Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации по итогам выездного заседания Совета в Чеченской Республики
Электронная версия

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам выездного заседания на тему:
«Гражданское общество на Северном Кавказе: состояние и перспективы»

Чеченская Республика                                                           8-9 июля 2013 г.


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на своем выездном заседании в Чеченской Республике рассмотрел вопросы, касающиеся состояния и перспектив развития гражданского общества в Северокавказском федеральном округе (СКФО). В рамках заседания члены Совета совместно с представителями правозащитных организаций посетили учреждения УФСИН России по Чеченской Республике, 18-ю отдельную мотострелковую бригаду (18-ю ОМСБР) Южного военного округа, Центр семейного типа для детей-инвалидов и психоневрологический диспансер в г. Грозном. Итоги посещений были подведены с участием руководства Чеченской Республики, представителей федеральных правоохранительных органов, региональных органов власти и гражданского общества из всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО.

Совет признает важность и значение результатов, достигнутых руководством Чеченской Республики и других северокавказских республик, а также Ставропольского края в миростроительстве, укреплении государственности и развитии инфраструктуры, но в то же время отмечает наличие ряда системных проблем, характерных для многих субъектов СКФО.

По итогам состоявшегося заседания Совет полагает целесообразным обратить внимание соответствующих органов государственной власти на следующие вопросы.

1. Совет считает необходимым активизировать работу по созданию современной розыскной и идентификационной системы на Северном Кавказе, предусматривающей организацию единого координационного центра розыска пропавших без вести, эффективную реализацию положений Федерального закона № 242 "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", оказание адресной социальной и медико-психологической помощи родственникам погибших и пропавших на Северном Кавказе.

2. Совет полагает возможным, с учетом гуманитарных соображений, рассмотреть вопрос о допустимости выдачи родственникам тел убитых в перестрелке участников незаконных вооруженных формирований, если те не причастны к совершению террористических актов. Те же соображения требуют озаботиться положением проживающих в Сирии этнических черкесов в связи с гуманитарной катастрофой в этой стране и не допустить выдворения сирийских студентов, которые обучаются в российских вузах, но не могут в создавшихся условиях оплатить свою учебу.

3. Совет обращает внимание на необходимость ускорить выполнение поручений Президента Российской Федерации № Пр-2736 от 2010 г., и № Пр-1889 от 2011 г., касающихся мер социальной поддержки граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику в период вооруженных конфликтов.

4. Совет рекомендует руководителям правоохранительных органов СКФО:
– рассмотреть вопрос об организации ежегодных встреч руководства правоохранительных органов субъектов СКФО с уполномоченными по правам человека, уполномоченными по правам ребенка, представителями общественных палат, общественных наблюдательных комиссий и правозащитных организаций СКФО;
– активизировать работу территориальных управлений по розыску лиц, без вести пропавших на Северном Кавказе в ходе первого и второго чеченских вооруженных конфликтов, в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 г. и других конфликтов на территории субъектов СКФО;
– обратить особое внимание на проверку заявлений о похищениях людей, применении сотрудниками правоохранительных органов пыток и иных недозволенных методов ведения следствия. Совет отмечает ряд случаев, когда правоохранительные органы не дают ответов лицам, заявившим о применении пыток, также как и администрациям учреждений системы ФСИН России, направившим в следственные органы информацию о выявленных следах применения насилия. Совет призывает правоохранительные и надзорные органы, а также правозащитные организации региона строить свои взаимоотношения на основе взаимного уважения и партнерства;
– активизировать расследование дел об убийствах и актах насилия в отношении общественных деятелей, правозащитников и журналистов в регионе. Совет с гневом и скорбью констатирует, что до настоящего времени остаются безнаказанными убийцы Абдулмалика Ахмедилова, Гаджи Абашилова, Загира Арухова, Ахмеднаби Ахмеднабиева, Гаруна Курбанова, Гаджимурата Камалова, Натальи Эстемировой и многих других самоотверженных людей.

5. Совет полагает необходимым обратить внимание Минобороны России на то, что в ходе посещения 18-й ОМСБР Южного военного округа высветились, в частности, следующие проблемы:
- имеются случаи, когда военнослужащие по контракту вынуждены сами шить себе одежду, т.к. выдаваемая форма не соответствует климатическим условиям Северного Кавказа;
- отмена льгот при проезде военнослужащих в отпуск обернулась кадровым голодом для воинских частей, дислоцированных на Кавказе;
- имеются сложности при подборе военнослужащих по контракту;
- имеются проблемы в организации строительства жилых домов для семей военнослужащих по контракту;
- невозможно обеспечить отдых детям в закрытых городках (даже школа находится за колючей проволокой).

Совет полагает необходимым:
– активизировать проведение ремонтных работ в 18-й ОМСБР Южного военного округа с тем, чтобы не допустить срыва сроков сдачи инфраструктурных объектов и обеспечить достойные социально-бытовые условия для военнослужащих-контрактников и членов их семей;
- установить действенный контроль над организацией учета служебного времени военнослужащих, проходящих службу по контракту, предоставлением им ежемесячно положенных дней отдыха, а также над выплатой военнослужащим денежного довольствия в полном объеме с информированием военнослужащих о структуре произведенных выплат;
- принять меры по сокращению сроков решения вопросов, связанных с увольнением военнослужащих, переводом их в другую часть. В настоящее время решение этих вопросов нередко занимает несколько месяцев;
- принять меры по оптимизации и обеспечении доступности делопроизводства, проинформировать военнослужащих о процедуре подачи рапортов вышестоящему командованию;
- ввести в действие регламент, устанавливающий перечень личных предметов и вещей, запрещенных для хранения в казармах или служебных общежитиях, в которых проживают военнослужащие по контракту;
- в целях снижения напряженности среди военнослужащих, зачастую возникающей из-за нерешенности различного рода социально-бытовых проблем, а также в целях улучшения информированности военнослужащих об условиях прохождения службы, рассмотреть вопрос о введении практики проведения регулярных встреч военнослужащих с командованием части, а также с представителями гражданского общества.

6. Совет обращает внимание руководства ФСИН России на тему реализации права осужденных отбывать наказание в регионе по месту жительства или в близлежащих субъектах Российской Федерации. Совет полагает, что такой подход может способствовать процессам исправления и ресоциализации осужденных – при условии неукоснительного соблюдения норм уголовно-исполнительного законодательства.
Совет отмечает впечатляющие успехи, достигнутые учреждениями УФСИН России по Чеченской Республике по созданию достойных социально-бытовых условий для осужденных, хотя проблема восстановления производственной базы остается нерешенной и нуждается в объединении усилий федеральных и региональных властей.

Заслуживает поддержки и распространения опыт заключения между региональными управлениями ФСИН России и соответствующими адвокатскими палатами договоров о сотрудничестве, предусматривающих на безвозмездной основе чтение лекций для осужденных и сотрудников об изменениях законодательства, а также проведение индивидуальных бесплатных консультаций по юридическими вопросам.

7. Совет рекомендует главам субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО:
– рассмотреть вопрос о создании Советов по развитию гражданского общества и правам человека в качестве консультативных органов при главах субъектов. Совет полагает, что такие органы, организованные по аналогии с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, могли бы существенным образом дополнить работу, проводимую в настоящее время региональными общественными палатами, уполномоченными по правам человека, уполномоченными по правам ребенка, другими правозащитными структурами. Совет выражает готовность оказать методическую и организационную поддержку в разработке нормативно-правовой базы для создания таких Советов;
– обратить внимание на необходимость активной, в том числе грантовой, поддержки существующих институтов гражданского общества, в первую очередь, правозащитных организаций, региональных общественных палат, уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка, общественных наблюдательных комиссий. Совет призывает руководителей субъектов Российской Федерации регулярно лично встречаться с представителями институтов гражданского общества;
- совместно с органами местного самоуправления и представителями бизнес-сообщества изыскивать дополнительные возможности для создания рабочих мест в регионах с повышенным уровнем безработицы.
Рекомендации приняты большинством голосов путем заочного голосования 25 июля 2013 г.

Председатель Совета                                   М. Федотов

 

Загрузить (30,00 КБ)


© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter