Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Цыпленков Сергей Александрович
Исполнительный директор отделения международной неправительственной организации Гринпис России

О важности создания федерального агентства по особо охраняемым природным территориям

  • Опубликовано 23 Марта 2021
  • 554 просмотра

17 июля 2020 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел расширенное заседание Постоянной комиссии по экологическим правам, посвященное проблемам гражданского участия в создании и сохранении особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Эксперты, участвовавшие в обсуждении, высказали мнение, что для эффективного государственного управления которой необходимо создать отдельный федеральный орган исполнительной власти .

Участники заседания отметили, что в Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Такие территории играют исключительную роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Вместе с тем, управление этими территориями неэффективно.

Связано это с несколькими факторами.

Наиболее значимые в экологическом отношении природные комплексы и объекты представлены именно в федеральной системе ООПТ, основу которой сегодня составляют 110 государственных природных заповедников, 64 национальных парка и 60 федеральных заказников, занимающих 3,2% общей площади России. Почти все эти ООПТ федерального значения находятся в ведении Минприроды России.

Функционирование всех заповедников, национальных парков и федеральных заказников обеспечивают специализированные федеральные бюджетные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетний опыт природоохранной, научной и просветительской работы. Фактическая численность их персонала превышает 11 тысяч человек.

В разные годы управление заповедной системой осуществляли Минсельхоз СССР, Главохота РСФСР, Госкомприроды СССР, Госкомэкологии России, МПР России, Рослесхоз, Росприроднадзор, Минприроды России.

К сожалению, все указанные органы власти, помимо управления ООПТ занимались различными вопросами природопользования, зачастую противоречащими задачам эффективного управления системой ООПТ. Это часто приводит к принятию неоптимальных решений в сфере управления ООПТ федерального значения.

Иллюстрацией этого может служить ситуация с многолетними попытками легализовать добычу золота в национальном парке «Югыд ва», входящем в состав объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми», или попыткой строительства дублера Щелковского шоссе через национальный парк «Лосиный остров».

Следует отметить, что попытки вовлечения ценных природных территорий в хозяйственную деятельность часто имеют серьезный общественный резонанс.

В то же время, коммерческие структуры, часто имеющие владельцев, зарегистрированных вне территории России, активно добиваются таких решений. Примером может служить ситуация с попыткой разработки месторождения известняка на горе Куштау в Республике Башкортостан, которая вызвала серьезный социальный конфликт в республике, для решения которого потребовалось вмешательство Президента.

В целях вывода системы ООПТ России на новый уровень необходимо создание отдельного федерального органа исполнительной власти – федерального агентства по особо охраняемым природным территориям.

В связи с этим по результатам заседания было рекомендовано Правительству Российской Федерации в целях повышения эффективности осуществления государственного управления и государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, отмены дублирования функций и снижения количества нарушений  в указанной сфере, рассмотреть возможность создания в подчинении Правительства РФ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в полном объеме функции  государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий с численностью, достаточной для осуществления указанных функций и передачей в его ведение соответствующих федеральных государственных учреждений, необходимых для исполнения указанных функций.

Вопрос о необходимости создания в Российской Федерации отдельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в рассматриваемой сфере, неоднократно, на протяжении последних 29 лет, поднимался ведущими российскими учёными-экологами и профессионалами-практиками в сфере заповедного дела. Надеемся, сейчас это вопрос наконец будет решен.


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2021 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter