Выездное заседание в Краснодарском крае с 26 по 28 марта 2018 года

В заседании принимали СПЧ Михаил Федотов, заместитель председателя Совета Евгений Бобров, ответственный секретарь Совета Яна Лантратова и члены СПЧ: Мария Большакова, Александр Брод, Наталия Евдокимова, Иван Засурский, Леонид Никитинский, Раиса Лукутцова, Владимир Ряховский и Сергей Цыпленков.

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 26 по 28 марта провел выездное заседание в Краснодарском крае.

В заседании принимали СПЧ Михаил Федотов, заместитель председателя Совета Евгений Бобров, ответственный секретарь Совета Яна Лантратова и члены СПЧ: Мария Большакова, Александр Брод, Наталия Евдокимова, Иван Засурский, Леонид Никитинский, Раиса Лукутцова, Владимир Ряховский и Сергей Цыпленков.

В первый день выездного заседания правозащитники разделились на несколько групп, задачами которых стали:
- посещение социальных и детских учреждений Анапы и Новороссийска совместно с представителями Минздрава России, Минтруда России, Минобрнауки России, Правительства и прокуратуры Краснодарского края (детская больница, детский дом, центр СПИД, туберкулезный диспансер, станция «скорой помощи»),
- посещение пляжа пос. Сукко (застройка береговой полосы), свалки ООО "Альфа" в х. Красный г. Анапа (неисполнение решения суда о рекультивации и дегазации свалки),  государственного природного заповедника "Утриш" (встреча с руководством и сотрудниками заповедника), пос. Криница и пос. Береговое в Геленджике (возможные незаконные стройки объектов АО "Аксис инвестиции", незаконная засыпка акватории и поймы р. Пшада строительными отходами, застройка и огораживание земель общего пользования),  к.п. "Пушкинский дол" (возможные нарушения лесного и земельного законодательства на землях поселка и в Кабардинском участковом лесничестве),
- посещение ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Краснодарскому краю (Новороссийск),
- встреча с руководством городского суда г. Анапы и Новороссийского городского суда по теме подготовки к введению судов присяжных на уровне районных (городских, гарнизонных) судов.

26 марта в Новороссийске состоялся прием граждан с участием членов Совета, представителей администрации и прокуратуры Краснодарского края.

27 марта  "мобильная приемная СПЧ" работала в Краснодаре.

В программе выездного заседания 27 марта:
- встреча председателя Совета Михаила Федотов с главой Республики Адыгея Маратом Кумпиловым,
- посещение  СИЗО-2 УФСИН России по Республике Адыгея и  СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю,
- посещение социальных учреждений Крымска и Абинска (встреча с гражданами, пострадавшими от наводнения 2012 г.),
- совещание с органами власти Краснодарского края и органами местного самоуправления Крымска по теме преодоления последствий стихийных бедствий и по вопросам взаимодействия с НКО,
- встреча с представителями НКО Краснодарского края,
- встреча с семьями военнослужащих Северского района,
- посещение ветерана боевых действий С.Ахтименко в пгт. Ильский Северского района,
- встреча с руководством Крымского районного суда по теме подготовки к введению судов присяжных на уровне районных (городских, гарнизонных) судов,
- посещение зоны возле ресторана "Стан" на Краснодарском затоне (возможный незаконный захват берега р. Кубань), осмотр зоны на кубанской набережной, планируемой под застройку, осмотр дамбы, перекрывшей русло старицы р. Кубань возле 1-го Воронежского проезда (незаконное возведение дамбы, завалы мусора), посещение Горской косы и озера Горская старица (возможные незаконные вырубки, захват и застройка береговой линии), посещение озера Старая Кубань, Первого и Второго Карасунских озер (возможные незаконные захват и застройка береговой линии),
- прибытие члена Совета Р.Т.Лукутцовой в Краснодар - посещение Инфекционной больницы, Центра СПИД, туберкулезного диспансера и госпиталя для ветеранов в Краснодаре.

Итоги заседания обсуждались на совещании участием губернатора Вениамина Кондратьева, заместителей главы региона, руководителей региональных органов власти, руководителей муниципалитетов, представителей общественных организаций.

НОВОСТИ О РАБОТЕ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ НА САЙТЕ СПЧ
 

Делегация СПЧ начала работу в ходе выездного заседания в Краснодарском крае

Делегация СПЧ сегодня начала работу в ходе выездного заседания в Краснодарском крае.  В регион прибыли глава Совета Михаил Федотов, заместитель председателя Евгений Бобров, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены СПЧ: Мария Большакова, Наталия Евдокимова, Иван Засурский, Леонид Никитинский, Владимир Ряховский и Сергей Цыпленков.

Правозащитники проверили социальные объекты и места экологических нарушений на черноморском побережье

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня провел первый день выездного заседания в Краснодарском крае. Основное внимание правозащитников было приковано к социальным объектам и местам возможных экологических нарушений на черноморском побережье.

Земельные проблемы жителей села Мысхако были решены сразу после обращения в "мобильную приемную" СПЧ

Жители двухэтажного восьмиквартирного дома в поселке Мысхако с благодарностью будут вспоминать приезд делегации СПЧ в Новороссийск. Только вчера вечером они обратились к правозащитникам, а уже сегодня у них побывали мэр города и глава СПЧ Михаил Федотов и договорились о решении земельных проблем, нерешаемых долгие годы. 

 

Михаил Федотов встретился с главой Адыгеи и возложил цветы на импровизированный мемориал жертвам трагедии в Кемерово

Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов сегодня в ходе рабочей поездки в Республику Адыгею встретился с главой региона Муратом Кумпиловым и возложил цветы к созданному жителями Майкопа мемориалу в память жертв трагедии в кемеровском торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня". 

 

Экологические проблемы и работа с населением Крымска, Абинска, Северской и Краснодара - второй день заседания СПЧ на Кубани

Прием граждан, посещение мест возможных экологических нарушений, встреча с представителями некоммерческого сектора и общественный контроль за социально значимыми объектами - таким стал второй день выездного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в Краснодарском крае. 

 

Правозащитники провели круглые столы по экологии, социальным правам и земельным проблемам в Краснодарском крае

СПЧ сегодня подводит итоги выездного заседания в Краснодарском крае. Правозащитники с участием представителей НКО, органов государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края провели ряд круглых столов: по вопросам соблюдения социальных, экологических и земельных прав граждан.

Глава СПЧ Михаил Федотов проверил условия содержания граждан в СИЗО № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю

Глава СПЧ Михаил Федотов сегодня в ходе выездного заседания на Кубани посетил СИЗО № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю. Правозщитник побывал в камерах карантинного отделения и корпусе для содержания несовершеннолетних и женщин, ознакомился с условиями содержания подозреваемых и обвиняемых и провел прием по личным вопросам. 

 

Вениамин Кондратьев на встрече с Михаилом Федотовым заявил, что власти Кубани учли предыдущие рекомендации СПЧ

"Ваши рекомендации были учтены, и многие проблемы, которые были обозначены три года назад, решены. Сегодня самый основной запрос общества – это справедливость и объективность со стороны власти. Поэтому ваша оценка как профессионала для нас очень важна", - заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Делегация СПЧ на заседании с главой Кубани подвела итоги выездного заседания в Краснодарском крае

"Краснодарский край играет особую роль в жизни страны. Он дает очень много и в экономическом, и в духовном, культурном, спортивном плане. Но и здесь есть свои проблемы. Они могут быть решены совместными усилиями властных структур и структур гражданского общества", – сказал на итоговом заседании с руководством Кубани Михаил Федотов.

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:110662:"

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам 24-го выездного заседания в Краснодарском крае

26-28 марта 2018 г.

 

26 - 28 марта 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 24-е выездное заседание в Краснодарском крае.

В ходе работы состоялось расширенное заседание Совета с участием представителей органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и специалистов. Также в рамках выездного заседания члены Совета посетили социальные и детские учреждения Краснодара, Анапы, Новороссийска, Крымска, Абинска, места размещения твердых коммунальных отходов в Анапе, Абинске, Государственный природный заповедник «Утриш», места земельных, градостроительных и экологических конфликтов в Краснодаре, пос. Кринице, пос. Пушкинском, городе-курорте Геленджике, исправительные учреждения и следственные изоляторы Краснодарского края и Республики Адыгея, провели встречи с руководством Анапского, Крымского и Новороссийского городских судов по теме подготовки к введению судов присяжных, провели приемы граждан в Новороссийске и Краснодаре, «круглые столы» по вопросам соблюдения социальных, экологических и земельных прав граждан в Краснодарском крае и взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления, провели встречи с семьями военнослужащих Северского района и представителями НКО Краснодарского края.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

 

 

 

Раздел I. В части соблюдения экологических прав жителей Краснодарского края

 

1. Воспрепятствование деятельности общественных природоохранных организаций и экологических активистов

Одной из причин, послуживших основанием для проведения выездного заседания Совета в Краснодарском крае, стали факты физического и морального давления на экологических активистов. В последние годы деятельность общественных природоохранных организаций и экологических активистов на территории Краснодарского края крайне оказалась затруднена в том числе из-за претензий правоохранительных органов и безнаказанных нападений неизвестных лиц.

 

1.1. Нападение на координатора «Экологической Вахты по Северному Кавказу»

Вечером 28 декабря 2017 г. в Краснодаре было совершено нападение на группу активистов Экологической Вахты по Северному Кавказу, включая ее руководителя А.В.Рудомаху, который получил черепно-мозговые и лицевые травмы. Нападавшие похитили личные вещи активистов, включая документы.

9 января 2018 г. на адрес личной электронной почты А.В.Рудомахи поступило письмо с угрозами. Отправитель прислал это письмо с электронного адреса smertrudomaxe@gmail.com. Похожее письмо с того же электронного адреса в тот же день пришло на адрес личной электронной почты заместителю координатора «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Д.А.Шевченко.  

По данным фактам СО ОП Центрального округа УМВД России по г. Краснодару возбуждено уголовное дело № 11701030049002848 по пп. «а, г» ч. 2 ст. 161 Уголовного Кодекса РФ и передано в ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

В то же время, по мнению Совета, данное преступление следует квалифицировать как совершенное по политическим мотивам, в связи с общественной деятельностью потерпевшего и с целью воспрепятствования продолжению такой деятельности. В связи с этим, а также учитывая проявленную при расследовании данного дела волокиту, Совет рекомендует передать данное дело для проведения предварительного расследования в ГСУ СК России.

 

1.2. Необоснованные действия правоохранительных органов в отношении экологических активистов

Уже не первый год в производстве СУ СК России по Краснодарскому краю находится уголовное дело № 16900577, возбужденное в отношении А.В. Рудомахи и Д.А. Шевченко по ч. 1 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ по заявлению депутата Государственной Думы ФС РФ А.А.Ремезкова. Фабула обвинения определена как клевета, совершенная путем «размещения публикаций с несоответствующими действительности высказываниями на сайте www.ewnc.org, с целью опорочить перед другими людьми честь и достоинство Ремезкова А.А.». В 2016-2018 гг. краевой прокуратурой в связи с допущенной волокитой в ходе расследования в адрес руководителя СУ СК РФ по Краснодарскому краю вносились требования об устранении нарушений федерального законодательства. Несмотря на это данное уголовное дело до сих пор не передано в суд.

Совет не исключает, что затягивание данного расследования может носить умышленный характер в целях оказания морального давления на экологических активистов.

 

1.3. Гибель активистов экологического поста на Утрише

10 декабря 2017 г. в зоне лагун Утриша была убита Светлана Рыжикова, доброволец движения «Спасем Утриш». В ее обязанности входило сообщать на утришский экопост о событиях, несущих угрозу лесным насаждениям. В настоящее время ведется следствие. Предполагаемый убийца арестован, однако, по словам родственников убитой, следственные органы склоняются к версии, что убийство было случайным, а убийца - невменяем.

2 марта 2017 г. в зоне лагун было обнаружено тело Вадима Володина, добровольца экопоста на Утрише. Он дежурил на посту, оберегая заповедник от вырубок и замусоривания. Вадим был найден повешенным. Следствие склоняется к версии самоубийства. Однако, участникам движения «Спасем Утриш» удалось выявить некоторые факты, которые ставят версию следствия под сомнение. Так, жилье, в котором было найдено тело, на следующий же день было сожжено, а тело кремировано. Перед кремацией сестра погибшего видела на теле следы насилия.

Совет полагает, что при расследовании указанных случаев гибели экологических активистов правоохранительным органам следует в обязательном порядке проверить версию о заказном характере убийств и их связи с общественной деятельностью погибших.

 

1.4. Нападение на противопожарную экспедицию «Экологической вахты по Северному Кавказу», Общества добровольных лесных пожарных и Гринпис России

4 - 15 сентября 2016 г. Общество добровольных лесных пожарных, Гринпис России в сотрудничестве с «Экологической вахтой по Северному Кавказу» организовали противопожарную экспедицию в Краснодарский край с целью проведения профилактической противопожарной работы, привлечения внимания общества к проблеме массовых травяных палов, оказания помощи уполномоченным органам в тушении пожаров на природных территориях, а также обучения руководителей добровольческих противопожарных групп технологиям тушения тростниковых пожаров.

Вечером 7 сентября на базу, где в это время находился один из волонтеров, явились двое неизвестных и, не представившись, сообщили ему, что, если экспедиция немедленно не покинет базу, «будет плохо и очень плохо». В ночь с 7 на 8 сентября группа была вынуждена покинуть базу «Малый Бейсуг», поскольку управляющие базой заявили, что дальнейшее пребывание экспедиции на этой базе невозможно, неформально пояснив, что на них оказывается давление со стороны людей, которым они не могут противостоять. Однако уже 8 сентября лагерь экспедиции был блокирован группой агрессивно настроенных людей, которые не позволяли добровольцам в течение нескольких часов выехать на тушение тростникового пожара. Добровольцы смогли проехать только после прибытия полиции и представителей органов МЧС. Состав и мотивы действий этой группы нападавших остались неизвестными, никаких задержаний полиция не производила.

В ночь с 8 на 9 сентября на лагерь было совершено нападение организованной группой из восьми человек в масках, вооруженных холодным и огнестрельным (или травматическим) оружием. Участникам экспедиции были нанесены побои, двое участников экспедиции получили травмы. Нападавшими были похищены два мобильных телефона, повреждены семь палаток, разбиты стекла в автомобилях, в один из них была брошена светошумовая граната.

До настоящего времени виновные в совершенных преступлениях не найдены, уголовные дела неоднократно приостанавливались, а признанные потерпевшими по делу сотрудники Гринпис Михаил Крейндлин и Григорий Куксин до сих пор даже не допрошены.

 

В связи с изложенным Совет рекомендует:

Генеральной прокуратуре РФ:

- взять под контроль расследование дел о нападениях на экологических активистов в Краснодарском крае, в частности на сотрудников Гринпис России Крейндлина М.Л. и Куксина Г.В., координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Рудомаху А.В. и др. с целью скорейшего установления виновных и привлечения их к установленной законом ответственности.

Прокуратуре Краснодарского края:

- рассмотреть вопрос о переквалификации уголовного дела
№ 11701030049002848 и передачи его по подследственности в ГСУ СК России;

- принять меры прокурорского реагирования в связи с волокитой, проявленной при расследовании уголовного дела № 16900577;

- взять под контроль ход расследования случаев гибели активистов движения «Спасем Утриш» С.Рыжиковой и В.Володина;

- создать при прокуратуре Краснодарского края Общественный совет, включив в его состав представителей «Экологической вахты по Северному Кавказу», иных природоохранных и правозащитных организаций.

 

2. Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий

Совет отмечает, что развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является важным фактором обеспечения экологической безопасности страны и имеет ключевое значение для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Российская заповедная система выполняет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержания экологической стабильности многих регионов России. Абсолютное большинство редких исчезающих видов растений и животных сохранились именно благодаря ООПТ. Члены Совета и эксперты посетили ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш». Кроме того, вопросы сохранения и развития ООПТ федерального значения поднимались на «круглом столе» в Краснодаре 28 марта 2018 г.

Особую озабоченность Совета вызывает проблема берегоукрепления Чёрного и Азовского морей, а также рек и водоёмов региона, расположенных, прежде всего, в пределах ООПТ. Ежегодно миллионы квадратных метров кубанского чернозёма безвозвратно смываются в моря, реки и иные водоёмы, не только выводя огромные площади земель из сельскохозяйственного оборота, но и нанося существенный ущерб экологии прибрежных вод. Без внимания Правительства Российской Федерации к этой проблеме ее решение невозможно.

 

2.1. Ситуация в государственном природном заповеднике «Утриш» и на прилегающих территориях

По информации Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в ходе проведенной недавно проверки заповедника серьезных нарушений не выявлено.

Из общения с руководством заповедника и его заместителями можно сделать вывод, что в целом заповедник выполняет возложенные на него задачи. Однако есть также основания полагать, что недостаточный уровень профессиональной подготовки в части правового регулирования государственного надзора в области охраны и использования ООПТ способствует  появлению латентных нарушений, которые в случае их выявления могли бы служить основанием для претензий со стороны надзорных органов. В частности, таким основанием может являться отсутствие в заповеднике практики оформления плановых (рейдовых) заданий, предусмотренных приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237[1].

