Экспертные заключения

Правовое заключение постоянной комиссии по миграционной политике на проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации"

Электронная версия

Прав.закл. гр-во украинцам-носителям РЯ, 05.05.15.pdf посмотреть 172 КБ

ПРАВОВОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 758497-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан»

 

Постоянной комиссией по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Комиссия) проведена правовая экспертиза проекта Федерального закона № 758497-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан», внесенного депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым и М.В. Емельяновым.

Целью законопроекта является неприменение отдельных условий для получения вида на жительство в Российской Федерации или российского гражданства в отношении граждан Украины, признанных носителями русского языка.

Для этого предлагается дополнить статью 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» новым пунктом 3.2.1. и внести изменение в подпункт «в» пункта 2.1. статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и не предъявлять к гражданам Украины требование о представлении выданного полномочными органами государственной власти Украины документа об отказе от гражданства Украины.

В целом полностью концептуально поддерживая законопроект, Комиссия предлагает внести в него следующие изменения и дополнения.

1. Во избежание явного нарушения конституционного принципа равноправия граждан вне зависимости от их принадлежности в данном случае к гражданству конкретного государства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), Комиссия предлагает в статьях 1 и 2 законопроекта заменить слова «граждан Украины» на «граждан иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке».

Данная формулировка о гражданах, прежде всего, Украины использована в ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», регулирующей правоотношения по уведомлению органов государственной власти Российской Федерации о наличии у них иностранного гражданства, и соответствует категории указанных граждан, изложенной в пояснительной записке к законопроекту № 758497-6.

2. Комиссия отмечает, что с аналогичной невозможностью предоставления документа об отказе от прежнего гражданства сталкиваются и граждане других государств, признанные в Российской Федерации носителями русского языка, в том числе из государств с безвизовым режимом въезда.

Так, законодательство о гражданстве Узбекистана и некоторых других государств предусматривает еще более сложную и многоступенчатую процедуру отказа от узбекского гражданства, и только установленный законом срок принятия решения о прекращении гражданства составляет один год, который постоянно нарушается.

Об этом свидетельствуют многочисленные поступающие в Совет жалобы  иностранных граждан, в том числе признанных в Российской Федерации носителями русского языка, на проблемы в подтверждении законности своего пребывания в России, трудовой деятельности, реализации социальных и других прав, необходимость многократной «легализации» в Российской Федерации. При отсутствии вида на жительство либо иного предусмотренного законом документа о законности проживания эти лица находятся под угрозой своего выдворения за пределы Российской Федерации.

Поскольку иностранные граждане указанной категории являются носителями русского языка, многие имеют родственников – граждан России, также связывают свое будущее в Российской Федерацией и как правило не нуждаются ни в адаптации, ни в интеграции, Россия заинтересована в их переселении не меньше, чем в переселении граждан Украины.

В этой связи Комиссия предлагает упростить гражданам государств с безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию, признанных носителями русского языка, порядок выдачи вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации по процедуре носителей русского языка.

А именно, в случае непринятия полномочным органом иностранного государства решения о прекращении прежнего гражданства, определить достаточность истечения трехмесячного срока со дня обращения заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства для принятия заявления о выдаче вида на жительство либо приобретения российского гражданства.

Таким образом, в данной части Комиссия предлагает:

2.1. в статье 1 законопроекта дополнить проектируемый пункт 3.2.1. статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» новым абзацем следующего содержания:

«Для граждан иностранного государства, граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документом, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства, является решение полномочного органа иностранного государства об отказе заявителю в выходе из гражданства либо документ, подтверждающий, что выход из гражданства не допускается законодательством этого государства или что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в трехмесячный срок не было принято решение.»;

2.2. в статье 2 законопроекта изменить и дополнить проектируемый подпункт «в» пункта 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», изложив его в следующей редакции:

«в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Отказ от имеющегося гражданства граждан Украины осуществляется путем направления гражданином Украины заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган Украины. Представление иных документов для подтверждения отказа от имеющегося гражданства для граждан Украины, за исключением копии направленного в полномочный орган Украины заявления не требуется.» иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, осуществляется путем направления указанными иностранными гражданами заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган данного иностранного государства. Представления иных документов для подтверждения отказа от имеющегося гражданства иностранного государства, за исключением копии направленного в полномочный орган иностранного государства заявления, для них не требуется.

Для граждан иностранного государства, граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документом, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства, является решение полномочного органа иностранного государства об отказе заявителю в выходе из гражданства либо документ, подтверждающий, что выход из гражданства не допускается законодательством этого государства или что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в трехмесячный срок не было принято решение.».

Предлагаемые изменения выделены жирным.

                                                                                                5  мая 2015 г.

 

Председатель Комиссии                                                               Е.А. Бобров