Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бабушкин Андрей Владимирович
Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Нотариат на страже прав человека

  • Опубликовано 25 Апреля 2019
  • 319 просмотров

Москва, Комитет за гражданские права
24 апреля 2019 года

Рекомендации круглого стола
«Роль нотариусов в обеспечении и защите прав человека».

В российской правовой системе нотариат стал важным механизмом обеспечения юридической чистоты сделки, снижения рисков злоупотребления правами, противодействия преступным посягательствам на имущество участников сделок, иным криминальным проявлениям.

Примитивистские представления о свободе рынка, как об отсутствии любых ограничителей, препятствующих совершению сделки, болезненное стремление обеспечить скорость заключения сделки в ущерб качеству ее выполнения, привело к стремлению снизить роль и значение нотариата, придать деятельности нотариата декоративный характер.
Имеет место размывание нотариальных функций и их передачу другим ведомствам.
Этому способствует и недостаточное количество нотариусов, что создает очереди для нотариального удостоверения сделок и отнимает у граждан ежедневно десятки тысяч часов. Так, в Московском нотариальном округе существует 695 нотариальных единиц. На 1 место претендует от 70 до 130 кандидатов, однако в конкурсах побеждают в основном лица, приближенные к высокопоставленным чиновникам. В летнее время до 2/3 нотариальных услуг оказывают и.о. нотариусов.

Доля доходов нотариусов от оказания дополнительных технических и юридических услуг составляет по предварительным данным до 80 %, что позволяет сделать вывод о тенденции к коммерцианализации нотариальной деятельности.
Нотариальная защита прав человека не требует дополнительных государственных расходов, так как деятельность нотариусов является самоокупаемой.
По состоянию на 2011 год России насчитывалось 7 727 человек.
85,3% нотариусов - женщины, в возрасте от 40 до 60 лет, имеющие стаж работы свыше 10 лет.
В нотариальных конторах задействовано 17 055 работников. В среднем у каждого второго нотариуса есть помощник с лицензией на нотариальную деятельность (3314 человек).
По данным «Википедии», по состоянию на 2008 год, в Российской Федерации было установлено 108 должностей нотариусов государственных нотариальных контор. Всего в Российской Федерации установлен 2171 нотариальный округ. Из них 22 нотариальных округа, где одновременно имеются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и 70 нотариальных округов, где нотариальную деятельность осуществляют только нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах. Государственные нотариусы, как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, где деятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна. По состоянию на 2010 год в России было 55 государственных нотариусов (больше всего государственных нотариусов было в Якутии (6 чел.), в Ямало-Ненецком АО (5 чел.) и на Чукотке (4 чел.); один государственный нотариус есть и в Московской области) и порядка 7,7 тысяч частных нотариусов[3].


Преодолению практики внесения сведений в Реестры совершения нотариальных действий задним числом способствовало создание Единой автоматической базы совершения нотариальных действий, которая вступила в действие с 1 января 2018 года.
Единая информационная система нотариата позволяет найти в открытом доступе реестр залогов, выдаче и отмене доверенностей, открытых наследственных дел
По прежнему острой проблемой
Участники круглого стола рекомендуют:
1. Ускорить внесение в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает повышение ответственности нотариусов, обязательное повышение нотариусами своей квалификации.
2. Законодательно предусмотреть возможность нотариального удостоверения доказательств.
3. Поддержать законопроекты:
- о праве заявителей получать данные из нотариальных реестров, связанные с его имуществом, родственниками, семейной историей;
- о наделении органов местного самоуправления городских округов, жители которых не имеют доступа к нотариальным действиям, на совершение нотариальных действий.
4. Обеспечить такое количество нотариусов, которое бы обеспечило отсутствие очередей при получении нотариальных услуг. Для Москвы такое количество должно составить не менее 1500 единиц, что обеспечит в том числе легализацию и.о. нотариусов. Не допускать применения к кандидатам в нотариусы дополнительных нормативных требований, не закрепленных законодательно.
5. Оптимизировать деятельность страхового фонда для возмещения ущерба в случае допущения нотариальной ошибки, законодательно детализировав статус этого фонда, обеспечив реальность возмещения нотариальной ошибки пострадавшей стороне, как в связи с умышленным нарушением, так и по неосторожности. Предусмотреть обязательное размещение на сайте Московской нотариальной палаты и других нотариальных палат информацию об ответственности нотариусов, в том числе и судебную практику по данному вопросу.
6. Вернуться к обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимым имуществом, возложив на нотариусов проверку правомочности сторон при совершении сделок и ее юридической чистоты, включая направление запросов о достоверности документов и полномочиях лиц при наличии обоснованных сомнений.
7. Не принимать законодательство об отмене нотариального удостоверения долевого отчуждения недвижимого имущества.
8. Законодательно предусмотреть возможность нотариального сопровождения сделки на недвижимое имущество вплоть до получения свидетельства о праве на собственность, как это практикуется во Франции.
9. Обеспечить принятие тарифов дополнительных технических и правовых услуг во всех субъектах РФ, сопровождающих нотариальные услуги, запретить нотариусам навязывать технические и юридические услуги, что повысит доступность нотариальных услуг для населения.
10. Помещения для нотариусов должны в полной мере соответствовать требованиям к безбарьерной среде для маломобильных групп населения, для чего предлагается не позднее 2015 года обеспечить оборудование нотариальных помещений соответствующей инфраструктурой.
11. Предусмотреть, что нотариус, привлеченный к уголовной ответственности, должен приостанавливать свою деятельность.
12. Предусмотреть на сайтах нотариальных палат форум для отзывов граждан о нотариусах.
13. Предусмотреть размещение на информационных стендах нотариальных контор информации о нотариальных палатах и органах юстиции.
14. Ввести предельную расценку на посещение нотариусом учреждения ФСИН России для совершения нотариальных действий. Рассматривать отказ нотариуса для совершения нотариальных действий от посещения учреждений УИС, как основание для лишения полномочий нотариуса.
15. Ввести институт дежурного нотариуса для совершения нотариальных действий в порядке, не терпящем отлагательств.
16. Обеспечить универсальность подготовки нотариусов для того, чтобы они смогли совершать все виды нотариальных услуг.
17. Предусмотреть в Федеральном Законе № 103 «О содержании под стражей…»:
- перечень нотариальных действий, не требующих согласования со следователем;
- ограничения на количество свиданий нотариусов с подозреваемыми и обвиняемыми,
18. Ввести новый институт нотариального удостоверения предосторежения, выносимого физическому или должностному лицу, в случае нарушения им права.
19. Ввести закрепление нотариусов за психиатрическими больницами и СИЗО, так как посещение может требовать предварительной проверки данных лиц.

Источник: an-babushkin.livejournal.com


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter