Обращения и ответы

Особое мнение Игоря Борисова на законопроект об изменении статей 401.2 и 401.6 Уголовно-процессуального кодекса

Заключение на законопроект 401 2 УПК РФ.pdf посмотреть 237 КБ

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов выступил с особым мнением в отношении экспертного заключения на проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 401.2, 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", принятого Советом в результате заочного голосования.

Особое мнение Игоря Борисова

Особое мнение Борисова И.Б.

на экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на проект Федерального закона №451414-6 «О внесении изменений в статьи 401.2, 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»


В порядке ст. 24 Регламента Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

1. Согласен с позицией Совета о категорической неприемлемости дополнения ст.401.6 УПК РФ положением о восстановлении пропущенного годичного срока обжалования, так как это будет напрямую ухудшать положение осужденного.

2. Не разделяю мнение Совета по поддержке исключения ограничительного срока в один год права на кассационное обжалование по следующим основаниям.

Во-первых, стоит учитывать, что годичный срок, если он пропущен по уважительной причине, может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК РФ. Данное положение исключает злоупотребление данным правом со стороны участников судебного процесса, так как в качестве причин, которые могут быть признаны судом уважительными при пропуске срока на подачу жалобы, Верховным Судом РФ названы, например, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также обстоятельства, в силу которых лицо было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд.

В данном случае поддерживаю позицию Т.Г.Морщаковой, так как исключение ч. 3 ст.401.2 УПК РФ, также предоставит право бессрочного обжалования решений суда стороной обвинения, которое в последующем может ухудшить положение подсудимого, что идет в разрез с задачами правозащитной деятельности Совета.

Во-вторых, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрено апелляционное обжалование решения суда, которое в первую очередь несет в себе задачу гарантии справедливости судебного решения в окончательном виде.

В-третьих, сущность данного срока, в стремлении законодателя к незамедлительному реагированию всех заинтересованных сторон, прежде всего, участников судебного процесса на неправомерные действия судебных органов для скорейшего восстановления законности и нарушенных прав.

Кроме того, отсутствие «окончательной точки» в деле может стимулировать шантаж, запугивание участников «незаконченного процесса» вплоть до угроз жизни и здоровью со стороны заинтересованных сторон (и, к сожалению, это объективная реальность).

Временные ограничения направлены на то, чтобы любые правоотношения, регулируемые, кроме прочего, уголовным законодательством не выходили в обществе за определенные рамки, в том числе временные, в противном случае принцип верховенства права превратится в нечто аморфное, под воздействием временного фактора «отложенного окончательного решения».

Член Совета И.Б. Борисов