I. Общественные советы
1. На официальной странице, посвящённой Общественным советам при Главе Удмуртской Республики, практически нет информации об их деятельности. Есть лишь ссылка на Общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, где выложен один протокол совещания двухгодичной давности. Нет информации о Положениях о советах, об их составах. Задачи, стоящие перед существующими Общественными советами, не охватывают вопросы, которые желательно обсуждать с представителями гражданского общества.
2. По Положению об Общественном совете по градостроительной деятельности, созданном в декабре 2014 года, его заседания проводятся не реже 1 раза в полугодие (http://docs.cntd.ru/document/428582155) с оформлением протокола по итогам принятых решений. По факту было проведено два заседания: 30 апреля 2015 года (о чём нет официальной информации вообще) и 4 июля 2016 года (http://www.udmurt.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=314005). Протоколы заседаний отсутствуют. Из 24-х членов совета (не считая Главы Удмуртской Республики) 12 представляют строительный бизнес либо НКО, связанные с ним (например, Союз строителей Удмуртии), пятеро - проектные институты, работающие по заказам строительных компаний. Представителей незаинтересованных общественных организаций только трое.
3. Общественный совет при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, за исключением директора образовательного учреждения, состоит из представителей бизнеса и связанных с ним структур (http://www.minstroy.ru/sites/default/files/Prikaz_O_vnesenii_izmeneniy_v_sostav.pdf).
4. При Главе муниципального образования «Город Ижевск» реальных общественных советов только два - Консультационный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (http://www.izh.ru/i/info/21384.html). На официальной странице Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства информации о его деятельности нет.
5. Создано ещё два совета: Инвестиционный совет города Ижевска (http://www.izh.ru/i/info/19762.html) и Градостроительный совет города Ижевска (http://www.izh.ru/i/info/14764.html). В составе Инвестиционного совета представителей общественности нет вообще, в составе Градостроительного - их только двое.
Выводы:
1. В настоящий момент механизмы формирования Общественных советов при исполнительных органах государственной власти Удмуртии недостаточно прозрачны.
2. Существуют перекосы в составах Общественных советов в пользу представителей бизнеса и некоммерческих организаций, обслуживающих их интересы. В них мало представлено представителей гражданского общества.
3. Не соблюдаются регламенты работы Общественных советов. Вопреки положениям о них Общественные советы собираются слишком редко, а их деятельность не освещается в СМИ.
4. Не все направления публичной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления сопровождаются сотрудничеством с НКО в виде Общественных либо Консультативных советов.
Рекомендации:
1. Необходимо активизировать деятельность уже созданных Общественных советов, сделать эту деятельность открытой, для этого обсуждать все острые вопросы на различных площадках, в СМИ, в сети Интернет.
2. Ввести в состав Общественных советов как при органах государственной власти, так и при органах местного самоуправления активных представителей гражданского общества, членов различных НКО.
3. Министерства Удмуртской Республики и администрации муниципальных образований, при которых созданы Общественные либо Консультативные советы должны ежегодно публично отчитываться о проведенной работе перед жителями Удмуртии.
4. Необходимо создать общественные советы, которые могли бы способствовать решению проблем по благоустройству города, охране окружающей среды, охране здоровья, образованию, землеустройству и др..
5. Необходимо выработать системные механизмы ситуативного реагирования на остросоциальные проблемы. В случае возникновения конфликта граждане либо НКО, представляющие их интересы, должны иметь гарантированную возможность быть услышанными властью. Это может быть реализовано в формате регулярных встреч чиновников с НКО.
II. Использование существующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики для улучшения взаимодействия НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления
1. В соответствии со статьёй 37 КОНСТИТУЦИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики принадлежит в том числе: общественным объединениям в лице их республиканских органов и не менее чем десяти тысячам граждан, проживающим на территории Удмуртской Республики. Это очень ценное право. Оно практически не используется в Удмуртии ни НКО, ни гражданами республики. За всё время с момента принятия КОНСТИТУЦИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ это право было использовано только один раз.
2. 11 ноября 2003 года был принят ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями».
Одной из целей взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями является вовлечение негосударственных некоммерческих организаций в процесс принятия общественно значимых решений.
Одним из принципов политики Удмуртской Республики по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями является признания права негосударственных некоммерческих организаций на участие в формировании и реализации политики Удмуртской Республики в социальной и экономической сферах.
Одной из основных форм взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями является привлечение представителей негосударственных некоммерческих организаций к участию в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Удмуртской Республики.
Для обеспечения взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики и негосударственных некоммерческих организаций, учета интересов граждан при принятии и реализации властных решений органы государственной власти Удмуртской Республики могут по собственной инициативе, а также по инициативе негосударственных некоммерческих организаций создавать общественные советы.
Независимая общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, негосударственных некоммерческих организаций.
Органы государственной власти Удмуртской Республики с целью привлечения негосударственных некоммерческих организаций к более активному участию в жизни Удмуртской Республики информируют всех заинтересованных лиц, Общественную палату Удмуртской Республики о планируемых и реализуемых мероприятиях в социальной сфере, о деятельности министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, о нормативных правовых актах, регулирующих социально-культурную и социально-экономическую жизнь в Удмуртской Республике.
Органы государственной власти Удмуртской Республики и негосударственные некоммерческие организации совместно проводят конференции, семинары, консультации.
3. В 2016 году в рамках Республиканского гражданского форума "Общество и власть-2016" в Удмуртской Республике впервые было принято Гражданское послание.
Это обращение общественности Удмуртии к Главе республики, органам государственной власти и местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций, некоммерческому сектору. В послании отражаются основные направления развития гражданского общества на 2017 год, сформированы основные предложения по развитию некоммерческого сектора в Удмуртии.
Среди рекомендаций органам государственной власти Удмуртской Республики можно отметить следующие:
* Создавать условия для равноправного участия институтов гражданского общества в принятии решений по актуальным вопросам общественной жизни.
* Cоздать за счет средств бюджета Удмуртской Республики ресурсный центр, обеспечивающий информационное, организационное, бухгалтерское, юридическое сопровождение НКО, в том числе при подготовке конкурсной документации в целях получения федеральных грантов.
* Обеспечить условия для повышения эффективности работы общественных советов.
Среди рекомендаций органам местного самоуправления Удмуртской Республики можно отметить следующие:
* Привлекать общественные советы к обсуждению актуальных проблем в муниципальных образованиях, использовать механизмы общественных экспертиз и нулевых чтений.
* Рассмотреть возможность реализации муниципальных программ поддержки общественных организаций, гражданских инициатив.
* Содействовать развитию ресурсных точек по поддержке НКО в муниципальных образованиях региона, в том числе обучению специалистов, в чьи полномочия входит взаимодействие с некоммерческими организациями и общественными объединениями.
Выводы:
В Удмуртской Республике создана великолепная нормативная база, регулирующая взаимодействие НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но правоприменительная практика оставляет желать лучшего:
1. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики, данное общественным объединениям, ими не используется.
2. ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями» фактически остаётся декларацией.
3. Гражданское послание, принято в рамках Республиканского гражданского форума "Общество и власть-2016" в Удмуртской Республике не отработано теми, кому оно было предназначено.
Рекомендации:
1. Разработать реальный механизм для осуществления общественными объединениями права законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики.
2. Принять подзаконные акты, содержащие механизмы реализации норм ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями».
3. Выработать поручения соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики для реализации рекомендаций, изложенных в Гражданском послании.
К оглавлению ↑© 1993-2021 Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека