Мониторинг на выборах

Игорь Борисов принял участие в тестировании системы дистанционного электронного голосования

Член СПЧ Игорь Борисов принял участие в прошедшем в Центральной избирательной комиссии РФ первом публичном тестирование разработанной совместно с "Ростелекомом" и Минкомсвязью системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая будет применятся в сентябре на дополнительных выборах депутатов Госдумы в Курской и Ярославской областях.

1 сентября 2020

31 августа сопредседатель мониторинговой рабочей группы СПЧ по выборам Игорь Борисов принял участие в прошедшем в Центральной избирательной комиссии РФ первом публичном тестирование разработанной совместно с "Ростелекомом" и Минкомсвязью системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая будет применятся в сентябре на дополнительных выборах депутатов Госдумы в Курской и Ярославской областях.

В настоящее время по данным социологических исследований в России более 100 млн. пользователей Интернета. Электронное голосование имеет ряд неоспоримых преимуществ и удобств и позволяет в перспективе отказаться от досрочного и надомного голосования, которые вызывают много вопросов у наблюдателей.

По мнению главы ЦИК Эллы Памфиловой, выступившей модератором процесса тестирования, развитие технологии ДЭГ отвечает общественному запросу на модернизацию избирательных технологий. При этом Элла Александровна отметила, что повсеместно внедрять ДЭГ пока нельзя, так как оно еще "не готово для применения в общероссийском масштабе".

В публичном тестировании федеральной системы ДЭГ приняли участие более 3,5 тыс. человек. По словам главы ЦИКа Эллы Памфиловой, тестирование прошло без сбоев.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев  подчеркнул, что уровень технической готовности системы ДЭГ достаточно высокий.

Игорь Борисов в своем выступлении отметил, что существуют объективные трудности обеспечения открытости и гласности ДЭГ посредством наблюдения за ним, к которым правозащитник отнес следующие:

- не сформирована нормативно-правовая база организации ДЭГ в полном объеме, включая международные стандарты выборов, утвержденные более 30 лет назад,

- де-факто затруднено физическое наблюдение за ключевыми процедурами электронного голосования,

- оценка действенности и надежности ДЭГ в публичном пространстве зачастую происходит через призму политических предпочтений, а не через предпочтения избирателей, которые еще слабо ориентируются в цифровых технологиях и подтверждены сильному влиянию информационного воздействия по этим вопросам,

- уязвимость процесса ДЭГ для необоснованной критики, что значительно размывает роль наблюдения за ним,

- отсутствие на сегодняшний день единых подходов по наблюдению за ДЭГ со стороны наблюдательного сообщества,

- необходимость обучения корпуса наблюдателей новым технически насыщенным процедурам мониторинга  голосования и др.

Правозащитник отметил, что наблюдатели не должны вмешиваться в процесс, но они должны иметь  доступ для ознакомления с документацией, касающейся всей избирательной системы в комплексе, в том числе - к отчетам о сертификации, тестировании, создания учетных записей и т.д. и т.п. Речь идет о необходимости расширения функционала наблюдателей на выборах за пределы только одного контроля избирательных комиссий, так как все больше и больше элементов цифровой инфраструктуры голосования передается на аутсорсинг за пределы «зоны ответственности» избирательных комиссий.

"Подходы к наблюдению за ДЭГ концептуально отличаются от наблюдения на участке, методику которого российские правозащитники отрабатывали и оттачивали почти 20 лет. Сегодня мы только в начале пути выработки инструментов, обеспечивающих открытость и гласность цифровых электоральных процедур. И задача гражданского общества, не откладывая на будущее, включится в процесс концептуальной работы по созданию методологии наблюдения за дистанционным электронным голосованием, каким бы сложным этот процесс не казался", - подчеркнул член СПЧ.