Эксперты и правозащитники обсудили проблемы информирования населения о средствах дезинфекции

Чем дезинфицируют магазины, транспорт и улицы? Кто это контролирует? Как влияет взрывное увеличение объема использования дезинфицирующих средств на окружающую среду? Безопасно ли это для здоровья человека? К дискуссии по данным вопросам приглашены члены СПЧ, члены ОП РФ, медики, экологи и представители профильных органов государственной власти.

11 июня 2020

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел совещание по теме "Обеспечение доступности и прозрачности информации о применяемых средствах и методах дезинфекции".

В мероприятии приняли участие эксперты, правозащитники и представители профильных ведомств. В ходе дискуссии обсуждались рекомендации Роспотребнадзора, влияние дезинфекции на здоровье человека, на окружающую среду, экономическая целесообразность затрат на масштабную дезинфкцию домов и улиц, а также общественный контроль в данной сфере.


Участники совещания:
Валерий ФАДЕЕВ, глава СПЧ,
Альбина ДУДАРЕВА, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей,
Ирина БРАГИНА, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Николай ШЕСТОПАЛОВ, директор НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора,
Александр МЕЛЬЦЕР, председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре,
Ирина КИРКОРА, заместитель председателя СПЧ,
Валентина ЦЫВОВА, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, генеральный директор лечебно-профилактического учреждения «Центр медицинской профилактики ГАЗ», главный врач,
Ян ВЛАСОВ, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения,
Дмитрий ЗВЕРЕВ, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации
Михаил ИВАНОВ, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации,
Альберт ГАРЕЕВ, владелец торгово-развлекательного комплекса «Плаза»,
Сергей ЦЫПЛЕНКОВ, глава комиссии СПЧ по экологическим правам,
Амирхан АМИРХАНОВ, заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Владислав ЖУКОВ, исполнительный директор НП «Центр экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности»
Владислав ГРИБ, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ,
Арсений БЕЛЕНЬКИЙ, заместитель руководителя Исполкома ОНФ

ВИДЕОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ

ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ В СМИ

Выдержка из Рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения
от 15 мая 2020 г. «Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды
в контексте эпидемии COVID-19»: «Опрыскивание людей дезинфицирующими средствами (например, в туннеле, боксе или камере) не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. Это может быть физически и психологически вредным и не уменьшит способность зараженного человека распространять вирус через капли или контакт. Помимо прочего, опрыскивание людей хлором и другими токсичными химическими веществами может привести к раздражению глаз и кожи, бронхоспазму при вдыхании и желудочно-кишечным расстройствам, таким как тошнота и рвота.»

В связи с необходимостью применения дезинфекции в местах большого скопления людей, а также в связи с отменой режима самоизоляции необходимо обеспечить население достоверной информацией о применяемых химических составах, их влиянии на окружающую среду, степени эффективности по отношению к вирусам, а также возможных реакциях человека на тот или иной состав.

В ходе мероприятия планируется обсудить:
- обеспечение экологической безопасности при проведении профилактических мероприятий;
- безопасность применения дезинфицирующих средств и их влияние на здоровье человека;
- обсуждение эффективности и экономической целесообразности применяемых дезинфицирующих средств;
- обеспечение доступности и прозрачности информации о применяемых средствах и методах дезинфекции.

Возможные пути снижения ущерба для человека и экологии:
- Применение наименее токсичных и при этом высокоэффективных дезинфицирующих средств;
- Применение методов, позволяющих снижать количество выбрасываемого дезинфицирующего средства
- Обеспечение систематизированного надзора за мероприятиями по дезинфекции и открытости информации о применяемых средствах и методах дезинфекции

Выводы

Ситуация с реализацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции показала, что предпринятых мер было недостаточно, в том числе по проведению дезинфекционных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Полномочия ведомств носят общий, рекомендательный характер. Отсутствует систематизированный надзор за санитарно-эпидемиологическими мероприятиями. Имеется лишь декларация. Как правило, дело ограничивается выборочными камеральными проверками.

В связи с этим целесообразно говорить о создании системы государственного контроля и необходимости проведения общественных проверок.

 

 Эффекты от создания системы контроля

– повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– повышение эффективности профилактики и борьбы с распространением социально-значимых и представляющих опасность для окружающих заболеваниями, включая туберкулез и короновирусную инфекцию (COVID-2019) ;
– совершенствование риск-ориентированного подхода к осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
в частности оптимизация объемов и сроков выездных проверок уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
– автоматизированный надзор за проведением дезинфекционных мероприятий в должном объеме согласно нормативным требованиям;
– контроль за расходом дезинфицирующих средств, допуск к применению только дезинфицирующих средств, разрешенных Роспотребнадзором.

 

СПРАВОЧНО:

Виды обработки

Ручной метод – наиболее распространенный, может использоваться в присутствии людей.
Ультрафиолетовое излучение -  быстрая обработка небольших помещений и поверхностей в прямой и близкой видимости.
Орошение воздуха – высокая скорость обработки, возможно применение на улице и в больших помещениях, отмечается невозможность достичь всех поверхностей, сохранив дезинфицирующие свойства, а также большой расход дезинфицирующего средства.
Аэрозольное распыление  - возможна обработка горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, труднодоступных, затемненных и удаленных мест и систем вентиляции и кондиционирования, наблюдается эффективность по воздуху и поверхностям.

Сфера применения и ответственные за проведение мероприятий по дезинфекции.

Ж/д, авто вокзалы и аэропорты. Мероприятия по дезинфекции организовываются непосредственно администрациями ж/д, авто вокзалов и аэропортов.

Общественный транспорт: автобусы, электробусы, троллейбусы, трамваи, метро, самолеты. Работы выполняются транспортными предприятиями городов, в случае самолетов, дезинфекцию выполняют авиакомпании.

Транспорт: такси и каршеринг.  Дезинфекцию проводят  операторы такси и каршеринга.
Подъезды жилых домов. Работы выполняются ЖКХ, а также управляющими компаниями (УК) и товариществами собственников жилья (ТСЖ).

Дворы домов, прилегающие территории, детские площадки. Если детские площадки расположены на отмежеванной территории, являющейся общедомовым имуществом многоквартирного дома, то отвечают УК или ТСЖ, если на муниципальной земле – то орган местного самоуправления.

Улицы (общественные места). Работы выполняются службами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города (ЖКХ). Также сообщалось об участии МЧС.

Образовательные учреждения, детские сады, больницы и поликлиники. Мероприятия организовывают администрации образовательных и медицинских учреждений, детских садов. Часть работ по дезинфекции и уборке проводятся своими силами, а также сообщается об участии МЧС.

Торгово-развлекательные центры и места торговли, включая рынки, спортивные объекты, культурно-массовые объекты. Мероприятия организовывают администрации ТРК, рынков и других объектов.

Бизнес: кафе, рестораны, а также фитнес центры, салоны красоты и проч. Мероприятия организовывают администрации указанных объектов.

 

 

Рекомендации Роспотребнадзора

В соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными Постановлением Роспотребнадзора от 22.05.2020 № 15 (далее – Санитарные правила), дезинфекционный режим, помимо медицинских учреждений, должен соблюдаться на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте (в том числе дезинфекция оборудования, инвентаря и обеззараживание воздуха). Организации и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха и создать запас дезинфицирующих средств.

Санитарные правила выделяют профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции. В обоих случаях предписано применять дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

Текущая дезинфекция в присутствии людей должна осуществляться дезинфицирующими средствами, разрешенными к использованию в присутствии людей. Воздух в присутствии людей должен обрабатываться оборудованием на основе ультрафиолетового излучения (рециркуляторы) и различных фильтров (в том числе электрофильтров).

Заключительную дезинфекцию предписано проводить дезинфицирующими средствами на основе хлорактивных и кислородоактивных соединений. Допускается применения орошения и аэрозольного метода для поверхностей, для вентиляции – аэрозольный и «дымовой» методы, для воздуха – открытые ультрафиолетовые излучатели и аэрозольный метод.

 

 

Федеральные органы власти уполномоченные осуществлять контроль и надзор за проведением мероприятий по дезинфекции.

 

1. Роспотребнадзор, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

П.1. организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

П.5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

П.5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды.

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды

П.5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организует в установленном порядке ведение.

организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.

 

2. Росприроднадзор, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 27.07.2019) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

5.1.3. государственный надзор в области обращения с отходами;

5.1.6. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

5.5(9). утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также устанавливает предельно допустимые выбросы и временно согласованные выбросы.

 

3. Росздравнадзор, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (ред. от 16.05.2020) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения". В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

5.1.3. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок.

5.1.3.1. соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере.

5.1.6.3.  контроль за реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение.

 

4. Россельхознадзор, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 30.03.2020) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору". В соответствии с указанным документом осуществляет следующие функции:

5.1.4. государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пределах своей компетенции.

 

Ространснадзор, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

5.1.1. о гражданской авиации;

5.1.2. о торговом мореплавании;

5.1.3. о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;

5.1.4. о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

 

Минтранс России, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 13.05.2020) "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации". В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

5.2.10(5). правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

 

7. Минздрав России, действует на основании Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 05.06.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации". В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

П.1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

 

Минприроды России, действует на основании Постановления Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 (ред. от 24.04.2020) "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".  Соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора.

5.2.57. устанавливает критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду;

5.2.58. порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности.

 

9. Минпромторг  России, действует на основании Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 09.04.2020) "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации". В соответствии с указанным документом на ведомство возложены следующие функции:

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (электронной торговли), общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания).

 

10. Минобороны (в части контроля за сан-эпид. благополучием), действует на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 02.08.2019) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации". В соответстви с указанным документом возложены следующие функции:

62) реализует государственную политику в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.