СПЧ обратился в Госдуму в связи с попытками изъять важные концептуальные идеи из законопроекта об опеке недееспособных

Совет решительно поддерживает расширение применения совместной опеки, осуществляемой как физическими лицами, так и некоммерческими организациями. Совет убежден, что функции опеки могут выполняться не только существующими интернатами, но и некоммерческими организациями, и довел свою позицию до профильного комитета Государственной думы.

26 апреля 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека продолжает следить за ходом подготовки проекта федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан" ко второму чтению.

Так, в настоящее время предпринимается попытка изъять из него концептуальные идеи в части, касающейся распределенной опеки и попечительства в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности. По сути дела, речь идет о том, чтобы отказаться от гуманизации системы оказания психиатрической помощи, развития сопровождаемого проживания совершеннолетних лиц с ментальными нарушениями и сохранить старую концепцию их содержания в психоневрологических интернатах, по которой человек рассматривается исключительно как объект социальной заботы, а не как субъект, права которого должны быть защищены и произвол в отношении которого должен быть полностью исключен.

Правозащитники считают, что отказ от идеи распределенной опеки - это попытка "спрятать" то, что происходит в ПНИ и больницах за закрытыми дверями от общественного контроля, родственников и друзей недееспособных лиц. Предложения увеличить число медсестер, сиделок и массажистов в таких заведениях — правильные сами по себе — не могут заменить ключевую позицию законопроекта о том, что государственное учреждение не должно быть единственным опекуном недееспособных граждан, поскольку в случае нарушения прав подопечного опекуном у этого подопечного не остается ни малейшей надежды на защиту и восстановление своих прав и законных интересов

Предусмотренные в законопроекте ключевые положения, такие как приоритет исполнения обязанностей опекуна или попечителя физическим лицом перед их исполнением организацией и возможность назначения т.н. внешнего, в том числе дополнительного, опекуна лицам, помещенным в ПНИ, позволят реально защитить их права. В настоящее время имеется прямой конфликт интересов ПНИ как опекуна (попечителя), т.е. заказчика социальных услуг, и ПНИ как исполнителя этих услуг, а подопечный находится в тотальной зависимости от интерната, под надзором которого находится. Между тем обязанности опекуна (попечителя) не сводятся к физическому уходу за подопечным и защите исключительно его имущественных интересов. Основная юридическая обязанность опекуна (попечителя) состоит в защите всей совокупности прав и нематериальных благ подопечного, включая его достоинство и личную неприкосновенность.

Совет считает, что законопроект, который был поддержан Постоянной комиссией по социальным правам Совета на специальном заседании Совета в 2017 г., имеет огромное социальное значение для защиты прав лиц с психическими расстройствами. Действие документа направлено на предоставление дополнительных гарантий соблюдение их прав в психиатрических больницах и ПНИ, расширение возможностей общественного контроля и, тем самым, способствование повышению качества жизни лиц, вынужденных в силу своего заболевания находиться в государственных учреждениях.

Совместное исполнение обязанностей опекуна или попечителя несколькими физическими и/или юридическими лицами позволит сотням тысяч родителей, которые уже не в силах выполнять опекунские функции над взрослым ребенком, разделить их с более молодыми родственниками, друзьями семьи, которым помогут опекуны-организации: родительские ассоциации, опекунские организации при церковных приходах и др. Эта мера позволит, в т.ч., обеспечить сопровождаемое проживание взрослых с ментальными нарушениями без их изоляции в ПНИ.

Совет решительно поддерживает расширение применения совместной опеки, осуществляемой как физическими лицами, так и некоммерческими организациями, при условии назначения хотя бы одного из таких лиц основным опекуном (попечителем) со всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), что отвечает провозглашенному Президентом Российской Федерации курсу на повышение роли социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере.

Совет убежден, что при современном развитии гражданского общества в Российской Федерации обязанности по опеке и попечительству могут выполняться не только существующими интернатами, но и некоммерческими организациями, под надзор которых подопечный не помещается и к которым, а также к работникам которых будут предъявляться специальные требования.

Законопроект был концептуально поддержан тремя Советами при Президенте Российской Федерации: по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (2014, 2015 гг.), взаимодействию с религиозными организациями (2017 г.), развитию гражданского общества и правам человека (2018 г.).

Меры, предусмотренные в законопроекте, будут способствовать исполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Конвенции ООН о правах инвалидов.

Совет изложил свою позицию по данному поводу председателю Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы Павлу Крашенинникову и продолжает настаивать на скорейшем принятии законопроекта в концептуально неизменном виде.