Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Содержание
Документы
Предложения Совета о дополнительных мерах поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты

Предложения Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

о дополнительных мерах поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты

(в порядке исполнения пункта 1 «г» перечня поручений
Президента Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № Пр-2783)

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека полагает возможным и необходимым предложить следующие меры поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты (далее - социально ориентированные некоммерческие организации, СО НКО).

1. В целях увеличения объемов негосударственных инвестиций в СО НКО и повышения их эффективности, а также стимулирования негосударственных доноров.

1.1. Разработать систему налогового стимулирования благотворительной деятельности бизнеса, не предполагающей никаких выпадающих доходов бюджета:

- внести поправки в Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", предусматривающие признание пожертвований на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческих организаций благотворительной деятельностью, если такие пожертвования осуществляются в целях, соответствующих целям благотворительной деятельности;

- внести изменения в статьи 270 и 274 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций права уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям в виде пожертвований, в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы, установленного абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (один процент выручки от реализации), и одного процента внереализационных доходов;

- устранить препятствия к безвозмездной передаче НКО товаров народного потребления в качестве гуманитарной помощи нуждающимся и приравнять налогообложение товарных пожертвований к налогообложению утилизации товаров народного потребления;

- рассмотреть возможность включения затрат бизнеса на социальные программы, реализуемые СО НКО, в перечень затрат, снижающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

- принять закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляющий налогоплательщику право поручить налоговому органу перечислить суммы налога, подлежащие возврату ему в связи с предоставлением налогового вычета в связи с совершенным пожертвованием, организации (организациям) – получателю (получателям) основного пожертвования

1.2. Сформировать систему поощрения и морального стимулирования негосударственных доноров, в частности, корпоративных (награды, общественные статусы и др.), а также поощрения и тиражирования лучших практик, просвещения пока еще не вовлеченных в процесс социальных инвестиций российских компаний:

- ввести должность чиновника высокого уровня, ответственного за формирование государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности и благотворительности, за разработку и внедрение государственной Концепции содействия развитию корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций;

- рекомендовать государственным СМИ, в первую очередь, телеканалам, регулярно освещать деятельность социальных инвесторов и СО НКО, реализуемые ими проекты;

- обеспечить скорейшее принятие государственной Концепции развития публичной нефинансовой отчетности в РФ, которая не только стимулирует компании рассказывать обществу о своей социальной ответственности, но и совершенствовать свою деятельность в этой сфере, разработанной Минэкономразвития России в 2013 году.

1.3. Повысить привлекательность НКО как объекта социальных инвестиций для негосударственных доноров:

-  поддержать развитие социального предпринимательства (платной деятельности) в НКО, закрепив данный термин в законодательстве;

- устранить административные барьеры для ведения НКО деятельности, приносящей доход, отменив требование ведения раздельного учета в случае, если НКО применяет упрощенную систему налогообложения;

- обеспечить доступ НКО к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, центрам поддержки предпринимательства;

- предусмотреть возможность создания центров инноваций в социальной сфере на базе действующих ресурсных центров НКО;

- обеспечить реальный доступ СО НКО к государственному заказу, прозрачность конкурсных процедур и их результатов, а также общественный контроль в этой сфере и наделить соответствующими полномочиями общественные советы при органах исполнительной власти;

- ускорить утверждение и принятие Дорожной карты «Поддержка доступа организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», разработанной Агентством стратегических инициатив совместно с Минэкономразвития России и внесенной в Правительство РФ 1 декабря 2014 года;

- рассмотреть возможность введения дополнительных налоговых мер стимулирующего характера, в частности, льготы по налогу на прибыль и НДС для НКО, занимающихся платной деятельностью (социальных предприятий).

1.4. Стимулировать создание новых СО НКО («стартапов»):

-  разработать и официально утвердить уполномоченным органом примерные уставы для НКО разных организационно-правовых форм;

- упростить систему регистрации, предусмотрев возможность заявительной формы в электронном виде с регистрацией по месту жительства;

- на период становления НКО (до трех лет) упростить для них порядок отчетности и налогообложения в случае, если они не претендуют на особый налоговый статус, в том числе при незначительных однократных нарушениях ведения учета ограничиваться предупреждениями;

- предусмотреть для небольших НКО отчетность и учет по аналогии с индивидуальными частными предпринимателями;

- привести процедуры регистрации, отчетности и добровольной ликвидации в соответствие с теми, которые предусмотрены для малого бизнеса для НКО, не претендующих на особый налоговый статус, который планируется предоставлять социально ориентированным организациям;

- внедрять программы государственной финансовой поддержки начинающих НКО на уровне субъектов РФ и муниципалитетов;

- отказаться от 10-процентного секвестирования Программы поддержки СО НКО, реализуемой Минэкономразвития России в целях развития инфраструктуры некоммерческого сектора и рассмотреть возможность увеличения финансирования данной программы не менее, чем на 10 процентов в качестве антикризисной меры;

- создавать программы поддержки инфраструктуры НКО в субъектах РФ.

1.5. Развивать культуру оценки проектов СО НКО:

- ввести обязательное проведение независимой оценки проектов и публикацию их результатов в случае, если проекты финансируются из государственных источников;

- организациям – операторам президентских грантов публиковать в публичном пространстве перечни всех поданных на конкурсы и поддержанных проектов, а также отчеты об их реализации, выделенных средствах;

- способствовать совершенствованию системы открытых данных министерств социального блока, в том числе с участием НКО;

- привлекать НКО к использованию открытых данных для оценки результатов их собственных проектов.

1.6. Обеспечить системное развитие социального инвестирования:

-  определить заместителей министров, ответственных за развитие взаимодействия с негосударственными инвесторами и СО НКО во всех министерствах социального блока;

- обеспечить переход на исключительно конкурсную, прозрачную и открытую поддержку проектов НКО во всех министерствах социального блока;

- поручить Минэкономразвитию России координировать деятельность по обеспечению системного развития социального инвестирования.

1.7. Расширить участие бизнес-ассоциаций в  поддержке СО НКО:

- разработать программы содействия развитию корпоративного волонтерства в НКО, включающие, в частности, передачу навыков корпоративного управления, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом;

- стимулировать вхождение представителей бизнеса в управляющие советы СО НКО с целью развития культуры корпоративного управления и подотчетности в секторе.

2. В целях расширения участия НКО в общественном контроле

2.1. Сформировать механизмы реализации функций общественного контроля общественными объединениями:

- наделить общественные объединения правом обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц  в соответствии с их уставными целями, а также профсоюзов – в защиту их членов;

- внести изменения в Федеральный закон «О защите прав потребителей» в части расширяющий право общественных объединений потребителей в отношении мониторинга деятельности показателей государственных и муниципальных организаций социальной сферы.

2.2. Содействовать  повышению эффективности мероприятий общественного контроля (в т.ч. формированию системы независимой оценки качества социальных услуг с участием общественных советов при ФОИВ и РОИВ):

- рассмотреть возможность выделения части средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение развития институтов гражданского общества, на цели поддержки осуществления общественного контроля и независимой оценки качества социальных услуг, экспертной деятельности Общественных советов при ФОИВ и РОИВ, повышение квалификации в сфере общественного контроля, поддержки независимых некоммерческих СМИ;

- рассмотреть возможность выделения отдельных операторов грантов: 

а) для поддержки независимых некоммерческих СМИ (Фонд защиты гласности);

б) для поддержки мероприятий в сфере общественного контроля (Гражданский контроль, Санкт-Петербург);

- рассмотреть возможность создания специального общественно-государственного фонда для поддержки мероприятий в сфере общественного контроля;

- установить целевые показатели, оценивающие состояние развития общественного контроля в рамках оценки эффективности ОИВ, например, «количество поддержанных инициатив со стороны общественных структур и направленных на совершенствование конкретных сфер социальных отношений (финансовая, организационная поддержка и т.д.)»; «количество внесенных изменений в НПА по результатам общественного контроля» и т.п.

