После митинга с участием главы СПЧ в Челябинске проведут серию заседаний по вопросам горно-обогатительного комбината

На площадке Общественной палаты Челябинской области планируется проведение серии заседаний рабочей группы по вопросу строительства горно-обогатительного комбината Томинское с привлечением заинтересованных сторон: представителей общественных организаций, ЗАО "Русская медная компания", профильных министерств и ведомств, экспертного сообщества.

28 ноября 2017

После мининга общественного движения "Стоп ГОК" в Челябинске, в котором приняли участие председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и член СПЧ Иван Засурский, на площадке Общественной палаты Челябинской области состоится серия заседаний рабочей группы по вопросу строительства горно-обогатительного комбината Томинское с привлечением заинтересованных сторон: представителей общественных организаций, ЗАО "Русская медная компания", профильных министерств и ведомств, экспертного сообщества.

Первое заседание состоится уже на этой неделе, 1 декабря. На нем планируется обсуждение проекта Томинского ГОКа и рисков, связанных с загрязнением воздуха.

Совет по развитию гражданского общества и правам человека держит ситуацию, связанную со строительством крупного промышленного объекта вблизи мегаполиса, под контролем и будут информировать обо всех результатах.

Члены СПЧ узнали об общественном противостоянии в ходе выездного заседания в Челябинской области. Планы Русской медной компании по строительству комплекса объектов преимущественно для добычи медной руды на базе месторождения "Томинское" стали одной из наиболее существенных проблем, поднятых правозащитниками в регионе. Этот проект предполагает вырубку большого массива пригородных лесов и, по мнению местных жителей, которое было поддержано Советом, может вызвать серьезное загрязнение единственного, безальтернативного источника питьевого водоснабжения города Челябинска.

Позиция правозащитников представлена в Рекомендациях Совета по итогам выездного заседания в Челябинской области.


Извлечение из Рекомендаций СПЧ по итогам выездного заседания в Челябинской области:

4.2. Проблематика, связанная со строительством горно-обогатительного комбината «Томинский»

Одной из наиболее существенных проблем, поднятых на выездном заседании Совета в Челябинской области, явились планы РМК по размещению в непосредственной близости от г. Челябинска горно-обогатительного комбината «Томинский» (далее – Томинский ГОК) – комплекса промышленных объектов преимущественно для добычи медной руды на базе месторождения «Томинское» Челябинской области. Этот проект предполагает вырубку большого массива пригородных лесов и, по мнению Совета, может вызвать серьезное загрязнение единственного, безальтернативного источника питьевого водоснабжения города Челябинска.

Действия, связанные с реализацией этого проекта, вызывают серьезную озабоченность Совета по следующим причинам.

Во-первых, среди жителей Челябинска наличествует серьезная обеспокоенность планами строительства Томинского ГОКа, опирающаяся на заключения ряда экспертов. В то же время, на публичные слушания жители города фактически не допускались сотрудниками ООО ЧОП «РМК-безопасность».

Во-вторых, экологический аудит проекта, выполненный ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» по заказу Администрации Челябинской области, подтвердил многие опасения жителей.

В-третьих, с обращением о недопущении строительства Томинского ГОКа к Президенту Российской Федерации обратилась значительная группа инициативных граждан (всего более 160 тысяч подписей на бумажных носителях, 10% от взрослого населения Челябинской агломерации), однако рассмотрение данного вопроса переадресовано на уровень Челябинской области.

В-четвертых, непосредственно в ходе выездного заседания Совета от общественности были получены десятки обращений, коллективные жалобы и многочисленные устные заявления граждан, обеспокоенных планами строительства ГОК. Значительное число аналогичных обращений поступило в Совет до и после выездного заседания.

Результатом обсуждения данной проблемы с представителями заинтересованных некоммерческих организаций и ряда инициативных групп стал Перечень требований к проекту строительства Томинского ГОКа.

В этом документе перечислены следующие требования общественности:  

1. Отказаться от положительного заключения государственной экологической экспертизы по хвостохранилищу и горнотранспортной части проекта, ввиду того, что они противоречат позиции руководства Челябинской области, руководства Томинского ГОК и результатам аудита ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет».

2. Начать реализацию новой модели проекта Томинского ГОК, исключив из проекта хвостохранилище и гидрометаллургическое производство, расторгнуть договоры аренды (№631 от 21 февраля 2014 г., №645 от 02 апреля 2014 г., №718 от 23 января 2015 г.) на соответствующие земельные участки лесного фонда (№16-2014-02, №40-2014-03 и №122-2014-12), вернув им категорию лесопарковой защитной зоны.

3. Исполнить решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2016 г. по делу № А76-26164/2015, поддержанное определением Верховного Суда РФ N309-ЭС16-10611 от 15.09.2016 г. – предоставить в распоряжение истца (ЧРОЭО «Экологический консалтинг») проектную документацию по объектам Томинского ГОК (в первую очередь, хвостохранилище и горнотранспортная часть), по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Включить представителей ЧРОЭО «Экологический консалтинг» в рабочую группу по вопросам ликвидации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием песков обогатительной фабрики Томинского ГОК.

4. Провести независимое научное исследование потенциального воздействия объектов Томинского ГОКа на Шершневское водохранилище и представить результаты представителям общественности (ЧРОЭО «Экологический консалтинг»).

5. Провести исследование и углубленный анализ потенциального взаимодействия хвостов Томинского ГОКа с материалами Коркинского разреза (возможного выделения вредных веществ и т.п.), представить результаты представителям общественности (ЧРОЭО «Экологический консалтинг»).

6. Подкрепить схемой наблюдательных скважин, системой общественного мониторинга состояние почв, водоносных горизонтов и т.д. на объектах Михеевского ГОК, который постоянно приводится в качестве примера успешного проекта. Обеспечить доступ представителям общественности (ЧРОЭО «Экологический консалтинг») для отбора проб на объектах Михеевского ГОК. Разъяснить причины отсутствия у горно-обогатительной фабрики Михеевсего ГОК официальных документов о вводе в эксплуатацию.

7. Воссоздать пожарное подразделение Челябинской угольной компании либо привлечь подразделения МЧС России для ликвидации чрезвычайной экологической ситуации, т.к. фактическое упразднение пожарного подразделения привела к увеличению числа эндогенных пожаров в разрезе «Коркинский». До завершения процедуры ликвидации Челябинской угольной компании получить имеющиеся подробные развернутые предложения по рекультивации разреза, а также полный массив документации по разрезу, включая карты шахт, химический состав разрабатываемых пород и прочее.

4.2.1. Информационная справка

АО «Томинский горно-обогатительный комбинат» (АО «Томинский ГОК) – предприятие по освоению Томинского месторождения медно-порфировых руд, содержание металлов в руде одно из самых низких в России (содержание меди – 0,3 %), относящееся к 1 классу опасности.
В составе предприятия (по доступным в настоящее время документам) предполагается расположение следующих объектов:
- карьеры глубиной 540 м (Томинский участок) и 350 м (Калиновский участок) (разработка планируется вестись открытым способом), общей площадью 3916 га;
- обогатительная фабрика с хвостохранилищем площадью 800 га и высотой дамбы обвалования 96.5 м;
- гидрометаллургическое производство с цехом кучного выщелачивания и цехом переработки растворов, технологическими прудками; склад серной кислоты и склад ГСМ; отвалы руд и др.

Исходя из заявлений, сделанных представителями Томинского ГОК в июне-июле 2017 г. (в т.ч., на встрече с членами Совета), и информации, размещенной на официальном сайте ГОК, существенная часть проекта подлежит корректировке, однако на момент проведения выездного заседания официальная документация о будущей корректировке проекта отсутствовала.

Кроме того, в 2015 г. АО «Томинский ГОК» была выдана лицензия на отработку Биргильдинского участка медных руд, существенная часть которого находится в зоне санитарной охраны р. Биргильда (приток р. Миасс).

В целях освобождения территории под строительство Томинского ГОК, предполагается вырубка лесных насаждений на значительной площади (порядка 3000 га) вблизи г. Челябинска.

В настоящее время проект находится в начальной стадии реализации. АО «Томинский ГОК» заявляет о начале разработки, при том, что на момент проведения выездного заседания Совета разрешение на строительство не было получено. По сообщениям местных жителей, уже после выездного заседания Совета на земельных участках земель лесного фонда, находящихся в долгосрочной аренде у АО «Томинский ГОК» и выделенных для строительства и эксплуатации линейных объектов, начались сплошные рубки леса.

Обоснованную озабоченность жителей вызывает исключение из лесопарковой зоны (с целью последующей вырубки) крупной лесной территории (около 3000 га), одной из основных задач которой является ограничение загрязнения воздуха в Челябинске.

Следует отметить, что вырубка лесов под строительство объектов ГОК может осуществляться только после выдачи разрешения на строительство. На момент проведения выездного заседания Совета разрешение на строительство, выданное уполномоченными органами АО «Томинский» ГОК, Совету представлено не было. Таким образом, есть основания полагать, что сплошные рубки лесов на указанных земельных участках осуществляются в нарушение требований законодательства.

4.2.2. Размещение Томинского ГОКа.

Размещение Томинского ГОКа планируется на чрезвычайно проблемной территории:
- в густонаселенном районе Томинского сельского поселения, вблизи от поселков и садовых участков (минимальное расстоянии от планируемых границ ГОКа составляет около 100 м);
- в 9 км от Шершневского водохранилища - единственного источника хозяйственного и питьевого водоснабжения всего Челябинского промрайона – хотя и вне его зоны санитарной охраны, но в пределах водосборной площади, невдалеке от месторождений подземных пресных питьевых вод;
- в 12 км от г. Челябинск;
- в пригородной зеленой зоне города, созданной в 1959 г и выполняющей санитарно-гигиенические и защитные функции;
- в лесном массиве, относящемся к лесопарковым зонам. Хотя в лесопарковых зонах в соответствии со ст. 105 Лесного Кодекса РФ запрещена разработка месторождений, однако ограничения были сняты двумя последовательными решениями Правительства Челябинской области и Рослесхоза путем  перевода лесов из «лесопарковой зоны» в «противоэрозионные» леса в силу Постановления Правительства Челябинской области № 57-П от 20.02.2013 г. и последующим их переводом из «противоэрозионных» лесов в «эксплуатационные» в силу Приказа Рослесхоза № 337 от 25.11.2013 г. В настоящее время эти акты оспариваются в суде.

Таким образом, ввиду особого территориального расположения планируемого к возведению Томинского ГОК, его строительство и функционирование несет опасность серьезного ущерба окружающей среде и природным ресурсам Челябинской области, чревато усилением социальной нестабильности и общественного недовольства.

4.2.3. Доступность информации.

В настоящее время ощущается острый дефицит официальной достоверной информации о предполагаемом производстве на Томинском ГОКе. Так, на официальном сайте АО «Томинский ГОК» указано, что серная кислота в производстве использоваться не будет, однако же в заключениях об оценке воздействия на окружающую среду и в заключении государственного экологического аудита прямо указано на использование серной кислоты в производстве.

Значительное количество документов отсутствуют в открытом доступе или размещены лишь отдельные части материалов. Из-за отсутствия достоверной информации и невозможности ее получения, в настоящее время общественность лишена возможности дать обоснованную оценку степени возможного негативного воздействия комбината на окружающую среду.

Местным жителям не были обеспечены равные возможности для ознакомления с документацией об оценке воздействия на окружающую среду, в разных населенных пунктах находилось десятки томов документации. При этом эта объемная, требующая специальных познаний при изучении документация, не была размещена в сети интернет (со ссылкой на отсутствие такого требования в законодательстве) и была доступна лишь в рабочие часы рабочих дней недели (лишь в некоторых населенных пунктах – в субботу).

4.2.4. Размещение санитарно-защитной зоны.

Нормативный размер санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) для горно-обогатительных комбинатов, являющихся предприятиями I класса опасности по санитарному законодательству составляет 1000 метров (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), при этом, размеры санитарно-защитных зон для предприятий I и II классов могут быть изменены только по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.

Предприятие планирует существенное снижение размеров СЗЗ, в одном из направлений предполагается ее установление на расстоянии 96-110 метров от границы оформленного землеотвода («326-790м от границы промышленной площадки предприятия»). Местные жители обоснованно полагают, что данные показатели основаны не на объективных данных или расчетах, а лишь в целях сокращения возможного переселения граждан (планируется переселение только д. Томино). Размер расчетной СЗЗ определен без учета высокотоксичных элементов (ртути и других стойких загрязнителей).

4.2.5 Экологическая экспертиза.

Положительные заключения государственной экологической экспертизы выданы только на два объекта в составе Томинского ГОК - горнотранспортную часть, а также хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение. В обоих случаях членом государственной комиссии Хлуденевой Н.И. составлялись особые мнения к заключениям ГЭЭ. Указанные заключения также оспаривались в судебном порядке.

 При этом, влияние остальных объектов Томинского ГОК и комплексное воздействие на окружающую среду экспертиза не рассматривала. Однако, с 1 января 2018 года вступят в силу изменения в законодательстве и для данного объекта государственная экологическая экспертиза станет обязательной. В связи с тем, что АО «Томинский ГОК» неоднократно заявляло об изменениях в применяемых в проекте технологиях, новый измененный проект должен попадать под требование законодательства о проведении обязательной экологической экспертизы.

В то же время, АО «Томинский ГОК» фактически препятствует проведению общественной экологической экспертизы, отказывая в предоставлении проектной документации несмотря на решения судов различных инстанций (напр., по делу №А76-26164/2015), включая Верховный Суд РФ.

Общеизвестно, что после проведения государственных экологических экспертиз и утверждения их положительных заключений, в проектную документацию на строительство Томинского ГОК, были внесены изменения, отражающие предложения экспертов. Отсюда следует, что в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе»), положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы либо в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

Таким образом, по мнению Совета, оба положительных заключения утратили юридическую силу, а новый, доработанный проект подлежит обязательной экологической экспертизе. При этом, положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. В соответствии с п. 7 ст. 30 Закона об экологической экспертизе нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

4.2.6. Общественные обсуждения и публичные слушания.

По информации местных жителей, поступившей во время выездного заседания Совета, на общественных слушаниях, состоявшихся в 2014 г., не были представлены окончательные заключения об оценке воздействия на окружающую среду, общественные обсуждения проводились лишь по двум (а не по всем) разделам проекта. Тем самым, надлежащее участие общественности в обсуждении проекта обеспечено не было.

Общественные обсуждения и публичные слушания назначались, как правило, в рабочее время, в рабочие дни, в помещениях, явно неприспособленных для работы значительного числа жителей (напр., кабинеты глав поселковых администраций).

По данным общественности, было зафиксировано лишь два случая, когда общественные обсуждения были назначены в помещении районного дома культуры (с. Долгодеревенское), однако он находится на расстоянии около 50 км от места предполагаемого строительства, прямое транспортное пассажирское сообщение с населенными пунктами, имеющими возможность непосредственного попадания под воздействие Томинского ГОК, отсутствует.

На публичные слушания, состоявшиеся 14 октября 2016 г., 24 октября 2016 г., 07 апреля 2017 г. и 23 июня 2017г. местные жители, в том числе депутаты органов местного самоуправления, фактически не были допущены сотрудниками ООО ЧОП «РМК-безопасность». Прокуратурой Сосновского района Челябинской области в ходе проведения проверки по слушаниям 7 апреля 2017 г. выявлены факты нарушений.

Представители общественности информировали членов Совета, что на публичные слушания допускались только жители Сосновского района, в котором находится д. Томино. Сосновский район расположен полукругом вокруг г. Челябинска. Часть населенных пунктов Сосновского района находятся в 80 км. от д. Томино и строительство ГОК фактически не затрагивает интересы их жителей. Между тем до ближайших микрорайонов г. Челябинска от д. Томино – не более 12 км., а до населенных пунктов Коркинского района, например пос. Первомайский, – всего лишь 1,5 км. Тем не менее, и жители Челябинска, и жители Коркинского района из числа участников слушаний были исключены.
Кроме того, имело место предоставление жителям на общественных слушаниях неактуальной информации, поскольку уже после проведения общественных слушаний в проект были внесены существенные изменения.
Таким образом, с точки зрения Совета, имеются признаки нарушения норм законодательства, касающихся учета мнения населения и проведения общественных слушаний.

4.2.7. Отношение населения к указанной проблеме.

Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в феврале-марте 2016 г., против строительства Томинского ГОК выступало 73 % жителей г. Челябинска и 68% жителей Коркинского района.

Опросы общественного мнения, проведенные в соответствии с решениями органов местного самоуправления, показали: против реализации проекта высказались 99% жителей Полетаевского поселения и 98% жителей Вознесенского поселения Сосновского района Челябинской области. Обеспокоенные жители г. Челябинска, Сосновского и Коркинского районов Челябинской области 6  раз пытались инициировать местный референдум, однако инициативные группы не были даже зарегистрированы. 21 декабря 2014 г. Советом депутатов Томинского сельского поселения была принята резолюция о нелегитимности проведенных ранее общественных обсуждений, связанных со строительством Томинского ГОК.

За период 2014-2017 гг. общественностью г. Челябинска в адрес Президента Российской Федерации направлены коллективные обращения: от 19 сентября 2014 г., от 01 декабря 2015 г. (108 000 подписей); от 19 мая 2016 г., от 25 мая 2016 г., 18 августа 2016 г. (54 000 подписей); от 18 января 2017 г., а также многочисленные индивидуальные обращения жителей Челябинской агломерации.

В связи с вышеизложенным, а также с целью учета мнения жителей, снижения социальной напряженности при проектировании и строительстве Томинского ГОК, Совет рекомендует:

Правительству РФ и Губернатору Челябинской области:
Обеспечить учет мнения граждан по вопросу строительства Томинского ГОК.

Министерству промышленности и торговли РФ:
Внести изменения в Приказ от 05 мая 2014 г. «Об утверждении Стратегии развития цветной металлургии» в части исключения проекта строительства Томинского ГОК из данной Стратегии впредь до получения государственной экологической экспертизы на скорректированный проект.

Федеральному агентству лесного хозяйства:
Приостановить право пользования лесными участками, выделенными в целях строительства Томинского ГОК, до проведения прокурорской проверки на предмет законности перевода лесов в разряд эксплуатационных.

Федеральному агентству по недропользованию:
Приостановить действие лицензии и не выдавать разрешение на строительство, связанное с Томинским ГОК (включая Биргильдинский участок) до окончательного выбора технологий, подготовки проекта и прохождения всех этапов (включая обсуждение ОВОС).

Федеральной службе судебных приставов:
Провести внутреннюю проверку деятельности Управления ФССП по Челябинской области на предмет продолжающегося неисполнения со стороны АО «Томинский ГОК» решения арбитражного суда Челябинской области по делу А76-26164/2015 (об обязанности предоставить в распоряжение ЧРОЭО «Экологический консалтинг» проектную документацию по объектам Томинского ГОК).

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
Рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в законодательство РФ:
а) дополнить ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» пунктом 7.7. следующего содержания: «7.7. проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствие с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I класса опасности», а также предусмотреть обязательное приостановление проведения государственной экологической экспертизы в случае воспрепятствования заказчиком проведению общественной экологической экспертизы (до момента разрешения спора судом);
б) дополнить ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нормой о вынесении мотивированного решения органов Росприроднадзора в случае отказа во включении представителей общественности в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
в) дополнить ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нормой об обязательном опубликовании заключений государственной экологической экспертизы на сайте Росприроднадзора (соответствующих территориальных органов), за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
г) в ст. 8.4 КоАП РФ в части установления административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц за непредставление или неправомерный отказ в предоставлении документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, а также рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за аналогичные деяния;
д) в Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» внести изменения в части установления обязанности лицензирующих органов устанавливать и учитывать мнение жителей о разработке недр до выдачи лицензии, а также об обязательном информировании органов местного самоуправления, на территории которых планируется добыча полезных ископаемых, об объявленных конкурсах, аукционах и об их результатах;
е) наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления правом запрещать размещение производств 1 класса опасности на соответствующей территории;
ж) внести в Уголовный кодекс РФ положения о неприменимости сроков давности в отношении экологических преступлений в случае, если ущерб от подобных действий и их последствий не ликвидирован;
з) внести в законодательство нормы о персональной ответственности должностных лиц и лиц, занимающих руководящие должности в коммерческих юридических лицах, за действия, в результате осуществления которых причинен ущерб окружающей среде.
и) дополнить Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» нормой о том, что при размещении опасных производственных объектов, правом участвовать в общественных слушаниях обладают жители всех поселений, расположенных на определенном расстоянии от таких объектов.

Генеральной прокуратуре РФ:

1. Провести прокурорскую проверку в отношении законности действий, связанных с реализацией проекта строительства объектов Томинского ГОК, включая рубку леса на участках земель лесного фонда с кадастровыми номерами 74:19:0000000:15694, 74:19:1801004:720, 74:19:1801004:730, находящихся в долгосрочной аренде у АО «Томинский ГОК», с учетом отсутствия окончательного варианта проекта и заключения  государственной экологической экспертизы на него.

2. Провести прокурорскую проверку законности и обоснованности решений о переводе лесов на территории планируемого строительства Томинского ГОК из категории защитных в категорию эксплуатационных.

3. Провести прокурорскую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации в ходе проведения публичных слушаний, связанных с проектом строительства Томинского ГОК (состоявшихся, в частности, 14 октября 2016 г., 24 октября 2016 г., 07 апреля 2017 г., 23 июня 2017 г.).

4. Дать правовую оценку фактам начала работ и рубки леса в целях строительства Томинского ГОК и при необходимости принять меры прокурорского реагирования.

5. Провести проверку соответствия расчётов размеров санитарно-защитных зон и ПДВ для отдельных промышленных объектов и производств Томинского ГОК требованиям законодательства.

Губернатору Челябинской области:
Обеспечить участие представителей общественности, в том числе движения «СтопГОК», в рабочих группах, рассматривающих вопросы, связанные с проектированием и строительством Томинского ГОК.

ГУ МВД России по Челябинской области:
Исключить случаи использование ЧОП с целью воспрепятствования жителям участвовать в общественных обсуждениях и публичных слушаниях.

Управлению Росприроднадзора по Челябинской области, Управлению Ростехнадзора по Челябинской области, прокуратуре Челябинской области, Управлению регионального государственного строительного надзора, АО «Томинский ГОК»:

1. Обеспечить выполнение запрета реализации двух объектов государственной экологической экспертизы до получения положительного заключения на новый проект.

2. Официально проинформировать об указанном запрете Роснедра, муниципальную администрацию и Губернатора Челябинской области, а также АО «Томинский ГОК».

3. Приостановить любые работы по строительству Томинского ГОК до получения всех согласований и разрешений в отношении скорректированного проекта.

АО «Томинский ГОК»:

1. Незамедлительно исполнить решение арбитражного суда Челябинской области по делу А76-26164 /2015.

2.  Разместить документацию о проекте (включая полный текст заключения об оценке воздействия на окружающую среду) в открытом доступе в сети интернет и направить ее в Совет.

Минприроды России:

1. Провести независимое научное исследование потенциального воздействия объектов Томинского ГОК на Шершневское водохранилище и разместить его результаты в открытом доступе.

2. Провести исследования и углубленный анализ потенциального взаимодействия хвостов Томинского ГОК с веществами, содержащимися в горных породах Коркинского разреза, в т.ч. возможного выделения вредных веществ, и разместить результаты в открытом доступе.

3. Провести исследования воздействия на окружающую среду вредных веществ (в т.ч. тяжелых металлов и соединений серы) в результате переработки руды, которую собираются осуществлять на Томинском ГОК, и разместить результаты в открытом доступе;