Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бабушкин Андрей Владимирович
Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Получат ли онкобольные необходимую им помощь?

  • Опубликовано 05 Ноября 2019
  • 577 просмотров

Москва, Дом общественных организаций

Всероссийского движения «За реальные дела»,

05 сентября 2018 года

Москва, Дом общественных организаций

Всероссийского движения «За реальные дела»,

01 ноября 2019 года

 

Рекомендации круглого стола

«Соблюдение прав человека

при оказании помощи онкологическим больным».

 

В России, как и во всем мире, стремительно растет количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями. Количество онкологических заболеваний у детей возросло за 20 лет по экспертным оценкам в 6-7 раз. При этом лечение заболевания может быть весьма длительным, а страдания больных, а также и их близких, велики.

Как показывает статистика смертей в г. Москве, смертность от онкологических заболеваний является одной из основных причин смертности, уступая только смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

От правильной организации оказания медицинской помощи зависит соблюдение прав больных, их родных и близких.

Участники круглого стола обращают внимание на то, что профилактические осмотры и диспансеризация не позволяют обеспечить ожидаемые от них раннее и своевременное выявление онкозаболеваний.

Отмечая повышение качества диагностики, и, в меньшей степени, - лечения в крупных специализированных федеральных и региональных учреждениях, участники круглого стола указывают на низкий уровень диагностики и помощи онкобольным в районном поликлиническом звене.

С момента выявления заболевания до начала лечения чаще всего проходят месяцы, что предопределяет быстрое развитие заболевания и беззащитность перед ним пациента. Инструментальные исследования для онкобольных проводятся достаточно оперативно, быстро выполняются анализы, однако своевременному оказанию помощи препятствует длительный срок доведения результатов анализов до пациентов.

Импортозамещение противоонкологических препаратов приводит к гибели тысяч больных, в том числе детей. Не закупаемые Россией онкологические препараты в настоящее время не могут быть заменены отечественными «аналогами», т. к. те аналогами не является, а обладают отличными от оригинального импортного средства свойствами.

Оригинальные препараты из-а своей стоимости для пациентов, как правило, недоступны.  Так, препарат онкоспар стоит 3 млн. руб. Однако внедряемый как его джейнерик препарат аспорогеназа не переносится половиной несовершеннолетних пациентов. По этой же причине недоступны такие препараты, как ксалкори, адсетрис, цитарабин, окреотид (сандостатин), цитарабин и многие другие.

В некоторых административных округах Москвы в настоящее время нет онкологических диспансеров (например, Юго-Западный округ). Диагностика их страдающих онкологическими заболеваниями жителей могут получить только в диспансерах других округов (для ЮЗАО – Онкологический диспансер №1 в ЦАО), что нарушает принцип шаговой доступности, создает для пациентов страдания и неудобства.

В ряде диспансеров, отсутствуют дневные стационары, в результате капельница ставится в сложных для пациента условиях процедурного кабинета: нет кроватей, отсутствие туалета и т.д.

Также были отмечены иные недостатков маршрутизации пациентов.

В Московской области отмечается большая перегруженность и длительный срок ожидания в очереди для обследования в онкологических диспансерах (например, Балашиха), низкая доступность онкодиспансеров для жителей ряда районов.

Отмечается низкая квалификация персонала ряда медицинских учреждений, что приводит к недостаточной эффективности проводимых профилактических осмотров и диспансеризаций.

При определении схемы лечения онкологи и химиотерапевты не принимают во внимание другие заболевания пациента, требующие корректировки методов лечения и набора препаратов, используя одну и ту же схему для лечения для разных пациентов без учёта её влияния на течение других заболеваний пациента.

В результате низкой квалификации персонала поликлиник при обращении пациентов с обоснованными подозрениями на онкологию не диагностируется вовремя значительная часть заболеваний, что приводит к ухудшению течения болезни и смертности.

Отмечаются длительные сроки получения больным бесплатных лекарственных препаратов; до 10 и более дней на принятие решения и до 2 месяцев на закупку и поступление лекарства. Длительные сроки получения результатов бесплатных исследований также приводят к большой задержке в оказании необходимой помощи. В результате для ускорения получения помощи граждане вынуждены приобретать медикаменты и делать анализы и другие процедуры за свой счёт либо прерывать лечение, что приводит к развитию заболевания. 

При этом отмечаются случаи закупки государственными учреждениями лекарств по существенно большим ценам, чем больной сам приобретает в аптеке.

Хотя право на возмещение этих затрат и предусмотрено законодательством, реализовать его на практике трудно: часто граждане не информируются о таком праве, не имеют средств на закупку, не могут найти необходимый препарат.

Отмечается существенное затруднение в оказания онкологической помощи в связи с отсутствием средств в бюджетах дотационных регионов. В результате недостатка средств больные не получают положенные им лекарства и процедуры совсем, получают их с задержкой, зачастую, даже несмотря даже на решения судов, вынесенные в интересах граждан.

Отмечается недостаточное применение для обнаружения онкозаболеваний проверенных и доказавших свою эффективность методов самодиагностики, например, рака молочной железы.

Нельзя не обратить внимание на отсутствие поддерживающей терапии при лечении онкозаболеваний.

Кроме того, помещения ряда медицинских учреждений в целом являются недостаточно приспособленными для пользования инвалидами. Например, онкологический диспансер №3 г. Москвы находится на 3-х этажах здания без лифта.

Следует отметить успехи в оказании паллиативной помощи в том числе онкологическим больным в Москве, Казани, Екатеринбурге и некоторых других городах.

Однако в большинстве регионов система оказания паллиативной помощи либо отсутствует, либо развита недостаточно. Например, на 8 мпн. населения Московской области приходится всего лишь 160 мест в учреждениях паллиативной помощи.

Отмечается отсутствие защищённости хронических больных на дохосписном этапе во всех регионах, в т. ч. в Москве. Хронические больные с неблагоприятным диагнозом на дохосписном этапе по-прежнему являются самой незащищённой категорией пациентов.

Следует обратить внимание на отсутствие единой системы независимого контроля за оказанием помощи онкобольным.

В связи с изложенным участники круглого стола рекомендуют:

1 Министерству здравоохранения России, Федеральному медико-биологическому агентству России, Росздравнадзору:

1.1 Обеспечить раннюю своевременную диагностику, в первую очередь путем проведения  иммуногистохимии, и своевременное начало лечения.  

1.2 Обеспечить доступность препаратов для химиотерапии.

1.3 Обеспечить оперативное, в течение 24 часов после окончания их проведения, получение результатов анализов пациентами, как на бумажном, так и электронном носителях по выбору пациента, так как результаты анализов зачастую имеют 2-недельный срок действия, однако пациенты знакомятся с ними в 2-недельный срок; пи этом сами анализы проводятся в 24-часовый срок с момента поступления материалов для исследования.     

1.4 Определить такой порядок маршрутизации каждого пациента при выявлении признаков онкологического заболевания с точным соблюдением возможно наименьших сроков проведения исследований и лечебных процедур, который бы включал в себя обязательное сопровождение такого пациента медицинским учреждением и работу с ним медицинского психолога. Обеспечить выдачу таким пациентам маршрутного листа с указанием сроков проведения обследований, процедур.

1.5 Ввести порядок, в соответствие с которым пациенты выписывался бы оригинальный препарат, а не его Международное непатентованное название.

1.6 Ввести порядок лечения, обеспечивающий право онкологических больных на второе мнение.

1.7 Выявлять последствия проведенного комплексного онкологического лечения и организовать сопровождение последствий такого лечения  в части осложнений, в том числе на сердце и легкие, обеспечить право онкопациентов на  всеобъемлющее лечение последствий проведенного онкологического лечения (лечебной, хирургической и лучевой терапии, химиотерапии и иммунотерапии), активное выявление этих последствий и динамическое наблюдение за пациентами даже после снятия с онкоучета для предотвращения отсроченных последствий проведенного лечения. 

1.8 Сократить срок закупки лекарств по решению врачебной комиссии с 2 мес. до 10 дней, разработать и направить в Правительство РФ соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство по закупкам. 

1.9 Ускорить внедрение реабилитации для онкопациентов на всех стадиях.

1.10 Обеспечить доступность для всех нуждающихся онкопациентов поддерживающей терапии, финансируемой из средств ФОМС.  

1.11 Обеспечить публикацию данных о бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи онкобольным по регионам в части объемов оказания такой помощи с динамикой по годам и средних сроках ее ожидания.

1.12 Обеспечить оперативную запись онкопациентов, состоящих на диспансерном учете, а равно иных больных с установленными хроническими заболеваниями, к наблюдающему его специалисту, в т.ч. врачу-онкологу, минуя терапевта.

1.13 Обеспечить совместный приём врачей, ведущих коморбидных пациентов, с  участием врачей-онкологов.    

1.14 С учетом растущей онкозаболеваемости провести анализ реальной потребности в онкологических медицинских учреждениях, профильных койках, специалистах, оборудовании, лекарствах, оптимальности действующих маршрутов, сопоставив с имеющимися ресурсами и имеющимся прогнозом увеличения данного ресурса.

1.15 В случае отсутствия в субъекте РФ специалистов и оборудования для лечения онкологических заболеваний, обеспечить осуществление помощи онкологическим больным в условиях специализированных учреждений федерального или регионального подчинения иных регионов.

1.16 Разработать правила, обязывающие медицинские учреждения информировать пациентов о возможности и порядке получения возмещения за оплату лекарств и процедур взамен бесплатного за счёт государства.

1.17 Распространить положительный опыт Москвы в оказании паллиативной помощи на другие регионы страны. (Петербург — родина паллиативной помощи в России, именно здесь в 1990 году был создан первый хоспис. Но только сейчас усилиями многих и многих людей город наконец-то разработал и принял программу развития паллиативной помощи в Петербурге до 2024 года.) 

1.18 Проанализировать потребности в оказании паллиативной помощи по регионам страны.

1.19 Обеспечить оказание в полном объеме онкологическим больным из числа бездомных и иностранных граждан, а также оказания своевременной онкологической помощи лицам, не имеющим полиса ОМС.

  

Министерству здравоохранения РФ и министерствам / департаментам субъектов РФ внедрять в практику скрининговые методы, строго придерживаясь клинических рекомендаций доказательной медицины.

 

Органам исполнительной власти субъектов РФ:  

Расширить пропускную способность онкодиспансеров, средний срок ожидания для обследования в которых составляет от 1 до 3 мес. месяцев и более, с целью сокращения указанного срока.

 

Общественной Палате России, Общественным Палатам субъектов РФ организовать систему общественного контроля за оказанием онкологическоой помощи, используя общественны комиссии при органах исполнительной власти, с участием независимых врачей, представителей общественных организаций и других представителей гражданского общества.

 

Министерству здравоохранения, общественным организациям, осуществлять широкую пропаганду доказавших эффективность методов самодиагностики рака молочной железы на ранних стадиях.

 

6. Государственной думе РФ законодательно предусмотреть проверку дженериков на биоэквивалентность исходному препарату в 3-х независимых исследовательских центрах за счёт производителя дженериков или внести соответствующий раздел в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (статьи 1 - 101) 7. Мэру Москвы и Губернатору Московской области создать единую систему оказания онкологической помощи в Московском регионе.

 

8.  Органам управления здравоохранением, МВД России, органам прокуратуры усилить ответственность мед. работников и должностных за нарушение сроков обследования и лечения онкобольных, используя положения действующего законодательства. Генеральной Прокуратуре РФ провести обобщения правоприменительной практики в этой сфере. 

 

Исп. Бабушкин А.В., Виноградов С.В.

 


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter