Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Цыпленков Сергей Александрович
Исполнительный директор отделения международной неправительственной организации Гринпис России

От поджогов травы сгорели сотни домов и погибли люди. Легализуем поджоги травы?

  • Опубликовано 03 Июня 2017
  • 1702 просмотра

Сводки из Сибирских регионов напоминают этой весной сводки времен войны.

Красноярский край: Канск - сгорело около 150 домов. Погибли люди. Город Лесосибирск - сгорело больше сотни домов. Поселок Стрелка - сгорело 38 домов. Села Муратово и Абан - 12 домов сгорело. Малая Кеть - 5 домов сгорело. Тиличет - количество домов не известно, сгорела школа, пожарное депо и еще несколько строений инфраструктуры. Иркутская область: Пойма (Тайшетский район) - почти вся сгорела. Вихоревка (Братский район) - сгорело 300 дачных домов. Бубновка - 59 домов сгорело (почти целиком). Садоводства "Ромашка" и "Луч" - сгорело не менее 20 домов, поселок "Артель 1го мая" (Заларинского района) - сгорело 5 домов, село Вершина Аларского района - сгорело 8 домов, Черемхово (поселок Жаргон) - сгорело 4 дома, поселок Юрты - сгорело 10 домов, поселок Большерастягаевский - сгорело 20 домов.

И это только резонансные случаи. Только те пострадавшие населенные пункты, которые попали в сообщения СМИ на фоне новостей из горящих регионов.

Погибших людей не вернуть. И никакими компенсациями не исправить случившееся для членов их семей. Сгоревшие дома можно отстроить. Но и это дорого, долго. Куда пойдут учиться дети из сгоревшей школы? Как поменяется жизнь тех, кто остался без всего хозяйства, без возделанной земли, без инструментов, домашней скотины и т.п.

Эти пожары – это не стихийное бедствие, вроде извержения вулкана или падения метеорита. Этой весной не было ни одного случая, когда бы пожар достоверно возник от природной причины (от грозового разряда). То есть, все эти пожары – рукотворные. И большинство из них – результат банального поджога травы. Кто-то таким способом «вел сельское хозяйство» или «убирал мусор». В большинстве случаев люди, скорее всего, думали, что делают это контролируемо. И точно не планировали стать убийцами. Но случилось то, что случилось. Не бывает безопасного огня, если огонь применяют в хозяйственных целях на больших пространствах.

Именно поэтому в 2015 году, после многочисленных обсуждений этой темы в том числе в рамках работы Совета, после соответствующих поручений Президента, был принят федеральный запрет на бесконтрольные выжигания сухой травы на сельскохозяйственных землях. В дополнение к нему были разработаны и правила, по которым огонь контролируемо может применяться там, где это необходимо.

За два года действия запрета на выжигания травы мы увидели принципиальные изменения к лучшему в тех регионах, в которых власти начали внедрять принятые нормы. Так, серьезно улучшилась ситуация в Центральном федеральном округе. Явное снижение числа весенних поджогов привело к улучшению ситуации и с лесными пожарами, и с пожарами на торфяниках. На картинке – график, отражающий все термоточки (пожары, обнаруженные по данным космического мониторинга) по Тверской области. Число пожаров за последние два года во много раз меньше, чем в среднем за прошлые годы.

К сожалению, пока такие изменения произошли не по всем регионам. Там, где с поджогами травы не научились пока справляться, там, где особенно сильны традиции сельхозпалов, весной происходят многочисленные пожары. На Калининградскую область стыдно смотреть. На фоне почти совсем не горящих соседей, наш анклав выглядит особенно страшно каждую весну.

Космоснимок – Suomi NPP от 27 марта 2017 года.
Слой термоточек системы FIRMS (VIIRS, MODIS)

Запрет на выжигания травы был окончательно принят после страшных событий в Хакасии. Тогда сгорело несколько тысяч домов. Десятки людей погибли. В этом году из-за таких же поджогов травы горели поселки в Красноярском крае и Иркутской области.

По итогам этих событий подготовлен целый набор поручений Президента. Часть из них направлены на оказание помощи пострадавшим регионам. На восстановление жилья и инфраструктуры, пострадавших от бесконтрольных выжиганий. Есть поручение о выработке мер по привлечению граждан и организаций к борьбе с пожарами. В условиях массовых бесконтрольных выжиганий, которые еще не удалось окончательно побороть, государству нужна помощь добровольцев. Уже в этом году немало пожаров потушено группами добровольцев в Иркутской области, в Забайкалье, в Бурятии, в Московской области, во многих регионах центральной России и на Северо-Западе. В Бурятии именно добровольцами организовано оказание помощи и разбор завалов в сгоревшей деревне.

Село Черемушки. Республика Бурятия. 2017 год. Фото: А. Алтаев

Но в том же наборе поручений Президента от 25 мая 2017 года среди прочего есть пункт 1б "рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления субъектам Российской Федерации права регулирования вопросов, касающихся выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения при условии обеспечения ими соблюдения мер пожарной безопасности;" http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54579 Предполагаю, что текст этого пункта поручений появился в ответ на инициативу губернатора Якутии. Глава республики недавно обращался с просьбой разрешить проведение сельхозпалов. Надо сказать, что в республике в последние годы ситуация с пожарами принципиально улучшилась именно благодаря отказу от весенних палов. Но властям региона кажется, что запрет вреден для традиционного сельского хозяйства. Под этим предлогом губернатор просит вернуться назад к практике массовых поджогов обширных якутских пастбищ и сенокосов. И одновременно просит дополнительного федерального финансирования для борьбы с пожарами в Якутии (очевидно, что ситуация с пожарами после возврата выжиганий снова станет очень тяжелой). Это особенно страшно и цинично выглядит сейчас, когда еще дымятся остатки сгоревших от поджогов травы поселков в Иркутской области и в Красноярском крае. И когда остальные пункты поручений направлены на экстренное оказание помощи погорельцам. Возврат сельхозпалов отбросит нас назад в борьбе с пожарами. Обесценит всю огромную работу, проделанную МЧС, Рослесхозом, общественными организациями.

Надеюсь, что исполнение данного пункта поручений Президента приведет к обсуждению вопроса с экспертным сообществом. И дополнительное «регулирование вопросов, касающихся выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения при условии обеспечения ими соблюдения мер пожарной безопасности» будет использовано не для возврата порочной и опасной практики массовых выжиганий (это точно будет несовместимо с действующими правилами о мерах пожарной безопасности), а к введению в регионах дополнительных мер по борьбе с сельхозпалами и ужесточению ответственности за поджоги травы.

Тем более, что условия для более серьезных мер по борьбе с поджогами травы в регионах созданы. Только что, 29 мая 2017 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон от 28 мая 2017 года №100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в числе прочего создающий правовую основу для передачи полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора органам государственной власти субъектов РФ. Это позволит существенно усилить работу по борьбе с пожарами, сделать наказание для поджигателей более вероятным.


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter