Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации Рабочей группы по избирательным правам по обеспечению прозрачности выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 4 марта 2012 года

Рабочая группа по избирательным правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в преддверии президентских выборов 4 марта 2012 года полагает принципиально важным обеспечить их законность и максимальную прозрачность. Осознавая важность мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в частности, Постановления от 27 декабря 2011 года № 82/635-6 «О Порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года», полагаем, что для обеспечения прозрачности работы избирательных комиссий необходимы дополнительные меры. Для этого, в частности, следует, чтобы:

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила такие вопросы как:

- оснащение прозрачными ящиками для голосования, в том числе переносными, всех избирательных участков;

- оснащение всех автоматизированных комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) прозрачными контейнерами;

- дополнительное разъяснение членам избирательных комиссий, что погашение неиспользованных и непосредственный подсчет использованных избирательных бюллетеней (включая вскрытие ящиков для голосования и сортировку бюллетеней) должны производиться исключительно в месте, отведенном для видеонаблюдения;

- демонстрация перед камерами видеонаблюдения всех страниц подписанного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования;

- обеспечение архивирования и доступности записей видеоизображения и звука со всех камер видеонаблюдения в любое время после 21.00 по московскому времени;

- установка не менее чем двух камер видеонаблюдения в помещении, где производится прием протоколов участковых избирательных комиссий, каждой территориальной избирательной комиссии, обеспечив их бесперебойную трансляцию в Интернет после 21.00 по московскому времени и архивирование видеоизображения и звука. При этом каждая страница каждого сдаваемого протокола должна быть продемонстрирована перед камерой видеонаблюдения;

- обращение особого внимания на установку камер видеонаблюдения на избирательных участках Северного Кавказа, где к ходу и организации выборов у общественного мнения особенные претензии. Установка камер позволит отследить реальную явку на выборах в данном регионе;

- обязательное вывешивание копии итогового протокола участковой избирательной комиссии на информационном стенде в доступном для избирателей месте сразу после его подписания;

- недопустимость удаления наблюдателей (и иных лиц, имеющих право присутствовать на избирательном участке), не совершающих нарушений избирательного законодательства, а также без решения избирательной комиссии и составления протокола об административном правонарушении с указанием конкретных действий, послуживших причиной удаления и конкретной статьи закона, которая была нарушена.

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации подготовило специальную памятку для сотрудников полиции, дежурящих на избирательных участках в день голосования, разъяснив, что в их обязанности входит: 1) пресечение любых нарушений избирательного законодательства, от кого бы они не исходили, включая попытки вброса бюллетеней; 2) пресечение нарушений прав наблюдателей, членов избирательных комиссий, представителей СМИ со стороны руководителей избирательных комиссий и иных лиц; 3) составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.6, 5.10, 5.16, 5.22, 5.49 и др. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Следственный комитет Российской Федерации обеспечил круглосуточное дежурство следователей в день голосования для оперативного решения вопросов о возбуждении уголовных дел по поступающим заявлениям о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав граждан, фальсификации избирательных документов или итогов голосования в соответствии со статьями 141, 142 и 142.1 Уголовного кодекса РФ.

4.Генеральная прокуратура Российской Федерации

- обеспечила дежурство прокуроров в день голосования на всех территориальных избирательных комиссиях для оперативного решения вопросов о привлечении к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в отношении избирательных прав граждан в соответствии со статьями 5.1, 5.24, 5.25, 5.58 и другими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- дополнительно разъяснила, что прокуроры в соответствии со статьей 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях обязаны возбуждать дела по иным статьям указанного Кодекса (в частности, статьи 5.6), если они не возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел и (или) избирательных комиссий.

Загрузить (207,71 КБ)


© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter