Обращения и ответы

Справка о результатах выполнения поручения Президента Российской Федерации № Пр.-1886 – 2011 года

Председатель постоянной комиссии по  гражданскому участию в миротворчестве и защите прав человека на Северном Кавказе Александр Мукомолов подготовил справку на имя главы Совета Михаила Федотова о результатах выполнения Поручение Президента Российской Федерации № Пр. – 1886, данное 5 июля 2011 года на выездном заседания Совета в городе Нальчике.

Справка о результатах выполнения поручения Президента Российской Федерации № Пр.-1886 – 2011 года

Советнику Президента Российской Федерации, Председателю Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека

Федотову М.А.

 

Справка

о результатах выполнения поручения Президента

Российской Федерации № Пр.-1886 – 2011 года

 

В марте 2013 года Контрольным управлением Президента РФ было снято с контроля Поручение Президента Российской Федерации № Пр. – 1886, данное 5 июля 2011 года на выездном заседания Совета в городе Нальчике.

Медведев Д.А. в поручении дал указания Хлопонину А.Г. и Голиковой Т.А. подготовить предложения по розыску пропавших без вести на территории республик Северного Кавказа.

Предложения Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека о создании на Северном Кавказе системного механизма розыска пропавших без вести включали:

1. Создание координирующего центра розыска.

2. Формирование единой оперативной идентификационной базы, в т.ч. с использованием результатов молекулярно-генетических исследований.

3. Определение ФГБУ «Российский центр СМЭ» Минздрава России как головной структуры, определяющей принципы разработки и формирования единой оперативной базы данных на граждан, пропавших без вести на Северном Кавказе на основе современных достижений генетики в области судебно-медицинской экспертизы и идентификации.

4. Внесение дополнений в Федеральный закон ФЗ № 242 – 2008 года «Об обязательной геномной регистрации в Российской Федерации» и усовершенствование механизма реализации положений данного закона в практической деятельности.

Следует отметить, что практически по всем предложениям Совета из Правительства Российской Федерации получены отрицательные заключения, которые и явились основанием для снятия указаний Президента РФ с контроля. При этом, а) ситуация с организацией розыска граждан, пропавших без вести на Северном Кавказе остается неудовлетворительной; б) в ответах от правительственных структур на указания Президента России не последовало конструктивных решений.

Из документов № 3012п – П12 от 25 июня 2912 г. и № 320п – П12 от 22 января 2013 г., подписанных вице-премьерами Правительства России Рогозиным Д.О. и Хлопониным А.Г. особенно обращают на себя внимание следующие ответы по нашим предложениям:

1. « Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным создание при Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести рабочей группы по розыску… розыском пропавших без вести занимаются оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

В целом такой ответ однозначно оценивается как отказ о создании какой-либо координирующей розыск структуры : центра, комиссии, рабочей группы и др., не смотря на то, что деятельность сотрудников федеральных министерств и ведомств, осуществляющих розыск граждан, пропавших без вести на территории СКФО, разобщена не только по территориальному принципу ( в рамках отдельных субъектов России), но и по ведомственной принадлежности. В условиях же событий осетино-ингушского конфликта 1992 г., ситуации в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии в конце девяностых и начале двухтысячных, непосредственными участниками конфликтов и пропавшими без вести оказались не только военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и жители конкретного региона, но и граждане практически всех регионов Юга России, российской глубинки и ближнего зарубежья. Всего свыше 8000 человек.

В интересах взаимодействия силовых и правоохранительных органов на Северном Кавказе Генеральной Прокуратурой РФ в СКФО разработана «Комплексная программа по борьбе с похищениями людей и розыску пропавших без вести на 2011 – 2014 гг.», подписанная руководителями всех заинтересованных окружных правоохранительных структур. Однако, кроме традиционных призывов улучшить, углубить и усилить розыскную работу, программа не содержит прорывных предложений по использованию достижений в криминалистике, судебной медицине, генетике и информационных технологиях, а также в координации усилий всех участников розыскного процесса. Невысокую эффективность запланированных мероприятий подтверждает аналогичная программа на 2007 – 2010 гг.

2. «По мнению МВД России, идентификация пропавших без вести лиц путем сравнения больших массивов генотипов указанных лиц с генотипами их предполагаемых родственников малоинформативна в связи с высокой вероятностью случайного совпадения генетических признаков сравниваемых генотипов. Данную позицию подтверждает мировая практика создания и функционирования национальных баз данных геномной информации, в частности в государствах – членах Интерпола.»

Мировая практика подтверждает, во-первых, наличие в государствах, в т.ч. членах Интерпола национальных баз геномной информации, чего нет пока в России. Во-вторых, ни в одной из этих стран не числится пропавшими без вести сотни тысяч граждан как у нас. Задача розыска имеет общероссийскую значимость. И наконец, в-третьих, из более чем 3000 пропавших без вести в башнях-близнецах в США идентифицировано уже около 1500 и работа продолжается. Из 40 000 пропавших граждан в странах бывшей Югославии установлена судьба 16 000 человек, в т.ч. при самом активном применении экспертного сравнивания генотипов останков с генотипами их предполагаемых родственников. В Российской Федерации также имеется опыт проведения сложных и масштабных сравнительных исследований, связанных с установлением личности погибших на Саяно-Шушенской ГЭС, в катастрофе под Смоленском польских граждан, идентификацией костных останков военнослужащих в Чечне и др. При этом, программа и процесс идентификации предполагает комплексное использование прижизненной и посмертной информации о погибших и пропавших, а также их генотипов.

3. «Правительство Российской Федерации подтверждает свою позицию о нецелесообразности создания оперативной базы данных геномной информации в федеральном государственном бюджетном учреждении «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России…учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации всех пропавших без вести лиц, осуществляется МВД России путем формирования и ведения единой федеральной базы геномной информации, оператором которой является федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД России».

В соответствии со ст.7 ФЗ №242, ЭКЦ МВД Российской Федерации проводит геномную регистрацию лиц осужденных и отбывающих наказание за определенные составы преступления, неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанных трупов. Геномная регистрация родственников пропавших без вести данным учреждением МВД РФ не ведется. Таким образом, сравнивать генотипы неопознанных трупов не с чем. Явный пробел в федеральном законе № 242 налицо и требует преодоления. Создание оперативной базы геномной информации в интересах розыска пропавших без вести является не просто созданием учетной картотеки с выдачей ответов «да» и «нет». Создание такой базы предполагает непрерывный процесс сбора дополнительной информации, проведения сложных молекулярно-генетических исследований. Требуется применение специальных методических приемов, аппаратных и программных средств, а также расширенных панелей аналитических тест-систем. Такие сложные молекулярно-генетические экспертизы выполняются только в ФГБУ «РЦ СМЭ» Минздрава России, в региональных экспертных учреждениях такие экспертизы не проводятся.

4. «Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.»

Таким образом ФЗ №242 статьей 11 регламентирует систему учетов геномной информации и витиевато называет структуру, формирующую и поддерживающую федеральную базу данных геномной информации. Генотипы родственников, пропавших без вести, вводить в эту базу данных законом не предусмотрено. Хотя в настоящее время и не без участия и рекомендаций СПЧ структуры Следственного комитета РФ, расследующие уголовные дела, связанные с исчезновением людей, начали брать биологические образцы у родственников и проводить соответствующие генетические исследования. СУ СК по Чеченской Республике имеет в своей локальной базе генотипов около 500 исследованных образцов, в Республике Ингушетия – 350 образцов. Всего по Северному Кавказу генотипировано от 1500 до 2000 родственников, чьи близкие числятся пропавшими без вести. До сих пор эта информация остается втуне и лишь в редких частных случаях используется в локальных внутриведомственных идентификационных экспертизах. Отсутствует даже элементарный обмен информацией, позволяющий сравнивать костные останки с генотипами родственников на территории другой республики или находящихся в производстве другого ведомства.

Требуется доработка Федерального закона № 242 не только с точки зрения регламентации порядка учета и использования геномной информации, полученной от родственников пропавших без вести, но и определения роли ФГБУ «РЦ СМЭ» в процессе получения, хранения, систематизации и использования геномной информации в системе розыска граждан, пропавших без вести.

На основании изложенного следует вывод, что реализация поручения Президента Российской Федерации № 1886 не достигла желаемой цели – создание единой системы розыска граждан, пропавших без вести на Северном Кавказе и перенесения позитивных результатов работы такой системы на общероссийский уровень.

Считаю целесообразным:

а) В мае с.г. обсудить состояние розыска граждан, пропавших без вести на Северном Кавказе на заседании комиссии СПЧ по гражданскому участию в миротворчестве и защите прав граждан на Северном Кавказе.

б) В июне с.г. на площадке Миротворческой миссии в г. Пятигорске провести семинар-совещание с руководителями российских учреждений судебно-медицинской экспертизы и представителями розыскных структур для выработки консолидированного решения по созданию единой оперативной идентификационной базы розыска.

в) В сентябре-октябре 2013 года провести выездное заседание Совета по теме розыска граждан, пропавших без вести на Северном Кавказе, подготовить предложения для информирования Президента Российской Федерации.

 

Руководитель комиссии СПЧ по участию
в миротворчестве и защите прав человека на
Северном Кавказе                                         Александр Мукомолов