Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Научно-консультационное заключение постоянной комиссии по прецедентным делам по вопросу замещения членами ОНК субъектов РФ отдельных должностей в органах местного самоуправления от 07 Ноября 2016
Электронная версия


В практике работы Постоянной комиссии по прецедентным делам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека возник вопрос об исключении двойного толкования по вопросу замещения членами ОНК субъектов РФ отдельных должностей в органах местного самоуправления.

Правовой статус и деятельность членов ОНК субъектов РФ регулируется федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее ФЗ № 76-ФЗ).

Согласно ст. 12 ФЗ № 76-ФЗ установлены требования, предъявляемые к членам общественной наблюдательной комиссии (гражданство, возраст, опыт работы, отсутствие судимости, дееспособность). Члены общественной наблюдательной комиссии субъектов РФ осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Также ч.3 ст. 12 ФЗ № 76-ФЗ установлено, что членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть лица, осуществляющие определенную деятельность: адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. И на этом основании согласно ст. 14 ФЗ № 76-ФЗ полномочия члена ОНК субъектов РФ должны быть прекращены.

Для того, чтобы определиться в каких случаях эти полномочия прекращаются и прекращаются ли они ввиду избрания лиц депутатами представительных органов местного самоуправления обратимся к определению лиц, замещающих выборные должности в органах местного самоуправления, которое дано в федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ № 131-ФЗ). Данный закон содержит несколько определений: выборное должностное лицо местного самоуправления; член выборного органа местного самоуправления; лицо, замещающее муниципальную должность.

Согласно ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (например, глава муниципального образования).

Член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

Следовательно, депутат представительного органа местного самоуправления не является членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления. Согласно ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления не относится к лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления и требования ст. 12 ФЗ № 76-ФЗ к нему не могут быть применены.

По статусу, исходя из положений ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления, является лицом, замещающим муниципальную должность, и она не относится к выборным должностям в органах местного самоуправления!!! К депутатам, замещающим должность в представительном органе муниципального образования относятся председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, в целях исключения двойного толкования и недопущения нарушения применения норм материального права считаю нарушением прекращение полномочий членов ОНК субъектов РФ в случае их избрания депутатами представительного органа местного самоуправления на основании отнесения их к лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления (ссылаясь на ч.3 ст. 12 ФЗ № 76-ФЗ) как, нарушающим их права и законные интересы и противоречащее положениям федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В случае наступления подобных ситуаций настоятельно рекомендую депутатам представительного органа местного самоуправления обращаться в суд за защитой нарушенных прав и интересов.
 

Эксперт Постоянной комиссии по прецедентным делам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, кандидат юридических наук

Стандзонь Л.В.

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter