Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Иван Засурский предлагает Минобрнауки России наладить более тесное взаимодействие с НКО и гражданским обществом

07 Февраля 2018

В Министерстве образования и науки Российской Федерации рассмотрели предложения члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Засурского о разработке государственной политики по переходу к открытой науке, включающей создание координационного центра на базе НКО, который обеспечит новые параметры сделок с зарубежными издательствами, и реализацию проектов по популяризации науки и широкому распространению научных знаний, в том числе перевод 1000 важнейших научных книг на русский язык и публикацию переводов в открытом доступе. 

Первый заместитель министра образования и науки России Валентина Переверзева ответила, что все предложения правозащитника уже реализуются на практике и могут быть интегрированы в существующие проекты, они не требуют дополнительного регулирования на уровне разработки отдельного документа стратегического планирования.

В качестве примера она привела работы по созданию и запуску цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами Сибирским федеральным университетом, развитие открытых библиотечных интернет-ресурсов (например, научная электронная библиотека "Киберленинка"). Кроме того, в рамках Стратегии научно-технического развития Российской Федерации предусмотрена разработка отдельной программы популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности и "дорожной карты" по ее реализации. 

"В целом Минобрнауки России придерживается позиции о сбалансированном подходе к созданию системы оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности путем расширения как открытого доступа к результатам интеллектуальной деятельности, в том числе на основе отрытых лицензий, баз данных, репозитариев, обеспечивающих хранение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, так и частного доступа на основе
индивидуальных лицензий, заключенных на основе "умных контрактов", - говорится в ответе Переверзевой.

По мнению члена СПЧ Ивана Засурского, некоторые позиции из ответа замминистра нуждаются в прояснении, которые можно было бы получить на встрече правозащитников и представителя ведомства. 

"Там много сказано о том, что делается именно министерством. Но поскольку в России за счет президентского гранта уже создан большой общественный репозиторий, то возникает вопрос информированности Минобрнауки о том, что происходит в данном направлении", - отметил член Совета.

Иван Засурский добавил, что из-за такой кажущейся неиформированности возникает опасение о том, что проекты в сфере открытой науки могут дублироваться. 

"Мы опасаемся, что будет дублирование уже созданных эффективных проектов новыми. Важно, чтобы министерство было подковано в происходящем вокруг, замечало, что уже создано в мире, а не только ориентировалось на свои силы. Открытая наука без взаимодействия с гражданским обществом просто не получится, потому что она объединяет всех", - сказал Иван Засурский.


 

Письмо члена СПЧ Ивана Засурского

Президенту Российской Федерации В.В. Путину


Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Благодарю Вас за поддержку проекта по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов России. Благодаря Вашему вниманию к этой инициативе в настоящее время проводится обсуждение законопроекта, который сделает обязательной публикацию в открытом доступе работ выпускников специалитета и магистратуры. Это очень важный шаг для повышения качества высшего образования в стране и свободного распространения результатов актуальных исследований.

Следующим шагом по повышению качества образования и науки в России должно стать обеспечение всех граждан РФ доступом к научным знаниям и культурным ценностям. Достижение цели инновационного развития страны требует высокой информированности общества о последних достижениях науки, однако сложившаяся ситуация показывает, что существующие программы информационного обеспечения науки и образования не справляются с решением проблемы в масштабах всей страны. Более того, для молодого поколения всего, что нет в сети, по сути, просто не существует.

Для решения описанных проблем необходимо изменение государственной политики в сфере науки и образования с учётом лучших зарубежных практик. Многие развитые страны уже совершили важные шаги на пути перехода к парадигме открытой науки. Россия как одна из ведущих международных держав должна не просто поддержать это движение, а стать примером передового государства, понимающего актуальные потребности общества и необходимость ускоренного развития в условиях цифровой эпохи.

Для обеспечения перехода к открытой науки просим дать поручение по созданию в рамках программы «Цифровая экономика» направления по обеспечение доступа к знаниям и открытой науке, в рамках которого будут осуществлены следующие меры:

1. Создание координационного центра информационного обеспечения образования и науки на базе существующих негосударственных структур, который обеспечит новые параметры сделок с зарубежными издательствами, а также методическую и технологическую поддержку российских научных изданий.

2. Разработка и принятие государственной политики по переходу к открытой науке.

3. Реализация проектов по популяризации науки и широкому распространению научных знаний, в т.ч. перевод 1000 важнейших научных книг на русский язык и публикация переводов в открытом доступе.

Быстрые и решительные действия в этом направлении являются ключевым условием успеха масштабных национальных проектов, ориентированных на поддержку науки и стимулирование инноваций в нашей стране!


С надеждой на Вашу поддержку,
Иван Засурский



Ответ первого заместителя министра образования и науки Российской Федерации Валентины Переверзевой

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию

гражданского общества и правам человека


Минобрнауки России рассмотрело обращение члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, президента Ассоциации интернет-издателей И.И. Засурского к Президенту Российской Федерации по вопросу разработки государственной политики по переходу к «открытой науке» и в части своей компетенции сообщает.

Минобрнауки России реализует возложенные на него функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности (пункт 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466), руководствуясь в том числе положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ).

Федеральным законом № 172-ФЗ установлены правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования, а также исчерпывающий перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне.

Так, во исполнение статьи 18.1. Федерального закона № 172-ФЗ разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее -Стратегия), которой определены принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В целях развития принципов «открытой науки» пунктом 19 плана мероприятий по реализации Стратегии, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р, предусмотрена разработка отдельной программы популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности и «дорожной карты» по ее реализации.

В целом Минобрнауки России придерживается позиции о сбалансированном подходе к созданию системы оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности путем расширения как открытого доступа к результатам интеллектуальной деятельности, в том числе на основе отрытых лицензий, баз данных, репозитариев, обеспечивающих хранение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, так и частного доступа на основе индивидуальных лицензий, заключенных на основе «умных контрактов».

Для внедрения указанного подхода планом мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 1632-р (далее - распоряжение № 1632-р, Программа), предусматривается создание открытой общественной сетевой платформы, обеспечивающей развитие сервисов управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, планом мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» Программы предусмотрены отдельные мероприятия по изменению действующего законодательства в части устранения барьеров для развития рынка профессиональных услуг по признанию и управлению интеллектуальными правами.

При этом координатором реализации Программы, включая внесение изменений в распоряжение № 1632-р, определено Минэкономразвития России.

В части развития репозитариев, построенных на распределенном реестре, сочетающих фиксацию различных типов интеллектуальных прав, депонирование объектов, систему поиска и безвозмездного и (или) условно безвозмездного обмена объектами таких прав, Сибирским федеральным университетом по заказу Минобрнауки России выполняются работы по созданию и запуску цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами в русле парадигмы открытой науки.

Информационное обеспечение образования в рамках реализации парадигмы открытой науки в настоящее время осуществляется через развитие открытых библиотечных интернет-ресурсов (например, научная электронная библиотека «Киберленинка») и направлено на популяризацию науки и научной деятельности, обеспечение общественного контроля качества научных публикаций, формирование инфраструктуры знаний.

Таким образом, все предложения автора обращения уже реализуются на практике, могут быть интегрированы в существующие проекты и не требуют дополнительного регулирования на уровне разработки отдельного документа стратегического планирования.
 

Первый заместитель министра              В.В. Переверзева

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter