Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Асмолов Александр Григорьевич
Заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО

Пристало ли России быть чемпионом по стрессу неуспеваемости?

  • Опубликовано 20 Января 2020
  • 372 просмотра

Иногда в жизни очень грустно становиться чемпионами. Так произошло и с образованием моей родной страны. Она наконец-то стала чемпионом, но заняла особое место.

Наши дети стали чемпионами по стрессу, вызываемому перманентным страхом. Страхом неуспеваемости. Эти данные прозвучали как гром среди ясного неба. За ними проступает следующий факт: ТАМ, ГДЕ В ОБРАЗОВАНИИ ПРАВИТ БАЛОМ КОНТРОЛЬ, ТАМ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ СТРЕСС НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

Не успеешь! Не догонишь! Не достанешь!

Вот эти установки на контроль вместо развития пронизывают нашу систему образования. В ней всё время, а в последние годы - особенно, контроль за результатами успеваемости детей опережает развитие.

Стресс неуспеваемости - это не только стресс! Он чреват тяжелыми деформациями личности детей.

Из-за поголовного контроля в системе образования мы сталкиваемся с ситуацией, когда страх неуспеваемости приводит не только к выгоранию личности учеников (а именно это показывают полученные данные), но и к выгоранию личности учителей, что не измерялось и не диагностировалось.

Эти данные - тревожный сигнал для всего нашего общества. Мы все вместе должны отрефлексировать следующую дилемму: либо и далее национальная стратегия образования России – это стратегия роста контроля, которая в итоге приведет к известному в психологии феномену «выученной беспомощности» детей, либо мы осознаем, что необходимо резко менять стратегию образования России. Повторял и ещё раз повторяю:

вопрос «Школа для ЕГЭ или ЕГЭ для школы?» – это гамлетовский вопрос «Быть или не быть образованию, которое даёт нашим детям веру в себя, в будущее, в возможность достичь успеха в мире больших скоростей.

Полученные результаты наглядно доказывают, что стратегия развития образования через возгонку Контроля за успеваемостью ребёнка – это дорога, которая превратит Россию в страну несчастных людей. Пристало ли России быть чемпионом по стрессу неуспеваемости? Вот вопрос, который должны задать себе учителя, родители и политики.

Мне кажется, ответ очевиден.

Источник: Вести образования 


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter