Роспотребнадзор Москвы проинформировал Совет по правам человека о мониторинге экологической обстановки в столице

Контроль за загрязнением атмосферного воздуха, по данным ведомства, проводится в рамках социально-гигиенического мониторинга, в рамках контрольно-надзорных мероприятий, а также посредством анализа данных результатов производственного контроля, проводимого предприятиями, являющимися источниками выбросов в атмосферный воздух.

29 июня 2018

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве проинформировало Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о мониторинге экологической обстановки в Москве.

Контроль за загрязнением атмосферного воздуха, по данным ведомства, проводится в рамках социально-гигиенического мониторинга, в рамках контрольно-надзорных мероприятий, а также посредством анализа данных результатов производственного контроля, проводимого предприятиями, являющимися источниками выбросов в атмосферный воздух.

Правозащитники продолжают следить за ситуацией.

Информация Роспотребнадзора Москвы

Санитарно-гигиенический мониторинг за состоянием атмосферного воздуха города Москвы проводится на 50 маршрутных постах филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в административных округах. Адресный перечень маршрутных постов определен с учетом динамики загрязнения воздуха, расположения предприятий - основных загрязнителей атмосферного воздуха, появления новых источников загрязнения, критических точек. Отбор проб воздуха на маршрутных постах осуществляется еженедельно. На маршрутных постах филиалов и ведомственных постах промпредприятий контролируется содержание 8-20 загрязняющих веществ, в т.ч. приоритетные загрязнители атмосферного воздуха, определяющие санитарную ситуацию в городе - диоксид азота, углерода оксид, суммарные углеводороды, формальдегид, взвешенные вещества и специфические для определенных территорий аммиак и сероводород. Всего ежегодно проводится около 50 тысяч исследований атмосферного воздуха, отобранного на маршрутных постах. Концентрации загрязняющих веществ в воздухе города, преимущественно, не превышают 0,3-0,4 предельно допустимой концентрации. В среднем, в многолетней динамике, превышения содержания загрязняющих веществ фиксируются в 0,1-0,2 % случаев, при этом, большая часть из этих превышений - превышение содержания диоксида азота вблизи крупных магистралей города. Пресс-релизы с результатами исследований атмосферного воздуха еженедельно размещаются на официальном сайте Управления.

Анализируя результаты исследований на маршрутных постах филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» в административных округах, и сравнивая их с данными ГПБУ «Мосэкомониторинг», можно сделать вывод об отсутствии стойкого ухудшения состояния воздушного бассейна города и о кратковременности загрязнения воздуха, что может быть связано как с метеорологическими условиями, так и с особенностями функционирования основных источников загрязнения воздуха.

Следует отметить, что все эпизоды массовых обращений граждан о загрязнении воздуха и наличии запахов сопровождались превышением именно сероводорода по данным автоматических станций контроля атмосферы ГПБУ «Мосэкомониторинг».

С мая по декабрь 2017 года по факту поступления обращений от населения об ухудшении условий проживания из-за загрязнения атмосферного воздуха Управлением проводились контрольно-надзорные мероприятия в отношении наиболее крупных предприятий Юго-Восточного и Восточного административных округов, с деятельностью которых заявители связывали факт загрязнения атмосферного воздуха - нефтеперерабатывающего завода АО "Газпромнефть-МНПЗ" (в районе «Капотня»), Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» (в районе «Некрасовка»), Курьяновских очистных сооружений АО «Мосводоканал» (в районе Печатники), мусоросжигательного спецзавода № 4 ГУП «Экотехпром» (район «Косино-Ухтомский»).

По результатам проверок установлены нарушения требований санитарного законодательства, проведена процедура привлечения к административной отвественности, вынесены предписания об устранении нарушений, даны представления об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям. Руководством юридических лиц представлена информация о ходе устранения нарушений с планами соответствующих технологических мероприятий. Вместе с тем был сделан однозначный вывод о том, что данные предприятия не являются основными источниками в создании общего фона загрязнения атмосферы.

С целью контроля за загрязнением атмосферного воздуха Управлением Роспотребнадзора по г. Москве на постоянной основе организовано взаимодействие с ГУ МЧС России по г. Москве, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО, ГПБУ «Мосэкомониторинг», Департаментом строительства города Москвы, Департаментом ЖКХ г. Москвы, Префектурами административных округов Москвы

В связи с многочисленными жалобами жителей на неприятный запах на территории г. Москвы и Московской области Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы были дополнительно размещены 4 автоматические станции контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА): «Кожухово», «Реутов», «Балашиха» и «Салтыковка». АСКЗА «Балашиха» размещена по адресу: ул. Речная, 6 А (территория детского сада) на расстоянии 900 м от полигона ТБО «Кучино».

В соответствии с информацией Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы большинство из зафиксированных автоматическими станциями контроля загрязнения атмосферы (далее АСКЗА) превышений содержания сероводорода в атмосферном воздухе на территории Москвы (в т.ч. на АСКЗА «Кожухово» на ул. Лухмановская) связано с переносом воздушных масс с территории Московской области, что подтверждается большей кратностью превышений на АСКЗА на территории Московской области (в т.ч. на АСКЗА «Балашиха») и анализом метеорологических условий (в т.ч. направления и скорости ветра) в период массовых обращений граждан.

Руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в ноябре 2017 г. было проведено расширенное совещание по вопросу установления источника загрязнения атмосферы в московском регионе с участием представителей Правительства Московской области, Управления Роспотребнадзора по г. Москве. Управления Роспотребнадзора по Московской области, Департамента Росприроднадзора по ЦФО. По итогам совещания основным источником загрязнения атмосферного воздуха назван закрытый полигон ТБО «Кучино», на территории которого проводятся работы по рекультивации.

Вместе с тем, проанализировав характеристики запахов, указанных в обращениях граждан, поступавших в декабре 2017 года, можно сделать вывод о том, что причиной массовых обращений может являться наличие в воздухе веществ, характеризующихся запаховым эффектом, для которых обонятельный порог чувствительности ниже предельно допустимой концентрации. Наличие данных веществ в атмосферном воздухе проявляется в виде неприятного запаха, не представляя при этом угрозы для здоровья граждан.

Одновременно сообщаем, что продолжаются еженедельные исследования атмосферного воздуха на 50 маршрутных постах, а также дополнительно два раза в неделю (понедельник, среда) лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» проводятся исследования атмосферного воздуха на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы и прилегающей территории Московской области по следующим адресам: г. Москва, Рождественская ул., д. 19, к. 2, Рождественская ул., д. 21, к. 5, Московская область, г. Люберцы, ул. Юности, д. 1, д. 9 и ул. Юности, д. 9 (на балконе 12-го этажа).

Мониторинг состояния атмосферного воздуха города продолжается.

Относительно работы Комплекса по обезвреживанию, переработке твердых бытовых и биологических отходов Спецзавод № 4 (Комплекс по ОПТБиБО ГУП «Экотехпром») по адресу: ул. Пехорская, д. la - I класса опасности с размером СЗЗ 1000 м, сообщаем.

Мощность по приему ТБО - 250 ООО т/год, номинальная мощность предприятия по сжиганию ТБО - 236 500 т/год.

Управлением в 2012 году на основании поручения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №01/9758-12-27 от 30.08.2012 г., с учетом экспертного заключения РМАПО № 68/285 от 09.08.2012 г. с учетом оценки риска здоровью населения, было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.09.2012 г. № 77.01.10.000.Т.002203.09.12 по проекту организации расчетной санитарно-защитной зоны Спецзавода № 4 Комплекса по ОПТЕ и БО ГУП «Экотехпром», в котором были предложены расчетные размеры СЗЗ по направлениям:

* в северном направлении - на расстоянии 190 м от границ территории предприятия вдоль территории ООПТ «Природно-исторический парк «Косинский»;

* в северо-восточном направлении - на расстоянии от 285-500 м вдоль территории ООПТ «Природно-исторический парк «Косинский»;

* в восточном и западном направлениях - на расстоянии 500 м от границы территории предприятия;

* в юго-восточном и юго-западном направлениях - на расстоянии 500 м от границ промплощадки предприятия по территории технической зоны эстакады и ветки метро;

* в южном направлении - на расстоянии от 350 до 500м от границы территории предприятия вдоль технической зоны проектируемой ветки метро;

* в северо-западном направлении - на расстоянии 395-500 м от границы территории предприятия вдоль территории ООПТ «Природно-исторический парк «Косинский».

Окончательные размеры СЗЗ Спецзавода № 4 не установлены, ввиду того, что завод не работает на максимальную производительность, что не позволило в необходимом объеме провести исследования и измерения параметров среды обитания.

Юридическим лицом разработана «Программа наблюдений за качеством атмосферного воздуха и физического воздействия на окружающую среду Спецзавода № 4 Комплекса по ОПТБ и БО ГУП «Экотехпром».

Исследования атмосферного воздуха на содержание загрязняющих веществ, свойственных выбросам мусоросжигательного завода, в т.ч. на диоксины, и измерения уровней шума проводились в рамках производственного контроля и контрольно-надзорных мероприятий на нормируемых элементах застройки. Превышений гигиенических нормативов не зафиксировано.

Предприятие функционирует в соответствии действующими Разрешением органов природопользования на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и санитарно-эпидемиологическим заключением по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Все выбросы предприятия по проекту организации СЗЗ квалифицированы как ПДВ.

Контроль за соблюдением технологических процессов по термической обработке твердых коммунальных отходов на МСЗ № 4, нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов осуществляется РОСПРИРОДНАДЗОРОМ. Вопросы периодического изменения интенсивности дыма из трубы МСЗ № 4 в компетенции РОСПРИРОДНАДЗОРА.

Относительно размещения жилья в нормативной 1000- метровой СЗЗ МСЗ № 4 сообщаем, что в соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный Кодекс Российской Федерации, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется в рамках государственного строительного надзора.

Управлением Роспотребнадзора по г. Москве не рассматриваются документы по отводу земельных участков под капитальное строительство, в т.ч. жилой застройки, проектам строительства, санитарно-эпидемиологические заключения не выдаются.

ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) выдается МОСКОМАРХИТЕКТУРОЙ, экспертиза проектной документации в части соблюдения норм санитарного законодательства при размещении жилья проводится МОСГОСЭКСПЕРТИЗОИ, разрешение на строительство выдается МОСГОСТРОИНАДЗОРом.

Справочно информируем, что Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 06.10.2017 г. № 33084 объекты нежилого фонда по адресу: г. Москва, ул Пехорская, д. 1а переданы в долгосрочную аренду ООО «Хартия».