания механизмов общественного контроля в других сферах жизни общества, а также концепцию проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации», разрабатываемого в настоящее время в рамках Совета.
Настоящие Рекомендации приняты на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 27 марта 2012 г. и одобрены путем заочного голосования.

Председатель Совета М. Федотов

 

Загрузить (58,33 КБ)


© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter