Осокина Галина Александровна

Федеральный судья в почетной отставке, сопредседатель Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей

Общественный контроль за нацпроектами. Практика внедрения

Я разработала методические рекомендации реализации нацпроекта по общественному контролю. 

15 июня 2021 1078 просмотров

Государство – это власть и общество. В настоящее время мы критикуем власть, а ничего, как правило, не предпринимаем для создания комфортной середы проживания для нас самих. Общество – это мы с вами, активные граждане. Очень многое  от нас зависит.

 

Прежде всего, хочется сказать, что вся работа, связанная с общественным контролем строится на Федеральном законе  №212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также на законе субъекта РФ (пример - Закон Вологодской области от 07.12.2015 года №3806-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществлении общественного контроля в Вологодской области»).

 

Хочется также напомнить о том, что Общественная палата региона и общественные советы играют огромную роль в деятельности общественного контроля. Каждый гражданин имеет право заниматься общественным контролем, но без принятого решения  этих статусных общественных организаций вряд ли кто-то из власти ответит ему о том сколько расходуется денег на тот или иной нацпроект. И это правильно, неизвестно какая информация нужна этому гражданину или НКО и т.д.

 

В рамках комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ, Общественной палатой Вологодской области на площадке Правительства Вологодской области прошел круглый стол в режиме видеоконференцсвязи 10 августа 2017 года на тему: «Создание системы общественного контроля за содержанием и использованием дорог в Вологодской области с участием общественных советов муниципальных образований».

 

Система была поддержана губернатором Вологодской области О.А.Кувшинниковым. И она работает, практика показывает, что общественные контролеры не просто помогают власти осуществлять контроль за подрядными организациями в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», но  на площадке Общественной палаты Вологодской области каждый год проходит обучение общественных контролеров. Как правильно составить акт о выполненных работах, куда можно позвонить, если есть проблемы, как оценить работу по содержанию дорог особенно в сельской местности.

Разработанная система общественного контроля по содержанию, использованию и ремонту дорог в Вологодской области подтвердила эффективность работы общественного контроля, так как на горячую линию в департамент дорожного хозяйства и транспорта стали поступать чаще не жалобы, а сообщения о том, где подрядчик не выполняет своих обязанностей. Один государственный контролер на муниципальный район вряд ли справится по контролю за дорогами. А подключившиеся к работе общественные контролеры помогают в создании комфортной среды обитания и это результат диалога власти и общества.

 

Весной 2021 года прошло на площадке Общественной палаты Вологодской области совместное заседание департамента дорожного хозяйства и двух профильных комиссий Общественной палаты Вологодской области, начальник департамента А.Н.Накрошаев выразил признательность общественным контролерам за плодотворный труд в том, что встречи с населением стали конструктивными. Если когда-то он выезжал по жалобе граждан, диалог было сложно выстроить, обычно предъявлялись претензии и его никто не слушал, то сегодня, общественный контролер встречается с гражданами, обратившимися с жалобой, выстраивается диалог, формируются предложения и обсуждение проходит конструктивно. Очень эффективно ведется диалог власти и общества в направлении общественного контроля за нацпроектом «Безопасные и качественные дороги в Вологодской области».

 

В ходе заседания возникло предложение о том, что нужно вовлекать молодежь в общественный контроль, а для этого нужно в летний период предложить профильным факультетам учебных заведений разработать процедуру студенческой практики (пока дорогам) и учитывать их участие в общественном контроле. Не критикуя соцсети, а отвлекая от них молодежь мы сможем помочь профильным студентам освоить азы их будущей работы.

 

Практики применения общественными контролерами своих возможностей размещаются на сайте департамента дорожного хозяйства и транспорта, а так же «ВКонтакте», что ведет к активизации граждан.

 

Изучение профильного законодательства как в России, так и регионе просто необходимо, необходимо знать компетенцию общественных контролеров, об этом издается уже в третий раз методичка для общественных контролеров.

 

Главное, чтобы денежные средства были под контролем общественности, а так же выполняемые работы по содержанию, использованию дорог, а так же по ремонту.

Системы общественного контроля созданы в Вологодской, Челябинской, Калужской областях и других регионах, просто работая в Общественной палате РФ прошлого 6 созыва я ездила по регионам и делилась практикой.

 

ФЗ №212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» требует внесения изменений, но на сегодняшний день важно понять, чтобы Закон работал нужна, прежде всего, активность граждан, у нас такие примеры есть.

 

Необходимо, чтобы активные граждане входили в общественные советы профильных департаментов, а также муниципалитетов. В настоящее время необходим Федеральный закон о создании общественных советов при органах власти и муниципалитетов (такие законы уже есть в ряде субъектов – Калининградской области, Кемеровской области и т.д.), когда в этом участвует и Общественная палата региона (пример формирования общественных советов Министерств и ведомств имеется).

 

Сейчас я разработала  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ реализации национального проекта по общественному контролю «Система общественного контроля по переселению из аварийного жилого фонда».

 

Для этого необходимо изучить законодательство на федеральном и региональном уровне. Провести пленарное заседание Общественной палаты региона с подключением общественных советов через ВКС, обсудить данный вопрос с правительством региона и запустить систему в действие.

Провести обучающие семинары для общественных контролеров, пусть они участвуют в оценке госзакупок, ремонту и приобретении жилья. Просто есть уже такой пример, когда ИП приобретает жилье по очень низкой стоимости , а не потратив практически не копейки на благоустройство жилья продает его в три раза дороже. Нужно общественным контролерам составлять акты контроля за поэтапным возведением этих объектов, приемки построенных жилых помещений, тогда подрядные организации будут понимать, что все под контролем.

 

Очень хочется заострить внимание на том, что прежде всего должны предоставляться жилые помещения тем, кто проживает в аварийном жилье или снимает квартиры потому что там жить уже невозможно. Это общественные контролеры так же могут проверить, составив акт о том, что жилье аварийное давно не используется и, сделав запрос во властные структуры кто и где проживает. Иногда взята уже ипотека жильцами квартиры, тогда погашение ипотеки поможет людям погасить долг. Иногда уже имеют свое жилье, тогда только выплата  компенсации.

 

Еще один очень существенный вопрос, когда дом расселен, а не сносится по неизвестным причинам. Общественность подключает МЧС. Очень часто такие дома горят, могут пострадать дети.

 

Общественный контроль необходим для реализаций национальных проектов, создание системы общественного контроля необходимая часть реализации этих нацпроектов по созданию комфортной среды проживания.

 

Кроме того, хочется заострить внимание на  Федеральном Законе №392-ФЗ от 5 декабря 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Трактовка деятельности общественных советов по независимой оценке качества условий оказания услуг не соответствует законодательной базе, эти общественные советы не приглашались в регионах куда я приезжала с обсуждением общественного контроля.

 

Департаменты профильные на конкурсной основе выбирает оператора, а затем этот самый оператор собирает информацию о их учреждениях и на основании этой информации общественные советы по независимой оценке качества условий оказания услуг принимают решения. Хотя в ФЗ указано, что осуществляют независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями, культуры, образования и т.д. с учетом информации, представленной оператором, а не на основании их информации.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

Общественные советы должны сами в течении года проверить 1/3 учреждений.

 

А это и питание в школах, питание в больницах, да и многое другое. Общественный контроль активных граждан просто составляющая часть развития гражданского общества.