СПЧ попросил Министерство транспорта разобраться с проблемами владельцев пикапов

Владельцы пикапов обращались в Совет с просьбой помочь им преодолеть барьеры, с которыми они столкнулись после введения ограничений на передвижение грузового транспорта в черте Москвы. Новые запреты распространяются и на них, так как при ввозе в Россию дилеры регистрировали пикапы как "грузовые-бортовые".

9 июня 2015

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился в Министерство транспорта с просьбой рассмотреть проблемы владельцев пикапов на ограничение их права передвижения по Москве.

В соответствии с действующими нормативно-правовым актами, автомобили указанной категории проходят таможенную очистку как грузовые автомобили (таможенная позиция 8704) и ставятся на учет в ГИБДД, как грузовые автомобили. В то же время подавляющее большинство владельцев пикапов используют их в качестве семейных автомобилей и при покупке автомобиля объективно не могли предвидеть последующее введение «грузового каркаса» и ограничений для передвижения по г. Москве.

Данный вопрос обсуждался в ходе специального заседания Совета на тему «Защита прав автомобилистов и других участников дорожного движения», которое состоялось 21 апреля 2015 г. Заслушав мнения экспертов, Совет пришел к выводу, что ограничение передвижения грузового автотранспорта является действенной и адекватной мерой по оптимизации транспортных потоков в крупных городах. В то же время такие меры не должны приводить к необоснованному ограничению прав автовладельцев.

В качестве возможного выхода из сложившейся ситуации Совет видит предоставление физическим лицам - владельцам новых автомобилей типа «пикап» - однократной возможности выбора регистрации пикапа в качестве грузового или легкового автомобиля при его постановке на учет в ГИБДД. Для владельцев подержанных автомобилей типа «пикап» может быть предоставлен переходный период в 1 год, в течении которого они могут обратиться в ГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных пикапа в части отнесения его к категории легковых автомобилей. Таким образом, при внесении соответствующих изменений в законодательство, каждый владелец автомобиля типа «пикап» получит возможность выбора из двух правовых режимов - коммерческой эксплуатации автомобиля по сниженным налоговым ставкам с запретом на передвижение по центру г. Москвы, или же эксплуатация автомобиля в личных целях с уплатой транспортного налога по более высокой ставке для легковых автомобилей.

Совет в обращении к министру транспорта Российской Федерации Максиму Соколову просит рассмотреть указанный вопрос и проинформировать о позиции ведомства по данной проблеме.

Более подробная аргументация представлена в одном из обращений владельца пикапа:

 

 

В Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

 

 

В настоящее время на различных уровнях власти принимаются все новые и новые ограничения в отношении грузового транспорта такие как:

1. Ограничение на въезд в центральную часть города Москва (Постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 № 379-ПП);

2. Ограничения на съезд с улиц, входящих в так называемый «грузовой каркас» (http://dt.mos.ru/proiects/cargo-logistics/cargo-cage/):

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части установления предельных сроков эксплуатации транспортных средств)» (http://regulation.gov.ru/proiect/18417.html).

В качестве целей данных ограничений указываются:

1. Улучшение экологической обстановки и увеличение пропускной способности автомобильных дорог;

2. Снижение уровня шума и негативного воздействия грузовых автомобилей на экологию в местах, чувствительных к высокой интенсивности движения: жилые районы, а также улицы с объектами социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.).

3. Омоложение автомобильного парка Российской Федерации, улучшение ситуации с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах.

Указанные цели в целом соответствуют интересам населения Российской Федерации, однако способы и средства их достижения не всегда являются оптимальными, т. к. зачастую, в силу несовершенства существующего нормативно-правового регулирования, указанные ограничения начинают затрагивать значительно более широкий круг лиц, чем это изначально закладывалось на стадии проекта.

Так, например, все указанные выше ограничения, распространяются, в частности, и на автомобили с кузовом типа «пикап» (далее — пикап) иностранного и отечественного производства, т. к. в соответствии с действующим законодательством, они также относятся к грузовым автомобилям (по типу транспортного средства).

Пикапы иностранного производства проходят таможенную очистку как грузовые автомобили (товарная позиция 8704 — моторные транспортные средства для перевозки грузов) в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877.

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 751 «О классификации транспортных средств типа «PickUp».

3. «Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» (ред. от 02.12.2014) (Том V. Разделы XVI — XXI. Группы 85 — 97).

4. Распоряжение ФТС России от 01.03.2012 № 34-р (ред. от 02.09.2013) «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров».

Пикапы отечественного производства относятся к грузовым автомобилям (категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т. или N1G — транспортное средство категории N1, которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости) в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1. ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.

2. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (ред. от 15.07.2013, с изм. от 08.04.2014) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

В соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами Федеральная таможенная служба Российской Федерации (для пикапов иностранного производства) и заводы изготовители (для пикапов, собранных на территории Российской Федерации) оформляют паспорта транспортных средств (далее — ПТС).

Таким образом, приобретая новый пикап, гражданин получает на руки Паспорт транспортного средства (далее — ПТС), где в графе «Тип транспортного средства» уже указано «грузовой». Как следствие — в ГИБДД пикап регистрируется как грузовой автомобиль.

Вместе с тем пикапы фактически не используются для коммерческих грузоперевозок, а являются многоцелевым грузопассажирским автомобилем повышенной проходимости — аналогом однообъемных легковых внедорожников. Пикапы не превосходят легковые внедорожники ни по массе, ни по габаритам, зачастую существенно уступают внедорожникам в мощности и объеме двигателя и, как следствие, создают значительно меньше вредных выбросов, кроме того современные пикапы имеют высокий экологический класс Евро 4 (Приложение
1).

В подавляющем большинстве случаев пикапы приобретаются гражданами как семейный автомобиль для путешествий и активного отдыха. Часто пикап является единственным автомобилем в семье.

С введением «грузового каркаса» и ограничением въезда в центр Москвы владельцы пикапов фактически лишаются права проезда к многим объектам социальной инфраструктуры города и даже к собственному дому. В случае принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части установления предельных сроков эксплуатации транспортных средств)» с 01 июля 2018 года предельный срок эксплуатации автомобилей категорий N1 и N1G составит 12 лет, таким образом, автомобиль произведенный в 2012 году к 2018 году достигнет половины предельного срока эксплуатации, что несомненно очень сильно повлияет на рыночную стоимость такого автомобиля в сторону ее уменьшения. А это значит, что при желании гражданина приобрести новый автомобиль взамен пикапа сделать это будет весьма затруднительно, т. к. при отсутствии возможности выручить от продажи имеющегося автомобиля (пикапа) сколько-нибудь значимую сумму в покупку нового придется вкладывать большие денежные средства.

Решением проблем владельцев пикапов могло бы послужить предоставление им права выбора при постановке автомобиля на учет в ГИБДД: регистрировать пикап как грузовой или как легковой.

Предоставление такого права с одной стороны позволит снизить социальную напряженность вызванную вводимыми и уже имеющимися ограничениями для грузовых автотранспортных средств, а с другой стороны позволит увеличить налоговые поступления в бюджет, т. к. изъявляя желание зарегистрировать пикап как легковой автомобиль его собственник фактически дает согласие на уплату транспортного налога по ставке для легковых автомобилей, в отдельных случаях сумма налога может вырасти вдвое.

Предлагаем следующий порядок реализации права выбора регистрации пикапа:

1. Право выбора предоставляется только собственникам пикапов — физическим лицам.

2. Выбор можно сделать только один раз, определив таким образом тип пикапа на весь срок его эксплуатации.

3. О том, что право выбора уже реализовано, в ПТС ставится соответствующая отметка.

4. Для новых пикапов право выбора предоставляется только при первой постановке на учет в ГИБДД.

5. Для пикапов уже находящихся в собственности устанавливается переходный период, в течение которого собственник имеет право обратиться в ГИБДД с заявлением о изменении регистрационных данных.

6. При подаче заявления о регистрации пикапа как легкового собственнику может быть вменено в обязанность подписание также документа о согласии на уплату налога в соответствии с легковой ставкой.

Также следует отметить, что таблицей 26 «Тип транспортного средства» Наставления по организации формирования и ведения специализированных учетов   федеральной   специализированной   территориально   распределенной информационной системы Госавтоинспекции, утвержденного Приказом МВД России от 03.12.2007 № 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции» и таблицей 4.5 «Тип транспортного средства» Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного совместным Приказом МВД РФ №948, ФНС РФ № ММ-3-6/561 от 31.10.2008, предусмотрен тип транспортного средства «Легковые автомобили пикап», код 28.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии технической возможности регистрации пикапов как легковых автомобилей и передачи необходимых сведений в налоговые органы.
Схожая практика имеется в Республике Казахстан, где применяются те же правила таможенной очистки пикапов, что и на территории Российской Федерации (Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 751 «О классификации транспортных средств типа «PickUp» подписано в том числе и со стороны Казахстана), т. е. при ввозе пикапов на территорию Таможенного союза через Казахстан они, так же, как и при ввозе на территорию Таможенного союза через Российскую Федерацию, должны проходить таможенную очистку как грузовые автомобили.
В то же время подпункт 1) пункта 1-1 статьи 367 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-1V «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» гласит следующее:
«1-1. В целях настоящей статьи и раздела 8 настоящего Кодекса: 1) к легковым автомобилям относятся: автомобили категории В;
- моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой (автомобили-пикапы);
- автомобили увеличенной вместимости и повышенной проходимости, превышающие требования категории В по разрешенной максимальной массе и (или) количеству пассажирских мест (внедорожники, в том числе джипы, а также кроссоверы и лимузины);»

Таким образом пикапы ввозятся на территорию Казахстана как грузовые автомобили, а регистрируются и облагаются налогом как легковые.

Особо отметим, что ни в одном нормативно-правом акте нам не удалось обнаружить легального определения понятия «пикап» или «PickUp», однако это не мешает широкому использованию этих понятий во многих нормативно-правовых актах. Однако для снижения возможности злоупотреблений и для возможности более четкого регулирования процедуры предоставления права выбора регистрации пикапа, предлагаем использовать следующие отличительные признаки пикапов:

1.   Разрешенная максимальная масса (полная масса) не более 3 500 кг. (автомобиль категории В).

2. Три и более посадочных пассажирских места оборудованных ремнями безопасности.

3. Рабочее место водителя не расположено над передними арками.

4. Наличие полного привода.

5. Разность между верхней точкой бортов грузовой платформы и высшей точкой кабины не более чем 30 % от общей высоты транспортного средства.

6. Контуры передних дверей не сопрягаются с контурами передних колесных арок.

7. Наличие трехобъемного грузопассажирского кузова с отдельным отсеком для двигателя, открытой платформой для перевозки грузов и кабиной для водителя и не менее одного пассажира.

8. Длина проекции капота на горизонтальную плоскость (длинна отсека для двигателя) должна составлять не менее 20 % от общей длинны транспортного средства.

9. Задние колесные арки выступают внутри грузовой платформы.

10. Исполнение грузовой платформы стилистически и/или конструктивно объединяет ее с кабиной.

11. Открытая грузовая платформа (без учета жилого модуля, кунга, тента, крышки, ставень) имеющая только один откидной борт — задний.

12. Отсутствуют внешние запирающие устройства борта грузовой платформы.

13. Длина грузовой платформы менее 50 % от общей длины автомобиля.

14. Колеса на задней оси одинарные (не спаренные).

Данные признаки могут быть разделены на две группы: обязательные и дополнительные. Отнесение автомобиля к пикапам может осуществляться по совокупности нескольких признаков.

Также возможно на основании указанных признаков дать обобщенное определение пикапов — моторные транспортные средства различных видов, предназначенные для перевозки людей и грузов, в том числе, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, максимальная разрешенная масса которых не превышает 3,5 тонн, имеющие на задней оси одинарные (не спаренные) колеса, имеющие трехобъемый грузопассажирский кузов с отдельным отсеком для двигателя, открытой платформой для перевозки грузов и кабиной для водителя и не менее одного пассажира, все посадочные места которой оборудованы стационарными ремнями безопасности, с двумя или четырьмя дверями (внешний контур передних дверей не пересекается с контуром вырезов передних колесных арок), отделенной от открытой грузовой платформы и от отсека для двигателя стационарными перегородками (при этом длинна отсека для двигателя должна составлять не менее 20 % от общей длинны транспортного средства, а длинна открытой грузовой платформы — менее 50 % от общей длинны транспортного средства), открытая грузовая платформа которых оснащена боковыми бортами и опускаемым задним бортом (конструктивно сходными с оформлением внешних панелей кабины), верхняя точка бортов расположена не более чем на 30 % от общей высоты транспортного средства ниже высшей точки кабины, а нижняя панель открытой грузовой платформы — конструктивно сужена за счет выступов колесных арок, над открытой грузовой платформой может быть установлен мягкий тент или жесткое укрытие.

В связи с изложенным просим предоставить гражданам — собственникам пикапов право выбора регистрации в ГИБДД.