Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Мысловский Евгений Николаевич
Президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ»

Узбекистан: путевые заметки.

  • Опубликовано 03 Мая 2017
  • 639 просмотров

С 20 по 26 апреля я находился в Узбекистане. Целью моей поездки являлось подготовить материал для второго номера журнала "Правозащита", в котором редакция запланировала разместить информацию о проблемах с миграцией вообще и, в частности, о положении трудовых мигрантов из Узбекистана. Совет неоднократно обращался к этой теме и надо сказать, что определённые подвижки произошли. Но кардинальных решений на государственном уровне принято не было. Мы долго готовили программу оказания содействия трудовым мигрантам на территории России и их адаптации к реалиям нашей жизни, но не хватало понимания самого главного – почему больше двух миллионов граждан Узбекистана постоянно приезжают в России, почему только четверть из них получает патенты на работу, а остальные остаются на положении нелегалов, почему они соглашаются на явно низкую зарплату, зачастую попадают в руки мошенников и не ропщут, попав под депортацию.

5 апреля во время визита в Россию президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева было подписано межправительственное Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Ознакомление с текстом этого Соглашения привело меня к убеждению, что выполнение его положений может затянуться на годы. Поэтому подготовив почти 20 вопросов я и поехал в Ташкент, чтобы на месте выяснить обстановку. В Ташкенте я встретился с несколькими местными предпринимателями, руководителями местных муниципальных органов, с Директором Национального центра по правам человека и некоторыми другими руководителями. Об этих встречах я более подробно расскажу во втором номере журнала "Правозащита", а пока я решил поделиться некоторыми путевыми заметками.

Самое радикальное решение Президента Узбекистана.

28 декабря 2016 года Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев подписал Указ "О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц", который предусмотрел ряд новшеств , направленных на создание условий для безусловной реализации прав граждан на обращение и, в частности, создание Народной приёмной Президента Республики Узбекистан, народных и виртуальных приёмных (последние уже сегодня получили в народе краткое название "Портал"). Поступившие на "Портал" обращения проверяются самым тщательным образом и практически немедленно. Меры к нерадивым чиновникам принимаются самые жёсткие, вплоть до увольнения, что принесло этому ресурсу огромную популярность у населения.

2017 год официально объявлен "Годом диалога с народом в интересах человека".

Государственная защита прав граждан.

Национальный Центр Республики Узбекистан по правам человека создан Указом Президента Республики Узбекистан 31 октября 1996 года. В отличие от СПЧ России эта структура является полностью государственной и в её штат входят 60 специалистов различного профиля, которые по своей правовой сути являются государственными чиновниками. На Центр возложен ряд задач:

* разработка национального плана действий, а также стратегии реализации положений Конституции, законов и общепризнанных норм международного права в области прав человека;

* развитие сотрудничества Республики Узбекистан с международными и национальными организациями в области прав человека;

* подготовка национальных докладов по соблюдению и защите прав человека в Республике Узбекистан;

* осуществление консультативных функций органам государственной власти и управления, а также общественным объединениям по правам человека;

* координация деятельности государственных органов по обучению, пропаганде, изданию учебно-методической литературы в области поощрения и защиты прав человека;

* создание информационной базы данных по осуществлению и развитию прав человека в Республике Узбекистан;

* подготовка рек5омендаций государственным органам по совершенствованию их деятельности в области соблюдения и защиты прав человека;

* проведение и организация исследований по различным аспектам поощрения и защиты прав человека.

За годы своей деятельности Центром подготовлено более 35 национальных докладов по правам человека.

Основные институты гражданского общества.

Негосударственные некоммерческие организации.

В настоящее время в Узбекистане действуют около 8,5 тысяч негосударственных некоммерческих организаций (ННО). Одним из важнейших каналов, который знакомит с их деятельностью широкую общественность, служат средства массовой информации, при этом всё более значимое место начинают занимать интернет-СМИ. Преимущества их очевидны: доступность самой широкой аудитории, оперативность, качество разработки информации. Они имеют возможность мгновенно получать обратную реакцию аудитории практически из любого уголка земли. У людей есть возможность не только высказать свою точку зрения по распространённому сообщению, но и дополнить её новыми деталями, расширить информацию – на форумах, в комментариях нередко можно прочитать более интересные и насыщенные детали описываемых событий. Таким образом мы можем говорить о том, что современные технологии сделали свободными и журналистов и и потребителей информации. На информационном рынке Узбекистана в качестве СМИ в настоящее время зарегистрировано свыше 330 интернет-сайтов. Доступ в Интернет осуществляется не только с персональных домашних компьютеров, но и из большого количества небольших интернет-кафе, что и обеспечило большую популярность нового "Портала".

В Центре действует отдел по связям с общественностью, где сотрудники принимают население и изучают поступившие обращения. В 2016 году в Центр поступило 2574 обращения, из которых 639, т.е почти четверть всех обращений, поступило с личного приёма, а 1759 по почте. По телефону было дано более 4600 консультаций.

Подготовка молодёжи к производственной деятельности.

Большое внимание уделяется подготовке нового поколения кадров, обладающих современными знаниями, самостоятельным мышлением и способными взять на себя ответственность за будущее страны – за последние годы было создано 1555 качественно новых типов образовательных учреждений – 144 академических лицея и 1411 профессиональных колледжей, оснащённых самыми современными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями, производственными базами. Ежегодно их заканчивают 500 тысяч юношей и девушек, готовых трудиться во всех отраслях экономики. Тем не менее, проблема с трудоустройством выпускников этих учебных заведений стоит очень остро. Так, в 2015 году на проведённой ярмарке свободных рабочих мест было предложено всего 115, 3 тысяч. Это обстоятельство привело к тому, что значительное количество молодёжи стремиться выехать на работу за границу – в Россию, в Турцию, в Японию, в Южную Корею.

В Ташкенте с июня 2012 года действует совместный Узбекско-корейский центр профессионального обучения, в котором ежегодно проходят подготовку и переподготовку 300 учащихся по наиболее востребованным в Корее специальностям: информационные системы и технологии, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, электротехника и автоматизация производственных процессов, машиностроительное производство. Центр оснащён самым новейшим технологическим оборудованием. Выпускники Центра, в основном, после обучения выезжают на работу в Южную Корею, заключая долговременный – до 5 лет – контракт. За годы существования Центра в Корею было направлено около 5 тысяч человек, и лишь примерно 5 человек приехали на работу в Россию на машиностроительные заводы в разных регионах.. Лично на меня Центр произвёл большое впечатление.

Ислам без фанатизма и толерантость.

Узбекистан является традиционно исламской страной, но в обществе наблюдается стойкое восприятие светскости государства. Женщины и девушки носят европейскую одежду. Отсутствуют не только хиджабы, но даже косынки и платки и никто не преследует их за этот "не мусульманский" вид. В целом в Узбекистане действует 17 конфессий, но я успел познакомиться только с некоторыми религиозными культовыми зданиями- это русская православная церковь, католический храм, синагога и мечеть. Среди жителей Ташкента отмечается высокий уровень толерантности, поэтому там не происходит никаких конфликтов на межэтнической и религиозной почве. Многие из узбеков старшего возраста открыто сожалеют о том, что в начале 90-х годов из Узбекистана выехало много русских.

Языковой барьер.

Проблем с русским языком в больших городах практически нет. Всё население возраста от 25 лет и старше практически свободно говорит на русском языке. Даже несмотря на то, что обучение русскому языку во многих школах в городах было сокращено, а в сельских районах даже прекращено вообще, молодёжь в быту широко употребляет русскую речь. В начале 90-х годов по политико-экономическим соображениям Узбекистан в письменной речи перешёл с кириллицы на латиницу, сделав её официальной. Однако, эта официальная "пропись" так и не прижилась – её категорически не восприняли люди среднего и старшего поколения. И хотя "латиница" продолжает оставаться официальной письменностью, но подавляющее большинство торговых вывесок, рекламных плакатов, официальных объявлений, средств массовой информации и официальных документов используют кириллицу. Более того, даже на денежных купюрах тексты выполнены кириллицей. Как таковых проблем с государственным языком нет – хотя официально государственным языком считается узбекский, но в любой государственный орган гражданин может обращаться и на русском языке и такое обращение не вызовет отторжение у чиновника.

Одновременно, следует признать, что среди трудовых мигрантов, направляющихся в Россию, выходцев из сельских кишлаков, знания русского языка крайне слабое. Рядом со мной в самолете сидел относительно молодой узбек, который не мог понять вопрос стюардессы о том, что он желает пить: воду, сок или чай.

Трудовая миграция в Россию.

Сколько именно граждан Узбекистана постоянно находится в России на положении трудовых мигрантов сказать практически никто не может. По некоторым данным в России в настоящее время работают примерно 2 миллиона человек, но только чуть больше 500 тысяч из них работают на легальной основе, т.е. получили патент. Ежедневно только через аэропорты Москвы прибывает около тысячи человек и столько же улетает на родину. К сожалению практически все вылетающие "самоходом" трудовые мигранты не осведомлены о порядке пребывания иностранного гражданина в России.

"Закрытость" Узбекистана.

Стремление к независимости Узбекистана и проводимая в этом отношении политика бывшего Президента Каримова сделали страну практически закрытой как для иностранцев, в том числе и граждан России, так и для экономических инвестиций. В Узбекистане установился жёсткий полицейский режим, выражающийся не только в требовании прописки (регистрации) каждого прибывающего иностранца, но и в длительности и бюрократизации этой процедуры. На то, чтобы зарегистрироваться у своего друга в Ташкенте нам понадобилось практически 4 часа –3 часа на то, чтобы подготовить и сдать все требуемые документы и 1 час (через день), чтобы получить мой паспорт со штампом о регистрации. (Вообще-то сначала предлагали зайти за паспортом через шесть дней, но после моего визита к начальнику отдела милиции, предъявлении ему моей визитной карточки и объяснения, что я уезжаю через три дня и все эти дни я доложен посещать официальные государственные учреждения, куда без паспорта вообще не пускают, мне была сделана поблажка и штамп в паспорт был поставлен через день). Однако, столь строгое отношение к регистрации проявлялось не только ко мне, как иностранцу, но существует и вообще ко всякому иногороднему жителю Узбекистана. Милиция особо строго следит за тем, чтобы жители кишлаков не прописывались в Ташкенте, охраняя тем самым город от возможных бомжей.

Такие же строгости существуют и на таможенной границе. Совершенно непонятно почему, но ввоз в Узбекистан и вывоз из него практически запрещен на все виды товаров, являющихся основными традиционными для страны – овощи, фрукты, сухофрукты, хлеб, мясо. Причём этот запрет относится и продуктам, предназначенным для личного употребления. Я обратил внимание на странную особенность взаимоотношений между таможенными службами Москвы и Ташкента. При вылете из Ташкента таможенники тщательно проверяют ручную кладь, не обращая внимание на багаж, а в Москве, наоборот – таможенники рьяно "потрошили" узлы и чемоданы прилетевших узбеков и изымали у них всю плодо-овощную продукцию, явно не торговых партий.

Ещё одна беда Узбекистана – валютная политика. В стране существуют фактически три курса долларов - один Центробанка, другой биржевой и третий – рыночный. Рыночный курс вдвое выше госбанковского и поэтому обмен валюты граждане ведут только на рынке. Если учесть, что при обмене на рынке 100 долларов полученная в сумах сумма превышает обычный размер пенсии и позволят жить человеку целый месяц, то становится понятным почему трудовые мигранты в России охотно идут на самые низкооплачиваемые работы, но которые позволяют им сэкономить в месяц хотя бы на покупку 100 долларов, которые они переводят своим родным. Между прочим, по данным Центробанка ежегодно в Узбекистан мигранты переводят от 2-х до 3-х миллиардов долларов, что позволяет прокормить примерно 30 млн. человек. Вот и задумаешься, а нужны ли столь свирепые меры со стороны УФМС по отношению к нелегалам-узбекам и насколько гуманным является многомесячное содержание трудоспособных людей в УВСИНГах, в ожидании их депортации?

Эти же валютные проблемы тормозят приход в Узбекистан иностранных инвестиций – иностранным фирмам крайне тяжело получить в банке валюту, чтобы истратить её на закупку нового оборудования или сырья из-за границы. Чтобы избежать "валютной головной боли" иностранные инвесторы предпочитают вообще не связываться с Узбекистаном.


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter