Обращения и ответы

Законопроект об изменении Закона "О муниципальных выборах в Московской области"

Законопроект.pdf посмотреть 949 КБ

Позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по поводу законопроекта Мособлизбиркома

Заключение постоянной комиссии по избирательным правам

 

Можно предположить, что основной целью законопроекта является расширение круга субъектов, обладающих правом назначать наблюдателей при проведении выборов. Данная цель, на наш взгляд, совершенно оправданна с учетом многочисленных фактов нарушений, которые не всегда могут быть зафиксированы представителями кандидатов и политических партий, выдвинувших кандидатов – нередко в силу нехватки сил и ресурсов. Но, на наш взгляд, предусмотренные в законопроекте формулировки не позволяют достичь указанной цели в полной мере.

В статье 1 законопроекта, частности, содержится следующее положение: «Наблюдатель также может быть назначен иным общественным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации или общественного движения».

В то же время в пункте 4 ст.20 действующего Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» уже предусмотрено, что наблюдатель может быть назначен, в частности, «избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов…». Под «избирательным объединением» Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в п.25 ст. 2 понимает не только политическую партию но, в частности, и «иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации или общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения.»

Таким образом, по сравнению с существующим положением, законопроект предлагает наделить правом назначения наблюдателей общественные объединения, которые предусмотрев в своих уставах право на участие в выборах, в реальности не выдвинули зарегистрированных кандидатов.

Следует в этой связи отметить, что как показали избирательные кампании в 2014 и в 2013 гг., активность таких общественных объединений в ходе муниципальных выборов оставалась крайне низкой – фактически, стремящейся к нулю. Обычно у них есть некие основные уставные цели, а участие в выборах рассматривается в качестве факультативной функции. Ее актуальность значительно снизилась в последние годы в связи с регистрацией большого количества политических партий.

Есть еще одно важное обстоятельство, которое не учтено законопроектом. Упомянутые в нем общественные объединения, в соответствии с действующим законодательством, могут участвовать лишь в выборах муниципального уровня. То есть они не будут вправе назначать наблюдателей, в частности, на выборах губернатора области, а также на выборах депутатов Государственной Думы. Это, на наш взгляд, серьезное упущение.

Кроме того, законопроект игнорирует тот факт, что правом назначать наблюдателей могут быть наделены общественные объединения, уставные цели которых специально предусматривают наблюдение за проведением выборов. Именно такие общественные объединения, как показывает многолетний опыт (если вести отсчет с конца 1980-х гг.), и были способны обеспечить профессиональную подготовку наблюдателей, а также эффективный контроль за соблюдением законодательства о выборах.

Контроль за выборами – отдельная самостоятельная функция, которая может быть вовсе не связана с намерением осуществляющей ее организации участвовать в политической деятельности, в выборах в представительные органы. Как известно, практика большинства авторитетных международных организаций по контролю за выборами построена на том, что сами они в выборах не участвуют, к власти не стремятся, но стремятся оценивать исполнения норм законодательства, сохраняя определенную объективность.

Таким образом, представляется, что положение, предусмотренное ст.1 законопроекта после слов «устав которого предусматривает» может быть дополнено словами «контроль и наблюдение за проведением выборов, а также» и далее по тексту.

Представляется также важным, чтобы соответствующие изменения были внесены и в Закон Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 6 июля 2012 года №98/2012-ОЗ изменение. В частности, пункт 9 статьи 18 может быть дополнен абзацем вторым следующего содержания: «Наблюдатели могут быть также назначены общественными объединениями, уставные цели которых предусматривают наблюдение за проведением выборов».