Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации по итогам выездного заседания Совета в Свердловской области с 28 по 30 марта 2016 года

Загрузить (121,83 КБ)



РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам выездного заседания в Свердловской области
28 - 30 марта 2016 г.

28 - 30 марта 2016 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное специальное заседание в Свердловской области. В ходе работы состоялось расширенное заседание Совета с участием руководства органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области, представителей органов исполнительной, законодательной, судебной власти и правоохранительных органов Российской Федерации, а также общественности.

В целях подготовки к выездному заседанию членами Совета 22 - 25 марта 2016 г. была проведена предварительная работа по посещению социальных и образовательных учреждений Свердловской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили несколько детских домов, школ-интернатов, больниц, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, воспитательных колоний, лечебно-исправительное учреждение, дом ночного пребывания, ряд исправительных учреждений, колоний и следственных изоляторов, провели процедуру урегулирования трудового конфликта на Качканарском горнообогатительном комбинате группы «ЕВРАЗ», круглые столы по проблемам семьи, материнства и детства; вопросам защиты трудовых прав и реализации социально-экономических интересов; развития медиации и суда присяжных, встретились с педагогическими коллективами и студентами ряда вузов, осмотрели многоквартирные жилые дома, признанные самостроем, ознакомились с деятельностью некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Город без наркотиков» и Государственного медицинского реабилитационного Центра «Урал без наркотиков», провели приемы населения в городах: Екатеринбург, Кировград, Качканар, Асбест и Нижний Тагил.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

I. О способах решения социально значимой проблемы недопущения строительства многоквартирных жилых домов на непредназначенных для этого земельных участках, а также восстановления нарушенных прав граждан, пострадавших от такого самостроя

В Екатеринбурге существует массив, включающий 71 жилой дом, каждый из которых изначально строился как дом индивидуального пользования, на самом деле являясь многоквартирным жилым домом. Жители города купили в них квартиры, но право собственности оформлено не на квартиры, а на доли в этом доме. На совещании с судьями Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга по этому вопросу выяснилось, что первые постройки были признаны законными с согласия администрации города. Когда количество таких домов увеличилось, администрация стала подавать иски о запрете их эксплуатации, и суды выносили решения в пользу администрации. Так как такие решения судов не исполнялись, администрация стала подавать иски о сносе данных домов, и суды их удовлетворяли. Таким образом, как сама администрация, так и суды меняли своё мнение по отношению к этим домам на протяжении нескольких лет. Сейчас правовое положение эти домов и их жителей разное. А также различное состояние указанных построек: часть из них это крепкие постройки из кирпича, а часть – засыпные бараки.

По результатам выездного заседания в Свердловской области Советом 19 апреля 2016 г. было проведено расширенное совещание по вопросу о способах решения социально значимой проблемы: недопущения строительства многоквартирных жилых домов на непредназначенных для этого земельных участках, а также восстановления нарушенных прав граждан, пострадавших от такого самостроя. В совещании приняли участие руководство Минстроя России, ФССП России, представители Минэкономразвития России, Генпрокуратуры России, Верховного Суда РФ, Администрации Свердловской области, специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и НИУ «Высшая школа экономики».

По мнению участников совещания, предпосылками появления многоквартирного самостроя являются, прежде всего, недостатки в осуществлении муниципального земельного контроля и в области градостроительства, а также отсутствие межведомственного взаимодействия в указанных сферах органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
По информации представителей Минстроя России и Генпрокуратуры, вопрос жилищного самостроя на землях ИЖС и возникших в связи с этим проблем у обманутых граждан теряет актуальность. В связи с многочисленными случаями сноса самостроев граждане в основном поняли бессмысленность своего участия в этих экспериментах.

В тех регионах, где надлежаще организован муниципальный земельный контроль (например, в Москве и Санкт-Петербурге), данной проблемы не было и нет. Поскольку действующее законодательство в целом предусматривает комплекс мер по недопущению такого самостроя, необходима «детальная настройка» этого механизма в местностях, где эта тематика еще сохраняет остроту. Там уже созданы межведомственные рабочие группы по разрешению возникших проблем, подготовлены реестры самостроев и пострадавших дольщиков.

С учетом изложенного, Совет предлагает:
Минстрою России и комитету Государственной Думы ФС РФ по земельным отношениям и строительству рассмотреть вопросы:
- определения общей концепции деятельности по предотвращению многоквартирного самостроя по разным регионам, установив прямую ответственность в этой сфере, прежде всего, глав муниципальных образований;
- законодательного установления страхования ответственности в деятельности по возведению многоквартирных домов;
- в качестве одного из способов предотвращения многоквартирного самостроя предлагается следующий. Установить для застройщиков обязанность состоять в саморегулируемой организации (далее - СРО). Установить обязательность уведомления застройщиком органа местного самоуправления о возведении жилья, близкого по параметрам к многоквартирному, с направлением проекта и других документов. Орган местного самоуправления может направить его на проверку в архитектурно-строительные органы. Если они признаков самостроя не выявят, то при дальнейшем наличии многоквартирного самостроя отвечают впоследствии сами (административный штраф), а если выявят, то отвечает СРО за своего члена;
- внесения изменений в Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. 
№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с целью установления принципа коллективной ответственности саморегулируемых организаций за действия своих членов;
- ужесточения федерального законодательства в области градостроительства в части ввода жилья в эксплуатацию, возложив на застройщика обязанность при государственной регистрации права собственности на построенное здание сдавать в подразделение Росреестра решение о вводе многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, которое орган местного самоуправления выдаст лишь при соответствии параметров возведенного объекта ранее выданному разрешению на строительство;
- увеличения размеров штрафов за правонарушения в сфере государственного архитектурно-строительного надзора, синхронизировав с соответствующими полномочиями органов местного самоуправления, т.к. на землях, относящихся к индивидуальному жилищному строительству, указанный надзор не осуществляется. При необходимости, нормативно урегулировать дополнительные детальные меры для совершенствования осуществления муниципального земельного контроля и полномочий в области градостроительства;
- нормативного закрепления принципа о том, что каждое судебное решение о сносе многоквартирного дома – повод для обязательной антикоррупционной проверки органа местного самоуправления;
- учитывая ужесточение с 1 января 2016 г. требований к кадастровым инженерам, в т.ч. об их обязательном членстве в СРО кадастровых инженеров, в рамках контроля за деятельностью кадастровых инженеров обязать СРО в случаях формирования кадастровым инженером недостоверных сведений об объекте индивидуального жилищного строительства, привлекать его к предусмотренной законодательством ответственности;
- установления обязанности органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности на территории соответствующего муниципального образования, направлять в органы Росреестра уведомления о выявлении на стадии строительства самовольных построек с признаками многоквартирного дома;
- внесения изменения в ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части указания одним из оснований приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета поступления в регистрирующий орган и орган кадастрового учета уведомления о выявлении самовольных построек с признаками многоквартирного самостроя;
- установления на законодательном уровне необходимости представления в орган кадастрового учета заключения органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, о соответствии возведенного объекта объекту индивидуального жилищного строительства в случае превышения его площади в 500 кв. м (или иного определенного размера площади);
- законодательного установления обязательности получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию во всех случаях преобразования объекта индивидуального жилищного строительства в другой объект недвижимости (в частности, в многоквартирный дом);
- включения граждан, пострадавших от многоквартирного самостроя, в круг пострадавших участников долевого строительства по способам защиты как самостоятельной категории. В случае невключения - проработать вопрос об эффективности существующих механизмов защиты прав участников долевого строительства для их возможного распространения на пострадавших от указанного самостроя.

Минстрою России и Генпрокуратуре России предложить подготовить информацию о существующих в субъектах Российской Федерации практиках предотвращения многоквартирного самостроя на непредназначенных для этого земельных участках в части:
- обеспечения нарушенных прав пострадавших граждан,
- предотвращения дальнейшего самостроя.

Генпрокуратуре России рассмотреть вопрос проведения проверки органов местного самоуправления на предмет исполнения ими полномочий в сфере осуществления муниципального земельного контроля и в градостроительной сфере и при выявлении фактов бездействия органов местного самоуправления, включая непринятие обеспечительных мер, принять меры прокурорского реагирования. По результатам проверки проанализировать материалы и подготовить рекомендации по совершенствованию градостроительного законодательства с целью создания условий, объективно препятствующих совершению нарушений в градостроительной деятельности (включая совершенствование муниципального земельного контроля).

Минстрою России и главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность следующей нормативной регламентации «дорожной карты» действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых имеется многоквартирный самострой:
- создать в субъекте Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием представителей исполнительных органов власти субъекта и органов местного самоуправления, министерств по управлению имуществом, строительства, социальной защиты, жилинспекции, архстройнадзора, региональных ФССП России, Росреестра, Роспотребнадзора, прокуратуры, СК России, регионального Уполномоченного по правам человека и застройщиков;
- подготовить реестр незаконно возведенных многоквартирных домов на непредназначенных для этого земельных участках и реестр пострадавших граждан,
- провести межведомственную экспертизу строительного, инженерно-технического и санитарно-эпидемиологического состояния каждого дома, определив пригодность для постоянного проживания, и в случае пригодности разработать перечень устранимых «дефектов», включая возможность подключения к инженерным сетям, изменение вида землепользования (возможно, через условно разрешенный вид использования) и градостроительного зонирования земельного участка. На период осуществления экспертизы принять меры к приостановлению имеющихся исполнительных производств по судебным решениям о сносе домов либо запрете их эксплуатации. В случае, если по результатам экспертизы многоквартирный жилой дом будет признан пригодным для постоянного проживания, а также если при его строительстве не нарушены  права других лиц, заключить мировое соглашение в суде кассационной инстанции либо в ходе исполнительного производства, в котором возложить часть расходов по «узакониванию» ввода жилого дома в эксплуатацию также и на его жителей (при наличии у них соответствующей возможности);
- обратиться к добросовестным застройщикам, готовым за счет предоставления им земельного участка под коммерчески привлекательный объект расселить граждан из признанного непригодным для постоянного проживания многоквартирного самостроя,
- в случае необходимости сноса многоквартирного дома в связи с его непригодностью для постоянного проживания подыскать для малообеспеченных выселяемых граждан, не имеющих другого жилья и средств на его приобретение, другие жилые помещения маневренного жилищного фонда либо дом (дома), как правило, коридорной системы, которые могут быть переоборудованы в такие дома (в случае отсутствия инвестора и денежных средств для скорейшего расселения граждан либо при значительном количестве таких граждан).

II. Об обеспечении права граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление жилья как на первичном, так и на вторичном рынке

К членам Совета обратилось несколько семей граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на его внеочередное приобретение (так называемые «федеральные или региональные льготники») с жалобами на несовершенство законодательства Свердловской области, предусматривающего предоставление им жилых помещений исключительно во вновь построенных жилых домах.

Так, гр. Ч.Н.А., являющийся ветераном боевых действий, инвалидом второй группы (военная травма) и имеющий заболевание F00-F99, дающее право на первоочередное предоставление жилья, состоящий в очереди нуждающихся в жилых помещениях в г.о. Качканар (с 2013 г. - под номером 1) не может получить жилое помещение с 2002 г., поскольку в г.о. Качканар, как и во многих других населенных пунктах Свердловской области, новые многоквартирные жилые дома длительное время не строятся вообще, а законодательство Свердловской области позволяет предоставлять таким категориям граждан жилье исключительно во вновь построенных домах.

В другом случае многодетная семья К., состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2000 г. в г.о. Качканар, в 2014 г. и в 2015 г. получала свидетельства о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета для строительства либо приобретения жилого помещения в соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в Свердловской области до 2020 года», обязательным условием которой является приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья.
Свидетельство 2014 г. пришлось возвратить в связи с отсутствием застройщиков нового жилья.

Свидетельство 2015 г. было использовано на долевое строительство жилья застройщиком, выигравшим конкурс на приобретение земельного участка под строительство многоквартирного дома в г.о. Качканар в 2015 г., поскольку не было другого варианта улучшения жилищных условий у многодетной семьи, простоявшей на жилищном учете 15 лет. Отсутствие у заявителей необходимых денежных средств вынудило вложить в постройку жилья помимо всех собственных сбережений и социальной выплаты еще и средства материнского капитала (как федерального, так и областного).

К сожалению, застройщик оказался недобросовестным, построил лишь фундамент жилого дома и скрылся, - перспектива строительства жилья не ясна. Многодетная семья лишилась всех собственных средств, государственных жилищных гарантий и надежды на улучшение жилищных условий в перспективе. Так очевидное несовершенство законодательства в условиях кризисного состояния жилищного строительства преимущественно в малых населенных пунктах порождает новые критические ситуации и усиливает социальную напряженность, выталкивая наименее защищенные категории граждан в состояние социальной исключенности.

С учетом изложенного Совет рекомендует:
Правительству Российской Федерации, Минстрою России, Правительству Свердловской области, Законодательному собранию Свердловской области рассмотреть вопрос внесения изменений в законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (включая Свердловскую область) с целью обеспечения возможности предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, по их выбору.

III. О защите жилищных прав семей с детьми-инвалидами, проживающих в специализированных жилых помещениях, а также обеспечение права на внеочередное получение земельного участка

К членам Совета обратились социально необеспеченные семьи граждан, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в специализированных жилых помещениях (служебном жилье либо в общежитиях), которых судебными решениями постановлено выселить из ранее предоставленных им указанных помещений без предоставления другого жилья (как правило, в связи с прекращением трудовых отношений с организацией, предоставившей жилье).

Между тем, указанные семьи, не имеющие другого жилья, нуждаются в повышенной социальной защите со стороны государства. Появление у них детей-инвалидов ни в малейшей степени не является каким-либо их злоупотреблением, а наоборот - должно рассматриваться в качестве уважительного обстоятельства сохранения права на жилье спецжилфонда, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетия, поскольку другого жилья у них нет и нет возможности его приобрести. При наличии фонда маневренного жилья (который по законодательству должен быть во всех субъектах Российской Федерации) орган местного самоуправления может предоставить им такое жилье взамен служебного или помещения в общежитии.

Семьи граждан, воспитывающих детей-инвалидов, по действующему законодательству также не наделены и правом внеочередного предоставления им находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка. Часть 6 ст. 39.5. Земельного кодекса РФ предоставляет такую возможность лишь гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

С учетом изложенного, Совет предлагает:
Минстрою России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотреть вопросы:
- внесения изменений в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в части дополнения категорий граждан, которые не могут быть выселены из специализированного жилья без предоставления других жилых помещений, семьями, имеющими ребенка-инвалида;
- внесения изменений в земельное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с целью предоставления права на внеочередное предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка семьям, имеющим ребенка-инвалида.

IV. О реконструкции газопроводов вблизи населенных пунктов, где построенные десятки лет назад отдельные жилые дома оказались на окраине границы охранной зоны газопровода (включая ситуацию о сносе жилых домов в пос. Таежный г.о. Лесной Нижнетуринского р-на Свердловской обл. по судебным решениям по искам ООО «Газпромтрансгаз Югорск»)

Вступившими в законную силу судебными постановлениями 2014 – 2015 гг. удовлетворены иски ООО «Газпромтрансгаз Югорск» к восьми семьям жителей п. Таежный о сносе принадлежащих им жилых домов с постройками, находящимися в 250-метровой зоне от оси магистрального газопровода (ближайший дом - в 226 м). Все дома построены в 1970-х – начале 1990-х годов. Для шести семей сносимые дома являются единственным жильем.

По мнению Совета, избранный организацией способ защиты своих прав является ненадлежащим и расходится с конституционными требованиями об обеспечении права каждого на жилище, недопустимости его произвольного лишения и запрете собственнику нарушать права и свободы других лиц (ст.ст. 17, 40 Конституции РФ). В указанном и им подобных случаях следует рассматривать возможность применения новых технологий реконструкции газопроводов, обеспечивающих сокращение охранной зоны, что гораздо менее болезненно и затратно, чем снос домов с переселением жителей.

С учетом изложенного, для избежания социальной напряженности и обеспечения конституционных прав граждан, Совет рекомендует ПАО «Газпром» проработать возможность реконструкции газопроводов вблизи населенных пунктов в указанном и в других спорных случаях, где построенные десятки лет назад отдельные жилые дома оказались на окраине границы охранной зоны газопровода, с целью ее сокращения либо переноса части газопровода за пределы территории населенного пункта. По судебным спорам целесообразно заключить мировое соглашение в кассационной инстанции либо на стадии исполнительного производства.

V. По совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также социальных, образовательных и специальных учебно-воспитательных учреждений Свердловской области

В части обеспечения прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Совет рекомендует:

Минобрнауки России, Минтруда России и Минздраву России:
- рассмотреть вопрос отнесения реабилитационной деятельности по воспитанию детей с умственной отсталостью к образовательной и повысить надбавки к окладам педагогического персонала организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- пересмотреть нормативы нагрузки педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая педагога-психолога);
- принять дополнительные меры по повышению заработной платы педагогического персонала организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сохранению прежней продолжительности их отпусков.

Минобрнауки России, Минтруда России и Пенсионному фонду РФ проработать вопросы:
- включения организаций психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним в «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой /в настоящее время - страховой/ пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей»;
- уравнивания условий пенсионного обеспечения педагогов-психологов с условиями для учителей и иных педагогических работников.
Министерству социальной политики и Минобразования Свердловской области:
- принять меры к соблюдению во всех детских домах и детских домах-интернатах Свердловской области п. 35 «Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481, предусматривающего численность детей в воспитательной группе не более 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек;
- принять дополнительные меры по комплектованию педагогическим персоналом Екатеринбургского детского дома-интерната для детей с умственной отсталостью и ГКОУ Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Асбестовский детский дом»;
- в Екатеринбургском детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью обеспечить замену ржавых канализационных труб (прежде всего, в санузле на 2 этаже), разбитого стекла в комн. 31, перегоревшей лампы и отремонтировать проседающий пол в комн. 20, в комн. 25 и в некоторых других комнатах заменить двери с острыми краями из металлических уголков, отремонтировать сломанные дверные ручки.

В части обеспечения прав воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний Совет рекомендует:
ФСИН России, Минобрнауки России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по образованию рассмотреть вопрос внесения изменений в чч. 2 и 3 ст. 80 Федерального закона «Об образовании» в целях обеспечения несовершеннолетним гражданам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей, а также несовершеннолетним гражданам, отбывающим административный арест, равных с другими воспитанниками специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа условий для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Генпрокуратуре России, МВД России, ФСИН России и Минобрнауки России:
- проработать вопрос о возможности помещения в учебно-воспитательные специальные учреждения закрытого типа также и детей, совершивших более тяжкие преступления (вместо существующего в настоящее время их помещения в колонии), поскольку прибывшие из колоний несовершеннолетние преступники сильно портят атмосферу в учреждениях данного вида и аналогичных им учреждениях;
- безотлагательно принять исчерпывающие меры к раздельному содержанию в следственных изоляторах, конвойных помещениях судов, а также к раздельной перевозке взрослых правонарушителей и детей, чтобы ни в коем случае не допускать их совместного общения;
- принять дополнительные меры к исключению из общего доступа в интернете информации, провоцирующей у детей приверженность к криминальной субкультуре и асоциальному поведению (совместно с Роскомнадзором);

В части обеспечения прав бездомных Совет рекомендует:

Минтруду России и руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
-    проработать комплекс системных мер по стимулированию скорейшего трудоустройства бездомных людей с самого первого дня их принятия в Дом ночного пребывания, включая информирование о необходимости самостоятельных действий по поиску работы (и, возможно, с их отчетностью о предпринятых действиях по системе социального контракта),
-    рекомендовать изыскать возможность предоставления услуги «Социального такси» в подобных социальных учреждениях во всех субъектах Российской Федерации.

МВД России проработать комплекс системных мер по более активному содействию бездомным лицам в восстановлении (поиске) утраченных документов, удостоверяющих их личность и гражданство.

VI. По обеспечению прав детей, страдающих фенилкетонурией

Заболевание фенилкетонурией представляет собой нарушение работы печеночного фермента, необходимого, главным образом, для распада в организме человека незаменимой аминокислоты фенилаланина, поступающей с пищевым белком. Нарушение сопровождается накоплением фенилаланина и его токсических продуктов в крови и других тканях, что приводит к тяжелому поражению мозга, вплоть до олигофрении и идиотии. Даже недолгое токсическое воздействие может привести к тяжелым, зачастую, необратимым последствиям. Более того, избыток фенилаланина также может оказывать пагубное влияние на репродуктивную систему, опорно-двигательный аппарат, эндокринную и сердечно-сосудистую системы. В настоящее время заболевание считается неизлечимым.

У страдающего фенилкетонурией ребенка имеется стойкое нарушение функции фермента, обусловленное наследственным заболеванием; жизнедеятельность ограничена в связи с невозможностью принимать обычную пищу, полноценно посещать детский сад и школу; ребенок частично утратил способность к самообслуживанию в связи с необходимостью постоянного контроля за его питанием с применением вспомогательных средств (весов, таблиц состава продуктов, специальных расчетов). У детей, строго соблюдающих диету, принимающих лечебные смеси и имеющих на фоне этого стабильный, условно безопасный уровень фенилаланина в организме имеются стойкие выраженные, даже значительно выраженные нарушения эндокринной системы и метаболизма.
Лечение заключается в пожизненном соблюдении строжайшей диеты (исключаются мясные, молочные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, рыба и морепродукты, макаронные изделия, крупы, орехи, яйца, бобовые и др.). Необходим регулярный прием специализированной лечебной аминокислотной смеси (4-5 и более раз в день) с резким и неприятным запахом и вкусом, а также постоянный анализ уровня фенилаланина в крови (в среднем один раз в две недели, а при пониженном или повышенном уровне значительно чаще). Покупать аминокислотную смесь большинство родителей не в состоянии. Стоимость смесей в розничной продаже составляет от 2.000 руб. и может достигать 7.000 руб. за одну упаковку. В месяц ребенку нужно от 5 до 12 и более упаковок, в зависимости от возраста, физиологических параметров, потребности в белке и др.

По действующему законодательству полноценная социальная защита детей, страдающих фенилкетонурией, возможна, прежде всего, через признание их детьми-инвалидами. До последнего времени инвалидность ребенку с фенилкетонурией (и некоторыми другими заболеваниями) устанавливалась на основании подтвержденного диагноза.

С введением в 2014 г. количественных характеристик при осуществлении медико-социальной экспертизы детям с фенилкетонурией стали массово отказывать в установлении инвалидности, что основано на применении «Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н.

В Совет поступили жалобы граждан на массовые отказы в присвоении (продлении) инвалидности их детям, страдающим фенилкетонурией.
Между тем, они имеют все условия присвоения инвалидности, предусмотренные пунктом 5 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1996 г. 
№ 95, а именно:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Более того, именно несвоевременное присвоение детям с таким заболеванием инвалидности и ее установление лишь на поздней стадии заболевания приводит к уже необратимым изменениям и ограничениям в их жизнедеятельности, когда запоздалые меры реабилитации уже не могут корректировать состояние, поскольку эффективны лишь на ранней стадии заболевания.

Применение мер реабилитации и коррекция состояния являются одной из целей установления инвалидности с целью улучшения качества жизни ребенка, в связи с чем установление инвалидности и меры социальной поддержки для детей с такими заболеваниями жизненно необходимы в силу наличия диагноза по текущему состоянию, а не только по тяжким последствиям заболевания.

Без присвоения статуса инвалида сами дети их родители лишаются многих прав и социальных гарантий, предусмотренных семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе:
- ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- социальной пенсии и региональной доплаты к пенсии ребенку-инвалиду;
- получение набора социальных услуг в виде лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения;
- компенсацию расходов семьи на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов от социальной нормы;
- оплату проезда ребенка и сопровождающего междугородним транспортом к месту лечения и обратно;
- неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю одному из родителей;
- возможность ребенку лечиться в реабилитационных центрах, проводить реабилитационные мероприятия по лечению и профилактике сопутствующих заболеваний;
- небольшие налоговые льготы и др.

Поскольку степень ограничения жизнедеятельности детей, страдающий фенилкетонурией, требует серьезной системы мер реабилитации и огромных усилий родителей по поддержанию их здоровья, Совет рекомендует:
Минтруда России и Минздраву России усовершенствовать действующие критерии установления инвалидности, обеспечив своевременное присвоение инвалидности абсолютно всем детям, страдающим фенилкетонурией.

VII. По реализации права на свободу объединения, запрета дискриминации в сфере труда, обеспечения права работников на индексацию заработной платы и справедливую оценку вредных факторов на рабочих местах

Проблемы защиты трудовых прав работников в России обсуждались на нескольких специализированных мероприятиях, организованных по инициативе членов Совета.

По итогам состоявшегося в Екатеринбурге 28 марта 2016 г. круглого стола на тему: «Актуальные проблемы защиты трудовых прав и реализации социально-экономических интересов в Свердловской области», специального заседания Совета 18 апреля 2014 г. на тему: «О перспективах гражданского участия в защите трудовых прав граждан», а также текущих обсуждений с трудовыми коллективами и профсоюзами.

В части обеспечения соблюдения трудовых прав работников Совет предлагает:

Минтруда России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов принять следующие меры:

Для повышения эффективности защиты работников от дискриминации в сфере труда необходимо:
а) законодательно регламентировать понятийный аппарат в сфере антидискриминационного регулирования. В частности:
- предусмотреть в Трудовом кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конкретные примеры действий, которые считаются дискриминационными,
- а также пересмотреть существующую систему регулирования судебного и внесудебного рассмотрения жалоб, связанных с дискриминацией в сфере труда. А именно: расширить круг органов, имеющих право рассматривать дела, связанные с дискриминацией; ввести специальные правовые нормы, регулирующие распределение обязанностей по доказыванию; разработать методические материалы для судов и иных правоприменителей. Подробные предложения по совершенствованию действующего антидискриминационного законодательства и практики его применения сформулированы в рекомендациях специального заседания Совета на тему: «О противодействии дискриминации в сфере труда» от 18 апреля 2014 г. -  http://president-sovet.ru/documents/read/443/. Совет напоминает о необходимости их реализации;

Для обеспечения права работников на свободу объединения в сфере труда необходимо разработать и реализовать в законодательстве комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения принципов свободы объединения. В частности, на защиту профсоюзов от вмешательства в их деятельность государственных органов, обеспечение недопустимости дискриминации в связи с осуществлением профсоюзной деятельности и эффективной защиты прав профсоюзов, а также реализовать иные меры, изложенные в рекомендациях Совета специального заседания Совета на тему: «О противодействии дискриминации в сфере труда» от 18 апреля 2014 г. -  http://president-sovet.ru/documents/read/443/;

Для обеспечения прав работников на индексацию заработной платы необходимо разработать и законодательно урегулировать механизм обязательной индексации заработной платы работников для всех работодателей независимо от организационно-правовой формы и особенностей правового статуса;

Для реализации прав работников на справедливую оценку вредных факторов на рабочих местах и обеспечения компенсации данных факторов необходимо проанализировать проблемы, возникающие в практике применения действующего законодательства о специальной оценке условий труда и разработать пакет изменений, направленных на устранение имеющихся недостатков, препятствующих объективной оценке условий труда;

Совет рекомендует Государственной инспекции труда в Свердловской области и прокуратуре Свердловской области принять действенные меры по пресечению вопиющих случаев дискриминации по признаку профсоюзного членства в отношении работников ЗАО «Уралмостострой» филиала Мостоотряд № 72, а также обеспечить принятие аналогичных мер по жалобам работников следующих предприятий Свердловской области:
- ФГБУЗ «Поликлиника УрО РАН»;
- ООО «Энергосервисная компания» (Нижняя Тура);
- ООО «РесурсЭнерго» (Алапаевск);
- ООО «Баранчинский электромеханический завод»;
- ООО «Региональная сетевая компания»;
- Южное трамвайное депо;
- ОАО «Уралтурбо»;
- ООО «Екатеринбургский завод строительных материалов»;
- ООО «Завод рельсовых скреплений».
По итогам обсуждения с членами Совета 29 марта 2016 г. Совет рекомендует сторонам социального диалога ЕВРАЗ КГОК в целях возврата в режим полноценного сотрудничества заключить предложенный Советом Меморандум о гарантиях профсоюзной деятельности при осуществлении антикризисных мер на предприятии и в его подразделениях.

VIII. По обеспечению прав лиц, осужденных к лишению свободы, совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений, органов полиции и ФСИН

В данной части Совет рекомендует:
Правительству Свердловской области рассмотреть вопросы: принятия регионального закона Свердловской области «О поддержке институтов общественного контроля в Свердловской области», предусмотрев в нем, в частности, компенсацию затрат членов ОНК на осуществление деятельности по общественному контролю в подведомственных учреждениях;
поддержки деятельности Некоммерческого партнерства «Бюро по  трудоустройству лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию», предоставив ему помещение для осуществления деятельности (помещение обещают предоставить в течение 12 лет);
содействия в предоставлении помещений отделам полиции Екатеринбурга и Нижнего Тагила, находящимся в наиболее бедственном положении:
- отделу полиции № 20, которому было выделено помещение по адресу  ул. Проселочная д. 48 (отремонтирован 1 этаж, второй этаж не отремонтирован), 27 лет не решается вопрос о переводе данного отдела из жилого дома по адресу Дружинина д. 20. В результате 66 сотрудников вынуждены вести служебную деятельность в 5 квартирах;
- отделу полиции № 14 г. Екатеринбурга, здание которого признано аварийным в 2006 г.;
- завершению строительства и вводу в действие ИВС ОВД г. Невьянска, который не удается достроить с 1993 г.
строительства дороги от г. Лозьва к пос. Надымовск, где находится ЛИУ № 58 (60 км).

Федеральному фонду социального страхования Российской Федерации и МВД России обеспечить выдачу сотрудникам полиции полисов обязательного медицинского страхования;

МВД России:     
распространить на другие регионы Российской Федерации положительный опыт полиции Свердловской области:
- по быстрой доставке в судебное заседание лиц, привлекаемых за правонарушения, предусматривающие административный арест (ОП № 14 Екатеринбурга);
- по использованию электронного экрана для информирования административно арестованными;
- по оборудованию входной группы перилами и кнопкой вызова сотрудника для маломобильных групп населения;
- по размещению настенного освежителя воздуха в помещениях для задержанных (ОП № 14 Екатеринбурга);
- по записи в Книге учета доставленных о принесении извинений при необоснованном доставлении гражданина (ОП № 14 Екатеринбурга);

В помещениях органов внутренних дел:
- заменить  на стенах камер барельефную штукатурку на гладкое оштукатуривание;
- в книге выдачи сухих пайков и постельных принадлежностей указывать фамилию сотрудника, который их выдал.

ГУ ФСИН Свердловской области рассмотреть вопросы:
- более активного сотрудничества с институтами гражданского общества, в т.ч. с ОНК;
- искоренения практики недопуска членов ОНК в колонии;
- прекращению воспрепятствования использованию членами ОНК приборов измерения микросреды и фотофиксации;
- прекращению практики преследования лиц, обратившихся с жалобами в ОНК (ИК-54);
- обеспечения для защиты прав пациентов обследования проходящих лечение туберкулезных больных врачами - специалистами по сопутствующим заболеваниям, развитие которых связано с курсом лечения, например, лор-врачом;
- создания хосписа для помещения освобождаемых из мест заключения, которым негде жить после освобождения;
- обеспечения при организации воспитательной работы с осужденными наличия ставки начальника отряда на каждый отряд (в ИК № 2 на 14 отрядов приходится лишь 10 начальников отрядов);
- исключения из практики работы учреждений создания и использование т.н. «актива» (ИК №№ 54, 2, 47);
- прекращения практики нарушения прав адвокатов при проведении ими проверки по жалобам осужденных;
- при отказе осужденных от жалоб, направленных ими в ОНК, организовывать совместное посещение таких лиц членами ОНК, представителями Аппарата Уполномоченного по правам человека и ГУФСИН Свердловской области;
- улучшения работы медчастей в ЛИУ № 58, где отсутствует начальник медицинской части и рентгеновский аппарат, и в ИК № 53, где в штате медчасти остро не хватает врачей;
- исключения из практики учреждений Свердловской области не предусмотренных законом запретов и методов воздействия:
- пристегивание наручниками к решетке (ИК №№ 5 и 6);
- принуждение осужденных в присутствии посторонних лиц не смотреть им в лицо, при  нахождении в строю не смотреть на сотрудников администрации.

ФСИН России:
1) сохранить и развивать ФКУ ИК № 56 (Черный беркут), предназначенную для отбытия наказания лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы, или ранее осужденных к расстрелу; провести совещание начальников колоний для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, для изучения положительного опыта ИК-56;
2) принять меры по радикальному снижению смертности в ЛИУ № 51 и больнице ИК № 2 ГУФСИН России по Свердловской области, а именно:
- оборудовать в каждом отделении больницы палаты интенсивной терапии; эффективно использовать данные палаты для размещения тяжелых больных;
- оборудовать больничные палаты кнопками вызова;
- обеспечить работу психологов с больными, имеющими отрицательную установку на лечение;
- производить замену схем лечения больным, у которых назначенная схема вызывает негативное влияние на состояние здоровья, в связи с чем они отказываются от лечения;  
- не ставить освобождение по болезни в зависимость от согласия родственников принять тяжело больного осужденного; при  отсутствии согласия родственников направлять тяжело больных в больницы Минздрава;
- ускорить  проведение исследования больных с тяжкими патологиями;   
- взять под особый контроль развитие заболеваний у лиц с низким иммунным статусом;
- при  поступлении из СИЗО лиц, подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3, незамедлительно информировать об этом обвинение, суд, прокуратуру, защиту, Минздрав области;
- усилить состав медицинских работников, работающих в выходные и праздничные дни.  
3) Создать приемлемые материально-бытовые условия для отбытия наказания, обеспечив:
- не менее 1 туалетной кабинки и 1 раковины на 15 человек;
- 1 холодильника на 25 человек;
- питьевой воды;
- ношение тапочек лицами, водворенными в ШИЗО;
- обеспечить наличие в каждом отряде нескольких телевизоров;
- нормальный температурный режим в жилых помещениях и столовых.
4) В локальных участках исправительных и лечебно-исправительных учреждений:
- оборудовать спортивные уголки;
- установить достаточное количество скамеек;
- в тех учреждениях, где отсутствует озеленение локальных участков, произвести их озеленение.
5) Обеспечить разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПРИ) для всех инвалидов, находящихся в УИС, наполнение программы реальными и значимыми реабилитационными мероприятиями, выдачу копии ИПРИ инвалиду.
6) Обеспечить направление в Бюро МСЭ всех лиц, имеющих признаки инвалидности (например, с 2012 г. не представляется на МСЭ осужденный Михеев, не имеющий 2/3 желудка).
7) Привести критерии инвалидности в соответствие с законодательством о социальной защите инвалидов, в том числе:
-  не рассматривать в качестве лиц, у которых имеет место бациловыделение, в качестве не имеющим ограничение по трудоустройству;
- не рассматривать лиц, у которых суммарная оценка степени нарушения функции организма составляет 60 %, как имеющих умеренные нарушения.      
8) Предусмотреть возможность создания Попечительского совета  при домах ребенка женских колоний.
9) Восстановить  работу столовых для сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области, а также столовых в  учреждениях ГУФСИН области.

Комитету Государственной Думы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству  рассмотреть вопросы:   
- внесения изменения в ст. 10 УИК РФ, обеспечив возможность переписки осужденных с другими лицами на родном языке,
- внесения изменения в Федеральный закон «О полиции», предусмотрев возможность строительства и ремонта зданий органов внутренних дел за счет региональных и местных бюджетов ГУ ФСИН Свердловской области, прокуратуре Свердловской области, ГУВД Свердловской области, Гласному следственному управлению Следственного комитета Свердловской области рассмотреть вопрос создания совместной группы для проверки заявлений осужденных о вымогательстве у них денег, в том числе так называемыми «активистами».

IX. О профилактике распространения наркомании

Учитывая, что по данным Минздрава России и ФСКН России на всю Российскую Федерацию приходится 150 наркологических учреждений, в которых насчитывается примерно 2200 коек, а в наркологические учреждения обращаются ежегодно около 80 тысяч человек, имеющих проблемы с наркотиками, Совет рекомендует:

Минздраву России распространить опыт работы благотворительного фонда «Город без наркотиков» и Государственного медицинского реабилитационного Центра «Урал без наркотиков» на другие регионы России, приняв необходимые меры для создания аналогичных центров в других субъектах Российской Федерации;

Администрации Свердловской области рассмотреть вопрос выделения гранта некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Город без наркотиков» для развития ее инфраструктуры.

Настоящие рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека « 26 » мая 2016 г. путем заочного голосования.

Приложение к рекомендациям:

- Справка о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также социальных, образовательных и специальных учебно-воспитательных учреждений свердловской области.
- Справка о работе общественных организаций по предупреждению наркомании в Свердловской области.



Председатель Совета                                М.Федотов


 

приложение № 1 к Рекомендациям Совета
при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам выездного заседания в Свердловской области
28 - 30 марта 2016 г.

 

 

СПРАВКА
о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также социальных, образовательных и специальных учебно-воспитательных учреждений Свердловской области



Кировградская воспитательная колония № 2

Находится в ведении ГУ ФСИН России по Свердловской области, руководитель – Юсупов Руслан Илдарович.

Лимит вместимости 306 чел., в день посещения находился 171 воспитанник, из них сирот 27 (в т.ч. 7 круглых сирот).

Предназначена для воспитания осужденных к лишению свободы детей 14 - 18 лет, а также для временного содержания детей, находящихся под следствием. Состоит из трех отделений: основного, «льготного» содержания и помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (далее – ПФРСИ).

Воспитательная колония обеспечена всем необходимым образовательным и методическим материалом, проводятся образовательные конкурсы и олимпиады, спортивные соревнования, творческие выставки и постановки, дети заняты квиллингом, плотницкими и др. ремеслами.

Воспитанники из отделений основного и льготного содержания обучаются в школе, состоящей из 16 преподавателей и коррекционного класса, и изучают предметы общеобразовательной школы, включая иностранный язык. Воспитанники отделения ПФРСИ в школе не обучаются, а учатся лишь в режиме самоподготовки (т.е. их письменные работы учителя не проверяют). Между тем, дети, находящиеся под следствием, в связи с имеющимися сложностями в расследовании уголовных дел вынуждены проводить в ПФРСИ порой более года. Следует отметить, что они не являются осужденными, а находятся в условиях значительно большей социальной и образовательной исключенности, чем осужденные. После столь длительного прекращения образовательного процесса многие дети полностью утрачивают мотивацию и способность к обучению, становятся более асоциальными, в дальнейшем хуже адаптируются к самостоятельной жизни.

Причиной данной системной проблемы являются положения частей 2 и 3 ст. 80 Федерального закона «Об образовании», согласно которым подозреваемым и обвиняемым несовершеннолетним лицам, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лишь в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном ФСИН России и Минобрнауки России. Образование же лиц, осужденных к наказанию в виде ареста (включая несовершеннолетних), не осуществляется вообще.

Столь необъяснимая ситуация с фактическим отсутствием условий для образования несовершеннолетних граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, как несовершеннолетних, отбывающих административный арест, грубо нарушает конституционный принцип равноправия граждан, конституционное право каждого на образование и на обязательность основного общего образования. Указанное несовершенство закона является одной из основных выявленных членами Совета системных законодательных проблем в учреждениях данного вида.

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа № 1» (Свердловская обл., п.Рефтинский, ул. Молодежная д. 10)

Учредитель – Минобрнауки России. Директор – Хуторной Алексей Владимирович (руководитель училища во втором поколении, возглавляет его с 2013 г.).

Здание 1969 г. постройки. Всего сейчас в училище 114 детей при лимите в 132 чел. в возрасте 11 – 18 лет, многие из которых из социально неблагополучных семей, среди них 19 сирот (8 круглых сирот). По лимиту вместимости является крупнейшим в Российской Федерации.

Основной задачей учреждения является создание необходимых условий для психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников. В учреждение помещаются дети с девиантным поведением в возрасте до 18 лет сроком до 3 лет по постановлению суда в качестве принудительной меры воспитательного воздействия за совершение преступлений, предусмотренных, в основном, ст. 158 УК РФ (кража) и ст. 228 УК РФ (незаконное хранение или сбыт наркотиков).

Режим спец.учреждения организован так, чтобы не превращать образовательную организацию в колонию: ограда из высокого забора с колючей проволокой отсутствует и сделано все, чтобы дети не чувствовали себя изгоями общества, частью т.н. «ресурсного центра криминального романизма». Вход – выход в корпуса производится с помощью имеющихся у воспитателей специальных магнитных карточек таким образом, чтобы сразу проходила вся группа детей.

Сотовая связь в училище запрещена, есть общедоступные телефон, чтобы позвонить родителям, который предоставляется по заявке, время и продолжительность разговоров не ограничивается. Все телефонные переговоры проводятся под контролем сотрудника училища (вторая трубка прослушивается). Количество свиданий с родителями и родственниками также не ограничено.

В учреждении дети получают общее базовое образование и обучаются рабочим профессиям на следующих видах производств: столярном, слесарном, штукатурно-малярном и др. Некоторые за 3 года успевают получить по 2 профессии.

При поступлении ребенок проходит психолого-медицинскую педагогическую комиссию.

В каждой группе по 16 – 25 воспитанников и 3 – 4 воспитателя.

В учреждении проводятся следующие мероприятия:
- совместные спортивные соревновательные и творческие мероприятия с такими же специальными учреждениями,
- участие в областных футбольных турнирах (в т.ч. игры с футбольным клубом «Урал»),
- ежегодный конкурс «Учитель года»,
- участие в международных мероприятиях (в Белоруссии),
- имеется собственная база отдыха на берегу Рефтинского водохранилища,

Из мер поощрения, помимо перечисленных, практикуются экскурсии и путешествия, поездки в кино и театр, убытие в увольнение к родителям, на прогулку в поселок с воспитателем. Они применяются только к детям, не имеющим за последние 3 месяца дисциплинарных взысканий (предупреждение, выговор, строгий выговор). По постановлению суда возможно досрочное отчисление из учреждения в связи с исправлением.
После выхода из учреждения проводится постинтернатное сопровождение.
По словам директора спец.учреждения, воспитанников каждый день осматривает медицинский работник, каждая татуировка или синяк фиксируется в журнале и является поводом для служебных проверок.
В 2011 г. в учреждении был бунт, когда совершили побег около 20 воспитанников, часть которых вернулась сразу, остальных быстро разыскали и вернули. Бунт совершил уроженец Забайкалья, приверженец криминальной субкультуры АУЕ. С того времени побегов не было.

Екатеринбургский детский дом-интернат для детей с умственной отсталостью (г. Екатеринбург, ул. Ляпустина д. 4)

Находится в ведении Министерства социальной политики Свердловской области, директор – Маркова Алла Владимировна.

Лимит вместимости 303 человека, в настоящее время находятся 264 воспитанника, в т.ч. 52 в отделении милосердия, 2 в психбольнице. В ходе дальнейших процедур оптимизации планируется уменьшить численность воспитанников дома-интерната с 264 до 202 чел.

Основная деятельность – воспитание детей с рождения до 18 лет с выраженной умственной отсталостью.

Существующего финансирования едва хватает. Спонсоры есть, но разовые, системные спонсоры ушли. Имеется и родительская помощь, но только в натуральной форме, все предметы сразу ставятся на учет.
Группы сформированы из количества воспитанников до 12 чел. в каждой (до ноября 2015 г. было до 18 чел.). Усыновления как такового нет. 15 % случаев отказных детей – с синдромом Дауна. Возвращено в семьи 15 детей. В этих семьях дети своих родителей узнают, если они за ними ухаживают.

Положения Федерального закона «Об образовании», Национальной стратегии действий в интересах детей декларируют развитие системы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним, ее доступности, развитие сети организаций психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним (далее - ППМС центров).

По информации от преподавателей Екатеринбургского детского дома-интерната для детей с умственной отсталостью и обращений, поступивших от преподавателей других Свердловских детских домов, в условиях дефицитного бюджета в Свердловской области перестали соблюдаться «Нормы времени для расчета трудозатрат на выполнение видов работ педагогическими работниками государственных (муниципальных) образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (утвержденные письмом Минобрнауки РФ от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся воспитанникам».

Так, только в Екатеринбургском детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью имеется значительный некомплект педагогического персонала: воспитателей 24 при штате в 42 чел., психологов – 2 при штате в 5 чел. С 2015 г. при увеличившейся норме выработки с 25 до 40 час. в неделю у персонала вдвое уменьшилась продолжительность ежегодного отпуска с 56 до 48 дней.

Низкая заработная плата повлекла отток кадров из ППМС центров в учреждения общего и дошкольного образования. В итоге в ППМС центрах имеется острый кадровый дефицит. Поскольку ППМС центры не вошли  в «дорожную  карту», гарантирующую минимум заработной платы, вписаться в выделенные лимиты финансирования по оплате труда со стимулирующей частью не представляется возможным.

С целью сохранения льгот по педагогическому стажу и отпуску руководители были вынуждены делать выбор типа  организации: т.е. стать либо организацией дополнительного образования (тогда суть ППМС центра утрачивается, хотя и сохраняется педагогический стаж, но отпуск 48 дней вместо 56), либо организацией, осуществляющей обучение, где административный состав теряет все льготы: педагогический стаж и удлиненный отпуск в 56 дней, педагогам сохраняется отпуск в 56 дней, но не идет педагогический  стаж.

ППМС центры имеют достаточно мощный, практико-ориентированный информационный ресурс, который можно использовать для повышения квалификации, реализуя дополнительные профессиональные образовательные программы. Но  статус учреждения этого не предполагает, если только ППМС центр перейдет в тип учреждения -  дополнительного профессионального образования.

Кроме того, реабилитационная деятельность перестала относиться к образовательной, что лишило преподавателей ранее выплачивавшихся надбавок к окладу. Это стало одной из основных причин увольнений и эмоционального выгорания педагогического персонала, спровоцировавшего резонансные случаи их жестокого обращения с воспитанниками дома-интерната в 2015 г.

Перестав быть образовательными организациями, ППМС центры утратили возможность  размещения закупок у единственного поставщика до 400 тыс. рублей, т.к. данная норма закона применима только к государственным или муниципальным образовательным организациям, к которым ППМС центры в настоящее время не относятся (п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Асбестовский детский дом» (Свердловская обл., г. Асбест, ул. Советская д. 12)

Находится в ведении Министерства социальной политики Свердловской области, директор – Сухоносова Людмила Геннадьевна (с сентября 2015 г.), здание 3-этажное, построено в 1960 г., требуется текущий ремонт.
Основная деятельность – воспитание детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет.
Лимит вместимости 32 человека, в настоящее время находятся 30 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. Всего групп 4, укомплектованы по возрасту, коррекционных групп нет. Отмечено существенное количество самовольных уходов детей: в 2015 г. – 7, в предыдущие годы было 4 - 6. В 2015 г. устроены в приемные семьи – 3 чел. (и 1 в 2016 г.), возвращен родителям – 1 ребенок.

Все воспитанники посещают развивающие кружки и секции на базе детдома, 16 детей также посещают секции и в других близлежащих образовательных и спортивных учреждениях.

В учреждении имеется некомплект педагогических кадров:
- воспитателей, вместо 12,7 по штату имеется только 8,
- социальный педагог, вместо 2 по штату имеется 1,
- педагог-психолог, вместо 1 по штату вакансия не закрыта,
- из требуемых по штату 60,6 чел. педагогических работников имеется лишь 42.

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Дом ночного пребывания» (г. Екатеринбург, ул. Машинная д. 9а)

Находится в ведении Министерства социальной политики Свердловской области, руководитель – Тащев Александр Юрьевич.

Учреждение работает с сентября 1995 г. и состоит из 2 корпусов: мужского и женского. Лимит вместимости – 60 койко-мест (из них 49 стационарных) и медицинский центр на 4 чел. На момент посещения занято 46 мест.

Основной деятельностью является оказание гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам БОМЖ и освободившимся из мест заключения, и другим социально-незащищенным категориям населения различных видов социальной помощи временного и разового характера.

Размещение в ДНТ возможно только граждан Российской Федерации (хотя не отказывают и не имеющим документов о гражданстве) на срок до 30 суток в году. Пребывание свыше 30 суток оплачивается постояльцами самостоятельно из расчета по 58 руб. в сутки.

Размещение возможно только в ночное время, днем все посетители уходят и помещения проветриваются. Перед размещением проводится полная санитарная обработка нового постояльца и дезинфекция одежды. Питание – только ужин, завтрак приносят с собой (при наличии). Имеется библиотека.

Гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, частично утратившим возможность самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к передвижению, предоставляется услуга Социального такси при их доставке к социально значимым объектам инфраструктуры по месту их проживания / пребывания (в органы власти, медицинские организации, отделения пенсионного фонда и учреждения социальной защиты, социального обслуживания, бюро МСЭ и социального страхования).

Услуга предоставляется по заявкам инвалидов, их родственников в интересах инвалида и других заинтересованных лиц по телефону или письменному обращению. Заявка подается оператору-диспетчеру службы Социального такси за 3 – 5 суток до дня обслуживания.
 



 

приложение № 2 к Рекомендациям Совета
при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам выездного заседания в Свердловской области
28 - 30 марта 2016 г.


СПРАВКА
о работе общественных организаций по предупреждению наркомании в Свердловской области

 

Некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Город без наркотиков»  г. Екатеринбурга осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Фонд «Город без наркотиков» был создан в марте 1998 г. В то время Фонд занимался агитацией населения, направленной на здоровый образ жизни, выпуском листовок о вреде наркотиков, проведением спортивных соревнований, поддержкой детских спортивных клубов и т.п.

На лето 1999 г. пришелся пик наркоторговли в Екатеринбурге. Наркоторговцы, не стесняясь, вывешивали на своих торговых точках ценники. Наркотиками торговали везде: в школах, вузах, в высшей школе милиции, в юридической академии, на улицах, даже в центре города, их мог купить любой подросток. Их продавали даже 8 - 10-летним детям.
Случаи наркомании не были редкостью даже в милицейской среде. Следователи умирали от передозировок в рабочих кабинетах. Росла смертность от передозировок. До 90 % уличных грабежей и разбоев, квартирных краж, краж из автомашин совершались наркоманами.
Милиция знала об этом, но никаких мер не принималось. Наркоторговцы задерживались, но уголовные дела возбуждались редко, чаще всего торговцев отпускали. Официальная статистика абсолютно не отражала масштабов катастрофы. В областной наркологической клинике было зарегистрировано 6300 наркоманов, а по данным Фонда «Город без наркотиков» только в Екатеринбурге их количество в те годы доходило до 200 тысяч.  

В конце июля 1999 г. журналист Андрей Санников и Андрей Кабанов сделали цикл телепередач «Наркотеррор», которые вызвали широкий общественный резонанс.

В августе 1999 г. было решено кардинально сменить политику Фонда в связи с осознанием масштабов распространения наркомании и наркоторговли в городе и области, поскольку до того Фонд, созданный в марте 1998 г., занимался исключительно агитацией за здоровый образ жизни, проведением спортивных соревнований, поддержкой детских спортивных клубов и т.п. Были пересмотрены цели и задачи деятельности Фонда, поменялся состав руководства и учредителей - многие вещи в эти дни были названы своими именами. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил деятельность Фонда «Город без наркотиков».

Одним из знаковых событий явилась организованная фондом акция протеста в Цыганском поселке, где процветала наркоторговля. На центральной площади города был проведен многотысячный митинг, где присутствовали крупные бизнесмены города, представители церкви, известные политические деятели. Также прошли митинги в городах области: Нижнем Тагиле, Рефтинском, Заречном, Арамиле, Красноуфимске, Тавде и многих других. В ряде городов были открыты представительства Фонда.

22 сентября Фондом был зарегистрирован пейджер 002 «Без наркотиков», куда граждане посылают сообщения о точках наркоторговли. Пейджер был продублирован ФСБ, и лишь 14 октября, после неоднократных указаний Губернатора Свердловской области, его удалось установить и в ГУВД.  Пейджерные сообщения теперь дублируются также в ГНК по УрФО и Уральскую оперативную таможню. На 01.01.2006 г. на пейджер Фонда поступило около 42 тысяч сообщений о фактах наркоторговли и коррупции. С помощью этой меры в работу Фонда было вовлечено население города — в мире такого опыта еще не было.

К сожалению, деятельность Фонда сразу не получила официальной поддержки милиции, и за прошедшие годы взаимоотношения с правоохранительными органами переживали порой сложные периоды, но постепенно сотрудничество налаживалось, о чём свидетельствует статистика совместных с правоохранительными органами операций:
- за 2009 г. проведено 274 совместных операций, в ходе которых было задержано 404 чел.;
- за 2010 г. проведено 355 совместных операций, в ходе которых было задержано 456 чел.;
- за 2011 г. проведено 803 совместных операций, в ходе которых было задержано 1007 чел.;
- за 2012 г. проведено 613 совместных операций, в ходе которых было задержано 799 чел.;
- за 2013 г. проведено 298 совместных операций, в ходе которых было задержано 408 чел;
- за 2014 г. проведено 255 совместных операций, в ходе которых было задержано 216 чел.

К Фонду за помощью в организации работы по противодействию наркообороту и наркомании постоянно обращаются исполнительные органы регионов России, поскольку реальные результаты работы налицо.

Так в июле 1999 г. Скорая помощь Екатеринбурга выезжала на 617 случаев наркотической комы, через полгода работы Фонда, в январе 2000 г. — только 337 выездов к наркозависимым, за август 2001 г. - 154 вызова, а за ноябрь 2001 г. — только 49 вызовов).

При Фонде работает проект «Страна без наркотиков» в рамках которого оказывается помощь в организации автономных антинаркотических организаций по всей стране.

Задача проекта «Страна без наркотиков» - сбор информации о фактах наркоторговли, наркокоррупции и наркоситуации во всех регионах России. Проверка, анализ, обобщение. Общественное принуждение безотлагательно пресекать наркоторговлю и исправлять ситуацию. В случае не реагирования на обращения граждан, влиять на ситуацию через прокуратуру, СМИ и общественное мнение. Телефон «горячей линии» проекта 89530000953.

Сообщения о наркоторговле с телефона, электронной почты и пейджера дублируются в базу-программу, где автоматически сортируются по адресам.

Сообщения по г. Екатеринбург и городам, где работает проект, проверяют волонтеры. После чего данные о наркоторговле и притонах направляются в силовые органы.

В городах, где нет проекта сообщения, направляются непосредственно в полицию и ГНК по месту расположения.

В период с 1999 г. по начало 2015 г. поступило 70.994 сообщений, за 2014 г. – 2.777.

В декабре 1999 г. Фондом создан немедицинский, специализированный трудовой реабилитационный Центр для безмедикаментозной реабилитации наркоманов. В Центр принимаются на добровольной основе лица, употребляющие психоактивные вещества (наркотики, спайсы и т.п.), совместно со своими родственниками или другими лицами, несущими за них ответственность, заключившие соглашения с фондом на немедицинскую реабилитацию сроком от 1 года до 2 лет. ( В основном срок реабилитации установлен в 1 год.) Сейчас в Центре 130 человек, которые перестали употреблять наркотики, ведут здоровый образ жизни и полны желания помогать другим.

Следует особо подчеркнуть, что Центр не является «субъектом медицинской деятельности», т.к. занимается специализированной немедицинской реабилитацией не требующей медикаментов, специального медицинского материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешённых Минздравом России, а также наличия в штате медицинских работников, имеющих высшее или среднеспециальное образование и специальную подготовку. Поэтому деятельность Фонда не подлежит лицензированию.

Смысл реабилитации состоит в социализации наркозависимых и возвращении их к нормальному образу жизни. Для этого необходимо прекращение всяких контактов со средой, в которой наркотики доступны и их употребление не считается аморальным. За время реабилитации эти контакты теряются, и вероятность «случайной» встречи ничтожно.
В те времена, когда основная масса поступивших на реабилитацию были «героиновыми» наркоманами, которые в стадии «ломки» могли нанести себе вред, в первые дни поступления в Центр, к ним применялись довольно жёсткие методы ограничения их возможностей по причинению себе вреда, в частности использовались наручники для их фиксации к кровати.. Наручники использовались только  в карантине в период детоксикации. К сожалению, этот факт часто использовался в негативной информации о фонде без объяснения реальных причин.

Cейчас картина наркомании другая: основное число реабилитантов находится в психологической зависимости от солей и курительных смесей, прекращение приема которых «ломок» не вызывает. Следовательно, использование наручников смысла не имеет.

Основываясь на многолетнем опыте президент Фонда А.В. Кабанов (сам бывший наркоман с 19 летним стажем) считает, что наркомания не является болезнью, которую необходимо лечить медикаментозными средствами и вполне хватает чисто социально-трудовых методов для возвращения наркомана в общество.

Контакт с медицинскими учреждениями осуществляется в следующих случаях:
- в случае заболевания реабилитантов они направляются в профильные медицинские учреждения;
- противопоказания к нахождению в Центре описаны в положении о Центре, в случае сокрытия их родственниками или реабилитантом, обычно выявляются в ходе прохождения карантина;
- для ВИЧ-инфицированных реабилитантов организованы еженедельные поездки на автотранспорте Фонда в Свердловский областной центр по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ясная д. 46.

На территории Центра силами реабилитантов построен православный храм, который работает по выходным и праздничным дням. Храм является единственным в посёлке Изоплит и поэтому в него ходят не только реабилитанты, но и жители посёлка.

Количество лиц проходивших реабилитацию по годам (последние 6 лет):
- 2009 г. - 609 чел.;
- 2010 г. - 785 чел.;
- 2011 г. - 896 чел;
- 2012 г. - 350 чел;
- 2013 г. - 429 чел;
- 2014 г. - 245 чел.

Лица с алкогольной зависимостью составляют 3 процента от общего числа реабилитантов.

С 2000 г. по начало 2015 г. реабилитацию в центрах Фонда проходили свыше 7000 человек.

По данным фонда процесс стойкой ремиссии составляет примерно 72 %.
По желанию реабилитантов с ними занимается не только психолог-волонтер, но и священник церкви, находящейся на территории центра.
За период с 2010 г. по 2014 г. проведено порядка трехсот лекций в ВУЗах, колледжах, школах, воинских частях и предприятиях о вреде наркомании и алкоголизма.

Фонд не привлекает для своей работы бюджетные деньги и гранты. Деньги на оперативную работу по выявлению наркоторговцев и содержание аппарата фонда поступают за счёт частных пожертвований, а содержание реабилитантов осуществляется за счёт их личных средств из расчёта 15 тысяч рублей в месяц.

Фонд имеет свою зарегистрированную символику и форму одежды для своих волонтёров.

Поскольку наркомания в Свердловской области приняла угрожающие размеры и в период её особенно активного распространения практически единственной реальной структурой, борющейся с наркоторговцами и одновременно занимающейся реабилитацией наркоманов являлся Фонд «Город без наркотиков», то на первоначальном этапе работы Фонда у него возникали  довольно частые конфликты с работниками милиции и наркоконтроля, некоторые из которых занимались «крышеванием» наркоторговцев. Отсюда и шла негативная информация о «жестокости» в реабилитационном Центре. Тем не менее, отношения постепенно налаживались. Положительные результаты работы Фонда заставили заняться этой проблемой и областную администрацию. Опросы населения показывали, что проблемы распространения алкоголизма и наркомании волновали жителей даже больше, чем вопросы ЖКХ.

В этой связи областные власти явно желая взять реванш у общественной организации, рассчитывая вывести вопросы реабилитации на более серьёзный, современный уровень, при обязательном высокопрофессиональном медицинскиом подходе и, главное, под контролем государства, в августе 2012 г. создали государственное медицинское учреждение «Областной  специализированный  центр  медико-социальной реабилитации больных наркоманией» «Урал без наркотиков» (в обиходе он получил название - Фонд «Урал без наркотиков»).

Финансирование этого центра осуществляется из бюджета области в размере 200 млн. рублей в  год и содержание каждого реабилетанта обходится в сумму 2.000 рублей в день, т.е. 60.000 руб. в месяц (в 4 раза дороже, чем в Фонде «Город без наркотиков»).

О том, что данный центр создавался как бы в противовес фонду «Город без наркотиков», свидетельствует не только распространившееся в области название Фонд и его наименование «Урал без наркотиков», но так же и похожая эмблема (у «Города…» – дельфин в круге, а у «Урала…» – чайки в круге). Преимущества этого государственного учреждения заключается, прежде всего, в том, что лечение наркоманов осуществляется бесплатно и срок пребывания в лечебном заведении составляет 6 месяцев. По словам главного врача Центра Антона Поддубного, ремиссия у выпускников центра составляет примерно 52 %.

Несмотря на разный теоретический подход к методике реабилитации оба руководителя (А.Кабанов и А.Поддубный) придерживаются единого мнения по следующим вопросам, обсуждаемым в обществе:
Они категорически против лечения наркомании путём замещения «тяжёлых» наркотиков метадоном.

Они считают необходимым проводить обязательно тестирование несовершеннолетних на употребление наркотиков без их согласия и согласия их родителей, в рамках ежегодной диспансеризации.

Основные параметры сходства и различия двух реабилитационных центров приведены в таблице, которая доступна в  pdf-версии.

 

Загрузить (254,83 КБ)


Загрузить (130,66 КБ)


© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта