Михайлов Константин Петрович

Детинец обвалился не по-детски

В ночь на 29 мая 2020 года в Новгородском кремле (детинце), объекте Всемирного наследия, обвалился  фрагмент прясла стены возле Водяных ворот, с внутренней стороны крепости. Обрушение кладки, площадь которого составляет до 30 кв. м, обнаружили с утра охраняющие кремль росгвардейцы.

1 июня 2020 1193 просмотра

В ночь на 29 мая 2020 года в Новгородском кремле (детинце), объекте Всемирного наследия, обвалился  фрагмент прясла стены возле Водяных ворот, с внутренней стороны крепости. Обрушение кладки, площадь которого составляет до 30 кв. м, обнаружили с утра охраняющие кремль росгвардейцы.

 

Весь последующий день Новгородский объединенный музей-заповедник, как и после недавней истории с «антивирусной» обработкой кремля гипохлоритом натрия, объяснял общественности, что ничего особенного не произошло. Как будто речь идет не о ЧП на памятнике ЮНЕСКО, т.е. об исполнении Россией международных обязательств по сохранению Всемирного наследия. «Об обрушении стены речи не идет — обвалилась лишь ее облицовка. Для т.н. тела самой стены угрозы никакой нет» и т.п.

 

В музее напоминают также, что об аварийном состоянии этого участка стены известно как минимум с 2016 года, что в Минкультуры РФ направлялись заявки и сметы на финансирование его реставрации, но не были удовлетворены.

st1.jpg

 

Валерия Хорошевская, замгендиректора музея-заповедника по реставрации, капремонту и инженерному обеспечению, заявила в местных СМИ: «В 2015 году был разработан комплексный проект реставрации Новгородского кремля. Он включает в себя все прясла стен. В 2016–2017 годах уже проходила комплексная реставрация, которая затронула внешнюю часть стен. И, частично, внутри, в южной части кремля. Участок, где произошло обрушение, не подпал под реставрацию. То есть на него не выделялись средства».

 

Причиной обрушения называют трещины, нарушение системы гидроизоляции, намокание стены от осадков, деструкцию кирпичной кладки.

 

Теперь музей намерен вновь обращаться в Минкультуры РФ с просьбами о финансировании противоаварийных работ, которые «могут растянуться на год».

st3.jpg

 

А пока что 29 мая в Новгородском кремле сотрудники МЧС обсуждали «возможность под контролем сотрудников музея с подъемника сбить опасный фрагмент, чтобы он не упал кому-нибудь на голову».

 

Конечно, обрушение-2020 по масштабу бедствия не идет ни в какое сравнение с обрушением прясла стен Новгородского кремля между Княжой и Спасской башнями в апреле – мае 1991 года. 

st4.jpg

 

Но бедствие от этого не перестает быть бедствием. Возможно, оно заставит Минкультуры РФ наконец удовлетворить новгородские заявки. А возможно, и нет. Ведь про аварийное состояние все знали с 2016 года и ничего не предпринимали.

 

Но неужели в регионе не чувствуют, что ЧП на объекте ЮНЕСКО требует экстренных действий, а не  очередного витка бюрократических процедур по многолетнему выпрашиванию денег у Минкультуры? Неужели руководители Новгородской области не понимают, что объяснения «мы просили, а нам не дали, вот оно и упало» – годятся для старшей группы детского сада, а не для людей, ответственных за вверенное им национальное сокровище? Неужели у губернатора нет резервного фонда, чтобы провести элементарные противоаварийные работы и предохранить от падения следующие участки кремлевской стены? 

 

Или новгородские власти собираются повторить «успех» 1991 года?

 

С памятника мирового значения, вверенного попечению региональных властей, они должны пылинки сдувать, а не кирпичи сбрасывать.  

 

Фото: ГУ МЧС по Новгородской области; соцсети

Источник: Хранители наследия