Важным негативным фактором является невнесение территории заповедника в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН). По информации руководства заповедника, это связано с тем, что часть земель, включенных в границы заповедника, до его создания относилась к лесопарковой зоне. Для исключения того или иного участка из состава лесного фонда и включения его в границы земель ООПТ, необходимо изыскать равные по площади участки, которые можно будет включить в состав лесопарковой зоны. Этого сделать до сих пор не удалось, из-за чего земли заповедника до сих пор числятся в землях лесного фонда.

Наиболее серьезная проблема состоит в том, что у заповедника отсутствует охранная зона, в связи с чем он не имеет возможности контролировать прилегающую территорию. Это касается, в том числе, кварталов 70 и 72 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества, не вошедших в территорию заповедника, и предоставленных в аренду. В границах этих кварталов находятся наиболее ценные в экологическом отношении участки, в частности, Утришские лагуны – места концентрации редких видов растений и животных. В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2017 г. № 1010 «Об утверждении Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Большой Утриш» и его границ», данный участок входит в территорию государственного природного заказника «Большой Утриш», однако постоянного надзора за данной территорией не осуществляется. Более того, по информации сотрудников заповедника, в настоящее время арендатором на указанной территории не проводятся никакие мероприятия (в том числе по обеспечению пожарной безопасности), в связи с чем есть основания для постановки вопроса о прекращении права аренды указанного земельного участка.

Экологические активисты сыграли важную роль в сохранении уникальных природных комплексов побережья Черного моря в районе пос. Утриш еще до создания заповедника и продолжают оказывать помощь государственным органам и сотрудникам заповедника в охране территории от пожаров, уборке мусора, экологическом просвещении населения. Как признают сотрудники заповедника «Утриш», территория, прилегающая к заповеднику (в особенности, находящаяся в аренде), является местом скопления большого количества людей и подвергается повышенной рекреационной нагрузке.

В этих условиях особенно важно налаживание конструктивного взаимодействия администрации заповедника с общественными экологическими организациями и активистами, которые осуществляют деятельность в крае и непосредственно в районе Утриша («Экологическая вахта по Северному Кавказу», Движение «Спасем Утриш», экологический пост и т.д.). Также необходимо усиление внимания правоохранительных органов к указанной территории.

 

В связи с изложенным, для улучшения ситуации в заповеднике и на сопредельных территориях, Совет рекомендует:

Минприроды России:

- установить  охранную зону государственного природного заповедника «Утриш» на всех прилегающих к заповеднику территориях и акваториях, включая предоставленные в аренду кварталы 70 и 72 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества,  с запретом на них, помимо прочего, любого строительства;

- подготовить и внести в Правительство РФ документы о включении кварталов 70 и 72 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества в территорию заповедника «Утриш»;

- совместно с администрацией Краснодарского края и Росреестром в кратчайшие сроки решить вопрос о внесении территории заповедника в государственный реестр недвижимости, а также о переводе земель заповедника в земли ООПТ.

Администрации Краснодарского края:

- принять решение об изменении границ лесопарковых зон на территории Новороссийского лесничества с целью перевода земель лесного фонда, включенных в границы заповедника «Утриш», в земли ООПТ.

Минприроды Краснодарского края:

- провести проверки выполнения арендатором условий договора аренды кварталов 70 и 72 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества и, в случае выявления фактов систематического невыполнения этих условий, рассмотреть возможность изъятия указанного участка из аренды и включения его в территорию государственного природного заповедника «Утриш»;

- усилить надзор за охраной и использованием государственного природного заказника регионального значения «Большой Утриш».

Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю:

-  в целях улучшения криминогенной ситуации в окрестностях заповедника «Утриш», обеспечить усиление надзора за соблюдением общественного порядка на территории, прилегающей к заповеднику, в частности, регулярную проверку документов у лиц, находящихся на ней.

ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш»:

- усилить взаимодействие с общественными экологическими организациями, волонтерскими группами и гражданскими активистами, готовыми оказывать поддержку работе по охране заповедника и прилегающих территорий;

- организовать работу по повышению квалификации сотрудников службы охраны заповедника;

- ввести в практику работы службы охраны оформление плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237.

 

2.2. Ситуация в Кавказском природном биосферном заповеднике (Объект Всемирного природного наследия «Западный Кавказ») и прилегающих территориях (Сочинском национальном парке, Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике)

Кавказский государственный природный биосферный заповедник, Сочинский национальный парк (за исключением участков, застроенных при подготовке к XXII зимним Олимпийским играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 в г. Сочи) и Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник представляют собой единый природный комплекс, имеющий огромную природоохранную ценность. Главной угрозой этому комплексу являются планы расширения горнолыжных курортов «Газпром» и «Роза Хутор» на территорию заповедника и прилегающие территории Сочинского национального парка и Сочинского заказника.

Для реализации этих планов принято несколько нормативных правовых актов. Так, по инициативе Минприроды России принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ[2], предусматривающий возможность строительства гостиниц, спортивных и туристических объектов, связанной с ними инфраструктуры на биосферных полигонах биосферных заповедников, а также предоставления земельных участков под такими объектами в аренду. Также был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ[3], предусматривающий возможность выделения биосферных полигонов внутри территорий заповедников. Фактически, закон позволяет строительство любых спортивных и туристических объектов и связанной с ними инфраструктуры на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников.

Приказом Минприроды России от 29 октября 2015 г. № 451[4] в Положение о Сочинском национальном парке внесены изменения, согласно которым значительная часть Краснополянского и Аибгинского лесничеств переведена из заповедной и особо охраняемой зон в рекреационную, где допускается строительство спортивных объектов. Приказом Минприроды России от 29 октября 2015 г. № 452[5] в Положение о Сочинском общереспубликанском заказнике внесены изменения, согласно которым на территории заказника разрешается строительство объектов туристической индустрии. Оба эти приказа получили отрицательное заключение Общественного совета при Минприроды России.

Следует отметить, что вопрос совершенствования правового режима ООПТ Сочинского региона имеет международное значение, т.к. он связан, во-первых, с сохранением объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ», и, во-вторых, с обязательствами Российской Федерации, взятыми в рамках подготовки к проведению зимних Олимпийских Игр 2014 г. Согласно п. 4.1. Плана мероприятий по вопросам восстановления экосистемы р. Мзымта, комплексного экологического мониторинга и подготовки компенсационных мероприятий в рамках экологического сопровождения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 в г. Сочи (письмо Минприроды России от 1 октября 2012 г. № 01-10-53/15751), часть земель Сочинского заказника планировалось включить в состав Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Расширение территории Кавказского заповедника должно было произойти за счет земель Краснополянского участка № 3 «Аишха» Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника с кадастровым № 23:49:0800002:1, площадью 6202 га, чего до настоящего времени сделано не было.

Распоряжением Правительства РФ от 30 марта 2017 г. № 586-р[6] без конкурса предоставлены в аренду на 49 лет земельные участки на территории Сочинского государственного природного заказника в долине р. Мзымта в целях реализации масштабного инвестиционного проекта «Развитие территорий Красной поляны в целях туризма и отдыха 2016 - 2028 гг.». Данное распоряжение распространяется, в том числе, и на территории (участки №№: 23:49:0800002:2, 23:49:0800002:3, 23:49:0800002:7, 23:49:0000000:7485), которые вплотную примыкают к границам объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Планируемое масштабное строительство на границе объекта Всемирного наследия неминуемо приведет к деградации природных комплексов прилегающей части объекта и, как следствие, утрате им выдающейся универсальной ценности.

По результатам встречи Президента РФ В.В.Путина с Советом 8 декабря 2016 г., Глава государства поручил Правительству РФ совместно с органами государственной власти Краснодарского края, Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» и Советом при участии общественных экологических организаций представить предложения по минимизации экологического ущерба при осуществлении работ по расширению зон отдыха в районе Красной Поляны.

Также следует отметить, что Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно обращал внимание на состояние данного объекта, в том числе, на ситуацию с планами освоения в верховьях р. Мзымта. В решении 42COM 7B.80[7], Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО подтвердил свою позицию о том, что строительство крупномасштабной инфраструктуры на плато Лагонаки или в любом другом районе внутри этого объекта станет основанием для его включения в так называемый «Список всемирного наследия в опасности». Комитет также выразил серьезную обеспокоенность в связи с сообщением о предоставлении в аренду земельных участков для разработки крупномасштабных инвестиционных проектов, связанных со спортом и рекреационной деятельностью, непосредственно граничащих с объектом и расположенных на территории Сочинского федерального заказника и Сочинского национального парка. В связи с этим Комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО обратился к Правительству РФ с просьбой не разрешать любое строительство крупномасштабной инфраструктуры в районах, непосредственно прилегающих к объекту, особенно если они расположены на территории других охраняемых территорий, если такое строительство может оказать негативное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, которое должно оцениваться как часть оценки воздействия на окружающую среду  для каждого предлагаемого проекта в соответствии с рекомендациями МСОП по экологической оценке Всемирного наследия.

