Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бабушкин Андрей Владимирович
Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Процессуальный КоАП обнаруживает больше минусов, чем плюсов

  • Опубликовано 30 Июня 2020
  • 244 просмотра

Москва, Комитет за гражданские права,
29 июня 2020 года

Круглый стол
«Обсуждение проекта
Процессуального Кодекса об административных правонарушениях»

На общенародное обсуждение вынесены проекты двух взаимосвязанных Кодексов – Кодекса РФ об административных правонарушениях и Административно-процессуального Кодекса.
Концепция обоих Кодексов сохраняет приоритет государственных интересов над интересами и правами личности и направлена в первую очередь на взимание штрафов, а не защиту прав и свобод человека и гражданина.

1. Опасности и риски, связанные  с принятием Кодексов.
 

Проект предлагает необоснованное сужение круга защитников до лиц, имеющих высшее юридическое образования, не учитывается реальные материальные возможности лиц, привлекаемых к административной ответственности.

2. Положительное в проектах новых Кодексов.
 

В качестве положительных сторон проектов новых Кодексов следует отметить обязательное участие адвокатов в рассмотрении административных правонарушений.


По итогам обсуждения Концепции рекомендуется:

1) При  осуществлении обеспечительных мер:
- предусмотреть обязательную выдачу лицу, привлекаемому к ответственности, в случае изъятия у него документов, копии постановления об изъятии;

2) Обязательное производство административного расследование при административном выдворении или депортации.

3) По делам о миграционных правонарушениях:
- не допускать  применения упрощенной процедуры взимания штрафов;
- предусмотреть исключительно судебную процедуру вынесения запрета иностранному гражданину на въезд на территорию Российской Федерации.

4) Установить процедуру ознакомления заинтересованных лиц с материалами административного производства.  

5) Установить дополнительный иммунитет на привлечение к административной ответственности для журналистов, членов Общественных наблюдательных комиссий, а также иных лиц, подпадающих под действие Конвенции ООН по защите правозащитников.

6) Предусмотреть право любого дееспособного лица в возрасте старше 18 лет быть представителем лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего по делу об административном правонарушении.  

7) Предусмотреть право обвиняемого на привлечение к его защите общественного защитника.

8) Предусмотреть обязательное участие лица, осужденного к административному аресту, в судебном разбирательстве по его жалобе на основании его заявления.

9) Не допускать наделения Правительства РФ, Банка России, ФОИВ, Генпрокуратуры РФ полномочиями по составлению нормативных правовых актов в сфере административной ответственности.

10) Исчислять сроки административного задержания не с момента доставления лица в служебное помещение, а с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения, в том числе вне служебного помещения.  

11) Предусмотреть допуск защитника с момента фактического ограничения права лица на свободу передвижения.

12) В ст. 1.3 проекта указать, что Основной задачей  является установление объективной истины по делу об административном правонарушении.

13) В ст. 1.7  проекта предусмотреть исчерпывающий круг оснований, при которым судом или должностным лицом может быть запрещена съемка.

14) В п. 3 ст. 2.3 проекта предусмотреть что при наличии у гос. органов информационной базы, содержащей сведения о родстве указанных лиц требовать предъявления документов, удостоверяющих родственные связи, у граждан недопустимо, кроме случаев, когда необходимо исправить ошибку в сведениях, внесенных в базу данных.

15) Предусмотреть обязательное предоставление органы, рассматривающему дело об административном правонарушении, данных видеосъемки, если она осуществлялась представителями правоохранительных органов; недопустимость отказа о исследования в суде видеосъемки, представленной иным лицом.

16) Предусмотреть в проекте порядок приобщения доказательств, полученных из сети Интернет.

17) В ст. 4.5 проекта (доставление) записать, что временем задержания является время фактического ограничения гражданина на свободу передвижения, кроме времени следования от места задержания до помещения органа, куда доставляется задержанный.

18) В статье 3.11 проекта предусмотреть, что по требованию лица, привлекаемого к административной ответственности либо потерпевшего, вещественные доказательства доставляются в суд,  кроме случаев, когда случаев, когда  такие доказательства не могут быть в суд по уважительным причинам


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter