Член СПЧ Борис Кравченко: "Угрозы — обычное явление, когда речь идет о профсоюзных организациях"

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко в преддверии 1 мая дал интервью газете "Известия" и рассказал о давлении на активистов, правах рабочих завода Ford и вреде сдельной оплаты труда.

30 апреля 2019

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко в преддверии 1 мая дал интервью газете "Известия" и рассказал о давлении на активистов, правах рабочих завода Ford и вреде сдельной оплаты труда.



Конфедерации труда России, в который входит 20 отраслевых профсоюзов и около 2 млн человек, борется за достойные компенсации рабочим закрывающегося завода Ford. Сейчас увольняемые получают по 12 ежемесячных окладов — около 600 тыс. рублей, но и это не кажется профсоюзам справедливым. Об этом накануне Первомая в интервью «Известиям» сообщил президент КТР Борис Кравченко. Также он рассказал о давлении на профсоюзных активистов, борьбе за изменение системы оплаты труда пилотов «Аэрофлота», своем отношении к забастовкам и первомайских требованиях КТР.

— Время от времени в СМИ появляются публикации о слабости профсоюзного движения в России. С чем это связано и какова реальная численность профсоюзов, входящих в КТР?

— Сейчас в состав КТР входит более 20 отраслевых профсоюзов, объединяющих сотни тысяч активных работников. Конфедерация охватывает транспортный, производственный, добывающий и пищевой сектора экономики, малый и средний бизнес, сферы услуг, культуры, образования и здравоохранения.

Когда говорят о слабости профсоюзов, когда СМИ пишут об этом, то мне кажется, что речь идет не только о численности организаций, но и об отсутствии жесткой позиции в отношении защиты трудовых прав. Надо понимать, что позиции профсоюзов в нашей стране ослаблены сложной, фактически запретительной, процедурой объявления забастовок, закрепленной законодательством. Забастовка — это законный инструмент в руках профсоюзов. Если его нет, не возникает равенства сторон на переговорах различного уровня. Эта проблема требует разрешения, потому что прямо влияет на защищенность наемных работников, стабильность зарплат и количество рабочих мест.

123

Фото: из личного архива
Борис Кравченко

— Каких успехов добились профсоюзы, объединенные в КТР?

— Их довольно много. Например, дальневосточная организация Российского профсоюза моряков добилась выплаты нескольких миллионов рублей, недоплаченных морякам только за последний год. Еще пример — Салаватский роддом, работники которого, объединившись в медицинский профсоюз «Действие», смогли вернуть учреждение из концессии, где они потеряли социальные гарантии и часть зарплаты, обратно в государственное управление.

Высокая и стабильная зарплата российских авиадиспетчеров — это результат протестных действий, которые профсоюз, входящий в Конфедерацию, вел некоторое время назад. Сейчас зарплата авиадиспетчера составляет от 150 тыс. рублей до 200 тыс. рублей плюс дополнительные выплаты.

— Часто ли профсоюзные активисты подвергаются давлению?

— Это обычное явление, когда речь идет о профсоюзных организациях, неподконтрольных работодателям. Арсенал средств довольно широкий: это и лишение работника премий, и незаконные увольнения, и давление на членов семьи, и угрозы — в том числе физической расправой.

Несколько лет назад мы сталкивались с уголовным преследованием активистов, которое мы связываем именно с их профсоюзной деятельностью. В таких случаях мы проводили широкие общественные кампании. Речь идет, в частности, о профсоюзах летчиков, профсоюзе докеров. Сейчас все активисты, подвергнутые уголовному преследованию по сфабрикованным обвинениям, на свободе, никто из них не досидел назначенных судами сроков. Все они вышли на свободу.

Но давление всё равно оказывается. Вот сейчас наша организация МПРА (Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация») на калужском заводе Volkswagen Group Rus вошла в тяжелую стадию коллективных переговоров по тарифной части, и мы видим, что появляются в СМИ публикации о том, что это «неправильный профсоюз».

— В конце мая прошлого года КТР добилась в Верховном суде России отмены решения суда Санкт-Петербурга о ликвидации МПРА. Насколько серьезным было тогда противостояние с властями?

— Это не было противостоянием с властями. В результате успешной деятельности профсоюзов были затронуты коммерческие интересы некоторых лиц. И они решили разобраться таким вот образом. Правовая система справилась с тем вызовом в связи с неправосудным решением городского суда. К профсоюзу попытались применить закон об НКО — иностранных агентах. Наша позиция заключалась в том, что положения данного закона не могут быть распространены на профсоюзы любого уровня, потому что их деятельность регулируется специальным законом, основанном на нормах Международной организации труда. Это было принципиальное решение Верховного суда для всего профсоюзного движения, потому что КТР является частью мирового профсоюзного движения и наши отраслевые организации взаимодействуют с коллегами на транснациональных предприятиях по всему миру. Верховный суд защитил наши специальные права как организации, защищающей права наемных работников.

— Сможет ли теперь МПРА защитить права работников закрывающегося завода Ford, которые рассчитывают на компенсации?

— Ford уходит из России, и это сопровождается массовым высвобождением работников. Хочу обратить внимание на то, что МПРА своими грамотными многолетними действиями добилась высокого уровня диалога, и поэтому предложенные работодателем компенсации будут высокими. Проработавшим с момента открытия предприятия, а их более 80%, предложены компенсации на уровне 12 ежемесячных окладов — около 600 тыс. рублей. Многие рабочие сочли, что это справедливый уровень, он позволяет решить проблемы поиска работы. Но есть категория рабочих, которая не согласилась с предложенным вариантом. Будем их поддерживать и помогать добиться больших компенсаций.

Кроме того, производственные мощности с уходом Ford остаются и, думаю, на них найдется инвестор. Мы добиваемся от региональных и федеральных властей участия в переговорах с таким инвестором, хотим представлять интересы рабочих.

— Шереметьевский профсоюз летного состава требует от Аэрофлота введения гарантированной системы оплаты. С чем связано такое требование?

— Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) объединяет пилотов ПАО «Аэрофлот». Сейчас у летчиков фактически сдельная оплата труда, которая зависит от налета часов. В мире больше не осталось такой системы оплаты труда — есть оклад, и он не зависит от того, сколько пилот провел времени в воздухе. Сдельная оплата труда провоцирует пилота на нарушения, он готов полететь, даже если устал или плохо себя чувствует, а это угрожает безопасности полета.

ШПЛС добивается установления гарантированной оплаты за базовые 80 часов полетного времени в размере примерно $10 тыс. в месяц для командиров воздушных судов. А также повышения зарплаты вторым пилотам, которая обычно составляет 80% от командирской. При этом профсоюз добивается, чтобы летчики получали надбавку за каждый час полетного времени, если они летают свыше 80 часов в месяц.

Пока ответа на предложения профсоюза не поступило.

Хочу обратить внимание, что в авиакомпаниях, например, Кореи и Вьетнама, гарантированная оплата труда пилота — $14 тыс., в Китае больше — $20 тыс.

— 1 мая — День международной солидарности трудящихся. В чем она проявляется сегодня?

— Мы отмечаем 1 мая именно День международной солидарности трудящихся в изначальном значении этого праздника, а не как День весны и труда. Солидарность сегодня — не проявление чувств и эмоций, а обмен эффективными методиками борьбы за права наемных работников, участие в глобальных профсоюзных стратегиях за улучшение условий труда в транснациональных компаниях, которые уже серьезно представлены в российской экономике.

Сейчас идут переговоры на заводе Ford, и профсоюз опирается на поддержку глобального профсоюза IndustriALL, на возможности, которые предоставляет участие в производственном совете. Это происходит и на других многонациональных автосборочных предприятиях, включая, например, калужский завод Volkswagen Group Rus.

При поддержке Международного профсоюза пищевиков (IUF) наш профсоюз «Новопроф» добился на предприятии Unilever не только возвращения работниц, выведенных на аутсорсинг, на постоянные рабочие места, но и заключения с ними сильного коллективного договора. Российский профсоюз моряков в своей работе внедряет стандарты коллективных договоров , разработанных Международной федерацией транспортных рабочих (ITF), для борьбы с трудовым демпингом под так называемыми удобными флагами, то есть флагами стран, имеющих несовершенное трудовое законодательство. Профсоюз активно использует систему международных инспекций для изменения условий труда и его оплаты.

Мы участвуем в кампаниях в защиту прав профсоюзных объединений на глобальном уровне, в том числе на постсоветском пространстве, в частности, в странах Центральной Азии, где трудовые права находятся под угрозой, потому что негативные практики наших соседей могут со временем начать использоваться и в нашей стране. Международные общественные компании мы сочетаем с использованием контрольных механизмов Международной организации Труда (МОТ), которой в этом году исполняется 100 лет.

— С какими лозунгами вы пойдете на 1 мая?

— Наши лозунги связаны с борьбой за достойный уровень заработной платы, защищенностью рабочих мест, реализацией основополагающих прав работников на объединение в профсоюз, запретом дискриминации в сфере труда и защитой рабочих активистов.
 

Источник: Известия