Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации по итогам спецзаседания "Рост радикализма как угроза правам человека"


РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «Рост радикализма в обществе как угроза правам человека»

 

30 марта 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел специальное заседание на тему «Рост радикализма в обществе, как угроза правам человека». Заслушав выступления представителей правоохранительных и надзорных органов, общественных деятелей и экспертов в сфере психологии и социологии, Совет констатирует следующее.

Во всем мире в последнее время ощущается рост радикализма, который проявляется в различных актах насилия вплоть до массовых внесудебных казней, бомбардировок мирного населения, политических убийств и т.д. Это неоспоримое социальное зло коснулось в некоторой степени и нашей страны.

В последнее время в общественной жизни, наряду с процессами массовой консолидации вокруг президента страны, происходят существенные негативные изменения настроений, чреватые ростом радикализма.

Процесс радикализации предопределен, помимо прочего, особенностями поиска индивидом своей идентичности в условиях отсутствия эффективных механизмов социализации и социальной интеграции. Недостатки социальной интеграции ведут к тому, что идеологические пристрастия индивида доминируют над общественными интересами. Это создает предпосылки для перехода индивида, не интегрированного в существующую социальную систему, на радикальные позиции со всеми вытекающими отсюда последствиями, как для общества, так и для индивида.

Среди причин роста радикализма нужно, прежде всего, выделить социально-экономические. К таким выводам пришли члены Совета, проанализировав, в частности, социальные последствия проводимой оптимизации системы здравоохранения (см. Рекомендации Совета по итогам специального заседания 20 ноября 2014 г. по теме «Право граждан на охрану здоровья: проблемы и перспективы»).

Рост цен на основные потребительские товары, инфляция, сокращение рабочих мест и снижение потребительской активности привели к тому, что в общественном мнении постепенно формируется представление о том, что Россия вошла в серьезный экономический кризис, который отчасти вызван внешними причинами, отчасти обусловлен пороками самой социально-экономической системы России. Только 10% опрошенных ФОМ россиян считают, что в стране нет экономического кризиса, 78% – что он есть. По данным «Левада-центра», 75% опрошенных полагают, что в России наступил кризис, 60% не удовлетворены тем, что происходит в стране, 58% считают, что правительство не выполняет свои социальные обязательства. Респонденты полагают, что ни суды, ни политические партии, ни правозащитные организации не в состоянии помочь обычному человеку, если его права нарушены.

В этой связи политические и экономические ожидания населения медленно, но необратимо ухудшаются. Так, по данным ВЦИОМ, лишь 22% опрошенных полагают, что пик кризиса пройден. Треть опрошенных (30%) полагает, что самые большие трудности мы переживаем именно сейчас  и 41% - что самое тяжелое еще впереди. При этом наиболее ощутимыми источниками беспокойства россиян являются подорожание товаров, обесценивание сбережений, международная напряженность. К близким результатам приходит и ФОМ: россияне полагают, что налицо такие угрозы, как: обнищание населения (39%), иностранная агрессия (32%), гражданская война (26%), межнациональные конфликты (25%), массовая безработица (21%) и т.д.

Снижение социального напряжения могло бы быть эффективно поддержано путем расширения пространства политического и общественного диалога, поддержки независимых и плюралистических СМИ как оптимального форума для выработки широкого общественного консенсуса относительно структуры общественных интересов на основе публичных дискуссий и артикуляции реальных, волнующих население проблем. Однако движение в этом направлении, если и идет, то фрагментарно, с большой долей формализма, без ясного понимания приоритетных целей и задач, тогда как движение в противоположном направлении реализуется последовательно и четко.

Выступивший на заседании Совета заместитель начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России В.А.Макаров констатировал, что по итогам 2014 г. зафиксирован рост числа экстремистских проявлений: зарегистрировано более 1000 преступлений экстремистской направленности. И эта опасная тенденция сохраняется: за первые два месяца 2015 г. выявлено на 9% больше фактов экстремизма, чем за аналогичный период прошлого года. На заседании отмечалось, что в последнее время участились акты насилия по политическим мотивам, возросло число угроз применения насилия. Демонстративное убийство видного общественного и государственного деятеля Бориса Немцова со всей очевидностью показало, что политический террор уже стал реальностью.

В.А.Макаров отметил, что дополнительным механизмом радикализации молодежи и других слоев населения является вербовка лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. В этой связи силами МВД России предпринимаются меры по недопущению выезда российских радикалов для участия в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. К настоящему моменту выявлено более полутора тысяч лиц, участвовавших в вооруженных конфликтах за рубежом; в отношении 319 из них возбуждены уголовные дела. Относительно небольшой процент возбужденных уголовных дел предопределен сложностью сбора доказательств на территории других стран.

Представляется, что в этой ситуации защищенность основных прав человека, провозглашенных Конституцией России высшей ценностью, зависит от диалога по поводу наиболее острых и болезненных проблем, в первую очередь, по поводу причин кризиса. В год 70-летия Победы над фашизмом в общественной жизни страны не должно быть места возбуждению ненависти и подозрительности, не должно быть препятствий для свободного обсуждения любых, даже самых острых проблем.

Опираясь на приведенные выше факты и данные исследований Совет полагает возможным выделить следующие факторы, способствующие росту радикализма:

    •    Недостатки в функционировании систем социализации и социальной интеграции, которые должны быть основаны не на мифах и фальсификациях, а на подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии.

    •    Участие российских граждан в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Активное участие россиян во внутригосударственных конфликтах за пределами страны заставляет вспомнить, что войны заразны. Вот почему мирные усилия российского руководства по урегулированию вооруженных конфликтов в других странах должны быть поддержаны активной работой правоохранительных и надзорных органов по пресечению так называемого «наемничества» (вовлечения российских граждан в военные конфликты).

    •    Пропагандистский уклон и агрессивная тональность значительной части политических и новостных программ российских телеканалов. Одна из важнейших установок идущей пропагандистской кампании – представление открытых оппонентов власти как «национал-предателей», «пятой колонны», «иностранных агентов» и т.п. Диалоговые формы программ либо полностью игнорируются, либо имитируются. Наши великие соотечественники, такие, как, например, Александр Солженицын и Андрей Сахаров, также становились объектами дискредитации со стороны официальных СМИ из-за своей критики внутренней и внешней политики тогдашних властей. Однако, как доказала история, такая критика была проявлением их истинного, а не показного патриотизма. В результате выстраивание содержательного диалога относительно реальных проблем нашей страны, ее будущего, наталкивается на взаимную словесную агрессию и непримиримость.

    •    Слабость существующих диалоговых площадок, призванных, по идее, обеспечивать открытое обсуждение актуальных проблем, стоящих перед страной. Специально созданный для этих целей институт – Общественное телевидение России – пытается по мере сил выполнить указанную задачу, но пока не обладает ни необходимыми ресурсами, ни достаточным авторитетом в обществе.

    •    Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму всё чаще ориентирована на расследование противозаконных публичных призывов, и всё реже - на расследование насильственных преступлений. Хотя публичные призывы, бесспорно, также могут представлять значительную опасность, однако на практике нередко преследуются лица, совершившие малозначительные преступления, а иногда и вовсе невиновные, что отвлекает силы от расследования насильственных преступлений экстремистского характера.

В этой связи обществу и государству совершенно необходимо предпринять ряд действий, позволяющих вернуться к началам терпимости и политического диалога, направленных на снижение напряженности в общественной атмосфере. С учетом изложенного, Совет считает необходимым рекомендовать следующее.

1. Совет предлагает провести в четвертом квартале с.г. совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям для обсуждения всего спектра проблем, связанных с участием гражданского общества в формировании общероссийской гражданской нации.

2. Совет убежден в необходимости создать условия для широкого политического диалога по всем наиболее острым вопросам экономического и общественно-политического развития страны, касающимся, помимо прочего, социальных обязательств власти и ответственности за их выполнение, развития бизнеса и восстановления инвестиционного климата, совершенствования избирательной системы, создания условий для реальной свободы массовой информации и обеспечения плюрализма СМИ, развития гражданского общества и его структур. Необходим свободный обмен мнениями о дальнейшем развитии страны, о ее будущем – в самом широком смысле слова. Такой диалог должен исключать взаимные обвинения и политические ярлыки. Представители различных идейных позиций должны найти в себе силы для гражданского примирения и уважительного диалога.

3. Совет полагает, что государственным средствам массовой информации следует пересмотреть форматы основных политических и информационных программ, с тем, чтобы усилить в них диалоговые начала, создать возможность для свободного и спокойного, аргументированного и уважительного обмена мнениями. Необходимо устранить конфронтационную атмосферу в медийном пространстве, используя в этих целях, в том числе, механизмы саморегулирования и социальной ответственности руководителей СМИ. Представителям журналистского сообщества нужно помнить, что доминирование ненависти и вражды в общественной жизни подрывает сами основы демократического правового государства. Представление страны в виде осажденной крепости и поиски «внутренних врагов» - это возвращение к худшим страницам нашей истории. Более того, банализация нетерпимости ведет к нарастанию насилия даже на бытовом уровне.
4. Совет призывает правоохранительные и надзорные органы проявлять больше внимания и терпимости к новым явлениям в сфере творчества и культурной жизни страны. Свобода творчества гарантирована Конституцией РФ, и государство, формируя свою культурную политику, не должно навязывать художникам стандарты формы и содержания либо искать новые формы цензуры. При этом в культурной политике важно различать процессы художественного творчества, регулируемые, прежде всего, самими творцами, и процессы социального функционирования продуктов культуры, рассчитанных на широкую аудиторию. Исторический опыт показывает, что многие художественные произведения, подвергнутые жесткому государственному остракизму, были впоследствии признаны мировыми шедеврами. Взвешенность и бережность должны отличать государственный подход в этой сфере.

5. Совет рассматривает реальную политическую конкуренцию как конституционно установленную гарантию основных прав и свобод человека и гражданина. В этом контексте предлагается создать новые площадки для дискуссии с политическими силами, не представленными в нынешней конфигурации власти, в целях формирования диалога в преддверии общенациональных парламентских выборов 2016 года. Представляется целесообразным провести серию дискуссий в формате общенационального «круглого стола», чтобы прояснить позиции сторон и выявить общие подходы к решению наиболее острых проблем.

6. Совет полагает необходимым обратить особое  внимание на совершенствование законодательства о выборах и практики его применения. Возможно обращение к опыту 2012 года, когда для выработки проекта поправок к закону о политических партиях была создана рабочая группа с участием представителей непарламентских партий. Тогда представителям различных политических сил в течение определенного времени удавалось конструктивно сотрудничать и вырабатывать оптимальные решения.

7. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России провести проверку сообщений средств массовой информации о фактах вербовки граждан для участия в вооруженных конфликтах за пределами России, а также о случаях пропаганды войны и применения насилия для решения политических или мировоззренческих проблем.

8. Совет просит Верховный Суд Российской Федерации обобщить судебную практику по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях (ст.ст. 19.3, 20.2 КоАП РФ и др.).

9. Совет полагает важным, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, их должностные лица исключили в дальнейшем практику необоснованных отказов в согласовании проведения публичных мероприятий, поскольку она способствуют лишь радикализации протестных настроений. Право граждан собираться мирно и без оружия гарантировано российской Конституцией, а воспрепятствование осуществлению гражданами их конституционных прав влечет уголовную и административную ответственность. Совет считает необходимым подчеркнуть, что, реагируя на не согласованные в установленном законом порядке публичные мероприятия, полиция должна проявлять сдержанность, избегая неадекватного применения физической силы и специальных средств, а также не допуская необоснованных задержаний граждан.

10. Совет просит МВД России, Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру России подготовить предложения по совершенствования законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения с учетом накопленного опыта. Такие предложения должны фокусировать усилия правоохранительных органов, в первую очередь, на противодействии идеологически мотивированному насилию, а также пропаганде такого насилия.

11. Совет просит Совет безопасности Российской Федерации обратить внимание на то, что деятельность лиц по вербовке российских граждан для участия в вооруженных конфликтах за рубежом, представляет реальную угрозу национальной безопасности.

Настоящие Рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «_7_» мая 2015 года.

 

Председатель Совета                               М.Федотов

 

Таблица с результатами голосования

Особое мнение члена СПЧ Игоря Борисова

Загрузить (89,97 КБ)


© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter