Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель Высшей школы экономики, глава фонда "Либеральная миссия"

О местном самоуправлении. Начало разговора

  • Опубликовано 15 Мая 2017
  • 231 просмотр

В нынешних предложениях о структурных реформах – одно из важных мест занимает проблема местного самоуправления. Последний практический вопрос, который выдвинулся для публичного обсуждения в связи с местным самоуправлением, это, по моему мнению, вопрос о сокращении «хрущоб», т.е. панельных или кирпичных пятиэтажек. Вопрос был поднят «сверху», на мой взгляд, весьма актуальный. Но он касался, причем весьма непосредственно, жизни очень большого количества людей в крайне важных областях. Люди хотят понимать, как это всё их коснётся и желают иметь право голоса в решениях, прямо их задевающих. Между прочим, все это проблемы местного самоуправления, по поводу много разговоров, но простые граждане убеждены, что их спрашивать не намерены. Во всяком случае они к этому не привыкли, а когда кто-то их приглашает на собрания, скажем, жильцов, большинство из них предпочитают не ходить. Такова наша жизнь. Если взглянуть из прошлого. А проблема в том, что для будущего нужны заметные сдвиги в этой области.

Для начала разговора хочу напомнить, что среди реформ Александра II были земская реформа (1864 г.) и городская (1870 г.), которые сыграли очень важную роль в развитии России как современного государства. А эти реформы выделяли важные сферы, в управлении которыми государство не должно было участвовать. Расчёт делался на активность и инициативу местных жителей городов или сельских поселений.

Мы были не первыми. К тому времени в других странах сложились две модели местного самоуправления. Первая – автономная или англосаксонская модель исключает участие государства в управлении и возлагает главную ответственность на избирателей. Кроме Великобритании – это США, Канада, Австралия, Индия, а также скандинавские страны, Нидерланды и Швейцария. Другая модель – континентальная, которая предусматривает контроль государства или некую субординацию между разными уровнями. Это Франция, Германия, Италия, Испания. В частности, местным органам делегируются некоторые государственные или региональные полномочия вместе с необходимым финансированием. Ясно, что у нас сейчас нечто подобное континентальной модели. Но не совсем.

 

Известный немецкий учёный Хорст Зиберт называл эти модели иначе: модель корпоративная или перераспределительная – это континентальная; и модель конкурентная – это автономная. Эта классификация удобна тем, что позволяет пополнять себя, например, моделью унитарной. Последняя, по моему мнению, применяется сегодня у нас. Отличие её состоит в том, что при декларации самостоятельности местного самоуправления, которое даже не относится к государственному сектору, всё же реально этот уровень настолько зависим от государства, что о влиянии избирателей говорить не приходится. Это просто нижняя ступень «вертикали власти», нечто очень похожее на советскую систему, где была и местная «номенклатура», определяемая сверху.

А что изменилось сейчас? С точки зрения официальной, местное самоуправление отделяется от государства. Но практически государственные полномочия и финансирование составляют более 90% деятельности местных органов. Их право – устанавливать плату относится фактически только к аренде местной собственности. А избиратели, соответственно, их мало волнуют. Да и они как-то мало волнуют избирателей.

Некогда известный русский учёный Николай Лосский писал, что для русских характерно безразличие к «средней области культуры». Дома у них порядок, государево дело – в почёте, но за порогом дома – разруха (Лосский Н.О., Условия абсолютного добра, 1991 г., с. 56).

Я намеренно отметил это обстоятельство, потому что сейчас приближается время перемен. И «вертикаль власти» больше не годится, и безразличие обывателя делается нетерпимым. Надо думать и искать решения. Местное самоуправление в первых рядах. Разговор продолжим.

До встречи,
Евгений Ясин


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter