Андрей Бабушкин обнародовал отрывок из новой книги о воспрепятствовании общественному контролю

Член Совета, глава Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин обнародовал отрывок из готовящейся к публикации "Настольной книжки общественного инспектора". В нем отражена попытка систематизировать известные способы противодействия общественному контролю и даны рекомендации о том, как противостоять ограничениям.

27 ноября 2015

Член Совета при Президенте Российской Федерации, председатель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы, глава Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин обнародовал отрывок из новой, готовящейся к публикации "Настольной книжки общественного инспектора".

Новая информация представляет собой попытку правозащитника систематизировать все известные способы противодействия общественному контролю и дать рекомендации о том, каким способом следует действовать субъектам общественного контроля в таких ситуациях.

Предложения, поправки и дополнения автор просит оставлять в комментариях к его блогу.

Этапы осуществления общественного контроля Способы воспрепятствования Каким образом следует действовать субъектам общественного контроля
Формирование   ОНК 1.Предъявление к кандидатам в  ОНК  избыточных требований  включить в комплект документов рекомендации Общественной палаты региона или  УПЧ  региона Разъяснить автору данных требований, что такие рекомендации не носят обязательного характера
  2.Отклонение кандидатуры в члены  ОНК  под предлогом того, что в комплекте  документов для выдвижения они представили  оригинал, а не копию документа Согласовать данный вопрос с Аппаратом  АП РФ
  3.Отклонение кандидатуры в члены ОНК под предлогом сокращения численности  ОНК Поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ  и  УПЧ РФ
  4.Отклонение кандидатуры в члены  ОНК  под предлогом наличия компрометирующих материалов, не известных самому кандидату Поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ  и  УПЧ РФ
  5.Несвоевременное вручение мандатов Проинформировать об этом Аппарат  ОП РФ
  6.Невручение мандатов по надуманным основаниям Проинформировать об этом Аппарат  ОП РФ
  7.Принятие регламента  Комиссии, ущемляющего права  членов  ОНК,  как субъектов общественного контроля - поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ   и  УПЧ РФ;
- подготовить собственные предложения по нормам Регламента;
- изучить Регламенты наиболее успешно действующих комиссий 
  8.Принятие регламента ОНК,  содержащего избыточно широкие полномочия председателя Комиссии и его заместителей - поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ;
- подготовить собственные предложения по нормам Регламента;
- изучить Регламенты наиболее успешно действующих комиссий 
  9.Избрание председателя ОНК  на заседании в отсутствие  кворума - поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ
Начало работы  ОНК 10.Неполучение Комиссией от территориальных органов ведомств списка мест принудительного содержания либо неполного списка таких мест - направить об этом письмо руководителю ведомства; 
- поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ
  11.Отсутствие достоверных адресов мест принудительного содержания на сайтах ведомств Направить запрос в тер органов соответствующего ведомства
  12.Недопуск членов Комиссии в места принудительного содержания, находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) - Направление письма главе  ЗАТО  о пропуске в  МПС;
-если вопрос не решился, то информировать об этом  ПК-10  СПЧ
  13.Отсутствие списка членов ОНК  в проверяемых учреждениях Направить письмо в тер орган ведомства с приложением списка членов  НК  с контактами
  14.Непредоставление  ОНК  помещения - Направить  письмо главе региона;
Обратиться за содействием в ОП и  к УПЧ  региона;
- если вопрос не решился, то поставить  об этом в известность  ПК-10 СПЧ, профильную комиссию  ОП РФ  и  УПЧ РФ
Текущая работа ОНК 15.Требование о том, чтобы уведомление о посещении  направлялось за несколько дней Обратить внимание тер органа на то, что ст. 15 ФЗ-76 ограничений по времени направления уведомления  не содержит
  16.Требование о том, чтобы  уведомление всегда направлялось только  в письменной форме Обратить внимание тер органа на то, что ст. 15 ФЗ-76 ограничений по форме оформления уведомления не содержит
  17.Задержка  в допуске членов ОНК в проверяемое учреждение Если задержка не обоснована (например, задержка в начале и конце рабочей смены происходит по объективной причине), оставить жалобу на телефоне доверия или по телефону дежурной  части тер. органа
  18.Недопуск членов ОНК в проверяемое учреждение при отсутствии объективных предусмотренных законом причин (такой причиной, например, может быть режим особых условий в СИЗО - оставить жалобу на телефоне доверия или по телефону дежурной  части тер. Органа;
- сообщить прокурору, УПЧ региона, ПК – 10 СПЧ 
  19.Досмотр членов ОНК при  проходе в  СИЗО и ИК Пригласить на КПП ответственного от руководства (ДПНСИ, ДПНК)
  20.Воспрепятствование членам ОНК в проносе и использовании фототехники, приборов для измерения параметров микросреды (гигрометр, термометр, анимометр и т.д.) Потребовать выдать письменный запрет, обжаловать его в  прокуратуру, в суд,  проинформировать УПЧ, ОП РФ, ПК-10 СПЧ
  21.Сокрытие информации о месте нахождения конкретного лица, содержащегося в СИЗО Обратиться к начальнику СИЗО,  если это не поможет – связаться с помощником начальника УФСИН  по правам человека, проинформировать ПК-10 СПЧ, ОП РФ, УПЧ
  22.Привлечение члена ОНК  в качестве свидетеля на основании сведений, изложенных  им в отчете о посещении - при наличии оснований: отказаться от допроса в качестве свидетеля
- паллиативно: получить согласие следователя на посещение учреждения, в котором содержится фигурант, по которому  велся допрос;
- окончательно  вопрос может быть решен только путем  изменения законодательства
  23.Воспрепятствование беседе с подозреваемым или обвиняемым,  находящимся  в СИЗО, под предлогом того, что  обсуждаемые вопросы  не касаются условий  содержания - разъяснить, что права человека в МЛС не сводятся к условиям содержания;
- в случае, если данное  нарушение носит системный характер , проинформировать  прокуратуру, УПЧ, ПК-10 СПЧ
  24. Вмешательство в беседу члена ОНК с заключенным с целью  оказать давление на заключенного, подавить его волю  - замечание должностному лицу;
- если это не повлияет на его поведение, то указанное нарушение следует отразить в отчете,  а копию отчета направить прокурору и ПК-10 СПЧ
  25. Навязчивое «разъяснение»  представителем  администрации заключенному, что он имеет право не отвечать на вопросы члена ОНК и даже отказаться от беседы с ним -потребовать заменить представителя администрации, сопровождающего  членов ОНК;
- отразить  данный фак в акте;
- вызвать указанных лиц для беседы  присутствии начальника учреждения или помощника начальника тер органа по правам  человека    
  26. Непредоставление членам ОНК необходимой для осуществления общественного контроля документации - пригласить руководителя учреждения, а при  необходимости-ответственного представителя тер органа;
-отразить факт непредоставления в отчете о проверке;
-направить информацию прокурору, УПЧ, ПК-10 СПЧ
СИЗО, ИВС 27.Воспрепятствование входа в камеру  под предлогом «обеспечения безопасности» члена ОНК - разъяснить, что в соответствие с 76-ФЗ член ОНК вправе входить в камеру;
- при  необходимости – отразить данный факт в акте проверки 
  28.Запрет общаться  с подозреваемым или обвиняемым под предлогом того, что  свидание с данными лицами предоставляется только с разрешения следователя или суда  Разъяснить, что беседа  с подозреваемым или обвиняемым  сотрудника МПС, прокурора, священника, члена Общественного Совета, члена ОНК свиданием  не является
  29.Требование прекратить осуществление общественного  контроля под предлогом того,  что надо раздавать пищу или строить заключенных для проверки - разъяснить,  что  соблюдение прав  человека при раздаче пищи, и проведении  построения также являются  предметом общественного контроля;
- при  необходимости отразить данное нарушение в акте
  30.Запрет на осуществление общественного контроля в МПС в ночное время,  после отбоя или во время подготовки ко сну - разъяснить, что соблюдение прав заключенных после отбоя,  входит в предмет  общественного контроля;
- отразить данное нарушение в акте проверки; 
- обсудить данное нарушение на встрече с участием начальника тер органа
  31. «Атака» членов ОНК  заключенными, не имеющими вопросов, относящимися к компетенции ОНК  и направленными к членам ОНК  администрацией или по ее инициативе - разъяснить данным лицам компетенцию ОНК; 
- попросить их написать письменные заявления, на основании указанных заявлений направить заявления в из интереса
  32. Длительное непредоставление членам ОНК сопровождающего для обхода учреждения  (кроме случаев, когда такое нарушение имеет место по объективной причине) - пригласить руководителя или ответственного  от руководства;
-  если нарушение  не устранено, то отразить это в акте проверки
  33. Сокрытие информации о состоянии здоровья заключенного  под предлогом соблюдения «врачебной тайны» - получить от заключенного  в письменном виде  информированное  добровольное согласие на  получение  информации о состоянии его здоровье
  34.Ненаправление обращений в адрес ОНК - проведение сплошной  проверки данного учреждения по отправке обращений  в контрольно-надзорные органы
В полиции 35.Запрет на посещение следственных кабинетов, кабинетов сотрудников уголовного  розыска и иных мест, используемых в качестве места временного содержания лиц, помещенных в места  принудительного содержания - разъяснить, что в качестве места принудительного содержания рассматривается не камера содержания содержания задержанных лиц, а   орган внутренних дел в целом;
- если это не даст ожидаемого результата, проинформировать об этом  ответственного  от руководства по тер органу и отразить в отчете о проверке 
  36.Непредоставление записей с камер  видеонаблюдения - приглашение начальника тер органа;
- если это не даст ожидаемого  результата, то информирование  об этом ответственного  от руководства по тер органу
  37.Несообщение данных сотрудника, который допустил нарушение в отношение  гражданина Запросить списочный состав  с фотографиями всех сотрудников подразделения для опознания сотрудника, допустившего  нарушение,  пострадавшим лицом
  38. Непредоставление возможности беседы с задержанным лицом  под надуманными предлогами (с ним беседует оперативник,  он находится на следственных действиях и т.д.) -обратить внимание должностного лица, что основанием для отказа в беседе может быть только воспрепятствование  следственным действиям или ОРД, а опрос члена ОНК такого препятствия создать не может;  
-если это  разъяснение не  даст ожидаемого результата, вызвать начальника подразделения, отразить в акте;
-опросить задержанного  после прекращения следственных действий или ОРЛ
  39.Нарушение права задержанного сообщить о примененных к нему  пытках и иных недозволенных методах  воздействия - пригласить  начальника подразделения;
- если это не даст ожидаемого результата, пригласить прокурора или следователя СК
  40. Сокрытие задержанных  в подвале, кабинетах, иных неприспособленных для этого помещениях - фотографирование таких мест;
- опрос лиц, содержащихся в таких местах;
- включение описания данных нарушений в отчет
  41. Отказ в предоставлении Книги учета доставленных дежурной части, Книги учета доставленных ПДН, Книги учета сообщений о происшествиях - отметить в акте, каким образом данное ограничение  помещало общественному контролю;
- направить акт в ПК – 10 СПЧ
К сожалению, данная проблема полностью  может быть решена только при изменении законодательства.
  42.Запрет  на посещение автомашин, которые временно используются в качестве мест принудительного  содержания, в том числе для содержания заключенных и задержанных - пригласить руководителя органа;
- при отсутствии согласования помещения – описание данного нарушения в акте  с указанием того, какие нарушения предполагаемо имели место в автомашинах
ИК 43. Непредоставление выписок из личного дела осужденного Направить мотивированный запрос с указанием, какое значение  для защиты прав и законных интересов осужденного имеет запрошенная информация
  44.Непредоставление журналов личного  приема осужденных и их родственников начальником ИК, иными представителями  администрации ИК  - направить мотивированный запрос с указанием, какое значение  для защиты прав и законных интересов осужденного имеет запрошенная информация;
- предложить начальнику УФСИН провести  совместную проверку документов, касающихся проведения приема  представителями администрации 
  45. Неприглашение члена ОНК на комиссию по социальным лифтам учреждения, за которым он закреплен Проинформировать об этом начальника УФСИН,  если не даст ожидаемого результата,  - проинформировать ПК – 10 СПЧ
  46. Безосновательный перевод осужденного, в отношении  которого имело место нарушение, для беседы с которым  члены ОНК направляются в учреждение, в другое учреждение - указать ФИО осужденных, в отношении  которых имеется опасность такого перевода,  в уведомлении;
- изучить практику данной ИК по переводу в другие учреждения  на предмет законности и обоснованности такого перевода  
  47. Наложение взысканий за  контакт с членами ОНК - изучить рапорт, объяснение  и постановление о наложении взыскания;
-проверить. Какова была динамика наложения взысканий до обращения в ОНК;
- отразить в отчете факт преследования осужденных за обращение  в ОНК
СУВСИГ 48. Не-допуск членов ОНК  в СУВСИГ - составить акт о не-допуске;
пригласить на место прокурора по надзору;
- проинформировать УПЧ и ПК -10 о данном нарушении
  49. Отсутствие в СУВСИГ информации о времени отправки сотрудниками ФССП  выдворяемых иностранных  к  месту жительства Направление запроса в ФССП
По итогам общественного контроля 50. Не-направление ответа на отчет или акт общественного контроля - направить отчет повторно
  51. Направление поверхностного ответа; непринятие  надлежащих мер;  рассмотрение лишь части рекомендаций - направить ответ в вышестоящий орган;
- опубликовать отчет и ответ на него в СМИ и в сет и Интернет
  52. Отсутствие реагирования на записи в Книге проверки учреждения членами ОНК - сделать копию записи в Книге с  отсутствием  записи  принятии мер реагирования;
- направить данную копию в тер орган, УПЧ, ПК – 10 СПЧ;
- при необходимости опубликовать ее  в СМИ или в сети Интернет
  53. Преследование лиц, обратившихся в ОНК Включение данных лиц в Реестр безопасности
  54. Направление жалоб на членов ОНК в связи с допущенными ими мнимыми нарушениями Создание  с участием ОП  и УПЧ  региона (в случае направленности их работы на защиту  прав человека) рабочей группы по рассмотрению жалоб на членов ОНК    
  55. Привлечение членов ОНК к уголовной и административной  ответственности  по надуманным основаниям - провести общественную экспертизу предъявленного обвинения;
- направить информацию о преследовании  в адрес УПЧ, ОП РФ и ПК-10 СПЧ
  56. Воспрепятствование посещению членами  ОНК учреждения  УИС  путем  признания члена ОНК  свидетелем по уголовному делу в связи с информацией, отраженной  в акте проверки В данном случае требуется изменение законодательства
  57. Недопуск членов ОНК в конвойные помещения  судов - заключить договор с Управлением Судебного Департамента при   ВС РФ или отделом конвоирования ГУВД (УВД);
- для системного решения вопроса необходимо изменение законодательства
  58. Отсутствие реагирования на акты и отчеты ОНК Направлять данные акты в вышестоящие  органы, центральные аппараты ведомств, ПК – 10 СПЧ
  59. Необоснованные преследования членов ОНК и их родственников в административном и уголовно-правовом порядке Информирование об этом ОП РФ, СПЧ, УПЧ с направлением копий материалов