Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Киркора Ирина Владимировна
Директор АНО "Авторский центр "Мир Семьи"

Выступление на встрече с Президентом

  • Опубликовано 12 Декабря 2019
  • 9532 просмотра

Уважаемый Владимир Владимирович, дорогие коллеги,

жители Российской Федерации!

Совет в течение нескольких лет проводил выездные мероприятия в регионах Российской Федерации, посвященные проблеме соблюдения прав инвалидов с психофизическими и ментальными нарушениями, проживающих в психоневрологических интернатах.

Итогом последовательной работы Совета стало проведение 21 июля 2019 года специального заседания совместно с представителями общественности, в первую очередь с родителями детей-инвалидов и некоммерческими организациями, работающими в указанной сфере.

В настоящее время около 25 % психоневрологических интернатов не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям условий проживания, проживание по 10-20 человек в комнате; отсутствие элементарных удобств: водопровода, канализации (туалет на улице); отсутствие личного пространства, мебели для личного пользования (индивидуального стула/стола/ полок в шкафу), и проживающие полностью изолированы от социума.

Стоит также обратить Ваше внимание на тот факт, что лица, проживающие в интернате, это, как правило, инвалиды первой и второй групп, для которых жизненно необходимо получить своевременную медицинскую помощь, но нахождение учреждений прошлого века далеко от городов создает трудность при вызове и ожидании скорой медицинской помощи. В свою очередь, статьей 19 Конвенции о правах инвалидов, предусмотрено равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора.

А друзья мои, от болезни Альцгеймера, например, ни один человек на земле не застрахован.

Владимир Владимирович, обращаю Ваше внимание на тот факт, что из федерального бюджета Российской Федерации в 2019-2024 гг. выделено более 50 млрд. руб. на развитие психоневрологических интернатов старого образца в отдаленных от социальной инфраструктуры крупных городов и организованных по коридорно-палатному типу, но нужно же понимать, что это не больница, где мы с вами временно восстанавливаем свое здоровье, это дом, в котором люди живут десятилетиями! Очевидно, что строительство психоневрологических интернатов на 400 человек не улучшает качество жизни в них.

Еще один аспект обращает на себя внимание это достаточно высокая стоимость строительства учреждений старого образца, стоимость одного койко – места в них составляет 3 млн. рублей. В свою очередь, в ходе реализации некоммерческими организациями пилотных проектов в субъектах Российской Федерации стоимость строительства жилых объектов нового образца (квартиры совместного проживания малых групп инвалидов при одноместном размещении) значительно ниже, и составляет от 800 тысяч рублей до 1 млн. 600 тысяч рублей на одного человека.

Владимир Владимирович, в рамках Вашего поручения № 1650 Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало и ввело в действие Методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, однако данный документ имеет исключительно рекомендательный характер, из–за чего не является решением настоящей проблемы для всех субъектов Российской Федерации. По данным Роструда всего 0,2% клиентов психоневрологических интернатов, проживают по технологии «сопровождаемое проживание».

Смотря в будущее уже сейчас необходимо строительство психоневрологических интернатов современного типа: малокомплектных стационарных организаций социального обслуживания (от 25 до 50 человек) квартирного типа с условиями для самообслуживания, в жилой зоне, с развитой и доступной для инвалидов социальной инфраструктурой, а не вдали от населенных пунктов и объектов инфраструктуры.

Важно так же установить минимальные требования к условиям проживания в интернате в целях обеспечения благоприятных условий проживания, приближенных к домашним и способствующих активному образу жизни человека.

Статья 12 Конвенции о правах инвалидов указывает на то, что меры, связанные с реализацией правоспособности инвалидов должны быть свободны от конфликта интересов. Однако, в Российской Федерации психоневрологические интернаты – это и поставщик социальных услуг, и законный представитель получателей указанных социальных услуг, что создает конфликт интересов.

Возможность распределенной опеки предусмотрена была в законопроекте № 879343-6.

О его доработке Вами, Владимир Владимирович, было дано уже два поручения Правительству. В первом Вы подчеркнули важность доработки этого законопроекта «в части использования альтернативных (интернат-замещающих, внестационарных) моделей присмотра и ухода за недееспособными и не полностью дееспособными гражданами». Реакцией на просьбу Егора Бероева стало второе Ваше поручение о доработке законопроекта.

К сожалению, осенью 2019 г. Правительство без учета позиции Совета, общественности, родительских, благотворительных и религиозных организаций, мнения солидарных с ними специалистов подготовило новые поправки, которые исключают из законопроекта его ключевые идеи по опеке и попечительству и превращают его в этой части в бесполезный, но удобный для чиновников документ. Вместо исполнения Ваших поручений и вопреки им – устраняются концептуальные положения о распределенной опеке, кроме того, есть основания полагать, что социально ориентированные НКО, не являющиеся интернатами, не будут допущены к опеке (попечительству) над инвалидами. Концепция законопроекта по вопросам опеки и попечительства пересмотрена, он не доработан, а под видом доработки попросту выхолощен по вопросам опеки и попечительства. В итоге существующая интернатная система останется неизменной, а сопровождаемое проживание не сможет стать долгосрочной альтернативой психоневрологическим интернатам.

Владимир Владимирович, мы категорически не согласны с такой доработкой законопроекта и просим скорейшего принятия консенсусной его версии – в концептуально неизменном виде, с сохранением ключевых идей, включая положения о совместной опеке (попечительстве) с распределением обязанностей между несколькими лицами (гражданами, организациями, гражданами и организацией) и возможности полноценного исполнения обязанностей по опеке (попечительству) социально ориентированными НКО, не являющимися интернатами.

Для изменения подходов мы все вместе многое делаем, но без нашей помощи, Владимир Владимирович, у этой категории наших сограждан нет ни настоящего, ни будущего, прошу услышать нашу боль и дать соответствующие поручения:

1. Подготовить законопроект о дополнении Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" следующими положениями.

а) О внесении в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 23 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также в Гражданский кодекс Российской Федерации, изменений, гарантирующих право инвалидов, нуждающихся в помощи для самостоятельного проживания, на следующие меры социальной защиты:

сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость, сопровождаемая трудовая деятельность, профессиональное опекунство и попечительство для признанных недееспособными или ограниченно дееспособными граждан, не имеющих опекунов на добровольной основе;

б) О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающих основания и порядок предоставления жилых помещений для организации различных форм сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой формы, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях;

в) О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрический помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 3185-1-ФЗ, предусматривающих основания и порядок выписки из психоневрологических интернатов граждан, которые не могут жить полностью самостоятельно, для проживания в условиях сопровождения, а также медико-социальные показания для диспансерного наблюдения граждан врачом-психиатром по месту их проживания в условиях сопровождения;

г) О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающие дополнение статьи 13.1 частью 8 «Сопровождение трудовой деятельности инвалидов», гарантиями предоставления инвалидам помощи специализированной организации, при наличии социальных показаний, в подборе, адаптации и освоении трудовых обязанностей, разъяснении положений трудового договора и регулярное консультирование инвалидов силами специализированной организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей с выездом на их рабочие места, а так же при наличии социальных показаний консультирование работодателей и сотрудников организаций, в которых работают инвалиды, по вопросам взаимодействия с инвалидами и решению возможных проблем в трудовой деятельности инвалидов.

2. Поручить Роспотребнадзору и Минстрою России внести изменения в санитарные и градостроительные нормы, предусматривающие строительство малокомплектных стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами (не более 25-50 человек), квартирного типа при одноместном размещении, с условиями для самообслуживания, в жилой зоне крупных городов, с развитой и доступной для инвалидов социальной инфраструктурой.

3. Поручить Правительств РФ и Государственной Думе предусмотреть, в рамках проекта федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»:

- возможность исполнения организацией, не являющейся интернатом, обязанностей по опеке или попечительству для обеспечения проживания недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина у себя дома или в квартире или доме сопровождаемого проживания (не в интернате), если ему не найден опекун-гражданин или попечитель-гражданин,

- в случае нахождения подопечного под надзором стационарной организации или при проживании в квартире или доме сопровождаемого проживания возможность исполнения обязанностей опекуна или попечителя этими организациями совместно с родственниками подопечного, иными гражданами, а также другими организациями в целях преодоления конфликта интересов и наиболее полной реализации прав подопечного.


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter