Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации рабочей группы по экологическим правам по результатам выездного заседания Совета
Электронная версия

Введение

Заслушав и обсудив сообщения на экологической секции, а также рассмотрев резолюцию выездного заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее Совета), Рабочая группа по экологическим правам (далее Рабочая группа) отмечает:

Доклады, представленные на секции, свидетельствуют о том, что установленные Конституцией и законами РФ экологические права граждан систематически нарушаются. При этом масштаб, длительность и безнаказанность этих нарушений превосходят мыслимые пределы. Во многих рассмотренных случаях речь идёт о непосредственной угрозе жизни тысяч людей, в других – о хроническом воздействии на здоровье сотен тысяч людей, в третьих – о духовном и физическом уничтожении целых народностей. Особо следует отметить участившиеся в последнее время случаи незаконного задержания и арестов экологических активистов, отстаивающих права граждан.

Совет рассматривается природоохранным движением в лице представителей экологических НКО как переговорная площадка, на которой возможно рабочее обсуждение конкретных мер развития гражданского общества и реализации экологических прав граждан. Многие представители экологического сообщества со сдержанным оптимизмом воспринимают наметившиеся позитивные шаги со стороны Президента РФ по решению наиболее острых экологических проблем, годами копившихся в нашей стране. Оптимизм, в частности, вызывает рассмотрение комплекса экологических вопросов на двух заседаниях Президиума Госсовета РФ и последовавших по их итогам принятии Перечня Поручений (Пр - от 06.06.2010г. от 21.06 .2011гг.). Ряд поручений Президента РФ в области охраны окружающей среды стали результатом диалога НКО с органами власти, в том числе и с помощью Совета.

Однако ход выполнения этих поручений, как было отмечено в выступлениях на экологической секции, зачастую внушает серьезные опасения, так как в силу тех или иных причин срываются графики выполнения поручений, содержание их искажается, а реализация имитируется. Как результат - поднятые проблемы не решаются. Это обстоятельство, в том числе, может подорвать доверие к Совету и негативно сказаться на репутации Президента РФ.

В связи с этим Рабочая группа предлагает ряд мер по повышению эффективности исполнения поручений Президента в сфере охраны окружающей среды и соблюдения экологических прав граждан.

На экологической секции выездного заседания Совета были подняты вопросы о роли гражданского общества и необходимости общественного контроля в области охраны природы. В частности, поднимался вопрос о необходимости вовлечения общественности в оценку экологических рисков на ранней стадии развития тех или иных проектов. Рабочая группа поддерживает предложенные инициативы.

На экологической секции были также рассмотрены законопроекты по особо охраняемым природным территориям, о загрязнении морей и ситуация с Лесным кодексом. Был поднят вопрос о необходимости воссоздания единого независимого федерального органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Рекомендации Рабочей группы представлены в соответствующем разделе.

Кроме того, на заседании были рассмотрены конкретные проблемы, связанные с нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и предложены варианты решений.

Также была рассмотрена ситуация с текущим Российско-Китайским взаимодействием и сопутствующими этому взаимодействию экологическими рисками.

Отдельное внимание уделено экологическим проблемам Алтайского края. Рекомендации Рабочей группы представлены в соответствующем разделе данного документа.

Кроме того, на заседаниях секции были представлены документы показывающие, что граждане, пытающиеся защитить свои экологические права, подвергаются незаконным преследованиям и давлению со стороны органов власти. Рабочая группа настоятельно рекомендует Совету не только защитить гражданских активистов, но и предпринять меры по наказанию виновных и недопущению подобных действий со стороны органов власти в будущем. Конкретные предложения Рабочей группы представлены в данном документе.

Рабочая группа рекомендует разослать Резолюцию экологической секции выездного заседания совета в соответствующие структуры органов государственной власти Российской Федерации.

Рабочая группа также предлагает свои рекомендации по первоочередному порядку рассмотрения Советом ряда представленных проблем.

Члены рабочей группы выражают свою готовность непосредственно участвовать в подготовке проектов предлагаемых документов, процедур и т.д.

Предложения по механизму реализации поручений Президента РФ

Учитывая сложившуюся ситуацию с выполнением Поручений Президента, Рабочая группа считает целесообразным уточнить механизм реализации поручений Президента, подготовленных на основании обращений Совета. В частности, рабочая группа рекомендует Совету обратиться к Президенту с предложением создавать по каждому поручению рабочую группу с включением инициаторов обращения от правозащитных и экологических организаций (вариант – с представителем Совета или его рабочих групп). Как минимум, предлагается проводить переговоры при постановке задач на исполнение поручения и при подготовке отчёта о его исполнении. Члены Рабочей группы считают, что подобный подход повысит качество выполнения поручений Президента.

Предложения по составу Совета

Рабочая группа рекомендуют Совету обратить внимание Президента на отсутствие в Совете представителя интересов коренных малочисленных народов России. В ходе совещания были вскрыты многочисленные факты нарушения прав данной группы населения, которые зачастую носят латентный характер и не до конца осознаются правозащитным и экологическим сообществом и органами государственной власти.

Предложения по экологической оценке и общественным слушаниям

Неэффективность существующих инструментов оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях разработки того или иного проекта, отсутствие реального учета мнения общественности (а не его имитации) зачастую являются одной из причин не только появления природоразрушающих проектов, но и возникновения социального напряжения в обществе.

В связи с этим Рабочая группа считает необходимым:

- уделить повышенное внимание прохождению в Государственной Думе подготовленного рабочей группой Минприроды РФ совместно с НКО законопроекта "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования учета результатов оценки воздействия на окружающую среду при проведении государственной экспертизы проектной документации",

- Подготовить поправки в Положение о государственной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007г), устанавливающие перечень объектов госэкспертизы, для которых выполняется процедура ОВОС, и обязывающие проводить общественные слушания в рамках процедуры ОВОС для данных объектов.. Установить, что нарушения прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды и права на участие в слушаниях, допущенные в ходе ОВОС, являются основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы.

Общественный экологический контроль

Одним из важнейших условий обеспечения конституционных прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Ст.42 Конституции РФ) является экологический контроль.

Реальное обеспечение права на благоприятную окружающую среду, развитие гражданского общества невозможно без реального контроля соблюдения экологического законодательства и создания эффективных институтов гражданского участия.

В области общественного экологического контроля Рабочая группа считает необходимым предложить Совету:

· Рекомендовать Правительству РФ разработать и принять административные регламенты, обязывающие должностных лиц всех органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль и надзор (в том числе МВД, прокуратуры, ОМС), взаимодействовать с гражданами и НКО, осуществляющими общественный экологический контроль; с обязательной ответственностью за непринятие мер.

· Рекомендовать ГД РФ принять ФЗ «Об общественном экологическом контроле» на основе проекта, предложенного экологическими НКО.

· Обратиться к руководству МВД РФ с предложением рассмотреть вопрос о взаимодействии с НКО, осуществляющими общественный экологический контроль, в том числе с использованием механизмов ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", в случае его принятия ГД РФ.

· Рекомендовать руководству специально уполномоченных органов по охране окружающей среды РФ (МПР и его подразделения) и субъектов РФ создавать условия для развития общественного экологического контроля, в том числе используя возможности ФЗ N 40 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

· Обратиться в ГД РФ с предложением внести изменения в ФЗ «О местном самоуправлении» и в ФЗ «Об охране окружающей среды» поправки, восстанавливающие муниципальный экологический контроль (надзор), а также полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и сбора экологической информации.

Рабочая группа обращает внимание Совета на отсутствие в должной мере выполнения Поручения Президента (Пр-1640 от 06.06.10 пункт 1а). и Поручения Председателя Правительства (ВП-П9-3955 от 12.06.10, пункт.1) по развитию общественного экологического контроля и по повышению эффективности государственного экологического контроля. Подмена общественного экологического контроля внештатным ведомственным контролем, как сделано Росприроднадзором, не является выполнением Поручения Президента и не способствует развитию реальных институтов гражданского общества.

Воссоздание единого независимого федерального органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Одним из самых существенных достижений государственной политики в области охраны окружающей среды являлось создание специализированного независимого государственного природоохранного органа – Госкомприроды СССР и РСФСР.

С 1992 по 2000 год в Российской Федерации существовал независимый и обладающий всеми необходимым полномочиями федеральный орган, осуществляющий государственный контроль в сфере окружающей среды (Минэкологии России, Минприроды России, Госкомэкология России).

Несмотря на частые смены названия и статуса, до 2000 года данный орган в значительной степени выполнял возложенные на него функции, в первую очередь – по осуществлению государственного экологического контроля (в который входил и государственный контроль за использованием природных ресурсов), организации и проведению государственной экологической экспертизы, как федерального, так и регионального уровня, управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Была сформирована действенная структура территориальных органов, состоящая из центрального аппарата, территориальных органов (государственных комитетов) в субъектах РФ и районных (межрайонных) комитетов или инспекций.

Единая вертикальная структура и федеральное подчинение в основном позволяли органам Госкомэкологии России осуществлять независимую от органов власти субъектов РФ и муниципальных властей государственную экологическую политику, проводить контроль и пресекать и предотвращать нарушения природоохранного законодательства на всех уровнях. Система достаточно эффективно обеспечивала выполнение и других функций - в том числе проведение государственной экологической экспертизы. В частности, в результате деятельности специализированного независимого органа существенно сдерживался как рост экологической преступности, так и издание незаконных актов. Так, за 10 лет рост количества экологических преступлений (по данным МВД) лишь немного «обогнало» общий рост преступности в стране.

В 2000 году Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти " Госкомэкология России был ликвидирован, а его функции (в том числе - функции государственного контроля в области охраны окружающей среды) были переданы в МПР России – министерство, занимающееся в первую очередь организацией использования природных ресурсов (недр, лесов, вод).

Это сразу привело к ослаблению эффективности деятельности по государственному экологическому контролю и государственной экологической экспертизе, поскольку основным в деятельности Министерства являются вопросы организации использования природных ресурсов, которые как раз и должны являться объектами независимого контроля. В частности, это привело к опережающему росту правонарушений и преступлений в этой сфере по сравнению с другими преступлениями (более, чем в 5 раз за 10 лет)

Рабочая группа рекомендует Совету:

Обратиться к Президенту с предложением, в целях повышения эффективности осуществления государственного экологического контроля, отмены дублирования функций и снижения количества нарушений в этой сфере, создать независимый (непосредственно подчиняющейся Правительству РФ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в полном объеме функции государственного контроля области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Полномочия данного органа в области контроля должны включать:

· государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов,

· государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр,

· государственный земельный контроль,

· государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,

· государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий,

· государственный экологический контроль во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации,

· государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне Российской Федерации,

· государственный экологический контроль на континентальном шельфе Российской Федерации,

· государственный лесной контроль и надзор,

· государственный экологический контроль в области охраны озера Байкал.

Данный орган также должен отвечать за осуществление:

· государственной лесной охраны,

· организации и проведения государственной экологической экспертизы,

· государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Данная структура должна обладать численностью, достаточной для осуществления указанных функций. Также необходима передача в его ведение соответствующих федеральных государственных учреждений, необходимых для исполнения указанных функций.

Общественное участие при разработке крупных инвестиционных проектов развития территорий.

В настоящее время российским законодательством не предусмотрено участие граждан в обсуждении проектов комплексного развития территорий, финансируемых через инвестиционный фонд РФ. Тем самым ущемляются права граждан на получение информации и участие в принятии экологически значимых решений.

Данный пробел законодательства может быть частично устранен через исполнение поручения Президента РФ от 21 июня 2011:

· «п. 2. Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие совершенствование процедуры организации и проведения государственной экологической экспертизы, в том числе в части, касающейся учета результатов экологической экспертизы при осуществлении экологического контроля, а также разработки экологической оценки проектов стратегий, программ, планов, включая документы территориального планирования, предусмотрев участие представителей общественности субъектов Российской Федерации.

В связи с этим Рабочая группа рекомендует Совету оказать содействие в проведении круглого стола по разработке предложений по внесению изменений в законодательство РФ, направленных на совершенствование процедуры организации и проведения экологической оценки проектов комплексного развития территорий. Рабочая группа рекомендует провести данный круглый стол на примере инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (см. Резолюцию и материалы экологической секции).

Доступ к информации

Необходимым условием защиты гарантированных Конституцией (ст. 18, 42) экологических прав граждан является доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее. Само право на эту информацию также гарантировано Конституцией (ст. 18, 24, 42). Однако в настоящее время граждане практически лишены возможности реализовать это право в полной мере. В первую очередь это связано с пробелами в законодательстве и отсутствием обязательных для органов власти регламентов предоставления такой информации.

Рабочая группа рекомендует Совету:

· Сформировать рабочую группу Совета, которая будет – на основании практики НКО – выявлять нормативные акты органов власти, противоречащие Федеральному Закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (№8-ФЗ от 9.02.2009), и вырабатывать предложения по приведению их в соответствие федеральному закону, а также предложения по механизмам реализации указанного федерального закона в соответствии с наилучшими международными практиками.

· Обратиться к Президенту РФ и в Государственную Думу РФ с предложением разработать и принять законопроект о внесении изменений в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№131-ФЗ от 6.10.2003) и иные законы в целях:

o установления полномочий и обязанностей органов местного самоуправления в области сбора экологической информации, необходимой для осуществления деятельности по территориальному планированию и управлению природными ресурсами, отнесённой к их предметам ведения.

o установления обязанностей органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг и экологический контроль, а также юридических и физических лиц, осуществляющих природопользование, по передаче экологической информации органам местного самоуправления.

o Организовать публичное обсуждение законопроекта в соответствии с Указом Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

· Рекомендовать Правительству РФ разработать и реализовать организационные меры (включая подготовку нормативно-правовых актов) по передаче экологической информации, накапливаемой и создаваемой госорганами, в органы местного самоуправления

· Обратиться к Президенту РФ и в Государственную Думу РФ с предложением разработать и принять законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающий повышенную ответственность должностных лиц за непредоставление, несвоевременное предоставление экологической информации по запросам граждан, НКО и СМИ, а также в процессе оценки воздействия на окружающую среду и публичных слушаний, за предоставление неполной и недостоверной информации. Организовать публичное обсуждение законопроекта в соответствии с Указом Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»

· Обратиться к Президенту РФ и в Государственную Думу РФ с предложением разработать законопроект о внесении в Градостроительный кодекс нормы об отмене результатов слушаний в случае, если на них была представлена неполная или недостоверная информация или были нарушены права граждан на участие в обсуждении, гарантированные законом. Рекомендовать органам законодательной власти субъектов РФ разработать и принять соответствующие региональные законы.

· Создать рабочую группу Совета с участием представителей исполнительной, законодательной власти и юридического сообщества по подготовке концепции законопроекта о внесении изменений в федеральное законодательство с целью определения типов исков о защите права на информацию, способов восстановления нарушенных прав, а также возмещения ущерба, причиняемого непредоставлением информации.

Экологическая культура

Охрана окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам являются конституционной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Однако сложность современной жизни не позволяет человеку самостоятельно определить действия, необходимые для реализации этой обязанности в каждой ситуации – в быту, при принятии профессиональных или управленческих решений. Недостаточный уровень экологической культуры людей, в том числе руководителей субъектов хозяйствования и должностных лиц, является системной причиной массового принятия ими решений, нарушающих экологические права граждан.

Важнейшим социальным институтом, обладающим потенциалом формирования экологической культуры населения, является система общего образования. Из этой предпосылки исходят требования Ст.72 ФЗ «Об охране окружающей среды», неоднократные поручения Президента РФ по развитию экологического компонента в образовании.

Однако ни требования Закона, ни поручения Президента в достаточной степени не выполняются.

В связи с этим Рабочая группа рекомендует Совету:

· Обратиться к Администрации Президента с предложением провести анализ выполнения (невыполнения) поручения Президента от 7 июля 2010 г. с принятием соответствующих оргвыводов и решений;

· Создать рабочую группу по разработке и реализации концепции экологизации системы общего образования в РФ в целях создания институциональной поддержки реализации конституционных обязанностей граждан с обязательным участием Министерства образования и науки РФ и представителей НКО.

Рекомендации по законопроектам об ООПТ, о загрязнении морей

На заседании Государственного Совета РФ 09.06.2011 Президент России однозначно заявил, что изменения в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не должны быть направлены на разрушение заповедников. Вопреки мнению Президента, Минприроды России совместно с Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы продолжают настаивать на принятии поправок в закон, которые предусматривают изъятие земель заповедников, перевод заповедников в национальные парки и неограниченное строительство рекреационных объектов в национальных парках.

В связи с этим рабочая группа предлагает Совету обратиться к Президенту РФ с просьбой не допустить внесение указанных поправок в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".

Комитетом по природным ресурсам Государственной Думы был разработан проект Федерального закона о защите морей от нефтяного загрязнения, практически полностью соответствующий требованиям НКО.

Согласно поручениям Президента (пункт 1 Поручений Пр-1640 от 06.06.10 и 1 в) Поручение от 21.06.2011 по итогам заседания Президиума Госсовета РФ от 09.06.11 срок 15 июля 2011.) Правительству поручено учесть этот законопроект. Однако действия Правительства не соответствуют поручениям Президента. Так Правительством в Государственную Думу внесен законопроект проект, в котором два федеральных закона («О континентальном шельфе Российской Федерации и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации») дополняются лишь двумя аналогичными статьями об особенностях эксплуатации сооружений, установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ. 20 сентября этот законопроект принят в 1 чтении.

В связи с этим Рабочая группа предлагает Совету обратиться к Президенту РФ с просьбой снять с обсуждения законопроект подготовленный Правительством и внести альтернативный, подготовленный в полном соответствии с поручениями Президента РФ.

Лесной кодекс

Принятие нового Лесного кодекса РФ привело к разрушению старой системы государственного управления лесами, но не позволило создать новую. В результате введения нового Лесного кодекса государственная лесная охрана была ликвидирована, а объемы лесохозяйственных работ, в том числе связанных с противопожарным обустройством лесов, снизились до беспрецедентного для последнего столетия уровня. Результатом этого стала лесопожарная катастрофа лета 2010 года, полностью или частично уничтожившая 199 населенных пунктов (не считая дачных поселков), и приведшая к преждевременной смерти в результате совместного воздействия жары и дыма более пятидесяти тысяч человек.

По итогам катастрофы Президентом РФ было дано поручение Правительству о подготовке поправок к Лесному кодексу, которые позволили бы обеспечить охрану лесов и эффективное управление лесным комплексом.

Это поручение было выполнено частично и формально: поправки в Лесной кодекс и смежные законы были внесены, но лесная охрана появилась лишь "на бумаге" из-за отсутствия законных механизмов финансирования и обеспечения ее деятельности. Фактически единственным результатом внесения изменений в Лесной кодекс РФ стало существенное увеличение отраслевого бумагооборота. Новых людей, способных обеспечить охрану лесов от пожаров и лесонарушений, в лесах России не появилось (за исключением Московской области, в которой действует особый механизм федерального финансирования лесного хозяйства).

В результате ни одна из наиболее острых проблем нового лесного законодательства не была решена, и система государственного управления лесами до настоящего времени продолжает разрушаться. Степень готовности страны к борьбе с лесными пожарами не увеличилась. Лишь особенности погоды позволили в 2011 году избежать повторения полномасштабной катастрофы с лесными пожарами - пройденная огнем площадь превысила прошлогодние показатели, но основная часть пожаров пришлась на малонаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. За время действия нового Лесного кодекса затраты федерального бюджета на лесное хозяйство увеличились втрое, но средства, расходуемые на проведение реальных работ в лесах, сократились в несколько раз. В реальности до настоящего времени лесное законодательство не обеспечивает существование экономически эффективных механизмов финансирования лесного хозяйства, охрану лесов, качественное воспроизводство лесных ресурсов, защиту лесов от вредителей и болезней, борьбу с незаконными рубками, возможность борьбы с безработицей и нищетой в лесных деревнях и поселках.

Плачевная ситуация с лесами нашей страны, сложившаяся в результате появления Лесного Кодекса, только прямо затрагивает десятки миллионов граждан, а косвенно от этого страдает практически все население нашей страны.

В связи с этим Рабочая группа считает необходимым обратится к президенту с предложениям о принятие экстренных мер под жестким президентским контролем по предотвращению дальнейшего разрушения системы государственного управления лесами России и создания условий для восстановления эффективного лесного хозяйства. Кроме того, Рабочая группа считает обязательным создание при Совете рабочей группы по лесному хозяйству, деятельность которой должна быть направлена на выработку мер по ликвидации разрухи в лесном хозяйстве России и формированию эффективной государственной лесной политики.

Российско-китайское взаимодействие

В связи с высокой вероятностью негативного воздействия на экологическую обстановку и устойчивое развитие в приграничных с Китаем регионах, необходимо с участием гражданского общества выработать свод согласованных экологических требований и критериев к проектам развития и сотрудничества, а также механизм предотвращения экономического и экологического демпинга, вызванного конкуренцией между регионами РФ за китайские инвестиции и заказы на сырье.

В связи с этим Рабочая группа считает необходимым:

· Провести стратегическую экологическую оценку (экспертизу) Программы пограничного сотрудничества КНР и РФ 2009-2018 и разработать блок по обеспечению социально-экологической безопасности и стимулов для экологизации проектов сотрудничества и развития инновационной экологически приемлемой экономики.

· Провести оценку и разработать аналогичные блоки в стратегиях и программах развития пограничных регионов, в частности провести стратегическую экологическую экспертизу (оценку) альтернативных сценариев активизации сотрудничества с КНР на Алтае и в Западной Сибири в целом.

· Создаваемые ныне механизмы отбора и сопровождения инвестиционных проектов сотрудничества должны базироваться на примате экологической безопасности, т.е. финансирование проектов только при условии их соответствия требованиям ОВОС и первоочередный отбор «зеленых» инновационных проектов сотрудничества в качестве приоритетных при получении государственного финансирования

· Ввести в практику сотрудничества между РФ и КНР регулярную совместную оценку по международным стандартам трансграничного экологического воздействия проектов хозяйственной деятельности на приграничных территориях и мониторинг состояния среды как важнейший механизм обеспечения общей безопасности в пограничных регионах.

• для всех сибирских и дальневосточных речных бассейнов разработать на основе обще-бассейновой стратегической оценки воздействий нормы допустимого воздействия, разумно ограничивающие строительство ГЭС и иные высокоопасные виды деятельности; и провести комплексную оценку целесообразности массированного экспорта электроэнергии в КНР в кратко и долго-срочной перспективе в сравнении с иными вариантами развития сибирских и дальневосточных регионов.

Экологические проблемы Алтайского края

На заседании секции был рассмотрен целый ряд экологических проблем Алтайского края.

В частности на заседании была рассмотрена ситуация с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) региона. По закону ООПТ должны использоваться исключительно в соответствии с их целями и задачами, но нормы природоохранного законодательства открыто игнорируются профильными органами администрации Алтайского края. Состояние заказников в регионе катастрофическое. Создание новых ООПТ федерального значения встречает противодействие со стороны администрации края. Все это приводит к грубым нарушениям прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Рабочая группа полностью поддерживает предложения экологической секции и рекомендует Совету направить в Администрацию Алтайского края соответствующие обращения (см. Резолюцию и материалы экологической секции).

Актуальные для Сибирского федерального округа и других регионов проблемы, связанные с нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду.

На экологической секции был рассмотрен ряд конкретных проблем, связанных с нарушением прав граждан (см. Резолюцию и материалы экологической секции). Рабочая группа считает, что эти проблем требуют вмешательства Совета:

· Экологическая оценка крупных инвестиционных проектов Нижнего Приангарья и Южной Якутии.

· Проблема Байкальского ЦБК и г. Байкальска

· Проект строительства газотранспортной системы «Алтай»

· Проблема экологической безопасности планируемых ГЭС на р. Шилка и в русле Амура.

· Проблема разливов нефти как в СибФО, так и по всей стране

· Невыполнение поручений президента о проведении дополнительных консультаций и публичных слушаний по терминалам в Туапсе и Новороссийске.

· Неправомерные действия сотрудников полиции и судов Краснодарского края в отношении гражданских активистов-экологов

Рабочая группа рекомендует Совету направить обращения по каждой из поднятых проблем в соответствующие органы власти.

Рекомендации Рабочей группы по первоочередному порядку рассмотрения Советом представленных проблем

Рабочая группа рекомендует Совету в четвертом квартале 2011 года в первоочередном порядке рассмотреть следующие проблемы, как существующие, так и проекты, реализация или планирование которых вызывает наибольшую обеспокоенность общественности:

· О неотложных мерах обеспечения гидрологической безопасности плотинных ГЭС (на примере Ангаро-Енисейского каскада ГЭС). В частности, - проект достройки Богучанской ГЭС, реализующийся при отрицательном заключении государственной экспертизы и незавершенной оценки воздействия на окружающую среду (см. Резолюцию и материалы экологической секции)

· Проект строительства газотранспортной системы «Алтай» через плато Укок, участок Всемирного природного наследия, реализующийся с нарушениями природоохранного законодательства и нарушении прав коренных малочисленных народов (см. Резолюцию и материалы экологической секции).

· Проблема загрязнения озера Байкал сбросами Байкальского ЦБК и социальная ситуация в г. Байкальск (см. Резолюцию и материалы экологической секции).

· вопросы экологической и техногенной безопасности территории бывшего завода ОАО «Полиэкс», расположенного в г. Бийск в связи с создавшейся чрезвычайной ситуацией ( см. Резолюцию и материалы экологической секции).

Рабочая группа считает опасным прецедентом участившиеся факты силового давления на гражданских активистов в Краснодарском крае. В связи с этим, рабочая группа рекомендует Совету:

· обратиться к руководству МВД РФ с требованием провести расследование действий сотрудников полиции при задержаниях гражданских активистов.

· просить квалификационную коллегию судей Краснодарского края проверить действия судей, принимавших постановления об арестах перечисленных выше гражданских активистов и оставивших без удовлетворения их жалобы.

Рабочая группа также считает опасным прецедентом ситуацию сложившуюся вокруг аварии на нефтепроводе Омск – Иркутск в 2008 году, которая характеризуется:

· сокрытием информации об аварии,

· неэффективной ликвидацией последствий аварии

· неэффективной работой по профилактике разливов и реабилитации земель

· преследованием граждан, пытающихся отстоять свои права

В связи с этим, Рабочая группа рекомендует Совету обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о создании специальной комиссии для изучения всех обстоятельств аварий 2008 г. на нефтепроводе Омск-Иркутск и их правовых и экологических последствий. В частности необходимо:

· запросить у ОАО «Трансибнефть» баланс перекачки нефти за весь апрель и конец декабря 2008 г.с линейно-производственно

Загрузить (88,00 КБ)


© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter