Совет выступает с критической позицией по ряду законопроектов в отношении СМИ, НКО и сделок с недвижимостью

Совет выступает с критической позицией по отношению к трем законопроектам, касающимся указания источников финансирования СМИ, регистрации объектов недвижимости и деятельности НКО. Позиция Совета изложена в экспертных заключениях, одобренных на заседании Президиума 27 октября и поддержанных в ходе заочного голосования большинством членов Совета.

10 ноября 2015

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выступает с критической позицией по отношению к трем законопроектам, касающимся указания источников финансирования СМИ, регистрации объектов недвижимости и деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов. 

Позиция Совета изложена в экспертных заключениях, одобренных на заседании Президиума 27 октября и поддержанных в ходе заочного голосования большинством членов Совета.

Первое заключение касается проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", опубликованного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru за № 00/00/07-15/00021382.

Законопроект предполагает введение ряда дополнительных ограничений при предоставлении гражданам и иным лицам сведений об отдельных видах имущества (судах, в том числе воздушных, и недвижимом имуществе), а также персональных данных собственников этого имущества.

По мнению его авторов, предлагаемые изменения направлены на пресечение разного рода негативных тенденций путем исключения возможности доступа третьих лиц, кроме компетентных государственных органов и должностных лиц, к персональным данным правообладателей недвижимого и иного имущества без их согласия при получении выписок из соответствующих реестров. Однако, как говорится в заключении, ряд положений законодательной инициативы вызывают существенную озабоченность.

Так, члены СПЧ считают, что концепция документа предполагает значительное усложнение доступа к информации, которая имеется в распоряжении органов государственной власти, для граждан и иных лиц. Одновременно с этим нет оснований полагать, что понятие "персональные данные", используемое в законопроекте, адекватно  понятию "персональные данные", которое фигурирует в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку отсутствует  соответствующая  ссылка на данный Федеральный закон. Также вызывает обеспокоенность фактический запрет для граждан получать данные, содержащиеся в различных государственных реестрах.

"Данное обстоятельство может привести к тому, что на территории Российской Федерации, в отсутствие возможности получить данные у органов публичной власти, может возникнуть теневой рынок торговли обозначенной информацией. А это, в свою очередь,  будет  провоцировать рост  правонарушений, в том числе коррупционного характера, в различных областях жизни общества", - говорится в заключении Совета.

В целом в отношении данного законопроекта отмечается, во-первых, что его концепция не согласуется с действующим федеральным законодательством в области противодействия коррупции,  и, во-вторых  документ содержит  ряд положений, которые могут существенным образом осложнить достижение позитивного эффекта в ходе его реализации.

Во втором заключении проанализирован проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный группой депутатов на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации.

В соответствии с пояснительной запиской, целью нововведения является обеспечение прав граждан на свободное получение информации и создание равных возможностей экономической конкуренции для средств массовой информации, а также предоставление гражданам возможности знать, кем финансируется деятельность средства массовой информации.

С точки зрения авторов законопроекта, он должен также способствовать объективности оценки получаемой информации и расширению возможностей выбора из различных точек зрения, присутствующих в информационном пространстве.

"Если оценивать сам по себе предусмотренный законопроектом механизм контроля за соответствующей информацией, то многие его элементы также вызывают сомнение, - резюмируются в заключении Совета. - Что понимается под "получением" издателем и (или) редакцией СМИ денежных средств или имущества? Охватывается ли этим понятием получение средств или имущества в результате сделок купли-продажи, аренды, лизинга и иных сделок? Что понимается под словом "имущество" применительно к данным отношениям?".

Кроме того, обращается внимание на то, что осталось неясным юридическое содержание понятия "организаций, находящихся под контролем" иностранных государств и  международных организаций и несоответствии выбранных правовых средств целям законопроекта.

Главным пороком концепции нормативной инициативы членми СПЧ названо отсутствие прямой связи между источниками финансирования и содержанием публикации СМИ. Он, как правило, носит весьма сложный и опосредованный характер.

Третье экспертное заключение касается проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", направленного в адрес Совета Министерством юстиции Российской Федерации.

Как сообщается в пояснительной записке, в законопроекте уточняются объем и состав сведений, включаемых в отчетность НКО, и унифицируется порядок ее представления. Однако членам СПЧ представляется, что заявленные цели не могут быть достигнуты  путем предлагаемых изменений.  

Так, отдельные положения законопроекта необоснованно ущемляют права и законные интересы некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по сравнению с иными видами некоммерческих организаций, одна часть норм не соответствует предмету правового регулирования изменяемого закона, а другая - не устанавливают какие-либо новые правила поведения, и с точки зрения требований к законодательной технике  подлежат изъятию из текста законопроекта.

"Законопроект не решает действительно актуальные проблемы правового статуса некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в частности, не содержит ясного, полного и недвусмысленного определения политической деятельности, о необходимости которого Совет неоднократно высказывался, - говорится заключении.  - С учетом изложенного, а также принимая во внимание позицию Первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации С.А. Герасимова о том, что изменение концепции законопроекта не планируется, законопроект в представленной редакции Советом не поддерживается".