Михаил Федотов обращает внимание руководителей СМИ на международно-правовой аспект работы журналистов в "горячих точках"
В связи с участившимися случаями задержания журналистов и воспрепятствования их профессиональной деятельности на территории Украины председатель Совета при Президенте РФ по развитию граж ...
19 мая 2014 В связи с участившимися случаями задержания журналистов и воспрепятствования их профессиональной деятельности на территории Украины председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов обращает внимание руководителей СМИ на международно-правовой аспект работы корреспондентов в так называемых "горячих точках".Основным международно-правовым актом, касающимся защиты журналистов в подобных условиях, является Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Женева, 8 июня 1977 года). Третья глава этого Дополнительного протокола гласит:
ГЛАВА III. ЖУРНАЛИСТЫ
Статья 79. Меры по защите журналистов
1. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица в значении статьи 50, пункт 1.
2. Как таковые, они пользуются защитой в соответствии с Конвенциями и настоящим Протоколом при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах, на статус, предусмотренный статьей 4. А.4 Третьей конвенции.
3. Они могут получать удостоверение личности согласно образцу, который приводится в Приложении II к настоящему Протоколу. Это удостоверение, выдаваемое правительством государства, гражданином которого является журналист, или на территории которого он постоянно проживает, или в котором находится информационное агентство, в котором он работает, удостоверяет статус его предъявителя как журналиста.
Ниже приводится образец удостоверения журналиста, находящегося в опасной командировке.
Кроме того, следует иметь в виду Рекомендацию № R (96) 4 Совета Европы "О защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности".
В этой Рекомендации, в частности, говорится:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАЩИТЫ
ЖУРНАЛИСТОВ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТА И НАПРЯЖЕННОСТИ
ГЛАВА А. Защита физической безопасности журналистов
Принцип 1
Профилактика
1. Организации средств информации, журналисты и профессиональные организации могут предпринимать важные профилактические меры, способствующие защите физической безопасности журналистов. Следует уделить внимание следующим мерам, направленным на адекватную подготовку к опасным миссиям в ситуациях конфликта и напряженности:
a. о предоставлении практической информации и подготовка всех журналистов, как штатных, так и внештатных, при помощи опытных журналистов и компетентных специализированных организаций, таких как полиция или вооруженные силы;
b. широкое распространение среди журналистов “пособий по выживанию”;
c. широкое распространение среди журналистов информации о наличии соответствующих средств индивидуальной защиты.
2. В то время как эти меры в первую очередь и главным образом должны осуществляться средствами информации журналистами и профессиональными организациями, власти и компетентные специализированные организации государств-членов должны сотрудничать с ними при обращении к ним за информацией и обучением.
Принцип 2
Страхование
1. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности должны иметь соответствующую страховку, охватывающую случаи болезни, ранения, репатриации и смерти. Организации средств информации должны гарантировать ее наличие до отправки работающего у них журналиста для выполнения опасного задания. Журналисты, работающие не по найму, должны самостоятельно заключить страховое соглашение.
2. Государства-члены и организации средств информации должны рассмотреть способы обеспечения страховкой всех журналистов, направляющихся на опасные задания, как стандартным условием их профессионального контракта и коллективных договоров;
3. Организации средств информации и профессиональные организации государств-членов должны рассмотреть вопрос о создании фонда солидарности, который мог бы компенсировать журналистам или членам их семей ущерб в случаях, когда страховка оказывается недостаточной или ее нет.
Принцип 3
“Горячие линии”
1. Горячая линия, обслуживаемая Международным Комитетом Красного Креста (ICRC), доказала свою ценность в разыскивании пропавших журналистов. Другие организации, такие как Международная организация журналистов (МФЖ) и Международная организация содействия свободе слова (IFEX) создали эффективные горячие линии, которые привлекают внимание к случаям покушения на физическую безопасность журналистов и на нарушения свобод журналистов. Организации средств информации и профессиональные организации следует поощрять предпринимать шаги с тем, чтобы существование таких горячих линий стало лучше известно журналистам. Государства-члены должны поддерживать такие инициативы.
2. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности, должны рассмотреть вопрос о целесообразности информирования в конфиденциальном порядке полевых представителей Красного Креста о своем местонахождении, что повысит эффективность действия горячих линий по обнаружению журналистов и принятия мер по повышению их безопасности.
Глава В. Права и условия работы журналистов, работающих
в условиях конфликта и напряженности
Принцип 4
Информация, передвижение и переписка
Государства-члены признают, что журналисты имеют полное право свободно пользоваться правами человека и основными свободами в том объеме, как они гарантированы Европейской конвенцией по правам человека, протоколом к ней, а также международными актами о правах человека, участниками которых они являются, включая следующие права:
а. право каждого искать, передавать и получать информацию и идеи, независимо от границ;
b. право каждого в соответствии с действующим законодательством на свободу передвижения и выбора местожительства на территории этого государства, а также право каждого на выезд из страны;
с. право каждого на соблюдение тайной переписки в ее различных формах.
Принцип 5
Конфиденциальность источников информации
Учитывая важность конфиденциальности источников информации, используемых журналистами в ситуациях конфликта и напряженности, государства-члены должны обеспечить соблюдение такой конфиденциальности.
Принцип 6
Средства коммуникации
Государства-члены не должны ограничивать использование журналистами средств коммуникации для международной или внутринациональной передаче новостей, мнений, идей и комментариев. Они не должны задерживать или иным образом препятствовать таким передачам.
Принцип 7
Сдерживание ограничений
1. Никакое ограничение, осуществление прав и свобод, охватываемых принципами 4-6, не разрешается, кроме как и в соответствии с условиями, изложенными в соответствующих международных актах о правах человека, в том виде как такие ограничения толкуются органами, наблюдающими за их осуществлением. Любое такое вмешательство должно быть в силу этого:
- основываться на предписаниях закона и быть сформулированным в четких и ясных терминах;
- преследовать законную цель как она определена в соответствующих положениях актов о правах человека в соответствии с общим правом, вытекающим из практики Европейского суда по правам человека, защитой национальной безопасности в том смысле как это понимается Европейской конвенцией по правам человека, такая правомерная цель не может приниматься или использоваться как банкетное основание для ограничения фундаментальных прав и свобод; и
- быть необходимым в демократическом обществе, т.е. соответствовать острой социальной потребности, основываться на доводах, которые разумны, достаточны и пропорциональны преследуемой законной цели.
2. В условиях войны или другой чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и существованию нации, о чем было официально объявлено, меры, приостанавливающие действия государственных обязательств по обеспечению прав и свобод, являются допустимыми в той мере, в какой эти меры строго необходимы потребностями ситуации при условии, что они не являются несовместимыми с другими обязательствами, вытекающими из международного права, и не ведут к дискриминации исключительно по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
3. Государства-члены должны воздерживаться от принятия каких-либо ограничительных мер против журналистов как-то отзыв аккредитации или высылка в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности или в связи с содержанием репортажей и информации, передаваемой направившими их средствами информации.
Принцип 8
Защита и помощь
1. Государства-члены должны предписать своим вооруженным и полицейским силам предоставлять необходимую и разумную защиту, а также помощь журналистам, когда они за ней обращаются, и обращаться с ними как с гражданскими лицами.
2. Государства-члены не должны использовать защиту журналистов в качестве предлога для ограничения их прав.
Принцип 9
Недискриминация
Государства-члены должны обеспечить, чтобы в общении с журналистами, независимо от того являются они местными или иностранными, власти не действовали дискриминационно или произвольно.
Принцип 10
Доступ к территории государства
1. Государства-члены должны облегчить доступ журналистов к месту назначения, быстро выдавая им визы и другие необходимые документы.
2. Государства-члены должны также облегчить условия импорта и экспорта профессионального журналистского оборудования.
Принцип 11
Использование системы аккредитации
Система аккредитации журналистов должна вводиться только в той мере, в какой это необходимо в конкретной ситуации. Когда система аккредитации установлена, аккредитация как правило должна предоставляться. Государства-члены должны обеспечить, чтобы:
а. аккредитация действовала так, чтобы облегчить журналистам выполнение их профессиональных обязанностей в ситуациях конфликта и напряженности.
b. осуществление профессиональной журналистской деятельности и журналистских свобод не должны зависеть от аккредитации;
с. аккредитация не должна использоваться в целях ограничения свободы передвижения журналистов или доступа их к информации; в той мере, в какой отказ в аккредитации может привести к ограничению этих прав, такие ограничения должны устанавливаться строго в соответствии с условиями, упомянутыми в Принципе 7;
d. предоставление аккредитации не должно ставиться в зависимость от уступок со стороны журналиста, которые привели бы к ограничению его прав и свобод в большей мере, чем это установлено в Принципе 7;
e. всякий отказ в аккредитации, ведущий к ограничению свободы передвижения журналиста или его доступа к информации, должен быть обоснован.
Глава С. Расследование
Принцип 12
1. В условиях конфликта и напряженности государства-члены должны расследовать все случаи покушения на физическую безопасность журналиста, которые произошли в пределах их юрисдикции. Они должны придавать должное значение сообщениям журналистов, профессиональных организаций и организаций средств информации, которые привлекают внимание к таким действиям, и осуществлять там, где это необходимо, соответствующие мероприятия по расследованию.
2. Государства-члены должны использовать все соответствующие меры, чтобы те, кто несет ответственность за такие покушения, предстали перед судом, независимо от того, были ли они подготовлены, инспирированы или совершены лицами, принадлежащими к террористическим или другим организациям, лицам, работающим на правительство или другие органы власти, или лицами, действующими в личном качестве.
3. Государства-члены должны предоставить необходимую взаимную помощь при расследовании уголовных дел в соответствии с международными соглашениями, принятыми в Совете Европы и другими европейскими и общими международными актами.