Совет обращает внимание также на тот факт, что уже после завершения выездного заседания в Краснодарском крае, в природоохранное законодательство было внесено важное изменение. Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 321-ФЗ[8] в статью 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»[9] внесены изменения в части запрета строительства объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (кроме объектов, по которым уже выданы разрешения на строительство). Таким образом, строительство на земельных участках, предусмотренных указанным распоряжением, если на него еще не выдано разрешение, противоречит законодательству.

Помимо указанного, серьезную угрозу Кавказскому заповеднику и объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ» несут планы строительства автомобильной дороги от Кисловодска до Сочи через территорию заповедника. Планы эти существуют давно, однако, в последнее время их начало активно продвигать Минкавказразвития России. Новые дороги через Кавказский заповедник включены в корректировку Генерального плана города Сочи в 2017 г. Недавно министерство сообщило о поиске инвесторов для строительства.

Необходимо отметить непрофильное использование имущества заповедника, в частности, для предоставления услуг пользования банями. Реклама данного вида услуг имеется на официальном сайте заповедника. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Банные услуги не относятся к познавательному туризму и не входят в иные задачи государственных природных заповедников. Таким образом, Устав ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г.Шапошникова» противоречит федеральному закону в части услуг, связанных с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей.

 

Исходя из изложенного, Совет рекомендует:

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

- при дальнейшей работе над поправками в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 10 данного закона в части исключения из нее пунктов 4 и 5, касающихся возможности возведения на биосферных полигонах объектов капитального строительства и предоставления в аренду участков под объектами.

Правительству РФ:

- во исполнение п. 4 перечня поручений Президента РФ от 02 января 2017 г. № Пр-16[10] признать утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2017 г. № 586-р;

- отказаться от выделения биосферных полигонов и расширения горнолыжных курортов на территорию Кавказского биосферного заповедника и Сочинского заказника в верховьях р. Мзымта;

- обеспечить расширение Кавказского заповедника за счет включения в него двух участков Сочинского заказника;

- максимально способствовать развитию на указанной территории экологического туризма без создания объектов линейной инфраструктуры и капитального строительства.

Минприроды России:

- рассмотреть вопрос о признании утратившими силу приказов Минприроды России от 29 октября 2015 г. №№ 451 и 452;

- в случае поступления в Минприроды России на согласование планов строительства автомобильной дороги через территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника, вынести решение об отказе в согласовании;

- внести изменения в Устав ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова», исключающие возможность использования территории заповедника в целях, не соответствующих задачам заповедников, как они определенв федеральным законом;

- совместно с администрацией Краснодарского края и Росреестром в кратчайшие сроки решить вопрос о внесении территории Сочинского национального парка в Единый государственный реестр недвижимости.

Минкавказразвития России:

- проработать вопрос строительства автомобильной дороги от Ставропольского края к Черноморскому побережью, минуя территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

Генеральной прокуратуре РФ:

- усилить прокурорский надзор за соблюдением природоохранного законодательства на территории Кавказского биосферного заповедника, Сочинского национального парка и Сочинского общереспубликанского заказника;

- провести проверку информации о случаях организации охоты на территории Кавказского биосферного заповедника.

Администрации Краснодарского края:

- взять под контроль исполнение постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 21 октября 2015 г. № 1938-П «О состоянии зеленых зон на территориях отдельных муниципальных образований» в части, касающейся лесопокрытых территорий общей площадью 3280 га., переданных городу-курорту Сочи в порядке компенсации за счет корректировки границ Сочинского национального парка.

Администрации города-курорта Сочи:

- внести изменения в Генеральный план г. Сочи, правила землепользования и застройки, исключив объекты инфраструктуры на территории Кавказского заповедника и Сочинского национального парка, и участки Сочинского национального парка, необоснованно включенные в границы города-курорта Сочи, а также отразив в них как городские леса лесопокрытые территории общей площадью 3280 га, переданные городу-курорту Сочи в порядке компенсации за счет корректировки границ Сочинского национального парка;

- обеспечить постановку территории городских лесов на кадастровый учет, межевание, а также внесение территории городских лесов в Единый государственный реестр недвижимости;

- обратиться в Рослесхоз с просьбой об установлении границ и количества лесничеств и лесопарков на территории города-курорта Сочи.

 

2.3. Ситуация с ООПТ регионального значения

В Краснодарском крае существует развитая сеть ООПТ регионального значения, которая продолжает расширяться. Государственный надзор в области охраны и использования ООПТ региона осуществляет Минприроды Краснодарского края.

В соответствии с распоряжением Главы администрации (губернатора) в крае создано государственное казенное учреждение «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края». Задачами данного учреждения, согласно его Уставу, являются осуществление государственного управления и охраны ООПТ регионального значения (кроме зоологических заказников). Однако должностные лица данного учреждения не наделены правами государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, что не позволяет им эффективно осуществлять свои функции. Кроме того, ведомственная разобщенность ООПТ также снижает эффективность государственного управления ими и затрудняет государственный надзор за их состоянием.

Отсутствие у ГКУ «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края» полномочий по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения противоречит п. 3 ст. 33 и ст. 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Помимо этого, в ходе выездного заседания Совета представителями общественности Краснодарского края были озвучены проблемы с рядом ООПТ регионального значения, в частности, государственным природным заказником «Псебайский», памятниками природы «Коса Долгая» и «Озеро Ханское».

 

2.3.1. Ситуация в заказнике «Псебайский»

По информации представителей общественности, режим заказника «Псебайский», определенный Положением, утвержденным постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2017 г. № 1011[11], предусматривает возможность охоты, но при этом запрещает посещение территории туристами. Этот режим дает возможность осуществлять охоту на территории заказника, при этом туристов и местных жителей, которые могли бы засвидетельствовать факты этой охоты, в заказник пускать не будут.

Анализ Положения о заказнике показывает, что на территории заказника допускается только охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов. В особо охраняемой зоне охота запрещена полностью. Регулирование численности может проводиться только в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Посещение запрещено в особо охраняемой зоне в период с октября по апрель. В остальное время и на остальной территории допускается посещение туристов по утвержденным маршрутам.

Кроме того, режим заказника «Псебайский» разрешает строительство линейных объектов в зоне интенсивного природопользования. Такое строительство, однако, противоречит ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2011 г., утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 г. (Определение № 24-Г11-4), согласно которой строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зелёных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба ООПТ.

 

2.3.2. Ситуация в памятнике природы «Коса Долгая»

По информации представителей общественности, два с половиной года назад ураган и наводнение привели к затоплению леса и уничтожению многих деревьев в памятнике природы «Коса Долгая». Сейчас лес необходимо восстанавливать. Значительная часть жителей всего Ейского района и его гостей из разных регионов, для которых коса Долгая - излюбленное место отдыха, надеются на восстановление леса. Однако администрация Ейского района решила лишить косу статуса памятника природы, полностью вырубить лес, а территорию косы отдать в длительную аренду. Арендатор уже получил разрешение на вырубку леса.

В то же время, согласно Положению о памятнике природы, утвержденному постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 29 апреля 2013 г. № 411[12], на территории охранной зоны памятника, запрещено проведение всех видов рубок лесных насаждений, за исключением санитарных рубок (в случае гибели насаждений от пожаров, ветровалов, вредителей и болезней), рубок ухода и прочих рубок, очистки лесонасаждений от внелесосечной захламленности. Таким образом, рубка живых деревьев запрещена даже в охранной зоне памятника природы. Тем более, она не может быть допустима на самой территории памятника.

 

2.3.3. Ситуация в памятнике природы «Озеро Ханское»

Также, по информации представителей общественности, один из немногих памятников природы на территории Ейского района, озеро Ханское, является уникальным мелководным водоемом. При довольно обширной площади озера (около 8 тыс. га) его средняя глубина составляет всего 0,5-0,7 метров, что обеспечивает высокую испаряемость поступающей в озеро морской воды и, как следствие, высокую минерализацию воды в озере: вода в нем в 12 раз солёнее, чем в Азовском море. Грязи озера имеют целебное свойство, и давно используются в ЗАО «Санаторий «Е