Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бабушкин Андрей Владимирович
Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Рекомендации круглого стола "Проблемы экспертизы объектов культурного наследия"

  • Опубликовано 23 Марта 2018
  • 528 просмотров

Проблема проведения экспертизы (далее — ОКН) для исключения его из единого государственного реестра ОКН или включения в такой Реестр в последнее время приобрела острый характер.

Поводом для проведения настоящего круглого стола стал снос объекта культурного наследия – дома 7 по пер. Холодный г. Н. Новгород.

История вопроса такова. Постановлением администрации Нижегородской области «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, научную и художественную ценность, памятниками истории и культуры местного (областного) значения» №33 от 08.02.2000 года жилые дома «Дом П.Н.Шапошникова», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, пер. Холодный, д.7 (регистрационный номер 521410100010005, типология: памятник градостроительства и архитектуры) и «Дом Г.М.Беккера», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул.Студеная, д.1/11 (типология: памятник градостроительства и архитектуры), признаны объектами культурного наследия регионального значения и включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (сайт Министерства культуры РФ).

Распоряжением администрации г.Н.Новгорода от 03.08.2001 №2475-р ООО «Фасад-НН» было разрешено проектирование реконструкции домов №1/11 по ул. Студеной, дома №7 по пер.Холодному г.Н.Новгорода.

12.10.2001 года ООО «Фасад-НН» с департаментом охраны историко-культурного наследия г.Н.Новгорода и Нижегородской области заключено охранное обязательство по памятнику истории и культуры (памятнику археологии) - культурному слою г.Н.Новгорода.

В 2004 году в результате работ по реконструкции, проведенных ООО «Фасад-НН», дом №1/11 по ул.Студеная г.Н.Новгорода ОКН - «Дом Г.М.Беккера» был снесен и по данному факту 20.04.2006 возбуждено уголовное дело №722219 по ч.1 ст.243 УК РФ, а затем 24.09.2007 года прекращено за отсутствием состава преступления.

25.03.2004 года между ООО «Фасад-НН» и Министерством культуры Нижегородской области заключено охранное обязательство на владение и пользование приватизированным жилым помещением в здании — ОКН (квартиру №1 д.№7 по пер.Холодному, г.Н.Новгорода).

24.05.2004 года Управление Главгосэкспертизы России по Нижегородской области выдало ООО «Фасад-НН» положительное заключение №117-04/УГГЭНО-0041 по рабочему проекту на строительство жилого дома №7 по пер.Холодному в Нижегородском районе г.Н.Новгорода разработанному МУП «Обновление», не имеющей лицензии министерства культуры РФ на деятельность по реставрации ОКН. Рабочий проект разработан на снос ОКН. Эксперты по заключению не имели специальной лицензии на выдачу заключения по проекту приспособление памятников истории и культуры для современного использования. В последствии в мае 2009 года было изменено только название проекта со слов «строительство жилого дома» на «реконструкцию (приспособление для современного использования)» жилого дома №7 по пер.Холодному. На сегодняшний день данное экспертное заключение имеет юридическую силу.
03.06.2004 года между ООО «Фасад-НН» и Министерством культуры Нижегородской области заключены охранные обязательства на владение и пользование приватизированных жилых помещений в здании — ОКН (квартиры №3, №2а, д.№7 по пер.Холодному, г.Н.Новгорода).
Распоряжением администрации г.Н.Новгорода №2997-р от 13.09.2004 г ООО «Фасад-НН» предоставлен земельный участок в аренду под строительство жилого дома 9 по пер.Холодному и реконструкции жилых домов №7 по пер.Холодному и №1/11 по ул. Студеной.

Распоряжением администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода №3468-р от 22.10.2004 года жилой дом №7 по пер.Холодному признан аварийным.

С марта 2004 и по 2007 годы шел судебный процесс по выселению жителей из квартиры №3 дома №7 по пер.Холодному г.Н.Новгорода на время проведения строительно-монтажных работ по реконструкции ОКН — дома №7 по пер.Холодному в маневренный фонд. В результате решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 18.01.2007 года жителей выселили в маневренный фонд.

В январе 2007 года на обращение о судьбе ОКН дома №7 по пер.Холодному, г.Н.Новгорода Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее-Управление) установило нарушения федерального законодательства РФ со стороны ООО «Фасад-НН» (ответ Управления от 27.02.07 №518/17-391).

27.02.07 года Управлением в адрес ООО «Фасад-НН» было направлено письмо о необходимости сохранения ОКН жилого дома №7 по пер.Холодному. Данное решение Управления ООО «Фасад-НН» обжаловало в Арбитражном суде Нижегородской области. Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2008г. утверждено мировое соглашение между Управлением и ООО «Фасад-НН». Согласно мирового соглашения «Фасад-НН» обязано было обеспечить сохранение ОКН, изготовить паспорт ОКН, выполнить корректуру проекта реконструкции ОКН жилого дома №7 по пер.Холодному, предусмотрев в нем работы по реконструкции (приспособлению здания для современного использования) с реставрацией главного фасада силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации ОКН, предоставить в Управление проектную документацию для проведения экспертизы и выдачи заключения. Без проведения историко-культурной экспертизы проектной документации до начала работ по сохранению ОКН и без учета экспертного заключения от 30.01.2008г. научно-исследовательского предприятия «Этнос» по историко-культурной ценности и техническому состоянию ОКН регионального значения - «Дома П.Н.Шапошникова» руководителем Управления Хохловым В.Ю. было выдано разрешение №30 от 31.07.2009г. на проведение работ по сохранению ОКН.

В сентябре 2009 года путем фактического сноса дома №7 по пер.Холодному был уничтожен ОКН «Дом — П.Н.Шапошникова». 24.12.2009 года возбуждено уголовное дело №260644 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.243 УК РФ. В рамках данного уголовного дела следователем Блиновой С.В. назначена экспертиза и поручено проведение ее эксперту ООО НПО «Эксперт Союз» Голубцову П.В., не имеющего лицензию на деятельность по реставрации ОКН. В результате эксперт не смог дать заключение по вопросам уничтожения ОКН. 25.12.2011 года уголовное дело №260644 прекращено в связи с отсутствием состава преступления (не установлены виновные лица в фактическом уничтожении ОКН).

Управлением Минкультуры России по ПФО проведена внеплановая проверка, где установлено, что «контроль за проведением работ по сохранению объекта осуществлялся в ненадлежащем порядке, по факту полной физической утраты объекта не организовывалась и не проводилась работа по его исключению» из единого государственного реестра ОКН с 2011 по 2014 годы (ответ Управлением Минкультуры России по ПФО от 31.03.2014 №02-1/7/286). Несмотря на предписание с требованием об организации и проведении работ по исключению ОКН из единого государственного реестра ОКН ввиду его полной физической утраты, с 2014 года экспертиза по исключению ОКН из единого государственного реестра ОКН не проведена и по настоящее время. Таким образом, в Государственные доклады Министерства культуры РФ о состоянии культуры в Российской Федерации включаются сведения о количестве ОКН исходя из данных единого государственного реестра ОКН без учета фактического сноса памятников, тоесть данные в докладах о наличии определенного количества ОКН содержат ложные сведения.
Экспертное заключение от 30.01.2008 года научно-исследовательского предприятия «Этнос» по историко-культурной ценности и техническому состоянию ОКН регионального значения - «Дома П.Н.Шапошникова» проводили эксперты научно-исследовательское предприятие «Этнос»: директор М.Ю.Пухов, главный архитектор Ирина Святославовна Агафонова, ст.научный сотрудник, искусствовед А.С.Абросимова.
После установления факта уничтожения ОКН «Дома П.Н.Шапошникова» и отсутствия решения о воссоздании утраченного ОКН эксперт архитектор-реставратор Ирина Святославовна Агафонова в другом составе с архитектор-реставратором Сундиевой Ольгой Егоровной, архитектором Кагоровым Владимиром Михайловичем (https://government-nnov.ru/?id=165780) выдали Акт ГИКЭ проектной документации от 18.12.2014 года по сохранению ОКН «Дома П.Н.Шапошникова», разработанному ЗАО «ТИК «Нижнего Новгорода», с заведомо ложным выводом о воссозданном ОКН «Дома П.Н.Шапошникова». Отсюда, следует, что данные эксперты действуют не в соответствии с действующим законодательством РФ (ст.47 ФЗ№73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ), а значит выданный акт является ничтожный.
Вместе с тем, выкладывая на официальный сайт Управления указанный акт ГИКЭ, заведомо зная, что фактически ОКН «Дома П.Н.Шапошникова» уничтожен и организуется его исключение, должностные лица Управления проявили свою некомпетентность. Отсутствие ответственности у должностных лиц, юридических лиц, частных лиц и экспертов ведет к безнаказанности за принятые неправомерные решения, ложные заключения и не соблюдения действующего законодательства РФ.

В настоящее время, несмотря на все выданные распоряжения, разрешения, заключения, охранные обязательства, наличие законодательства РФ по охране ОКН в Нижнем Новгороде в Нижегородском районе по пер.Холодному и на пересечении с ул.Студеной снесены два ОКН регионального значения «Дом — П.Н.Шапошникова» и «Дом Г.М.Беккера» Виновные лица не установлены. На месте ОКН построены новые многоэтажные дома по рабочим проектам на строительство на месте сносимых ОКН. Это подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию дома №7 по пер.Холодному г.Н.Новгорода. Кроме того, новые дома выдаются как воссозданные ОКН, поскольку снесенные памятники из единого государственного реестра ОКН не исключены. Выселенные жители из ОКН «Дома — П.Н.Шапошникова», в прямом смысле на улицу, не могут потребовать вселить их обратно в ОКН, так как он снесен, и потребовать предоставить другое жилое помещение также не могут, в связи с тем, что снесенный ОКН не исключен из реестра.

Управление с 2014 по 2017 г.г. ежегодно направляет аттестованным экспертам рассылку на проведение экспертизы документов, обосновывающих исключение ОКН из реестра. Из 86 экспертов в 2016 году, из 104 экспертов в 2017 году ни один эксперт не дал своего согласия на проведение экспертизы.

Практически во всех старинных городах, например в г. Сергиев-Посад не определен охранный статус домов, находящихся в охранной зоне г. Сергиев-Посад.

Основные выводы:
1) В Градостроительном кодексе РФ нет четкого указания обязательного проведения ГИКЭ при сохранении ОКН на этапах подготовки к началу ремонтно-реставрационных работ, в процессе ремонтно-реставрационные работ, при необходимости, и при вводе в эксплуатацию ОКН после работ по сохранению. Отсутствие правого регулирования ответственности у должностных лиц, юридических лиц, физических лиц и экспертов ГИКЭ ведет к безнаказанности, а как следствие к отсутствию возможности восстановить нарушенные права третьим лицам. Отсутствие законодательного закрепления сроков проведения ГИКЭ от факта уничтожения ОКН до исключения из государственного реестра ОКН приводит к необязательности проведения ГИКЭ.
2) Коммерциализация сферы выявления, постановки на учет и охраны объектов культурного наследия представляет непосредственную угрозу, как сохранению объектов культурного наследия, так и сохранению исторической памяти граждан страны, национальной идентичности народов России
3) Депрофессионализация должностных лиц, отвечающих за выявления и охрану памятников истории и культуры, влечет создание условий для массовой утраты объектов культурного наследия.

По итогам круглого стола рекомендуется:

1) Устранить пробелы в градостроительном законодательстве РФ по вопросам проведения работ по сохранению ОКН, предусмотрев, что после ввода в эксплуатацию здания-объекта культурного наследия после его реконструкции в обязательном порядке должна проводиться экспертиза на предмет того, что объект сохранил признаки объекта культурного наследия.
2) В градостроительное законодательство РФ должны быть введены понятия - консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы на ОКН, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
3) В отношении ОКН должна быть запрещена реконструкция; данный запрет должен быть закреплен нормативно в градостроительном, объектокультурном уголовном законодательстве РФ.
4) В Федеральном законе ФЗ-73 «Об охране памятников» предусмотреть, что объектом охраны является не только здание, а культурная ландшафтная среда его обитания (фрагмент культурно-рекреационной зоны).
5) В законодательстве РФ должны быть установлены сроки, в течение которых должна быть организована и проведена экспертиза по исключению ОКН с фактического уничтожения ОКН и до исключения его из единого государственного реестра ОКН.
6) Должна быть установлена ответственность должностных лиц за отсутствие проведения экспертизы по исключению ОКН из единого государственного реестра ОКН в установленные сроки.
7) Проведение экспертизы по исключению ОКН не должно зависеть от желания или не желания эксперта. Три и более эксперта должны назначаться Министерством культуры РФ на проведение экспертизы документов, обосновывающих исключение ОКН из единого государственного реестра ОКН.
8) Должна быть законодательно закреплена ответственность экспертов ГИКЭ, в т.ч. за отказ от проведения экспертизы.
9) В дальнейшем необходимо вернуться к практике проведения экспертизы ОКН лицензированными экспертами ее проведение государственными экспертами.
10) Заказчиком экспертизы для исключения ОКН из единого государственного реестра ОКН должен быть только федеральный орган государственной власти, поскольку контроль за сохранение ОКН возлагается на данный орган.
11) Оплата услуг по проведению экспертизы для исключения ОКН из единого государственного реестра ОКН должна производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности.
12) На земельном участке на месте снесенного ОКН должна быть проведена экспертиза для установления наличия или отсутствия исключительных обстоятельств - особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта; при наличии достаточных научных данных должно быть принято решение о воссоздания ОКН или строительстве нового здания.
13) При расследовании уголовного дела по делам, предусмотренным ст.243 УК РФ, проведение экспертизы должно быть поручено экспертам, имеющим лицензию на деятельность по реставрации ОКН.
14) Усилить ответственность по ст. 243 УК РФ, увеличив срок лишения свободы до 10 лет.
15) Управлению по охране памятников культуры Министерства культуры России составить до 2020 года составить новый Реестр объектов культурного наследия, включив в Реестр памятники советского периода и Великой Отечественной Войны.
16) Восстановить Росохранкультуру, как самостоятельный орган исполнительной власти, напрямую подчиненный Председателю Правительства России.
17) В структуре органов следствия и дознания МВД России предусмотреть обязательное наличие сотрудников, специализирующихся на ведении уголовных и административных дел, имеющих специальные образование и подготовку.
18) В структуре органов прокуратуры предусмотреть наличие специально подготовленных сотрудников, на которое возложено предъявление исков в суд в государственных интересов по вопросам обеспечен по вопросам обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
19) Публиковать список недобросовестных экспертов, нанесших ущерб объектам культурного наследия.
20) Усилить прокурорский надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
21) Сделать открытым реестр экспертиз объектов культурного наследия, опубликовав все заключения в сети Интернет.
22) В Положении об экспертизе ОКН отменить 15-дневный срок обсуждения заключения эксперта об ОКН, распространив на заключение 3-летний срок.

Источник: an-babushkin.livejournal.com


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter