Экология

Власти Санкт-Петербурга доложили о том, как вводят раздельный сбор мусора и совершенствуют систему утилизации ТБО

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко проинформировал СПЧ о том, как власти вводят раздельный сбор мусора и совершенствуют систему утилизации твердых бытовых отходов. Он сообщил, что в городе под его руководством создана рабочая группа по реализации решений Федерального штаба развития региональных систем обращения с ТБО.

12 июля 2018

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко проинформировал Совет по развитию гражданского общества и правам человека о том, как власти субъекта Российской Федерации вводят раздельный сбор мусора и совершенствуют систему утилизации твердых бытовых отходов.

По словам Бондаренко, в Санкт-Петербурге под его руководством создана рабочая группа для исполнения решений Федерального штаба по вопросам совершенствования законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами и координации внедрения и развития региональных систем обращения с твердыми коммунальными отходами.

Подробно о реализации государственных программ, направленных на улучшение экологической обстановки, вице-губернатор рассказал в ответе на Рекомендации СПЧ по итогам специального заседания "Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления".


РЕКОМЕНДАЦИЯ СОВЕТА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Совет рекомендует Минприроды России, Минстрою России, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, субъектам Российской Федерации:

    •    Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации мероприятий по предотвращению образования отходов, а также целевых показателей и мер по снижению образования отходов;

    •    Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации целевых показателей по развитию раздельного сбора основных видов отходов (макулатура, полимеры,  стеклотара, металлы), а именно:

    -  доля контейнерных площадок, охваченных инфраструктурой раздельного сбора отходов с круглосуточным доступом (в динамике по годам с перспективой охвата всех контейнерных площадок для сбора ТКО региона);
    -  виды раздельно собираемого вторсырья;
    - количество отбираемого вторсырья с помощью раздельного сбора отходов.

    •    В рамках своих полномочий обеспечить внесение изменений в территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами субъектов Российской Федерации, для приведения их в соответствие с приоритетами государственной политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами;

    •    Принять меры по развитию в субъектах Российской Федерации системы раздельного сбора опасных и органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население региона необходимой инфраструктурой и установив в руководящих документах по обращению с отходами соответствующие целевые показатели по увеличению количества собираемого вторичного сырья в динамике по годам;

    •    Установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО, позволяющий населению сокращать свои расходы на вывоз смешанных отходов для захоронения, отдавая предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (использование);

    •    Разработать и представить в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на ограничение оборота на территории РФ одноразовой тары и упаковки, а также по регулированию сферы обращения с трудноперерабатываемыми композитными материалами (упаковка, состоящая из разнородных материалов);

    •    Разработать систему сбора экологических платежей в рамках реализации РОП, позволяющую аккумулировать и расходовать средства целевым образом во избежание субсидирования менее приоритетных направлений обращения с отходами за счет более приоритетных.

    •    Сформировать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов:
а) Внести изменения в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающие определение класса опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
б) Предусмотреть в статье 4.1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, что позволит выработать единые подходы к классификации отходов по принципу «один нормативный акт – одна классификация».
в) Разработать межведомственный нормативный правовой акт, предусматривающий установление критериев оценки класса опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

ОТВЕТ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Основным направлением развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) является реализация изменений, внесенных в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», утвержденных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», а также Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные акты Российской Федерации» (далее - Закон об отходах).

Совершенствование системы обращения с отходами, в том числе с ТКО, осуществляется в соответствии с принципами и иерархией приоритетов государственной политики в области обращения с отходами, предусмотренных новой редакцией Закона об отходах.

В рамках принятых решений Правительства Российской Федерации в Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа «Федеральный штаб по вопросам совершенствования законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами и координации внедрения и развития региональных систем обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее — Федеральный штаб), состоящая из федеральных органов исполнительной власти - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, и территориальный состав рабочей группы субъектов Российской Федерации, в которую от Санкт-Петербурга вошел Комитет по благоустройству Санкт-Петербург (далее - Комитет).

Во исполнение решений всероссийского совещания Федерального штаба, в Санкт-Петербурге под моим руководством создана рабочая группа из профильных комитетов Санкт-Петербурга. В рамках требований Федерального штаба, работа по совершенствованию системы обращения с ТКО, организована в соответствии с мероприятиями Дорожной карты по переходу на новую систему обращения с ТКО.

Предложения и замечания по проведению мероприятий реформы обсуждаются на Общественном совете в области обращения с отходами производства и потребления, дорожного, садово-паркового и лесного хозяйства при Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Общественный совет). В состав Общественного совета входят представители профильных органов исполнительных органов власти, общественных организаций, а также эксперты в области обращения с отходами.

В Санкт-Петербурге реализуется государственная программа Санкт-Петербурга, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге» (далее - Государственная программа), в рамках которой утверждена подпрограмма 3 «Повышение эффективности управления отходами производства и потребления, санитарной очистки территории Санкт-Петербурга», направленная на повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение экологического благополучия, улучшение санитарного и эстетического состояния территории Санкт-Петербурга.

Государственной программой предусмотрен рост индикатора подпрограммы 3 «Доля обеспеченности жителей Санкт-Петербурга пунктами (оборудованием) приема (сбора) опасных отходов» с 3,9 % до 8,5 % к 2022 году.

Раздельное накопление ТКО на контейнерных площадках организовано в части раздельного накопления опасных отходов из состава ТКО, образованных населением Санкт-Петербурга.
С этой целью в Санкт-Петербурге Комитетом осуществляется работа в двух направлениях.
В 2018 году Комитетом заключен контракт на обеспечение функционирования системы сбора опасных отходов из состава твердых коммунальных отходов, образованных населением Санкт-Петербурга, в составе 381 экотерминала и 7 экомобилей (техническим заданием предусмотрено осуществление 9 790 стоянок в 111 муниципальных образованиях).

Одновременно с этим в городе реализуется природоохранный социальный проект «Экобокс» для раздельного сбора опасных отходов.

В рамках проекта уже установлено около 100 специализированных контейнеров для сбора на контейнерных площадках отработанных ртутьсодержащих ламп, ртутных термометров (градусников), химических источников питания (батареек), для последующей утилизации.
В рамках Закона об отходах и Жилищного кодекса Российской Федерации, созданы правовые нормы для осуществления раздельного сбора ТКО.

В настоящее время по инициативе жильцов многоквартирных домов, а также организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, установлены специальные контейнеры для раздельного накопления отходов.

В соответствии с правилами осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2017 № 966, региональный оператор обеспечивает поэтапный переход к раздельному сбору ТКО.
В организацию мероприятий, способствующих развитию системы раздельного сбора в Санкт-Петербурге, активно привлекаются общественные организации, такие как «Раздельный Сбор», «Мусора. Больше. Нет».

Для реализации раздельного сбора ТКО, Правительством Санкт-Петербурга в соответствии со Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р, осуществляется работа по организации раздельного сбора ТКО предприятиями, осуществляющими обработку, утилизацию, обезвреживание ТКО.

С этой целью планируется увеличить мощность предприятия Санкт-Петербургского Государственного унитарного предприятия «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (далее - МПЗ), занимающегося переработкой бытовых отходов. В 2018 году планируется приобретение оборудования для увеличения количества и объема извлекаемых из ТКО полезных фракций, а также увеличения мощности действующего МПЗ.

В соответствии со Стратегией, увеличение раздельного сбора и промышленной переработки ТКО реализуется путем привлечения прямых инвестиций в рамках реализации стратегических инвестиционных проектов.

На территории Санкт-Петербурга планируются к реализации инвестиционные проекты по строительству мусороперерабатывающих заводов мощностью 200 и 350 тыс. тонн. Одновременно с этим осуществляется реализация на основе государственно-частного партнерства проекта строительства завода мощностью 350 тыс. тонн.

Таким образом, основные усилия направлены на увеличение промышленной обработки, утилизации, обезвреживания ТКО, что позволит максимально увеличить количество и объем извлекаемых из ТКО полезных фракций, уменьшить объем «хвостов», направляемых на захоронение, а также организацию раздельного сбора опасных отходов на контейнерных площадках из состава ТКО.


 

РЕКОМЕНДАЦИЯ СОВЕТА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

Рекомендовать главам субъектов Российской Федерации проведение в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети Интернет постоянной разъяснительной работы о мерах, проводимых субъектом Российской Федерации по реализации приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, о существующей системе раздельного сбора ТКО в регионе и о его преимуществе.
 

 

ОТВЕТ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - КПООСОЭБ), на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа по всем вопросам реформирования отрасли обращения с отходами, в том числе с ГКО.
В 2017 году на экологическом портале Санкт-Петербурга информация, касающаяся обращения с отходами, размещалась 9 раз. За первое полугодие 2018 года, информация, затрагивающая вопросы обращения с ТКО, размещалась 8 раз.

Так же, информирование населения о необходимости грамотного обращения с отходами осуществляется в рамках работ, выполняемых по заказу КПООСОЭБ:

1. В 2017 году:
- серия эколого-просветительских мероприятий «Красный волк» в школах Санкт-Петербурга для детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которых является формирование у детей чувства ответственности за окружающую среду, обучение навыкам экологически-сознательного поведения в быту и на природе (в 2018 году данные мероприятия продолжены);
- программа мероприятий «Сдавайте батарейки правильно» для учащихся школ города о грамотных способах сдачи батареек.

2. В 2018 году:
- на эколого-просветительской площадке в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» интерактивные мероприятия для детей (спектакли, экологические уроки) о необходимости грамотного обращения с отходами, раздельном сборе отходов;
- эколого-просветительская акция по уборке территории городского лесопарка Курортного района с посадкой деревьев и кустарников;
- международная молодежная акция «Чистый берег» с участием представителей молодежных экологических организаций и движений, студенческих отрядов, жителей города, представителей стран Балтийского региона, федеральных и городских органов власти;
- круглые столы по планированию и реализации мероприятий по экологическому просвещению населения Санкт-Петербурга с рассмотрением более 20 проектов в области раздельного сбора отходов, бережного отношения к водным ресурсам, развития экологического просвещения населения;
- командные соревнования по сбору и сортировке мусора в рамках акции «Чистые игры» с участием воспитанников детских домов, волонтеров и жителей Санкт-Петербурга.

Кроме того, с января 2018 года на сайте Комитета размещена информация о ходе реализации реформы отрасли обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также информация о функционировании системы сбора опасных отходов из состава твердых коммунальных отходов, образованных населением Санкт-Петербурга. В региональных и федеральных средствах массовой информации представлены новостные сюжеты о ходе реализации реформы в сфере обращения с отходами. Таким образом, предложения Совета уже нашли отражение в решениях Правительства Санкт-Петербурга.