2.3. Активизировать работу по совершенствованию механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями:

- обеспечить постоянный анализ и контроль деятельности ФОИВ по развитию СО НКО;

- поручить Минэкономразвития России координировать работу ФОИВ по развитию СО НКО;

- разработать Концепцию государственной поддержки социально ориентированных НКО;

- разработать и принять нормативно-правовой акт, обязывающий ФОИВ реализовывать мероприятия по развитию взаимодействия с СО НКО.

2.4. Распространить формирующиеся механизмы взаимодействия СО НКО с ФОИВ на региональные органы власти и выстроить систему участия всех заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в этом процессе:

- разработать методические рекомендации по взаимодействию с СО НКО для федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечить создание в субъектах Российской Федерации пилотных площадок по развитию взаимодействия региональных органов власти с СО НКО.

2.5. Развивать механизмы общественного участия в деятельности коллегиальных органов:

- внести изменения в статью 11 Федерального закона  «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в части совершенствования механизма назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей);

- принять законодательные и нормативные правовые акты, предусматривающие обязательное участие представителей общественности в деятельности наблюдательных (попечительских) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.

2.6. Сформировать механизмы общественного контроля в «закрытых» учреждениях:

- принять законопроект №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

 - внести изменения в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (в части повышения результативности общественного контроля, расширения круга его субъектов за счет специально уполномоченных членов Общественной палаты РФ и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также расширения понятия «места принудительного содержания», включая расположенные в ЗАТО);

- разработать федеральный закон об общественном контроле за обеспечением прав человека в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания и ввести механизм общественного контроля за обеспечением прав человека в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания аналогичный механизму, предусмотренному в законопроекте «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2.7. Содействовать развитию механизмов общественного обсуждения:

- внести изменения в законодательство, устанавливающие набор требований к процессу проведения и процедурам опубликования материалов публичных слушаний, обязательность которых установлена действующими федеральными законами: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и закрепить  в законе в т.ч. следующие требования:

о минимальном сроке объявления о времени и месте проведения слушаний;

об обеспечении открытого доступа ко всем материалам, направленным заинтересованными лицами к слушаниям;

о составе материалов, подготавливаемых организаторами слушаний к их проведению;

о предоставлении права ведения аудио и видео записи слушаний.

3. В целях совершенствования законодательства и правоприменительной практики в отношении НКО, признанных «иностранными агентами» (Приложения 1, 2)

3.1. Внести изменения в законодательство РФ, направленные на исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 года, а также в связи с тем, что, согласно Федеральному закону от 4 июня 2014 года №147-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Минюсту России, как уполномоченному органу, предоставлено право самостоятельно, во внесудебном порядке, принимать решения о включении некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что исключает возможность уклонения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, от включения в соответствующий реестр, и, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, показывающую, что существующие размеры штрафов, установленные для юридических лиц (от 300 000 до 500 000 рублей), являются чрезмерными для некоммерческих организаций, которые согласно закону не могут иметь целью своей деятельности извлечение прибыли и обязаны использовать имеющиеся денежные средства и иное имущество исключительно по целевому назначению (Приложение 1);

3.2. Внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», направленные на уточнение  понятий «НКО, выполняющее функции иностранного агента», «политическая деятельность», «участие НКО в политической деятельности» (Приложение 2);

3.3. Внести изменения в  Уголовный кодекс Российской Федерации и исключить статью 330.1. «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента» (Приложение 2).

4. В целях развития системы поддержки СО НКО (Приложение 2)

4.1. Дополнить перечень видов деятельности СО НКО, указанный в статье 31.1. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следующим видом деятельности «исследовательская и экспертная деятельность в сферах, отнесенных к видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций»;

4.2. Уточнить порядок формирования и ведения государственных и муниципальных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки;

4.3. Усовершенствовать действующие налоговые льготы для жертвователей – физических и юридических лиц.

К оглавлению ↑
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к предложениям Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

о дополнительных мерах поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, _________________) следующие изменения:

1) в статье 19.7.5-2 слова «от ста тысяч до трехсот тысяч рублей» заменить словами «от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»;

2) в статье 19.34:

а) часть первую признать утратившей силу;

б) в части второй слова «на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей» заменить словами «на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Статья 2

Признать утратившей силу статью 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, __________________________).

Статья 3

Признать утратившим силу пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 30, ст. 4172).

 

Президент Российской Федерации                                                           В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

          Проект вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части снижения размеров штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.5-2 и частью 2 статьи 19.34. Часть 1 статьи 19.34 КоАП признается утратившей силу. Данные изменения вносятся в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года. Предлагаемые изменения также обусловлены тем, что, согласно Федеральному закону от 4 июня 2014 года №147-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Министерству юстиции Российской Федерации, как уполномоченному органу, предоставлено право самостоятельно, во внесудебном порядке, принимать решения о включении некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что исключает возможность уклонения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, от включения в соответствующий реестр. Сложившаяся правоприменительная практика вышеуказанных норм КоАП РФ показывает, что существующие размеры штрафов, установленные для юридических лиц (от 300 000 до 500 000 рублей), являются чрезмерными для некоммерческих организаций, которые согласно закону не могут иметь целью своей деятельности извлечение прибыли и обязаны использовать имеющиеся денежные средства и иное имущество исключительно по целевому назначению.

          Необходимость признания утратившей силу статьи 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, также обуславливается предоставленным Минюсту России правом самостоятельно принимать решения о включении некоммерческих организаций в соответствующий реестр, в связи с которым сама возможность «злостного уклонения» от исполнения такой обязанности исключается.

 

К оглавлению ↑
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к предложениям Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

о дополнительных мерах поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

 

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2002, № 12, ст. 1093; 2010, № 30, ст. 3995; 2011, № 30, ст. 4587) следующие изменения:

 

1) В статье 1:

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения, а также на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты и социально ориентированные некоммерческие организации.»;

пункт 7 исключить.

 

2) В пункте 6 статьи 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая безвозмездно получает денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц для осуществления в интересах иностранных источников политической деятельности на территории Российской Федерации.»;

в абзаце втором слова «а также в формировании общественного мнения в указанных целях» исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«К политической деятельности не относятся виды деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона.»;

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«К некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, не относятся некоммерческие организации, которые хотя и финансируются из иностранного источника, однако:

а) денежные средства или иное имущество получены ими в соответствии с международным договором Российской Федерации либо с предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

б) денежные средства или иное имущество получены ими от международной организации, членом которой является Российская Федерация;

в) деятельность некоммерческой организации осуществляется как за счет иностранного источника, так и за счет грантов, полученных от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо от органов местного самоуправления.».

 

3) Пункт 1 статьи 31.1 дополнить подпунктом 17 следующего содержания:

«17) исследовательская и экспертная деятельность в сферах, отнесенных настоящим Федеральным законом к видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.».

 

4) В статье 31.2:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки.»;

дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Федеральный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций формирует и ведет уполномоченный орган. В федеральный реестр включаются:

1) социально ориентированные некоммерческие организации, получившие поддержку со стороны федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, а также на основании указов Президента Российской Федерации;

2)  социально ориентированные некоммерческие организации – получатели поддержки, включенные в государственные и муниципальные реестры органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями соответственно; 

пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".».

 

Статья 2.

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3096; 2008, № 52, ст. 6227; 2009, № 31, ст. 3921; № 45, ст. 5263; № 52, ст. 6453; 2010, № 14, ст. 1553; № 50, ст. 6610; 2011, № 11, ст. 1495; № 15, ст. 2039; № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166; 2013, № 30, ст. 4051; № 44, ст. 5641) следующее изменение:

статью 330.1 исключить.

 

Статья 3.

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 53, ст. 5023; 2002, N 30, ст. 3021; 2008, N 48, ст. 5519; 2012, N 26, ст. 3447; 2014, N 48, ст. 6660) следующие изменения:

 

1) пункт 34 статьи 270 изложить в следующей редакции:

«34) в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 262 и пунктом 21 статьи 274 настоящего Кодекса;»

 

2) В статье 274:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению, уменьшенной на сумму налогового вычета, предусмотренного пунктом 21 настоящей статьи.»

дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22. Налогоплательщик вправе уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде в виде пожертвований:

благотворительным организациям;

социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Налоговый вычет, предусмотренный настоящим пунктом, не может превышать 1 процент доходов налогоплательщика в текущем налоговом периоде, определяемых в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшенный на сумму расходов налогоплательщика в текущем налоговом периоде, признаваемых для целей налогообложения в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

При возврате налогоплательщику пожертвования (части пожертвования), в связи с перечислением которого им был применен налоговый вычет, предусмотренный настоящим пунктом, в том числе в случае отмены пожертвования, расформирования целевого капитала некоммерческой организации или в ином случае, когда возврат денежных средств, переданных на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором фактически возвращены денежные средства, сумму налогового вычета, примененного налогоплательщиком в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования (части пожертвования).

Налоговый вычет, предусмотренный настоящим пунктом, не применяется в отношении отчислений, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 262 настоящего Кодекса.»

 

 

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с ……. 2015 года.

2. Положения статьи 3 вступают в силу с 1 января 2016 года и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 

Президент Российской Федерации                                                  В.Путин

 

К оглавлению ↑
Проект Федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к предложениям Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

о дополнительных мерах поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты

 

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 49, ст. 4564; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3033; 2003, № 1, ст. 2; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2874, 2879, 2886; № 50, ст. 4849; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3518, 3527; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 29, 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104; 2006, № 30, ст. 3295; № 31, ст. 3436, 3443, 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20, 31; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3577, 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; 2009, № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772, 2775; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444, 6455; 2010, № 15, ст. 1737; № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; № 48, ст. 6247; 2011, № 1, ст. 7; № 11, ст. 1492; № 17, ст. 2318; № 23, ст. 3262; № 26, ст. 3652; № 30, ст. 4563, 4575, 4583; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7014, 7016, 7037; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281;  № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3588; № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6750; № 53, ст. 7604, 7607; 2013, № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3444; № 30, ст. 4031, 4045, 4081, 4084;  №  40, ст. 5038; № 44, ст. 5645; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014 № 26, ст. 3372, 3373) следующие изменения:

 

1) в статье 219:

а) подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) в сумме перечисленных налогоплательщиком пожертвований:

благотворительным организациям;

социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется в порядке, установленном статьей 2192 настоящего Кодекса, в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.»;

б) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2. Если иной порядок предоставления социального налогового вычета не предусмотрен статьей 2192 настоящего Кодекса, социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются при представлении налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.»;

 

2) дополнить статьей 2192 следующего содержания:

«Статья 2192. Порядок предоставления социального налогового вычета в сумме перечисленных налогоплательщиком пожертвований

1. Социальный налоговый вычет в сумме перечисленных налогоплательщиком пожертвований, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса (далее в настоящей статье – налоговый вычет), предоставляется налогоплательщику на основании представленной им в налоговый орган налоговой декларации (уточненной налоговой декларации), при условии, что такая декларация представлена налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором им были перечислены пожертвования, в срок, установленный для представления налоговой декларации пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса. Предоставление налогового вычета налогоплательщику в соответствии с настоящим пунктом на основании налоговой декларации (уточненной налоговой декларации), представленной по истечении срока, указанного в настоящем пункте, не допускается.

В случае указания налогоплательщиком в заявлении о возврате суммы налога, которое подается им в налоговый орган в соответствии с пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса, реквизитов счета организации – получателя пожертвования, суммы налога, подлежащие возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета в соответствии с настоящим пунктом, перечисляются организации – получателю пожертвования.

2. В случае, если налогоплательщиком не представлена налоговая декларация в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при его согласии на основании заявления организации - получателя пожертвования, представленного этой организацией в налоговый орган по месту своего учета в течение трех месяцев, начиная с 1 августа года, следующего за налоговым периодом, в котором ей были перечислены пожертвования. При этом организация – получатель пожертвований представляет в налоговый орган единое заявление на предоставление налогового вычета нескольким налогоплательщикам, перечислившим ей пожертвования.

К заявлению, указанному в настоящем пункте, прилагаются документы (их копии), подтверждающие перечисление налогоплательщиком пожертвований организации-получателю пожертвования на осуществление ею деятельности (платежные документы или акт приема-передачи имущества в случае осуществления пожертвования в натуральной форме), предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, а также подтверждающие согласие налогоплательщика на предоставление ему налогового вычета в соответствии с настоящим пунктом.

Организация – получатель пожертвования вправе представить одно заявление на предоставление налогоплательщику (налогоплательщикам) налогового вычета в соответствии с настоящим пунктом в течение срока, установленного настоящим пунктом. Повторное представление заявления (включая представление уточненного заявления) не допускается.

При предоставлении налогового вычета в соответствии с настоящим пунктом суммы налога, подлежащие возврату в связи с предоставлением налогоплательщику налогового вычета, перечисляются организации – получателю пожертвования.

Заявление, указанное в настоящем пункте, может быть представлено в налоговый орган на бумажном носителе или в электронной форме по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Форма и формат заявления организации – получателя пожертвования о предоставлении налогового вычета утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Согласие налогоплательщика на предоставление ему налогового вычета и перечисление на счет организации подлежащей возврату суммы налога в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи подтверждается в произвольной форме в договоре пожертвования, заключаемом им с организацией – получателем пожертвования, либо путем указания им в графе "Назначение платежа" платежного документа на перечисление денежных средств в виде пожертвования слов "Пожертвование и налог".

4. Налоговый вычет не предоставляется налогоплательщику на основании заявления организации – получателя пожертвования в следующих случаях:

1) если налогоплательщик обратился за предоставлением налогового вычета на основании налоговой декларации в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи;

2) при отсутствии у налогоплательщика в налоговом периоде, за который предоставляется налоговый вычет, доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, и сумм уплаченного им налога в отношении этих доходов;

3) если заявление представлено организацией-получателем пожертвования по истечении срока, указанного в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи;

4) если совокупная сумма пожертвований этого налогоплательщика организации – получателю пожертвования за налоговый период составляет менее 1000 рублей.

5. Решение о предоставлении налогоплательщику налогового вычета в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом в произвольной форме в срок, не превышающий трех месяцев со дня окончания установленного указанным пунктом срока представления заявлений организациями - получателями пожертвования. О принятом решении  и о суммах налога, подлежащих выплате (отсутствии сумм налога, подлежащих выплате) организации – получателю пожертвования, налоговый орган письменно уведомляет организацию - получателя пожертвования в течение семи дней со дня принятия решения.

6. В случае, если в установленный срок в налоговый орган представлены заявления нескольких организаций – получателей пожертвования на предоставление налогового вычета одному и тому же налогоплательщику и сумма перечисленных этим налогоплательщиком за налоговый период пожертвований указанным организациям превысила предельный размер налогового вычета, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, расчет сумм налога, подлежащих выплате организациям – получателям пожертвования, представившим заявления, в связи с предоставлением налогоплательщику налогового вычета, производится пропорционально суммам пожертвований, перечисленным этим получателям.

 7. При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого был применен налоговый вычет в соответствии с  настоящей статьей (в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») организация – получатель пожертвования, в пользу которой осуществлен возврат сумм налога в связи с предоставлением налогового вычета налогоплательщику, одновременно с возвратом пожертвования обязана вернуть налогоплательщику сумму возврата налога, полученную в связи с перечислением соответствующего пожертвования. В случае, если сумма возврата налога в связи с предоставлением налогового вычета налогоплательщику поступила на счет организации-получателя пожертвования после возврата налогоплательщику  пожертвования, в связи с перечислением которого был применен налоговый вычет в соответствии с настоящей статьей, такая сумма возврата налога подлежит возврату налогоплательщику в десятидневный срок с даты ее зачисления на счет организации-получателя пожертвования.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен налоговый вычет в соответствии с настоящей статьей (в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»), налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением организации-получателю пожертвования соответствующего пожертвования»;

3) подпункт 3 пункта 2 статьи 251 дополнить словами «, включая суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие возврату налогоплательщику вследствие предоставления ему социального налогового вычета и перечисленные организации – получателю пожертвования в соответствии со статьей 2192 настоящего Кодекса».

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

 

Президент Российской Федерации                                                  В.Путин

 

К оглавлению ↑
Социальные комментарии Cackle

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта