В Госдуме учтут опасения СПЧ о законопроекте, по которому в пресную воду законно можно будет сбрасывать опасные вещества

Профильный комитет Госдумы сообщил, что учтет предложения постоянной комиссии СПЧ по экологическим правам относительно законопроекта, по которому в пресные воды смогут на законных основаниях поступать опасные химические, токсические и радиоактивные вещества, сбрасываемые промышленными и производственными предприятиями.

10 мая 2016

Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы рассмотрел экспертное заключение постоянной комиссии по экологическим правам (ПК 4 - председатель Сергей Цыпленков) Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и сообщил, что учтет предложения правозащитников при подготовке к первому чтению законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения (закачки) сточных вод, промышленных сточных вод и отходов в пластах горных пород".

В заключении членов СПЧ отмечается, что в случае принятия данного законопроекта станут возможными сброс сточных вод, захоронение отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в пресные воды, которые содержатся в подземных водных объектах и которые используются или могут быть использованы в том числе для питьевого водоснабжения. Это обозначает, что поступление опасных химических, токсических, радиоактивных веществ в воду, используемую в дальнейшем в качестве питьевой миллионами людей, будет происходить на законных основаниях.

 


Содержание
Документы
Обращение Совета в Госдуму

К оглавлению ↑
Заключение постоянной комиссии

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона № 934761-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения (закачки) сточных вод, промышленных сточных вод и отходов в пластах горных пород»

 

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект федерального закона № 934761-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения (закачки) сточных вод, промышленных сточных вод и отходов в пластах горных пород». Данный проект направлен на:
- разрешение размещения (закачки) в пласты горных пород сточных вод, промышленных сточных вод, образующихся в результате использования воды в производственных и технологических целях, отходов I - V классов опасности;
- снятие законодательно установленного запрета на сброс сточных вод в подземные водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.

Постоянная комиссия по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рассмотрела указанный законопроект и отмечает следующее.

Проект федерального закона № 934761-6 вносит следующие изменения в действующее законодательство:
- изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», дополняющие перечень видов пользования недрами их использованием «для размещения (закачки) в пласты горных пород сточных вод, промышленных сточных вод, образующихся в результате использования воды в производственных и технологических целях, отходов I-V классов опасности»;
- изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приравнивающие глубокие горизонты недр к специальным хранилищам отходов;
- изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отменяющие запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в подземные водные объекты и на участки недр, предоставленные в пользование в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
изменения в Водный Кодекс Российской Федерации, устанавливающие определение понятия «подземные водные объекты» и разрешающие сброс сточных вод в подземные водные объекты, представленные в пользование, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также разрешающих захоронение в таких водных объектах отходов производства и потребления. При этом предлагается следующее определение понятия «подземные водные объекты»: «К подземным водным объектам относятся водоносные комплексы (горизонты), имеющие непосредственную гидрологическую связь с поверхностными водными объектами и содержащие пресные воды, которые используются или могут быть использованы для добычи подземных вод в целях в питьевого, коммунально-бытового, мелиоративного или технического водоснабжения, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых и чьи границы определены для целей государственного учёта и государственной регистрации в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах»».

В пояснительной записке утверждается также, что «предлагаемый проект федерального закона позволит начать переводить деятельность по размещению (закачке) в пласты горных пород промышленных стоков и отходов в действующее правовое поле».

При этом изменения, предлагаемые к внесению в соответствующие федеральные законы, позволяют закачивать отходы производства и потребления, радиоактивные отходы, сточные воды промышленных и иных предприятий в любые подземные водные объекты, а не только в хорошо экранированные, изолированные, глубоко залегающие пласты горных пород.

Таким образом, в случае принятия данного законопроекта станут возможными сброс сточных вод, захоронение отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в пресные воды, которые содержатся в подземных водных объектах и которые используются или могут быть использованы в том числе для питьевого водоснабжения. Т. е. поступление опасных химических, токсических, радиоактивных веществ в воду, используемую в дальнейшем в качестве питьевой миллионами людей, будет происходить на законных основаниях.

В пояснительной записке, прилагающейся к законопроекту, необходимость его принятия обосновывается:
- во-первых, несовершенством соответствующей терминологии действующих законов и имеющимися, по мнению авторов, правовыми коллизиями, законодательными пробелами,
- во-вторых, тем, что, как сказано в пояснительной записке, «очень часто необходимость промышленных предприятий следовать безальтернативным требованиям регулирующих органов в области экологии по переработке и очистке промышленных стоков и отходов приводит не только к нанесению ущерба экологии, но и к значительным штрафам и платежам, что в свою очередь сильно влияет на устойчивость хозяйственной и коммерческой деятельности самих предприятий.

Использование в таких случаях мощностей полигонов по подземному захоронению (закачке) промышленных стоков и отходов было бы наиболее рациональным и экономически выгодным для некоторых промышленных предприятий, нежели платежи штрафов за загрязнение окружающей среды».

Таким образом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда обеспечение интересов коммерческих компаний рассматривается как более приоритетное по отношению к соблюдению требований по охране окружающей среды, охране здоровья граждан Российской Федерации.

Постоянная комиссия по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека отмечает, что предложения, содержащиеся в данном законопроекте, не соответствуют требованиям Конституции Российской Федерации. Принятие подобного законопроекта и реализация его положений создаст угрозу окружающей среде, жизни и здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Действующим законодательством, в том числе Конституцией РФ, гражданам России предоставлены права на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального Закона № 7- ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», право на охрану здоровья - ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 4 указанного ФЗ, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Как уже было сказано, к правам, предоставленным гражданам России действующим законодательством, относятся права на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья.

Ст. 2 Конституции РФ помещена в главу 1 «Основы конституционного строя» раздела 1 Конституции. Согласно ст. 16 Конституции положения данной главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, права граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья признаются, наряду с другими правами человека и гражданина, высшей ценностью, являются главенствующими по отношению к правам и интересам хозяйствующих субъектов, коммерческих компаний. Как уже неоднократно отмечала Постоянная комиссия по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, права хозяйствующих субъектов, связанные с осуществлением экономической деятельности, не могут ограничивать указанные права граждан или влиять на возможность их реализации.

Кроме того, полагаем очень важным отметить то, что данный законопроект не соответствует национальным интересам Российской Федерации, идёт вразрез с концепцией национальной безопасности Российской Федерации, закреплённой в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»).

В Стратегии чётко и недвусмысленно обозначено: национальными интересами на долгосрочную перспективу являются в том числе повышение качества жизни, укрепление здоровья населения. Стратегией установлены также национальные приоритеты в сфере экологии живых систем и рационального природопользования: в целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества обязаны принимать меры, направленные на обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв, на внедрение технологий по снижению объёма выбросов вредных веществ и сточных вод, на создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твёрдых отходов производства и потребления, стимулирование внедрения инновационных технологий.

При этом в Стратегии отмечается, что состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Полагаем, что законодательное разрешение сброса сточных вод, содержащих опасные химические вещества, в питьевую воду, размещения в водных объектах, используемых для питьевого водоснабжения, отходов производства и потребления, ни в коей мере не соответствует национальным интересам, напрямую противоречит им, и, как следствие, подрывает основы национальной безопасности государства.

Установленные действующим законодательством запреты:
- на размещение отходов производства и потребления, включая радиоактивные отходы, а также сброс сточных вод в подземные водные объекты, используемые в том числе для питьевого водоснабжения;
- на размещение сточных вод и опасных отходов в пластах горных пород, содержащих подземные воды, которые могут быть использованы в том числе в питьевых целях,
представляются вполне обоснованными, направленными на обеспечение надлежащего качества окружающей среды, в том числе водных объектов, а также на обеспечение соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья.

Полагаем, что отмена данных запретов является крайне опасной и неприемлемой, противоречит Конституции РФ и основным принципам охраны окружающей среды, закреплённым в действующем законодательстве, ставит под угрозу жизнь и здоровье миллионов граждан России, их права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

По официальным данным Минприроды России к настоящему моменту в России накоплено около 30 млрд. тонн отходов, а объём сточных вод в 2014 году составил более 43 млрд. м3 (источник -Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2014 году, http://www.ecogosdoklad.ru/2014/Default.aspx). По данным Роспотребнадзора лишь 10% сточных вод были очищены до установленных нормативов. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования неоднократно обнаруживала превышения допустимых норм содержания марганца, меди, алюминия, стронция, кадмия, ртути, серы, четыреххлористого углерода, полихлорированных бифенилов, хлороформа, фталатов, фенолов и других опасных веществ в сточных водах предприятий. Попадание этих веществ в организм человека даже в незначительных объёмах может привести к нарушениям деятельности нервной, иммунной и сердечно-сосудистой систем, болезням костей, бесплодию, диабету, развитию онкологических заболеваний и аллергии, поведенческим и психическим расстройствам, др.

В связи с вышеизложенным считаем невозможным поддержать проект федерального закона № 934761-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения (закачки) сточных вод, промышленных сточных вод и отходов в пластах горных пород» и рекомендуем не выносить его на рассмотрение в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Экспертное заключение подготовлено Постоянной комиссией по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

К оглавлению ↑
Ответ профильного комитета Госдумы

К оглавлению ↑