Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации Совета по итогам выездного заседания постоянной комиссии по общественному контролю в Сахалинской области


 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам выездного заседания Постоянной комиссии Совета по общественному контролю

в Сахалинской области 22 - 24 августа 2017 г.


 

22 - 24 августа 2017 г. Постоянная комиссия по общественному контролю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее соответственно – Постоянная комиссия и Совет) провела выездное заседание в Сахалинской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили ряд районных больниц, детских домов, психоневрологический интернат, интернат для престарелых и инвалидов, военный госпиталь, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр временного содержания выдворяемых иностранных граждан, исправительные учреждения, спецприемник, следственные изоляторы, районные отделы внутренних дел, проверили условия проживания в нескольких аварийных домах и провели прием населения в Южно-Сахалинске и Корсакове.

Итоги проделанной работы были подведены в ходе расширенного заседания Постоянной комиссии с участием руководства органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области, а также представителей общественности региона.

По итогам выездного заседания Постоянная комиссия подготовила следующие Рекомендации.


 

Раздел 1: Проблемы рыбоохраны и экологии


 

В части охраны водных биологических ресурсов и обеспечения права населения на беспрепятственный доступ к ним как к главному традиционному элементу питания

 

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее – Федеральный закон о рыболовстве) гарантирует каждому право на осуществление любительского и спортивного рыболовства на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (статья 24).

Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее – КМНС), согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения (пункт 6 статьи 2).

На территории Сахалинской области находится более 65 тыс. нерестовых рек и ручьев общей протяженностью 106,5 тыс. км. Площадь нерестилищ тихоокеанских лососей превышает 27 млн. кв. м. Самый многочисленный вид лососей на Сахалине - горбуша, нерестовые площади которой составляют 92,5 % всей площади нерестилищ острова. Учтенный нерестовый фонд кеты занимает лишь 1,6 млн. кв. м. Нерестовые площади распределены неравномерно: почти 80 % нерестилищ горбуши и 42 % нерестилищ кеты расположено в южной части Сахалина. Внутренние водоемы - реки и озера - являются природными нерестилищами для большого количества промысловых видов рыб.

На внутренних водоемах промышленное рыболовство запрещено, за исключением рек с лососевыми рыбоводными заводами и рек, на которых созданы рыбопромысловые участки. Преимущественно промышленное рыболовство ведется в прибрежной морской зоне ставными неводами, а любительское – сетями, но только на специально отведенных для этого рыбопромысловых участках (далее – РПУ) по лицензиям.

Значительную часть рыбной фауны Сахалинской области составляют анадромные виды рыб1: лососевые, корюшковые, осетровые.

Проблема обеспечения правопорядка в области использования и охраны водных биологических ресурсов является насущной для многих регионов России.

Правоохранительными органами принимаются определенные меры по усилению борьбы с преступными посягательствами на запасы водных животных и растений. Но несмотря на многочисленность выявляемых правонарушений, эффективность работы государственных структур в этом направлении остается низкой, в том числе из-за того, что практически все места незаконной добычи рыб лососевых пород являются труднодоступными и находятся на большом удалении от районных центров при в целом относительно невысокой технической оснащенности правоохранительных органов.

Но основные проблемы крайне низкой эффективности борьбы с браконьерством заключаются в том, что сотрудники государственной рыбоохраны:

-- крайне малочисленны (в 2004 г. на всю Сахалинскую область было около 250 инспекторов рыбоохраны, в 2017 г. их не более 75);

- получают низкую заработную плату. Сейчас средняя зарплата инспектора рыбоохраны составляет 23 - 28 тыс. руб. в месяц. В то же время официальная средняя зарплата в Сахалинской области в настоящее время – 68 тыс. руб. в мес.

 

1.1.1. В части выявления и пресечения правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов, коррупциогенности законодательства и правоприменительной практики, регламентирующих их добычу и охрану

Согласно ст. 29.1 Федерального закона о рыболовстве Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создается в субъекте Российской Федерации, и возглавляет указанную комиссию высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций. Состав комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и порядок ее деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В соответствии с п. 9 «Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб", утвержденного приказом Минсельхоза России от 8 апреля 2013 г. № 170, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов), бассейновые управления, а также научные организации, находящиеся в ведении Росрыболовства, направляют предложения по составу Комиссии в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства (далее – СКТУ) и Правительство Сахалинской области направляют свои предложения по составу Комиссии в Минсельхоз России, который своим приказом утверждает персональный состав Комиссии (по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого будет осуществляться вылов анадромных видов рыб).

Согласно приказу Минсельхоза России от 8 апреля 2013 г. № 170 "Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб", Комиссия принимает решения в рамках компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с научными организациями, находящимися в ведении Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство), федеральными государственными бюджетными учреждениями - бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления) и территориальными органами Росрыболовства с учетом предложений бассейновых научно-промысловых советов.

В соответствии с ранее действовавшим приказом Минсельхоза России об утверждении состава Комиссии в состав Комиссии входили руководитель территориального органа Росрыболовства а также ряд иных сотрудников СКТУ Росрыболовства, а также подведомственных ему организаций.

Приказом Минсельхоза России от 16 марта 2017 г. № 126 утвержден новый состав Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, в состав которой вошло 10 сотрудников СКТУ и подведомственных ему учреждений, что составляет 37 % (от общего количества членов Комиссии - 27), и не вошли представители общественных объединений, не являющихся объединениями юридических лиц.

Таким образом, в настоящее время полномочия по применению нормативных правовых актов, регламентирующих порядок принятия решений по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, сосредоточены фактически в одном ведомстве. А именно: предоставляемые в Комиссию научные рекомендации согласовываются СКТУ и подведомственными ему (находящимися в оперативном управлении) организациями ФГБУ «Сахрыбвод» и ФГБНУ «СахНИРО».

При этом, сотрудники СКТУ входят в состав Комиссии и впоследствии право утверждения протокола заседания Комиссии предоставлено исключительно руководителю территориального органа Росрыболовства, который даже в случае положительно принятого решения Комиссии имеет право не утвердить данный протокол, а соответственно данное решение не повлечет правовых последствий для рыбопромышленников.

В результате, по информации УМВД России по Сахалинской области, при аналогично складывающейся гидрологической обстановке на водоемах Сахалинской области в 2016 г. принимались противоположные решения.

Совет соглашается с выводом УМВД России по Сахалинской области о том, что такое нормативное регулирование разрешительных процедур может повлечь должностные злоупотребления и принятие правоустанавливающих решений в пользу одних рыбопромышленников вопреки интересам и с нарушением прав других.

В этой связи, по мнению Совета, в состав данной Комиссии, в частности, было бы целесообразно включить представителя РОО «Экологическая вахта Сахалина» - общественной организации, давно профессионально зарекомендовавшей себя как одна из наиболее опытных и авторитетных общественных экологических организаций Сахалинской области. С 2008 г. она активно занимается вопросами сохранения тихоокеанских лососей и внедрения принципов устойчивого рыболовства в рыбной отрасли, тесно сотрудничает с СКТУ Росрыболовства, УМВД России по Сахалинской области, органами погранслужбы и рыбопромышленными компаниями в выявлении и пресечении фактов браконьерства на реках Сахалинской области, осуществляет общественный контроль за решениями органов власти по регулированию промысла, за заполнением нерестилищ рек, проводит спутниковый мониторинг соблюдения законодательства о рыболовстве при постановке морских ставных неводов, проводит работу по сохранению мест обитания тихоокеанских лососей – выявляет факты загрязнения нерестовых рек со стороны промышленных предприятий и добивается их устранения, а также участвует в совместных проверках неводов с ГМИ СахПУБО по Сахалинской области.

По мнению Совета, участие представителя РОО «Экологическая вахта Сахалина» в деятельности данной Комиссии может быть эффективной гарантией принятия оптимальных решений по важнейшим вопросам сохранения тихоокеанских лососей.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

- пересмотреть положения приказа Минсельхоза России от 16 марта 2017 г. № 126 для исключения коррупциогенных факторов, включив в состав комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области представителя экологического общественного объединения, а именно РОО «Экологическая вахта Сахалина», а также представителей других экологических общественных объединений и авторитетных специалистов;

- пересмотреть нормы аналогичных приказов по другим субъектам Российской Федерации, рекомендовав высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации включить в составы комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб представителей экологических общественных объединений и авторитетных специалистов (включая представителей коренных малочисленных народов соответствующей местности).

 

В части должностных преступлений и правонарушений при регулировании вылова анадромных видов рыб, включая применение рыбоучетных заграждений

В 2017 г. сотрудниками УЭБ и ПК УМВД России по Сахалинской области выявлено 33 преступления, связанных с незаконным оборотом водных биологических ресурсов. Эти преступления квалифицируются по следующим статьям УК РФ: ч. 1 ст. 286 УК РФ - 1, ч. 1 ст. 256 УК РФ - 18, ч. 3 ст. 256 УК РФ - 11, ч. 1 ст. 258.1 УК РФ - 1, ч. 4 ст. 291 УК РФ - 1 (по состоянию на 15 мая 2017 г.).

Непосредственно в 2017 г. сотрудниками УЭБ и ПК УМВД России по Сахалинской области проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых было возбуждено уголовное дело в отношении руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Таратенко А.А. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ.

По данным УМВД по Сахалинской области, в ходе проведенных мероприятий было установлено, что 22 сентября 2016 г. состоялось заседание Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, на котором был рассмотрен вопрос об установке рыбоучетных заграждений на водных объектах Сахалинской области в 2016 г., в том числе в проливе Красноармейском, в целях предотвращения заморных явлений, с правом изъятия тихоокеанских лососей в пользу ООО «Салмо».

По итогам заседания комиссии при участии 15 ее членов за установку такого рыбоучетного заграждения проголосовало 7 человек, что составило менее половины присутствующих членов Комиссии. В соответствии с п. 12 приказа Минсельхоза России от 8 апреля 2013 г. № 170 «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб» решение Комиссии в этой части считается не принятым.

Однако, по информации УМВД России по Сахалинской области, Таратенко А.А., являясь должностным лицом и занимая должность руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, располагая информацией, что пролив Красноармейский является самостоятельным водным объектом и комиссией специалистов-ихтиологов не обследовался, заморные явления рыб в нем не установлены и основания для установки рыбоучетных заграждений для промышленного рыболовства тихоокеанских лососей с правом изъятия отсутствуют, а также учитывая то, что решение об установке рыбоучетных заграждений Комиссией фактически принято не было, в нарушение п.п. 31.6 и 31.16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 г. № 385, а также Рекомендаций по критериям установки и снятия рыбоучетных заграждений с учетом заморных явлений в период нерестовых миграций тихоокеанских лососей, принятых на заседании биологической секции Ученого совета ФГБНУ «ВНИРО» 31 августа 2016 г., утвердил протокол заседания Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Сахалинской области от 22 сентября 2016 г. № 30, на основании которого в выданное ООО «Салмо» разрешение на вылов рыбы было внесено изменение «с возможностью использования при вылове тихоокеанских лососей рыбоучетных заграждений».

В результате принятого таким образом решения, по данным предварительного следствия, в проливе Красноармейский силами ООО «Салмо» незаконно было установлено рыбоучетное заграждение и добыто более 100 тонн кеты, что повлекло причинение ущерба водным биологическим ресурсам на сумму свыше 20 миллионов рублей (в момент подготовки настоящих Рекомендаций дело рассматривалось в суде).

Исторически речной лов лосося практиковался только браконьерами и всегда был запрещен в связи с опасностью подрыва естественного воспроизводства рыбы из-за небольшого размера и глубины нерестовых рек Сахалина. Изредка разрешалось перегораживать устья некоторых рек лишь в случае катастрофических природных условий, грозящих массовым замором зашедших на нерест лососей (низкий уровень и сильный прогрев воды, недостаток в воде кислорода вследствие долгого отсутствия дождей). Исключение составляли базовые реки лососевых рыбоводных заводов (ЛРЗ), однако и там вылов шел в основном для изъятия производителей для закладки икры на инкубацию.

С 2009 г. органы Росрыболовства и правительство Сахалинской области начали переносить разрешенный промысел лососей из прибрежной морской зоны в нерестовые реки. Для регулирования (а фактически – ограничения) пропуска рыбы в реки и заполнения нерестилищ стали использоваться рыбоучетные заграждения. При этом, применявшаяся для этого "норма заполнения" (2 экз. производителей горбуши на 1 кв. м нерестилищ) для большинства рек была заведомо заниженной и не соответствовала оптимальному заполнению нерестилищ, дающему максимальный выход молоди от естественного нереста.

В 2009 г. впервые в истории островного промысла устья десятков наиболее продуктивных рек с самого начала хода горбуши на нерест (17 июля) были перекрыты на протяжении всей путины, причем как на базовых для ЛРЗ, так и на "диких" реках (только с естественным нерестом). Количество пропускаемой на нерестилища рыбы фактически не регламентировалось, должный контроль за ходом заполнения нерестилищ отсутствовал, повсеместное браконьерское изъятие рыбы на нерестилищах не принималось в расчет, равно как и экосистемные потребности в лососе (питание различных животных, из-за чего в нересте участвует значительно меньше производителей, нежели пропускается в реку). В результате, нерестилища многих рек, которые начали "спасать" от излишков лосося задолго до их появления, оказались недозаполненными, что привело к сильному снижению выхода малька.

Фактически в 2009 года произошел перенос промысла рыбы с прибрежных вод в реки, где происходит нерест дикой рыбы путем использования рыбоучетных заграждений (РУЗ).

Практика массового использования РУЗов вызвала резкие протесты местного населения и основной массы добросовестных рыбаков, придерживающихся традиционных, проверенных десятилетиями методов прибрежного морского промысла и понимающих огромную опасность речного лова. Промышленный вылов лосося в реках вызывает социальную напряженность и воспринимается местным населением как узаконенное браконьерство и произвол чиновников и близких к ним рыбопромышленников. Генпрокуратура России указала2 на то, что Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешает промысел лосося только на переданных в пользование рыбопромысловых участках, фактически поставив РУЗы на "диких" лососевых реках вне закона.

Генпрокуратура России обоснованно ориентирует нижестоящие прокуратуры на необходимость проверки законности установления и использования рыбоучетных заграждений (напр., указание от 5 мая 2017 г. № 320/20 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов”).

Регулирование пропуска рыбы на «диких» реках возможно только при возникновении реальной угрозы замора и только дополнительными промысловыми усилиями в море, в районе устья (закидные невода и небольшие дополнительные ставные невода). Для этого необходимо прекратить практику установки РУЗов и создания новых речных РПУ для промысла лососей, а на уже существующих Комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб должна разрешать промышленный вылов только после 100 % заполнения естественных нерестилищ выше по течению и только закидными неводами.

В данной части Совет рекомендует Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

- рассмотреть возможность полного запрета на использование рыбоучетных заграждений на всех лососевых нерестовых реках, вне зависимости от наличия там лососевых рыбоводных заводов и рыбопромысловых участков для вылова лососей;

- проработать вопрос о внесении в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна запрета на промышленный вылов горбуши и кеты на «диких» реках, и тем более - с использованием сплошного перегораживания рек.

 

В части совершенствования законодательства о расследовании преступлений, связанных с браконьерством

Для документирования квалифицированного браконьерства, сопряженного с последующей легализацией незаконно добытой рыбной продукции, как правило, в составе организованной преступной группы (ч. 3 ст. 256 УК РФ), необходимо проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, что допустимо только по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Но при этом, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ряд ОРМ допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Хотя Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в ч. 3 ст. 256 УК РФ в части, касающейся отнесения данного состава к категории средней тяжести, однако данная статья, по прежнему, в соответствии с нормами УПК РФ отнесена к категории преступлений, следствие по которым не является обязательным и может быть ограничено дознанием. В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Таким образом, по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 256 УК РФ, возможность обращения в суд для получения разрешения на проведение указанных оперативно – розыскных мероприятий действующим законодательством, по существу, исключена. Это делает невозможным проведение комплекса ОРМ, направленного на документирование фактов квалифицированного браконьерства, в том числе совершаемого организованными преступными группами.

С учетом сказанного выше Совет полагает, что отнесение ч. 3 ст. 256 УК РФ к подследственности органов предварительного следствия позволило бы в полном объеме использовать все ресурсы, заложенные в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности.

Еще одним проблемным аспектом правоприменения является тот факт, что хотя вышеуказанным Федеральным законом от 3 июля 2016 г. размер причиненного водным биологическим ресурсам крупного ущерба, предусмотренного пунктом «а» ч. 1 ст. 256 УК РФ, определен в 100 000 руб., однако по–прежнему возникают проблемы в квалификации по иным пунктам данной статьи (пункты «б», «в», «г» части 1 ст. 256 УК РФ).

Так, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ3 ущерб в данном случае следует оценивать, исходя из количества и стоимости незаконно добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям и т.д., что носит оценочный характер. При этом, для возбуждения уголовных дел данной категории в Сахалинской области сумма ущерба по-прежнему должна составлять не менее 7000 рублей, без учета конкретных критериев, для каждой конкретно складывающейся ситуации, что также требует выработки единообразного практического применения и соответствующего разъяснения Пленумом Верховного Суда РФ.

В этой связи Совет рекомендует Правительству Российской Федерации и Комитету Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотреть вопрос усиления ответственности по части 3 ст. 256 УК РФ до уровня преступлений средней тяжести и отнесения данного вида преступлений к подследственности органов предварительного следствия.

 

В части недостаточности материально-технического оснащения территориальных органов внутренних дел для предотвращения браконьерства.

Анализ результативности работы территориальных отделов УМВД России по Сахалинской области за период проведения целевых мероприятий ОПМ «Путина» как в 2017 г., так и в прошедшие годы, указывает как на наличие ряда проблемных вопросов материально-технического характера, так и на существование пробелов в действующем законодательстве, регламентирующем сферу охраны водных биологических ресурсов.

Согласно имеющимся статистическим данным, наибольший объем добываемой и перерабатываемой рыбы и морепродукции приходится на морскую и прибрежную территории, которые в этой связи являются наиболее криминогенными. Однако территориальные органы внутренних дел Сахалинской области значительно ограничены в контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов, действующих на указанных территориях, в связи с отсутствием надлежащего материально-технического обеспечения, а именно: автомобилей повышенной проходимости класса «внедорожник» и катеров класса «река-море».

В значительной степени позволило бы облегчить работу сотрудников УЭБ и ПК УМВД России по Сахалинской области использование беспилотных летательных аппаратов, что дало бы возможность фото- и видеофиксации подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений, связанных с незаконной добычей, переработкой и реализацией рыбы и рыбопродукции, их осуществляющих лиц, используемой техники, ведение наблюдения и фиксации противоправных действий в труднодоступных и отдаленных местах, с возможностью указания координат.

Данный вид техники также может использоваться и для выявления преступлений в рыбопромышленном комплексе, в связи с чем сократились бы денежные затраты на командирование значительного количества сотрудников ОВД.

Учитывая огромную значимость отрасли рыбодобычи и переработки для Сахалинской области, Совет рекомендует:

МВД России, Минфину России совместно с Росрыболовством, Пограничный Службой ФСБ России и Правительством Сахалинской области:

- изыскать и внести в проект бюджета Сахалинской области на 2018 г. денежные средства, необходимые для полноценного материально-технического оснащения УМВД России по Сахалинской области в целях обеспечения выполнения комплекса мероприятий по выявлению фактов незаконной добычи водно-биологических ресурсов, включая обеспечение сотрулников полиции автомобилями повышенной проходимости класса «внедорожник», катерами класса «река-море» и беспилотными летательными аппаратами, а также обеспечения специальных условий хранения изымаемых водных биологических ресурсов;

- определить оборудованные холодильными мощностями специальные помещения для хранения изымаемых водно-биологических ресурсов, их официального хранителя, а также оказать УМВД России по Сахалинской области максимальное оперативное содействие в решении иных вопросов, связанных с изъятием, транспортировкой и хранением ВБР.

МВД России и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом рассмотреть вопрос о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по организации приема-передачи предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела затруднено, заключенного 10 июня 2013 г., с целью более детальной регламентации совместного взаимодействия и передачи на хранение изъятых водно-биологических ресурсов до возбуждения уголовного дела.

 

В части недостаточности численности, финансового и материально-технического обеспечения территориальных органов Росрыболовства (рыбоохраны) для пресечения браконьерства

Плотность речной сети на Сахалине и Курилах самая высокая в России. Здесь расположено более 65 тысяч рек и ручьев общей протяженностью 105 тыс. км, и почти все они являются местами обитания тихоокеанских лососей - симы, горбуши, кеты и кижуча. Реки на островах небольшие, их легко перекрывать сетями и за короткий срок вычерпывать лососей, массово заходящих на нерест. Высокая интенсивность хода рыбы позволяет браконьерам за короткий срок вылавливать огромное количество лососей и наносить значительный ущерб ценным государственным ресурсам. Особенно важно, что браконьеры уничтожают лососей, пропущенных рыбаками на нерестилища, т.е. фактически неприкосновенный фонд, без которого не будет и возобновления ресурса.

Численность инспекторов рыбоохраны Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, непосредственно работающих на реках, в настоящее время стабилизировалась на уровне порядка 70 - 80 чел., при этом еще в 2011 г. она составляла 137 чел., а в 2004 г. – около 250 чел.

Простые расчеты показывают, что на одного инспектора в Сахалинской области приходится около 750 - 800 нерестовых рек и ручьев протяженностью более 1 тыс. км. Охватить надлежащим контролем даже 20 % этой территории чрезвычайно сложно, учитывая огромный масштаб и эффективность браконьерского промысла на Сахалине. Подавляющее число браконьеров остается безнаказанными, что стимулирует дальнейшее развитие их незаконной деятельности.

Еще одной важной причиной слабой защиты рек и лосося является очень низкий уровень оплаты труда инспекторов рыбоохраны: 23 - 28 тысяч рублей в месяц при средней заработной плате в Сахалинской области 68 тысяч рублей в месяц (важно учесть, что уровень цен в регионе – один из самых высоких в России). В результате даже сильно сокращенный штат инспекторов трудно обеспечить профессиональными, мотивированными кадрами.

Работа инспекторов рыбоохраны на Сахалине очень слабо обеспечена техникой, топливом, снаряжением, связью, системами навигации и фото-, видеофиксации правонарушений. С 2004 г. и по настоящее время рыбоохрана лишена служебного оружия, что делает инспекторов беззащитными перед организованными группами браконьеров, которые обычно вооружены.

В результате, браконьерский вылов рыбы в Сахалино-Курильском регионе давно приобрел огромные масштабы и организованный характер. Имеется множество примеров, когда браконьеры полностью опустошали целые реки. Во многие крупные реки острова лососи в последние годы уже практически не заходят на нерест (например, Найба и Лютога).

Ярким показателем стремительного сокращения рыбных запасов является снижение количества молоди горбуши, ежегодно скатывающейся из рек в море. По данным государственного мониторинга, для Сахалинской области этот показатель в 2001 г. составил 2,185 млрд. шт., а в 2015 г. – уже только 0,548 млрд. шт. Сокращение в 4 раза за 14 лет!

Низкая штатная численность инспекции рыбоохраны, низкие зарплаты инспекторов и неудовлетворительное материально-техническое обеспечение характерны для всех регионов России. В Сахалинской области эти проблемы стоят наиболее остро и приводят к катастрофическим последствиям.

В этой связи Совет рекомендует Правительству Российской Федерации принять срочные меры по увеличению штатной численности инспекторского состава территориальных органов Росрыболовства, увеличению их денежного довольствия и улучшению их материально-технического обеспечения (включая обеспечение штатным огнестрельным оружием и спецсредствами). Также целесообразно возродить успешно зарекомендовавшую себя многолетнюю практику прошлых лет, когда инспектор рыбоохраны, привлекший к ответственности браконьера, имел право на получение материального вознаграждения, пропорционального взысканному с браконьера штрафу и возмещенному браконьером ущербу водным биоресурсам.

 

В части пробелов правового регулирования отношений, связанных с хранением изъятого у браконьеров имущества

В настоящее время ситуация, связанная с хранением изъятого из незаконного оборота водно-биологических ресурсов (ВБР) на территории Сахалинской области, складывается негативным образом в связи с израсходованием лимита денежных средств, выделенных на оплату услуг по договорам хранения.

УМВД России по Сахалинской области ежегодно в рамках проводимых оперативно-профилактических операций «Путина» осуществляет комплекс мероприятий по выявлению фактов незаконной добычи водных биологических ресурсов, по результатам которых объем изъятых рыбы, рыбо- и морепродукции превышает 200 тонн. Изымаемые водные биологические ресурсы требуют обеспечения специальных условий хранения, включающих, помимо прочего, поддержание определенного температурного режима. УМВД России по Сахалинской области не имеет в пользовании помещений, отвечающих данным требованиям.

Мониторинг цен на услуги по хранению рыбы и рыбопродукции в Сахалинской области показывает, что наименьшая стоимость услуг по хранению водных биологических ресурсов в сутки составляет 54 руб. за тонну рыбы и 100 руб. за тонну икры.

Централизованное финансирование на оплату услуг по хранению изъятого имущества МВД России выделяется в объемах, недостаточных для закрытия обязательств. Договоры об оказании услуг по хранению скоропортящейся продукции, в том числе ВБР, изъятых из незаконного оборота, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам, заключены лишь отдельными территориальными подразделениями УМВД России по Сахалинской области. Основная причина – недостаточное финансирование.

В настоящее время официального хранителя изъятого имущества в органах внутренних дел области не имеется. Вместе с тем потребность в хранении такого имущества увеличивается.

Отсутствие надлежащего хранителя усложняет оперативно-служебную деятельность в сфере ВБР, т.к. в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также в рамках материалов доследственных проверок сотрудниками УМВД России по Сахалинской области производится изъятие из оборота незаконно добытых водных биологических ресурсов.

Кроме того, отсутствие официального хранителя изъятого имущества, относящегося к ВБР, приводит к порче и утрате рыбопродукции, изъятой в рамках проводимых ежегодных оперативно-профилактических мероприятий «Путина»; имели место и случаи хищения вещественных доказательств.

В целях обеспечения сохранности и недопущения вовлечения в незаконный оборот ранее изъятых водно-биологических ресурсов, УМВД России по Сахалинской области неоднократно обращалось в Правительство Сахалинсой области с просьбой рассмотреть вопрос об организации хранения изъятого имущества за счет средств бюджета Сахалинской области либо решить вопрос о выделении помещений, оборудованных холодильными мощностями, находящимися в имущественном фонде Сахалинской области, но до настоящего времени проблема не решена.

На обращения УМВД России по Сахалинской области о нуждаемости в специализированных технических средствах (в т.ч. мобильных средствах повышенной проходимости), упаковочных материалах и содействии в решении проблемы хранения водно-биологических ресурсов для надлежащего проведения ОМП «Путина-2016» Правительство Сахалинской области сообщило об отсутствии финансовой возможности их приобретения.

10 июня 2013 г. Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом заключено Соглашение о порядке взаимодействия по организации приёма-передачи предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела затруднено. На основании данного соглашения Территориальному управлению Росимущества в Сахалинской области передаются на хранение водно- биологические ресурсы, изъятые и признанные вещественными доказательствами в рамках соответствующих уголовных дел.

Однако, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также в рамках материалов, зарегистрированных в КУСП доследственных проверок сотрудниками УМВД России по Сахалинской области, осуществляется изъятие из оборота незаконно добытых ВБР, по которым проводится соответствующее ихтиологическое исследование и ряд иных проверочных мероприятий, а соответственно данная продукция в соответствии с нормами УПК РФ еще не может быть признана вещественным доказательством.

В связи с этим, в вышеназванном Соглашении целесообразно более детально регламентировать межведомственное взаимодействие и передачу на хранение изъятых водно-биологических ресурсов до возбуждения уголовного дела.

Учитывая огромную значимость отрасли рыбодобычи и переработки в валовом внутреннем продукте Сахалинской области, Совет рекомендует:

МВД России, Минфину России совместно с Росрыболовством, Пограничной службой ФСБ России и Правительством Сахалинской области:

- изыскать и внести в проект бюджета Сахалинской области на 2018 г. денежные средства, необходимые для полноценного оснащения УМВД России по Сахалинской области в целях выполнения комплекса мероприятий по выявлению фактов незаконной добычи водных биологических ресурсов, включая обеспечение автомобилями повышенной проходимости класса «внедорожник», катерами класса «река-море» и беспилотными летательными аппаратами, а также обеспечения специальных условий хранения изымаемых водных биологических ресурсов;

- определить оборудованные холодильными мощностями специальные помещения для хранения изымаемых водных биологических ресурсов, их официального хранителя, а также оказать УМВД России по Сахалинской области максимальное оперативное содействие в решении иных вопросов, связанных с изъятием, транспортировкой и хранением ВБР.

МВД России и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом рассмотреть вопрос о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по организации приема – передачи предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела затруднено, заключенного 10 июня 2013 г., с целью более детальной регламентации совместного взаимодействия и передачи на хранение изъятой продукции водных биологических ресурсов до возбуждения уголовного дела.

 

В части проблемных аспектов уничтожения изъятой продукции ВБР

На территории Сахалинской области возникли объективные сложности с уничтожением незаконно добытых водных биологических ресурсов, которые уже изъяты и находятся на хранении.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, (под которые подпадает изъятая рыбопродукция), являются биологическими отходами. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается. Все иные способы уничтожения, такие как сжигание и захоронение в специальные земляные ямы, не может быть применено к продукции незаконного промысла в связи с огромными объемами, подлежащими уничтожению и отсутствием специально отведенных для этого мест.

На территории Сахалинской области отсутствуют биотермические ямы и иные полигоны, предназначенные для утилизации водно-биологических ресурсов. В ходе уголовного судопроизводства и административного расследования в обязательном порядке необходимо назначение соответствующих экспертиз по установлению точного видового и количественного состава незаконной продукции с учетом дефростации, определения веса нетто продукции и количества сырца, используемого на ее изготовление, с целью исчисления из установленных характеристик административного штрафа и количества особей для расчета ущерба.

На период проведения уголовного либо административного разбирательства изъятая продукция обретает статус вещественного доказательства, на которое распространяются нормы уголовно-процессуального либо административного права. Как следствие, продукция признается незаконной только приговором суда по уголовному делу, либо постановлением должностного лица (судьи) по делу об административном правонарушении. До вынесения соответствующего решения и вступления его в законную силу продукция требует хранения в надлежащих условиях.

Существенно затрудняет борьбу с браконьерством отсутствие нормативно установленного порядка уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биоресурсов и продуктов их переработки в крупных объемах. Собственными площадями для хранения изъятой продукции правоохранительные органы Сахалинской области не располагают.

Уничтожение (утилизация) на территории Сахалинской области на выделенных для этого участках в специально отведенных для этой цели биотермических ямах, посредством сжигания в специальных печах или земляных траншеях; захоронение в специально отведенных местах (скотомогильниках), оборудованных биотермическими ямами, либо переработкой на предназначенных для этого предприятиях на мясокостную муку сейчас достаточно проблематично.

В связи с этим, Совет рекомендует Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении дополнений в «Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки», утверждённые постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 367, в части переработки (утилизации) изъятых водных биологических ресурсов при их значительном объеме (более 500 кг), в которых:

- определить способы уничтожения, порядок и места хранения изъятой незаконно добытой продукции водно-биологических ресурсов в качестве вещественных доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

- регламентировать возложение расходов по проведению утилизационных работ на организации, работники которых совершили преступления или правонарушения в сфере оборота водно-биологических ресурсов, а в случае отсутствия возможности установления таких организаций – определить порядок финансирования мероприятий, проводимых соответствующими правоохранительными органами по хранению и уничтожению изъятых водно-биологических ресурсов.

 

В части невключения представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования, а также представителей КМНС, в состав экспертной комиссии Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов

В соответствии с пунктом 4 "Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", утвержденного приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496, в состав экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов должны входить два представителя общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования.

После выхода из состава комиссии 9 июня 2017 г. руководителя общественной организации "Клуб "Бумеранг", которая не занимается вопросами охраны и освоения лесов, и отказа от участия в ней представителя общественной организации "Зеленый Сахалин", информация о том, кто из общественных объединений входит сейчас в состав экспертной комиссии, в открытом доступе отсутствует.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области включить в состав экспертной комиссии данного Министерства по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов представителя РОО «Экологическая вахта Сахалина» как одной из наиболее профессиональных общественных экологических организаций Сахалинской области, длительное время занимающейся лесосохранением, а также представителей других экологических организаций..

Совет рекомендует Минприроды России и Минсельхозу России рассмотреть возможность законодательной регламентации обязательности включения представителей коренных малочисленных народов Севера в состав:

- экспертной комиссии Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов (а также аналогичных комиссий в других субъектах Российской Федерации);

- создаваемых в субъектах Российской Федерации комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.

 

 

В части сноса незаконных рыбопромышленных станов в заказнике «Северный» на полуострове Шмидта

Решением Охинского городского суда Сахалинской области от 18 ноября 2015 г., вступившим в законную силу 3 марта 2016 г., удовлетворен иск Охинской горпрокуратуры к ООО «Оха» и признано незаконным и прекращено использование земельного участка, расположенного на восточной стороне полуострова Шмидта на береговой полосе в устье реки Талики; на ответчика возложена обязанность произвести снос незаконно возведённых временных построек и вывезти автотранспорт в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Установленный действующим законодательством режим особой охраны государственного заказника полностью запрещает либо существенно ограничивает хозяйственную деятельность на территории заказника, включая запрет на рыболовство и движение автотранспорта.

Между тем, по информации от экологических общественных организаций, местных жителей, Сахалинской природоохранной прокуратуры и УМВД России по Сахалинской области до настоящего времени решение суда не исполнено, рыболовецкие станы продолжают действовать на территории заказника, их количество увеличивается. Причины этого – ненадлежащие исполнение своих обязанностей отделом судебных приставов Охинского района, а также уполномоченными государственными надзорными органами – в первую очередь, Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

После вынесения указанного судебного решения Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, осуществляющим государственное управление в сфере охраны и функционирования заказника, проведено комплексное экологическое обследование заказника «Северный» с ц целью оценки современного состояния природных комплексов на территории заказника "Северный" для подтверждения его статуса. Такое обследование проводится регулярно по всем заказникам, чтобы подтвердить целесообразность сохранения ООПТ. Никакой ущерб от деятельности рыболовецких станов и рыбопромысловой деятельности НЕ оценивался и не рассчитывался.

Как указано в Отчете о НИР относительно использования рыбодобывающими предприятиями отдельных частей прибрежной полосы и литорали западного, северного и восточного побережья заказника для крепления ставных неводов:

"Данные мероприятия проводятся в ограниченные сроки лососевой путины (июль - август) на ограниченных участках территории заказника "Северный". Последствия проведения мероприятий: отрицательные – фактор беспокойства для объектов животного мира, временное вытеснение объектов животного мира из обычных мест обитания, загрязнение окружающей среды, нарушение целостности береговых отложений. Воздействие на природные комплексы в районах крепления ставных неводов – умеренное, в отдельных случаях сильное. Альтернатива - для снижения негативного воздействия данных мероприятий рассматривается запрет на установку ставных неводов".

По результатам проведенного мониторинга сделан вывод о том, что причиненный существующими постройками ущерб является минимальным и его практически невозможно посчитать в связи с отсутствием методики расчета.

Совет критически оценивает данную позицию министерства, полагая, что она фактически покрывает незаконные действия возводивших эти постройки рыбопромышленников в целях сохранения условий для дальнейшего браконьерства.

В данной части Совет предлагает:

- Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области совместно с УМВД России по Сахалинской области в возможно короткий срок исполнить решение Охинского городского суда и снести все рыболовецкие постройки в районе устья реки Талики в заказнике «Северный»;

- Министерству охотничьего и лесного хозяйства Сахалинской области, Сахалино-Курильскому территориальному управлению Росрыболовства, УМВД России по Сахалинской области, Охинской городской прокуратуре и Пограничному управлению ФСБ России по Сахалинской области принять меры по ликвидации остальных существующих рыболовецких станов на территории заказника "Северный" и вывозу всей техники, ГСМ и прочего оборудования, обеспечить соблюдение режима особой охраны заказника «Северный», не допуская осуществления на его территории рыбопромышленной и другой хозяйственной деятельности, передвижения автотранспорта и хранения ГСМ.

 

В части строительства объектов спортивно-туристского комплекса «Горный воздух» в рамках ТОР

Спортивно-туристский комплекс "Горный воздух" в г. Южно-Сахалинск имеет четырнадцать действующих трасс общей протяжённостью 23 км и пять канатных дорог.

Система искусственного оснежения установлена на четырёх трассах, но ее работа малоэффективна - нет накопителя необходимого объёма воды, оборудование значительную часть времени простаивает. При установке системы не учтена роза ветров: в Южно-Сахалинске преобладают северные ветра, а снежные ружья, в основном, установлены на южной стороне склонов, поэтому снег часто сдувает в лес, и на трассы он не попадает. Из 14 трасс последние два сезона постоянно работали только 5 – Запад (верх и низ), Юго-западный серпантин, Армейка и Спортивная. Ограниченно (февраль и частично март) работала трасса Восток. В режиме «свободного катания» (фри-райд), т.е. без подготовки склона ратраками, работали 5 трасс - Ски-кросс, Динамо, Семидесятка, Расческа, Спортивный рукав. Трасса Юг работала очень небольшой период времени в сезон 2015 - 2016 гг. Трасса Северная 2 работала не более 2 недель в сезон 2016 - 2017 гг. Трассы Юг и Северная 1 в последний сезон были полностью закрыты из-за отсутствия достаточного количества снега.

Подавляющее количество трасс на горе Большевик имеют незадернованную поверхность склона с большим количеством камней, бугров и других неровностей. Это значительно усложняет процесс подготовки трасс к катанию ратраками – требуется больше снега для создания качественной "подушки" с отсутствием камней и грунта. При малоснежной зиме ратраки во время работы поднимают камни на поверхность, что существенно снижает качество подготовки склона и создает опасность для катающихся.

Например, по состоянию на 2016 г. (до начала строительства кресельной канатной дороги на южном склоне) единственной задернованной трассой был Юг, частично задернованы Запад верх, Запад низ, Спортивная. Полностью отсутствует или крайне низка степень задернованности на трассах Армейка, Восток, Динамо, Ски-кросс.

Таким образом, уже существующая, построенная ранее горнолыжная инфраструктура СТК "Горный воздух" находится в крайне неудовлетворительном состоянии и поэтому функционирует далеко не в полном объеме. При условии приведения ее в порядок, задернования уже построенных трасс, оснащения их должным образом построенными системами искусственного оснежения пропускная способность комплекса, длительность периода его сезонной эксплуатации и в целом эффективность кратно повысится.

Кроме того, строительство новых трасс и подъемников ведется с нарушениями строительных и экологических нормативов, а также требований утвержденной проектной документации, что угрожает тяжелыми последствиями.

Так, после строительства новой кресельной канатной дороги на южном склоне в 2016 г. практически полностью уничтожено растительное покрытие на трассе Юг. Уничтожение растительности на склонах, а также отсутствие системы водоотведения приводит к увеличению твердого стока в источники городского водоснабжения и увеличению нагрузок на ливневую канализацию города.

Строительство новых трасс на горе Красная происходит с нарушениями действующего законодательства - вырубаются особо защитные участки леса и защитные леса (нерестоохранные полосы лесов). Кроме того, в районе строительства на горе Красной обнаружены места массового произрастания пяти редких и охраняемых видов сосудистых растений, включенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области - долгонога крылатосемянного, двулистника Грея, триллиума Смолла, аралии серцевидной, любки камчатской, а также 80 экземпляров тиса остроконечного (занесен в Красную книгу Российской Федерации). Недавнее развитие строительства непосредственно затрагивает эти участки.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

Правительству Сахалинской области:

рассмотреть вопрос о приостановлении строительства новых объектов на всех склонах, кроме горы Большевик (в т.ч. на горе Красная);

привести в надлежащее состояние имеющуюся инфраструктуру на горе Большевик, в т.ч. провести техническую и биологическую рекультивацию нарушенных склонов;

поручить Минспорту Сахалинской области и СТК "Горный воздух" провести тщательное эскизное, концептуальное проектирование, подготовить детальную и обоснованную Концепцию проекта расширения "Горного воздуха";

создать экспертную группу с участием представителей науки и общественных организаций, представить на ее рассмотрение проект Концепции, провести тщательную, всестороннюю оценку и анализ всех возможных последствий;

провести широкие общественные обсуждения Концепции с участием экспертов;

после проведения перечисленных мероприятий принять окончательное решение о формах и способах реализации проекта ТОР "Горный воздух".

Администрации г. Южно-Сахалинск разработать Перспективный план реконструкции водоснабжения г. Южно-Сахалинска с учетом угроз уничтожения в результате расширения СТК "Горный воздух" важнейших действующих источников водоснабжения города на реках Рогатка и Еланька.

 

В части предотвращения нефтяных разливов на море

28 ноября 2015 г. у берегов Невельского района на острове Сахалин потерпел крушение танкер «Надежда». Судно вынесло на прибрежную отмель, и в результате повреждения корпуса в море вытекло около 300 тонн нефтепродуктов.

Проверки надзорных органов установили многочисленные нарушения законодательства, приведшие к аварии. Например, танкер «Надежда» был однокорпусным и не имел права перевозить мазут, а численность экипажа не соответствовала свидетельству о его минимальном составе.

За последние 15 лет у берегов Сахалинской области произошло более 30 аварий с посадкой на мель судов. По данным сервиса bigoceandata.com и Российского морского регистра судоходства, между портами и районами бункеровки Сахалинской области и других регионов Дальнего Востока регулярно перевозят нефтепродукты 22 однокорпусных танкера.

Таким образом, учитывая техническое состояние танкеров, эксплуатирующихся много лет, вероятность повторения аварии, аналогичной происшедшей с танкером «Надежда», очень высока.

В апреле 2017 г. РОО "Экологическая вахта Сахалина" подготовила доклад, посвященный урокам аварии танкера "Надежда". В докладе описана хронология экологической катастрофы, проанализированы ее причины и последствия, оценен масштаб загрязнения и уровень реагирования специальных служб, дана оценка действиям уполномоченных государственных органов и различных негосударственных организаций в условиях чрезвычайной ситуации. Существенную часть доклада занимает правовой анализ международного и российского законодательства в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и возмещения ущерба окружающей среде.

В данной части Совет предлагает:

1) Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть возможность создания постоянной межведомственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств аварий нефтеналивных судов, произошедших в российских территориальных водах и повлекших разлив нефтепродуктов объемом более 10 тонн. В такую комиссию целесообразно включить представителей Минтранса России, Ространснадзора, Росморречфлота, Морспасслужбы, Минприроды России, Росприроднадзора, МЧС России, Российского морского регистра судоходства, транспортной прокуратуры, ФСБ России, других правоохранительных органов, а также представителей общественных природоохранных организаций. Предложить указанной комиссии провести всестороннее расследование причин аварии танкера "Надежда", его выводы положить в основу комплекса мер по совершенствованию системы предотвращения аварий нефтеналивных судов у берегов России, связанных с разливами нефтепродуктов, и сделать их доступными для общественности;

- рассмотреть возможность расширения полномочий МЧС России по оценке масштабов и контролю распространения нефтяного загрязнения на море с помощью метода дистанционного зондирования Земли, авиа- и судового мониторинга, наземного обследования береговой черты. Целесообразно включить применение указанных методов в федеральный План предупреждения и ликвидации нефтяных разливов, их отработку на практике осуществлять в ходе регулярных учений на море;

- рассмотреть рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в целях предотвращения вреда окружающей среде, изложенные в докладе "Чему научит нас "Надежда"?", подготовленном РОО «Экологическая вахта Сахалина»;

2) Ространснадзору России:

- опубликовать результаты и материалы расследования аварии танкера "Надежда" в соответствии со ст. 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

- провести проверку всех судовладельцев, перевозящих нефтепродукты наливом в дальневосточных морях, на предмет соблюдения ими требований российского и международного законодательства по ограничению эксплуатации однокорпусных танкеров; принять действенные меры по выводу их из эксплуатации;

3) Росморречфлоту принять меры по оснащению региональных подразделений Морспасслужбы специализированными мощными мелкосидящими плавсредствами, способными обеспечивать АСР по локализации и очистке нефтеразливов (постановка бонов, работа скиммеров и т.п.), разогревать, откачивать и перевозить нефтепродукты с аварийных судов, сидящих на мели в условиях прибрежного мелководья;

4) Росприроднадзору, Генпрокуратуре России и МЧС России провести соответствующие надзорные мероприятия по соблюдению организациями требований законодательства по наличию планов ЛАРН и аварийно-спасательной готовности, соответствие запланированных сил и средств ЛАРН реальным угрозам нефтеразливов с учетом полученного в Невельске опыта;

5) Правительству Сахалинской области:

- принять необходимые меры для организации в Сахалинской области центра спасения животных, пострадавших от нефтяного загрязнения, который бы обеспечивал постоянную готовность к реагированию на нефтеразливы, виновники которых не имеют собственных подобных центров.


 


 

Раздел 2. Проблемы совершенствования системы обеспечения социальных прав граждан


 

2.1. В части обеспечения деятельности кризисного центра (приюта) для беременных женщин и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» (учредитель – Благотворительный фонд «Радость жизни»)

C сентября 2012 г. в Сахалинской области открыт уникальный кризисный центр (приют) «Дом милосердия» для беременных и женщин с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Основная цель его деятельности - предотвращение отказов от рождения детей в период беременности, профилактика попадания несовершеннолетних в систему государственной опеки и сохранение семьи для ребенка.

Приют тесно взаимодействует с государственными учреждениями. Во все районные органы опеки и попечительства направлены информационные письма о возможности при выявлении семей одиноких мам в трудной жизненной ситуации или при поступлении заявлений о временном размещении детей в Доме ребенка, предлагать матерям в случае их социальной неблагоустроенности временное размещение с детьми в приюте.

В результате непрерывно ведущейся кризисным центром работы с городским и областным родильными домами по предотвращению отказов от новорожденных только за последние 2 года предотвращено 30 % отказов от малышей.

Приют предоставляет возможность временного проживания женщинам сроком от 1 до 6 месяцев в зависимости от жизненной ситуации. За время существования возможностью проживания в приюте воспользовались 132 чел. (65 мам и 67 детей). Во время нахождения в приюте подопечные получают юридическую, социальную помощь, психологическую поддержку. Все услуги оказываются женщинам бесплатно.

Первоначально это был проект Южно-Сахалинской и Курильской Епархии, который профинансировал Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Располагался приют в съёмной квартире в г. Южно-Сахалинск и принимал беременных и женщин с детьми до трех лет.

С 2013 г. приют содержит Благотворительный фонд «Радость жизни», который был создан специально для поддержки приюта и существует за счет пожертвований благотворителей.

С ноября 2016 г. БФ «Радость жизни» вошёл в реестр поставщиков социальных услуг.

С декабря 2016 г. приют переехал в специально построенное здание, расположенное в п. Троицкое Анивского района (9 км от Южно-Сахалинска).

Кризисный центр расположен в двухэтажном здании площадью 400 кв. м с лимитом размещения до 10 мам с детьми и возможностью приема в дневное время мам с детьми до 10 лет.

В настоящее время планируется расширить услуги, предоставляемые приютом женщинам. В частности, фонд реализует проект «Мамина работа», который финансирует Правительство Сахалинской области. В рамках данного проекта создана швейная мини-мастерская и мини-компьютерный класс, где проживающие в приюте женщины и одинокие мамы с детьми до трех лет, проживающие на территории поселков Троицкое и Новотроицкое, обучаются основам швейного дела и компьютерной грамотности.

В ближайшее время планируется организовать работу группы временного пребывания детей от полутора до трех лет для подопечных приюта и семей, проживающих на территории п. Троицкое и Новотроицкое.

Опрос мам, проживающих в п. Троицкое и имеющих детей до трех лет, показал:

- 82% женщин считают, что группа временного пребывания детей необходима, все они отдали бы своих малышей в такую группу,

- 67% мам ответили, что при возможности посещения ребенком такой группы, они выйдут на работу,

- 33% мам в этом случае потратили бы время на домашние дела и решение социальных вопросов.

Планируется, что пребывание в группе детей из семей в трудной жизненной ситуации будет бесплатным. Возможно, для семей, желающих посещать группу и имеющих возможность оплатить пребывание в ней детей, услуга будет оказываться платно, но таких семей не будет более 30%. Предоставляемые услуги на базе группы будут расширяться: это группы развития, группы подготовки к посещению дошкольного учреждения, группы подготовки детей к школе.

Средства от предоставления платных услуг планируется направить на улучшение материальной базы группы, частичную оплату труда специалистов и приобретение игрушек и пособий.

В планах – оборудование сенсорной комнаты, которой будут пользоваться также и женщины, проживающие в приюте, и семьи, проживающие на территории с. Троицкое и Новотроицкое.

В то же время, у здания не сделана отмостка, на земельном участке нет ограждения и он неблагоустроен, нет нормальной детской площадки, в связи со значительным заболачиваением участка происходит затопление подвала, угрожающее целостности здания.

В целях доставки мам с детьми в медицинские и другие социальные учреждения, достижения большей экономии в расходах на продукты имеется потребность в приобретении микроавтобуса.

Необходимо сделать ограждение по всему периметру земельного участка и оборудовать сенсорную комнату для психолога.

Заработная плата сотрудников приюта ниже средней в Сахалинской области по аналогичным специальностям.

Крайне позитивно оценивая высокий уровень гуманизма и социальной ответственности учредителей данного во многом уникального кризисного центра – приюта, вложивших в его становление более 40 млн. руб. без реальной возможности какой-либо финансовой окупаемости и учитывая особую социальную значимость постоянного функционирования данного центра и наличие приспособленного здания, уже оборудованного без использования бюджетных средств, нестабильность грантового финансирования и пожертвований, Совет рекомендует Правительству Сахалинской области рассмотреть возможность оказания содействия приюту «Дом милосердия» в части:

- установки ограждения по периметру земельного участка,

- оборудования отмостки здания и сенсорной комнаты для психолога,

- устройства детской площадки,

- приобретения микроавтобуса,

- частичного софинансирования заработной платы сотрудников (возможно, за счет внебюджетных средств);

- включения приюта в реестр НКО – исполнителей общественно-полезных услуг.


 

2.2. В части совершенствования противотуберкулезной помощи населению

Структура фтизиатрической (противотуберкулезной) службы Сахалинской области в 2016 г. представлена следующими учреждениями:

- государственное казенное учреждение здравоохранения «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер»;

- фтизиатрические кабинеты в 16 районах области (отсутствует кабинет в Северо-Курильском районе);

- фтизиатрические стационарные отделения в составе Охинской ЦРБ и в составе участковой больницы с. Чехов Холмского р-на;

Стационарную сеть службы составляют:

- стационар областного противотуберкулезного диспансера на 260 коек круглосуточного пребывания;

- 10 коек дневного пребывания при диспансерном отделении для взрослых областного противотуберкулезного диспансера;

- туберкулезное отделение на 19 круглосуточных коек в Охинской ЦРБ;

- 5 коек дневного пребывания при туботделении Охинской ЦРБ;

- туберкулезное отделение на 22 круглосуточные койки в составе участковой больницы с. Чехов Холмского р-на.

В структуре коек круглосуточного пребывания:

- 251 койка круглосуточного пребывания для лечения взрослых;

- 50 коек для лечения детей.

Амбулаторная помощь больным туберкулезом оказывается двумя диспансерными отделениями областного противотуберкулезного диспансера: для взрослых и для детей и подростков, 16 фтизиатрическими кабинетами центральных районных больниц.

Показатель обеспеченности стационарными круглосуточными койками составляет 6,2 на 10 тыс. населения (в 2015 г. был 6,5 на 100 тыс.).

В областном противотуберкулезном диспансере существует дефицит производственных площадей: при нормативе 8 кв. м на 1 койку приходится 4,5 кв. м, что не позволяет выдержать необходимое разделение потоков больных с ограниченными формами туберкулезного процесса и бациллярных больных с множественной лекарственной устойчивостью. Для полноценного функционирования с соблюдением законодательства диспансер нуждается в расширении рабочих площадей с целью соблюдения санитарных норм, необходимого набора помещений и обеспечения лечения больных туберкулезом с малой лекарственной устойчивостью (далее – МЛУ) и больных туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией. В связи с этим, необходимо построить новый лечебный корпус.

Кадровое обеспечение противотуберкулезной службы в 2016 г. несколько улучшилось. По информации от главврача Сахалинского областного противотуберкулезного диспансера укомплектованность составляет 70,6 %.

Длительное время нет врача в Смирныховском районе. В Макаровском, Южно-Курильском, Ногликском районах обязанности фтизиатра по совместительству выполняют врачи других специальностей. В Северо-Курильском районе вообще нет тубкабинета.

В 2016 г. в Сахалинской области выявлено 306 случаев заболевания туберкулезом. Из числа впервые выявленных больных 283 являются постоянными жителями области, 14 – из учреждений ФСИН, 2 – лица без определенного места жительства, 2 иностранных гражданина, у 5 чел. туберкулез был диагностирован посмертно.

В 2016 г. среди заболевших туберкулезом преобладают лица без постоянного места работы на момент заболевания – 61,8 %. В целом, среди заболевших более 2/3 относятся к социальным группам, представляющим неорганизованное население – 76,3 % и их доля ежегодно растет, что указывает на необходимость постоянного контроля за организацией работы по выявлению туберкулеза при обращении в лечебные учреждения общей лечебной сети, среди групп риска, привлечения через участковую сеть неорганизованного населения для обследования.

Возрастно-половая структура смертности характеризуется преобладанием среди умерших от туберкулеза мужчин – 68,3 % в основном трудоспособного возраста – 78,6 %.

Негативное влияние на формирование показателя смертности оказывают асоциальный образ жизни пациентов, злоупотребление алкоголем, прерывание курса лечения и уклонение от лечения. Доля пациентов, ведущих асоциальный образ жизни, среди умерших в 2016 г. – 85 %.

Существующие механизмы воздействия на лиц, уклоняющихся от лечения, без создания специализированных закрытых учреждений для лечения таких больных, неэффективны. В 2014 – 2016 гг. фтизиатрами было подготовлено в прокуратуру 42 исковых заявления, 33 человека госпитализированы принудительно, из них 21 больной самостоятельно покинул стационар, прервав лечение.

В настоящее время противотуберкулезные учреждения Сахалинской области хорошо обеспечены химиопрепаратами для лечения больных. Улучшение обеспечения области противотуберкулезными препаратами, активное применение хирургического лечения позволили добиться достаточно высоких показателей по прекращению бактериовыделения и закрытию полостей распада у впервые выявленных больных в предыдущем году.

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Сахалинской области остается напряженной. При снижении уровня заболеваемости на 4,1 % показатель заболеваемости у детей 15 – 17 лет вырос в 2 раза. В клинической структуре впервые выявленных больных увеличилась доля больных с бактериовыделением до 79,7 %, с деструктивными процессами – до 69,7 %. Среди заболевших туберкулезом значительную часть (38,9 %) составляют пациенты с МЛУ. Более чем в 2 раза выросла доля больных с сочетанной инфекцией с ВИЧ среди взятых на учет с впервые установленным диагнозом.

В изложенной части Совет рекомендует Минздраву России и Правительству Сахалинской области:

- принять меры по улучшению материально-технической базы противотуберкулезной службы Сахалинской области: изыскать необходимые средства и построить новый лечебный корпус противотуберкулезного диспансера, увеличив площадь стационаров и обеспечив надлежащие условия для лечения больных с малой лекарственной устойчивостью возбудителя;

- укомплектовать врачом-фтизиатром больницы в Невельском, Смирныховском и Северо-Курильском районах (в последнем - открыть больничный противотуберкулезный кабинет), детскими фтизиатрами – областной тубдиспансер.

Министерству здравоохранения Российской Федерации в части профилактики ВИЧ-инфекции в Сахалинской области:

- оказать содействие некоммерческим негосударственным организациям в работе с населением по профилактике употребления ПАВ и информированию о доступных мерах профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, а также в работе среди различных групп населения, в первую очередь среди уязвимых к ВИЧ-инфекции групп.


 

2.3. В части мер социальной поддержки многодетных семей

В настоящее время многодетные семьи на Сахалине и Курильских островах (таковых в области более 5 тыс.) вправе получить единовременную социальную выплату - до 50 % от стоимости приобретаемого жилья или расходов на его строительство. Размер такой финансовой помощи составляет до 2 млн. рублей на каждую семью.

Кроме того, право на социальную выплату до 2 млн. рублей восстановлено для сахалинских многодетных родителей, которые на бесплатной основе получили земельные участки, что поможет семьям вести строительство индивидуальных жилых домов.

В настоящее время в области действует свыше 120 мер социальной поддержки для семей с детьми, большинство из которых касаются многодетных. В частности, благодаря компенсационным выплатам смогли улучшить свои жилищные условия почти все семьи с пятью и более детьми. А с конца 2017 г. они могут рассчитывать на получение до 1 млн. рублей для покупки автомобиля. Более того, по инициативе губернатора О.Н.Кожемяко, многодетные, решившиеся на четвертого малыша и нуждающиеся в расширении жилплощади, также будут получать необходимую сумму на покупку квартиры - в среднем около 6 млн. рублей на семью.

На Сахалине и Курилах продолжают действовать ежемесячные денежные выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет и беременных женщин, а также единовременные выплаты при рождении первого ребенка без учета доходов семьи. Введен ряд новых льгот для семей с низким уровнем доходов. Среди них — адресная поддержка при рождении ребенка в размере до 30 тыс. руб., а также продовольственная корзина на семью один раз в квартал.

Совет высоко оценивает реализованные в Сахалинской области меры социальной поддержки наименее защищенных категорий населения и полагает крайне важным профессиональную оценку эффективности каждой из мер социальной защиты для заимствования данной практики в других субъектах Российской Федерации.

Между тем, Сахалинская область является одним из регионов – доноров, и собственных денежных средств хватает на полноценные меры социальной поддержки наименее защищенных категорий населения (включая многодетных), а более 70 субъектов Российской Федерации являются дотационными.

В то же время, одним из наиболее эффективных федеральных средств социальной поддержки многодетных семей в Российской Федерации, гарантированных всем многодетным семьям с двумя и более детьми, является материнский (семейный) капитал. В 2017 г. он составляет 453 тыс. руб. на семью.

Из-за относительно небольшого размера использовать данные средства для улучшения жилищных условий, наиболее реально, по существу, лишь в сельской местности. Потребность же в многоместном транспортном средстве имеется у значительного числа многодетных семей, и он стоит дешевле жилья.

В целях расширения способов социальной поддержки многодетных семей Совет рекомендует Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть возможность расширения форм использования материнского капитала – предусмотреть для семей с тремя и более детьми возможность приобретения многоместного автомобиля (возможно, отечественного производства, в т.ч. в кредит).


 

2.4. Капитальный ремонт военного госпиталя Минобороны России

Учитывая крайне неприглядный вид и фактически аварийное состояние 441-го военного госпиталя Минобороны России (г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова д. 41), Совет рекомендует Минобороны России построить новый госпиталь в Сахалинской области либо осуществить скорейший капитальный ремонт существующего.


 

2.5. Проблемы Корсаковского городского округа


 

Отсутствие обустроенной дороги к пос. Подорожка

25 лет назад дорога Корсаков - Подорожка была подготовлена под асфальтирование, однако данные работы так и не были выполнены. В связи со строительством АПК в с. Раздольное дорога повреждена большегрузными машинами. Протяженность дороги составляет 32 км. В населенных пунктах, которые соединяет данная дорога с г. Корсаков, проживает порядка 3 тыс. жителей.

Совет рекомендует Правительству Сахалинской области подготовить проект и приступить к поэтапному строительству данной дороги.


 

Медицинское обеспечение

В больнице г. Корсаков отсутствуют эндокринолог и окулист.

Совет рекомендует Минздраву Сахалинской области принять дополнительные меры к укомплектованию медицинского учреждения указанными специалистами.


 

Проблемы реализации жителями г. Корсаков права на образование

Хотя г. Корсаков является вторым по величине городом области, учреждения среднего специального образования в нем нет, имеется недостроенное здание мореходного училища. Это приводит к оттоку молодежи из города.

Совет рекомендует Правительству Сахалинской области открыть в г. Корсаков филиал промышленно-экономического колледжа. Кроме того, в г. Корсаков необходимо построить 2 детских сада, а также школу на 400 учащихся, чтобы дети могли учиться в одну смену.


 

Ветхое жилье

Решением городского суда от мая 2016 г. гр. Ж.Л. Петрова (проживающая по ул. Нагорной) должна была быть переселена в благоустроенное жилье. Однако предложенный ей вариант не обеспечивает исполнения решения суда.

Совет рекомендует Администрации Корсаковского городского округа исполнить судебное решение и предоставить Ж.Л. Петровой надлежащее благоустроенное жилое помещение.

Вопросы благоустройства

По адресу: г. Корсаков, ул. Нагорная, д. 9 длительное время находится яма длиной более 100 м и глубиной около метра, заполненная водой.

Совет рекомендует Администрации Корсаковского городского округа благоустроить данный участок.


 

Вопросы газификации

Дома в г. Корсаков не газифицированы, несмотря на то, что в 10 км от города находится крупнейший завод по производству сжиженного газа.

Проведение газа необоснованно связывается с пуском 3 линии, построенной по Соглашению о разделе продукции.

Совет рекомендует Правительству Сахалинской области изыскать возможность газификации г. Корсаков.


 

Вопросы экологии

В адрес Совета поступили многочисленные жалобы на качество воды в п. Соловьевка. От воды идет запах сероводорода, согласно заключению экспертов в воде имеет место превышение содержания железа.

Совет рекомендует Администрации Корсаковского городского округа установить дополнительное фильтровальное оборудование для воды, поступающей в п. Соловьевка.


 

Вопросы культуры

В п. Чапаево проживает около 800 жителей, в п. Чапаево-2 – 200 жителей. Ранее в поселке был клуб, однако в 1990-е годы он был закрыт. Несмотря на наличие кружков в школе, досуг детей в достаточной мере не организован, а досуг молодежи послешкольного возраста не организован вообще. В ходе выездного заседания Совета достигнута договоренность о проведении схода жителей для определения, какой тип досугового учреждения необходим для п. Чапаево.

В п. Чапаево отсутствует собственный кинотеатр. Ранее туда выезжал кинотеатр г. Корсаков. Практикуются гастроли в г. Корсаков театральных трупп из г. Южно-Сахалинск. Однако жители просят, чтобы такой выезд производился чаще.

Совет рекомендует Министерству культуры и архивного дела Сахалинской области:

- восстановить приезд кинотеатра в п. Чапаево.

- обеспечить гастроли театра в г. Корсаков ежемесячно.

По адресу: г. Корсаков, ул. Советская, д. 1, находится здание бывшего банка (Советская, д. 1), которое не используется и длительное время находится в аварийном состоянии.

Совет рекомендует Администрации Корсаковского городского округа отремонтировать указанное здание, разместить в нем краеведческий музей города, переселив музей их занимаемого им неподобающего помещения.

В г. Корсаков сохранился построенный во времена Карафуто бамбуковый водопровод.

Совет рекомендует Администрации Корсаковского городского округа придать данному инженерному сооружению статус объекта исторического наследия.

Около завода по производству сжиженного газа на сопке находятся японский монумент и японский дот, являющийся местом частого посещения японскими туристами.

Совет рекомендует Администрации Корсаковского городского округа признать данные сооружения объектами исторического наследия.


 

Ситуация в совхозе «Корсаковский»

В Совет обратилась группа работников совхоза Корсаковский, сообщившие об ущемлении их трудовых прав администрацией предприятия. Заявители сообщили, что на предприятии с приходом нового директора С.В.Шамонаева стали процветать семейственность и фаворитизм. Предприятие является убыточным; около 5 лет сотрудники совхоза работали, не получая зарплату по 6 мес. в каждом году. Однако для п. Чапаево совхоз является градообразующим предприятием.

С учетом изложенного, Совет рекомендует прокуратуре Сахалинской области и Гострудинспекции в Сахалинской области принять действенные и эффективные меры с целью защиты прав и законных интересов работников совхоза «Корсаковский».


 

Восстановление производства агар-агара

До 1992 г. в г. Корсакове работал завод по производству агар-агара (смесь полисахарозы, получаемая из экстракта красных и бурых водорослей), который производил 120 тонн пищевого агар-агара в год для использования в микробиологической промышленности. В настоящее время завод принадлежит двум собственникам, однако агар-агар не выпускает, т.к. собственники не могут договориться между собой.

Совет рекомендует Правительству Сахалинской области принять необходимые меры к восстановлению производства агар-агара на предприятии в г. Корсаков.

Нарушение прав предпринимателей

В Совет обратился предприниматель Гуркин Антон Николаевич в защиту прав ООО «Деньги для всех», создавшего сеть низкобюджетных парикмахерских в населенных пунктах Сахалинской области. ООО приобрело в собственность нежилое помещение на первом этаже 4-этажного дома в г. Долинске по адресу пр. Победы, 32 площадью 50 кв. м, отремонтировало его и открыло в нем парикмахерскую. Однако зда

Загрузить (319,92 КБ)


© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter