Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бобров Евгений Александрович
Руководитель правозащитной организации "Восход"

Предложения о необходимости развития системы жилищно-строительных кооперативов

  • Опубликовано 20 Ноября 2015
  • 2348 просмотров

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
о необходимости развития системы жилищно-строительных кооперативов

(доклад Евгения Боброва на конференции в Общественной палате РФ 17 ноября 2015 г.)

Наиболее значимым, если не единственным инструментом реализации жилищных прав граждан в последние годы стала ипотека. Между тем, остается все меньше категорий нуждающихся в жилье граждан, располагающих средствами, необходимыми хотя бы для первоначального взноса. Усиливающаяся нестабильность на рынке труда существенно уменьшает уверенность в сохранении в будущем дохода, достаточного для выплаты ипотечных платежей.

Это стимулирует развитие высокорискованных либо криминальных схем участия в приобретении жилья: от покупки воздуха по 214-ФЗ на этапе котлована до строительства среднеэтажного жилья на землях ИЖС, значительную часть которого невозможно ввести в эксплуатацию.

В важнейшем деле реализации «майского» указа Президента РФ (от 07.05.12 г. № 600) о формировании фонда доступного жилья следует признать, что государство проявляет скорее созерцательную, чем созидательную позицию: не прилагает надлежащих усилий для формирования фонда арендного (наемного) жилья, позволяющего обеспечить жильем существенное количество населения при затратах гораздо меньших по сравнению с существующими программами предоставления жилья в собственность. Непринятие государством системных мер по формированию фонда доступного жилья и снижению монополизма в строительстве и реализации жилья (а занятие по сути лишь ипотекой) провоцирует социальную напряженность.

В то же время, строительство арендного жилья не является высокодоходным бизнесом из-за длительного срока окупаемости вложенных денежных средств, да и самих средств требует немалых. Поэтому сейчас инвесторы не желают вкладывать средства в арендное жилье даже при небольшом софинансировании со стороны государства.

Кризис жилищного строительства и существенное падение платежеспособного спроса на жилье при нехватке доступного жилья требуют поиска новых форм содействия в реализации конституционного права граждан на доступное жилье.

Одной из таких форм является поддержка системы жилищно-строительных кооперативов граждан, доказавших свою эффективность в советское время.

Помимо отсутствия управленческой установки на высшем уровне развитию движения ЖСК мешает отсутствие законодательства и методического обеспечения, нежелание местных властей и бизнеса заниматься неглобальными и нефинансовоемкими проектами, не встроенными в существующие схемы финансовых потоков, прямое противодействие строительного лобби, отсутствие у банков финансовых продуктов для ЖСК и др.

При своих недостатках система ЖСК имеет важные преимущества по сравнению с другими формами формирования фонда доступного жилья. Так, личное участие граждан снижает риски нецелевого использования денежных средств, отсутствие посредников уменьшает издержки, упрощенное организационное «администрирование» оживляет механизм.

Механизм работы может быть таким.

Определив реально существующий «жилищный спрос» по механизму ЖСК в крупных городах и субъектах Российской Федерации и расположенные вблизи магистральных коммуникаций земельные участки (либо участки точечной застройки), можно выделить местности, наиболее подготовленные к реализации данных проектов.

Следует разработать пакет мер по привлечению частных инвестиций в сферы жилищного строительства и производства стройматериалов, в том числе:

- установление порядка предоставления земельных участков для строительства - бесплатно либо в аренду по цене не выше ставки земельного налога;

- создание условий по формированию инженерной инфраструктуры объектов застройки в форме обособленных имущественных комплексов, финансируемых и окупаемых по самостоятельному инвестиционному плану, и льготный режим подключения к сетям;

- обеспечение предназначенных для жилищной застройки новых территорий магистральными сетями инженерной инфраструктуры электро-, газо-, тепло- и водоснабжения (при существенном вкладе естественных монополий) и предоставление застройщикам возможности подключения к этим сетям без оплаты технических условий;

- включение проектов жилищной застройки в программы комплексного развития территорий с созданием рабочих мест, социальной и транспортной инфраструктуры;

- создание типовой исходно-разрешительной документации строительства типовых жилых домов;

- специальные банковские финансовые продукты, стимулирующие создание системы ЖСК.

Также необходимо проанализировать советский, российский и международный опыт развития системы ЖСК, и оценить его применимость к существующим условиям.

Возрождение забытой системы реально работающих жилищно-строительных кооперативов может привлечь в сферу жилищного строительства трудовые и финансовые ресурсы, прежде всего, молодежи, желающей своими руками строить свое будущее.

Евгений Бобров


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter