Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Содержание
Документы
Проект закона
проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

(о пребывании, проживании и трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территорию Украины, и упрощении оснований приобретения ими гражданства Российской Федерации)


Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; 2010, N 21, ст. 2524; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст.2321; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4081; N 52, ст. 6965) следующие изменения и дополнения:

1) часть 1 статьи 5 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Срок временного пребывания гражданина Украины и лица без гражданства, вынужденно покинувших территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом 2013 - 2014 г.г., составляет один год со дня въезда в Российскую Федерацию, но не позднее 1 сентября 2015 года.».

2) статью 8 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«Гражданину Украины и лицу без гражданства, проживавшему на территории Донецкой и Луганской областей, вынужденно покинувшему территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом и прибывшему в Российскую Федерацию, получившему временное убежище в Российской Федерации, по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Часть 2 настоящей статьи к данным лицам не применяется.».

3) пункты 11 и 12 части 4 статьи 13 изменить на следующие:

«11) ходатайствующих о признании либо признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до отказа в предоставлении статуса либо соответственно до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) ходатайствующих о предоставлении временного убежища либо получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до отказа в предоставлении временного убежища либо соответственно до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища».

Статья 2.

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст.1828, 1829) следующее изменение:

часть 7 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона принимаются иностранные граждане и лица без гражданства: 1) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей;

2) проживавшие на территории Донецкой и Луганской областей, вынужденно покинувшие территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом, прибывшие в Российскую Федерацию и получившие временное убежище в Российской Федерации.».

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

К оглавлению ↑
Пояснительная записка к проекту федерального закона
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»


По данным ФМС России, к середине августа 2014 г. на территории Российской Федерации находятся более 700 тыс. граждан Украины и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территорию Украины из-за вооруженного конфликта. В связи с неопределенностью дальнейшего развития ситуации в Восточной Украине подавляющее большинство из них не обращались за предоставлением статуса беженца или временного убежища.

До настоящего времени не решены законодательно вопросы продления срока разрешенного пребывания указанных лиц на территории Российской Федерации и беспрепятственности трудоустройства, что существенно затрудняет их самостоятельное обустройство и реализацию социальных прав.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Поскольку в соответствии с данным федеральным законом срок пребывания на территории Российской Федерации лицам указанной категории не продлевался, после 3-месячного пребывания в России они должны будут выехать за пределы Российской Федерации, что бессмысленно и негуманно.

Учитывая сложности в предоставлении пострадавшим гражданам временного убежища (массовое обращение граждан, нехватка бланков и др.), а также неопределенность перспектив разрешения вооруженного конфликта в Восточной Украине, предлагается законодательно определить срок законного пребывания на территории Российской Федерации всех жителей Украины, вынужденно покинувших ее территорию, в один год со дня въезда в Российскую Федерацию, но не позднее 1 сентября 2015 года (в том числе так называемых беженцев «на месте»). Одновременно это уменьшит нагрузку на подразделения ФМС России по продлению огромному количеству иностранных граждан срока пребывания на очередные 90 дней.

В целях создания условий для скорейшего обустройства лиц указанной категории, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, получивших временное убежище в Российской Федерации и пожелавших остаться в России на постоянное проживание с сохранением гражданства Украины, им предлагается выдавать виды на жительство по упрощенным основаниям, аналогичным участникам Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, - без получения разрешения на временное проживание, а также без подтверждения наличия жилого помещения и законного источника средств к существованию, как предусмотрено п. 23 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.

Упрощенный порядок трудоустройства иностранных граждан через приобретение патента возможен только при работе у физических лиц, в то время как значительная часть прибывающих из Украины переселенцев являются квалифицированными специалистами в сфере тяжелой промышленности. В связи с этим, уже на стадии обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца либо временного убежища целесообразно законодательно разрешить им работать в России без получения разрешения на работу у любых работодателей, а также независимо от наличия у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Это позволит гражданам обеспечивать себя самостоятельно и быстрее адаптироваться к новым условиям проживания, не допуская деморализации, независимо от возможной задержки в предоставлении статуса по объективным причинам. Кроме того, это уменьшит возможную нагрузку на бюджет, связанную с компенсацией проживания лиц указанной категории и предоставлением социальной помощи нуждающимся в ней.

Учитывая наиболее полное соответствие переселенцев из Украины потребностям демографического и социально-экономического развития Российской Федерации, а также отсутствие необходимости их социальной адаптации и интеграции, в целях взаимной поддержки культурно и духовно наиболее близких россиянам граждан Украины предлагается упростить основания приобретения ими гражданства Российской Федерации.

Часть малообеспеченных граждан указанной категории, окончательно решившая остаться на постоянное проживание в Российской Федерации, желают приобрести гражданство Российской Федерации и компенсировать за счет государства расходы на переселение путем участия в Государственной программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Однако ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и п.п. 40, 42 Госпрограммы увязывают возможность приобретения ими российского гражданства, а также компенсации государством расходов на переезд и выплату «подъемных» с наличием регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Проживая в пунктах временного размещения либо преимущественно в съемном жилье, переселенцы из Украины, как и другие участники Госпрограммы, в подавляющем большинстве случаев не в состоянии оформить регистрацию по месту жительства, что выталкивает их на теневой рынок оборота государственных документов.

Предлагается исключить требование о наличии регистрации по месту жительства из вышеназванных положений Федерального закона и Госпрограммы.

Между тем, неопределенность перспектив разрешения вооруженного конфликта в Украине не позволяет большинству пострадавших граждан осознанно принять окончательное решение о своем переезде на постоянное проживание в Россию либо возвращении в Украину. Во всяком случае, значительное количество переселенцев сохраняют надежду на возвращение в Украину в ближайшее время. Это не позволяет им участвовать в Госпрограмме, поскольку их добровольный отказ от участия в Госпрограмме и возвращение в Украину в течение 2 лет со дня въезда в Россию влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов на оформление документов о правовом статусе на территории России (п. 29 Госпрограммы).

Поэтому в целях обеспечения прав значительного количества пострадавших граждан предлагается установить иностранным гражданам и лицам без гражданства из числа лиц, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, вынужденно покинувшим территорию Украины в связи с вооруженным конфликтом, прибывшим в Российскую Федерацию и получившим временное убежище в Российской Федерации, самостоятельное основание приобретения гражданства Российской Федерации, аналогичное участникам Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, - без вида на жительство, законного источника средств к существованию и определения уровня владения русским языком, что предусмотрено новой ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

К оглавлению ↑
Перечень актов, подлежащих признанию утратившим силу, и финансовое обоснование
ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»


Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»


Реализация федерального закона не потребует расходов из федерального бюджета.

К оглавлению ↑
Социальные комментарии Cackle

© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта