Благодаря поддержке СПЧ участок леса в Конаковском районе Тверской области поставлен на учет и защищен от разворовывания

Долгожданной победой закончилась история с защитой земель в Конаковском районе Тверской области, с которой столкнулся Совет по правам человека в ходе выездного заседания в соседний со столицей регион с 27 по 29 июля 2016 года. Участок леса, отбитый ранее у мошенников, наконец-то поставлен на кадастровый учет и защищен от других попыток разворовывания.

21 июня 2017

Долгожданной победой закончилась история с защитой земель в Конаковском районе Тверской области, с которой столкнулся Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в ходе выездного заседания в соседний со столицей регион с 27 по 29 июля 2016 года.

99 квартал Вяземского лесничества, расположенный в зоне "большого Подмосковья" и являющийся "лакомым куском", отбитым ранее у мошенников, наконец-то поставлен на кадастровый учет и защищен от других попыток разворовывания. Теперь украсть угодья, продать или как-то подделать документы на них будет гораздо сложнее, а проживающие рядом граждане будут защищены от незаконной застройки.

Земли леса были занесены в Росреестр вчера, 20 июня, кадастровый номер: 69:15:0000020:2207.

"Думаю, что наша прошлогодняя поездка в Тверь и дальнейшая работа в рамках СПЧ, в числе прочего, сильно помогла местным жителям добиться этого результата и сохранить свой лес", - отметил эксперт постоянной комиссии по экологическим правам Алексей Ярошенко.

Более подробно о проблеме с указанным участком эксперт писал на лесном форуме.


 

 

 

Лесное хозяйство в густонаселенных районах "большого Подмосковья" (Московской области и сопредельных частей соседних субъектов РФ) в большой степени выродилось из системы обращения с лесами в систему обращения с землями из-под леса. Львиная доля усилий различных государственных органов, в той или иной степени отвечающих за леса, оказывается направленной не на то, чтобы содержать эти леса в порядке, а на то, чтобы нарезать из них земельные участки и предоставлять их в разные виды пользования, иногда вовсе не связанные с существованием леса.

Рассмотрим для примера ситуацию с одним лесным кварталом, расположенным в непосредственной близости от города Конаково Тверской области - кварталом 99 Вяземского участкового лесничества. Конаково - город на Волге с населением около сорока тысяч человек, добраться до которого от Москвы можно за два с половиной часа на электричке, или примерно за столько же времени по хорошей автомобильной дороге. Леса вокруг - в основном сухие и красивые, река и воздух - чистые, поэтому совершенно неудивительно, что земля, особенно вблизи Волги, пользуется очень большим спросом.

Окрестности Конаково представляют собой своеобразный музей под открытым небом, экспонатами которого являются земельные участки, самыми разными способами выведенные из государственной собственности и освоенные застройщиками. Главные организаторы этого "музея" (бывшие руководители района) отбывают сейчас за свои земельно-коррупционные дела длительные сроки заключения, но дело их живет и, к сожалению, в основном побеждает. Прилегающие к городу леса, в том числе лесопарковая зона, до сих пор не поставлены на государственный кадастровый учет, что облегчает разворовывание лесных земель. То, что происходит в 99 квартале, представляет собой характерный пример общей ситуации с лесами в Конаковском районе.

Вот этот квартал (в центре схемы) - он находится прямо на берегу Волги, и относится большей частью к лесопарковой зоне города Конаково, обозначенной на схеме мутно-зеленым цветом, и меньшей - к лесам в водоохранной зоне Волги, обозначенной на схеме синим:



Леса этого квартала, как и в целом лесопарковой зоны города Конаково, не поставлены на государственный кадастровый учет - то есть право собственности Российской Федерации на эти земли должным образом не зарегистрировано. Номинально, согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, эти леса находятся в федеральной собственности - но то, что они толком не учтены, открывает довольно широкие возможности для их изъятия. В границах 99 квартала сейчас параллельно развиваются три истории, которые в конце концов, при неблагоприятном развитии событий, могут привести к выводу земельных участков из общего пользования граждан и к освоению их в целях, не подразумевающих существования собственно леса.

Первая история связана с участком, который пытаются (или пытались - статус на данный момент не ясен) вывести из федеральной собственности как якобы "земли сельскохозяйственного назначения" (хотя этот участок представляет собой сплошной старый лес, относящийся, согласно лесохозяйственному регламенту Тверского лесничества, именно к 99 кварталу Вяземского участкового лесничества). На местности этот участок пока никак не отмечен, но на кадастровый учет он был поставлен, а потом, если верить Публичной кадастровой карте, с учета снят:



Площадь этого участка составляет 14,2 гектара, кадастровая стоимость (отнюдь не отражающая его реальную ценность) - 413 тыс. рублей. На каком основании он был сочтен "землями сельскохозяйственного назначения" - неизвестно. Что с ним будет происходить дальше - пока также непонятно. В любом случае, правоохранительным органам, а также Рослесхозу, осуществляющему надзор за исполнением переданных Тверской области лесных полномочий, необходимо обратить на эту историю самое пристальное внимание.

Вторая история связана с участком, принадлежность которого к 99 кварталу Вяземского участкового лесничества никто не оспаривает, но который поставлен на государственный кадастровый учет как "земли особо охраняемых территорий и объектов" с разрешенным использованием "для создания мемориального объекта". Вот он - его площадь составляет чуть больше трех гектаров:



Как именно пользование этим участком оформлено документально - точно неизвестно, но забор вокруг него наглядно демонстрирует местным жителям, как именно может на практике соблюдаться их право на свободное и бесплатное пребывание в лесу. Участок обнесен добротным сетчатым забором с запирающимися на замки воротами и калитками (на снимке калитка открыта, но по свидетельствам местных жителей, так бывает очень редко):



Официально считается, что проход через эту калитку свободный, но чтобы пройти, нужно звонить охраннику и просить его калитку открыть. Вот такая табличка висит рядом со входом:



Вот такой домик виднеется на этом участке сразу за сетчатым забором. Может быть, он и относится к мемориальному объекту, посвященному И.С.Соколову-Микитову, но свежий вид строения позволяет предположить, что сам писатель в нем ни разу не бывал:



Как именно оформлен в пользование этот лесной участок - точно неизвестно. Такого вида пользования, как "создание мемориального объекта", Лесной кодекс РФ не предусматривает, а перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов требует специального решения правительства (его следов пока обнаружить не удалось). Так или иначе, этот случай наглядно показывает, что "свободное и бесплатное" пребывание в лесу может означать возможность прохода через обычно запертую калитку по согласованию с охранником, при этом на предоставленном вроде бы для благого общественно значимого дела участке могут вдруг появиться новые дома или дачи.

Третья история связана с арендой лесного участка для осуществления так называемой "рекреационной деятельности". Этот участок на государственный кадастровый учет не поставлен и на публичной кадастровой карте не отражен, поэтому местные жители и другие заинтересованные лица лишь очень приблизительно знают, где проходят его границы. Как именно арендатор планирует использовать предоставленный ему лес - официально тоже неизвестно. Фактически важнейший для местного населения лесной участок предоставили кому-то зачем-то не только без предварительного обсуждения с местными жителями, но даже и без должного информирования жителей о том, что с этим лесным участком предполагается делать.

Вообще, аренда лесных участков для осуществления рекреационной деятельности в понимании статьи 41 Лесного кодекса РФ - весьма странный вид лесопользования. Во многих случаях она может представлять собой нечто вроде состязания в обмане между арендатором (коммерческой структурой) и арендодателем (государством). Арендатор обычно рассчитывает в конце концов получить лесной участок в свое полное распоряжение, с возможностью его огораживания и застройки - иначе зачем бы ему в течение многих лет платить вполне приличные деньги за пользование общедоступным лесом, да еще и отвечать за порядок в этом лесу? Но, разумеется, арендатор должен делать вид, что соблюдает и будет соблюдать действующее законодательство - а оно прямо запрещает арендаторам препятствовать доступу граждан на арендованные лесные участки (ст. 11 Лесного кодекса РФ).

Арендодатель рассчитывает получить эти вполне приличные деньги (огромные по сравнению с возможной платой за ту же площадь леса при его аренде для любого другого вида пользования), и при этом возложить на арендатора практически весь комплекс обязанностей по охране, защите и воспроизводству лесов. Чтобы этого добиться, арендодатель должен арендатора заинтересовать - например, сделав вид, что арендатор в конце концов может получить то, на что рассчитывает (возможность огородить свой участок и что-то существенное на нем построить). Конечно, официально обещать он этого не может; но на практике во многих случаях рекреационная аренда лесных участков заканчивается именно огораживанием и застройкой, и обеим сторонам (арендодателю и арендатору) это хорошо известно.

В итоге получается, что если законодательство в части свободного доступа граждан в леса и запрета на их огораживание останется неизменным и будет соблюдаться - арендатор проиграет: окажется, что он много лет платил сравнительно большие деньги за лесной участок, который в конце концов не окажется в его нераздельном владении. Если же законодательство переменится, или арендатор найдет способ его обойти - он выиграет, поскольку получит землю под строительство по сильно заниженной (для такого использования) цене. Во многом победа или проигрыш арендатора зависит от его неформальных отношений с конкретными чиновниками на местах, которые позволяют более или менее жестко трактовать требования законодательства.

Кто бы ни выиграл в этом своеобразном состязании, проигравшими всегда оказываются местные жители. Если выиграет арендатор - они лишатся своего леса, в котором раньше могли свободно и бесплатно гулять, собирать грибы и ягоды; если арендатор проиграет, а выиграет, условно, арендодатель - они получат много лет переживаний за судьбу арендуемого леса, и хаос в нем, если у арендатора не будет сил и мотивов к содержанию этого леса в порядке. Вариантов, при которых от рекреационной аренды леса выигрывает местное население, в принципе не существует: деньги уходят в бюджет (федеральный или региональный, но в любом случае не местный), и там растворяются, не отражаясь ни на лесе, ни на местных нуждах; лес, если выиграет арендатор, достается или ему самому, или последующим покупателям построек и земли под ними.

То, что сейчас происходит с лесным участком в квартале 99, переданным в рекреационную аренду, наглядно это все подтверждает. Поводом к написанию этого текста стало обращение жителей поселка Энергетик Конаковского района Тверской области, непосредственно граничащего с кварталом 99, в Минлесхоз Тверской области, Гринпис России и Тверское отделение ОНФ, в связи с ситуацией в этом квартале на участке, арендуемом (как указано в обращении) ООО "Заповедные угодья".

Лес этот очень значим для жителей не только поселка Энергетик, но и города Конаково - это одно из излюбленных мест их отдыха, сбора грибов и ягод. Лес очень разный - частично он представлен сосновыми насаждениями, частично - еловыми и смешанными елово-березовыми. Сосновая часть выглядит так - насаждения совершенно здоровые, никаких признаков их повреждения чем бы то ни было нет:



Еловая часть в значительной степени затронута короедом-типографом - участки с преобладанием ели были сильно повреждены им и в значительной степени усохли (общая площадь сильно поврежденных участков, на которых требовалось или требуется проведение сплошных санитарных рубок, составляет чуть больше семи гектаров. Вот так выглядят усохшие в результате массового размножения типографа ельники:





Среди всего этого великолепия находится вот такой опасный объект (скотомогильник сибирской язвы, забетонированный сверху, огороженный металлической сеткой и рвом):



Напоминаем: сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь сельскохозяйственных животных, представляющая угрозу и для человека. Бактерия - возбудитель этой болезни способна образовывать споры, сохраняющиеся в природной среде в течение очень многих лет, то есть скотомогильники, созданные на протяжении последних десятилетий, представляют опасность и сейчас. Для рекреационной аренды - самое подходящее украшение...

На участке площадью 5,3 гектара, усохшем от массового размножения короеда-типографа, в 2013 году была проведена сплошная санитарная рубка. По состоянию на середину июня 2015 года лесосека была очищена от порубочных остатков, но подготовка почвы и искусственное лесовосстановление не проводились; образовавшийся после рубки подрост березы на большей части площади лесосеки уже практически сомкнулся:





Еще один участок площадью 2,0 гектара, усохший в результате массового размножения короеда-типографа, отведен в сплошную санитарную рубку. По просьбе местных жителей отвод был проверен Гринпис - выяснилось, что он сделан качественно и добросовестно, в соответствии с действующим законодательством и здравым смыслом.

Еще несколько гектаров леса в окрестностях погибших участков требуют проведения выборочных санитарных рубок или уборки захламленности.

Однако, время идет, усохшие от короеда-типографа ельники распадаются, захламленность леса резко увеличивается - а требующиеся санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не проводятся. В обращении жителей поселка Энергетик говорится, что они общались с представителем арендатора, и тот пояснил, что документы на проведение этих мероприятий пока не готовы, исполнителя пока тоже нет, и раньше конца зимы работы точно не начнутся. Если же работы начнутся весной или летом (что пока тоже не очевидно) - значит, и подросту, и почвенному покрову будет нанесен значительно больший ущерб, чем если бы работы проводились сейчас (зимой, по промерзшей почве).

То есть фактически лесной участок, переданный в аренду для осуществления рекреационной деятельности, не содержится арендатором в должном порядке, требующиеся санитарно-оздоровительные мероприятия на нем не проводятся - и при этом остается неизвестным, что именно в конце концов арендатор планирует с этим участком сделать, за что он государству-арендодателю деньги платит. Все это, разумеется, не может не беспокоить жителей поселка Энергетик, которые опасаются, что лес будет или вовсе потерян для них (изъят из общего пользования под предлогом осуществления рекреационной деятельности), или превратится в захламленную мертвой древесиной очень пожароопасную территорию.

Что необходимо сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

Во-первых, Рослесхозу незамедлительно принять меры по постановке на государственный кадастровый учет всей территории Тверского лесничества Тверской области, и в первую очередь - кварталов, входящих в лесопарковые зоны Твери и Конаково. Тем самым можно будет раз и навсегда пресечь большинство схем вывода участков земель лесного фонда из государственной собственности и общего пользования граждан Российской Федерации.

Во-вторых, Рослесхозу проверить исполнение переданных Тверской области лесных полномочий в части контроля за использованием лесных земель, в том числе в ситуации с предоставлением земельных участков № 69:15:0000020:234 и № 69:15:0000020:2062 (см. выше), проверить законность возведения на первом из этих участков строений.

В-третьих, Министерству лесного хозяйства Тверской области принять меры, обязывающие арендатора лесного участка незамедлительно провести необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия (санитарную рубку на площади 2 гектара) и уборку захламленности в квартале 99 Вяземского участкового лесничества.

В-четвертых, Министерству лесного хозяйства Тверской области опубликовать информацию о планируемом использовании лесов лесопарковой зоны города Конаково, в том числе сведения из проектов освоения лесов о планируемых рубке, огораживании и строительстве на лесных участках и иных факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне (ст. 5 федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне").