Член СПЧ раскритиковал украинский закон о коренных народах

21 июня 2021

Законопроект «О коренных народах Украины» является инструментом для разыгрывания крымской карты на международной арене, считает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

Собеседник агентства напомнил, что с момента принятия первой постсоветской версии Конституции Украины в июне 1996 года в правовом пространстве этой страны появилось понятие «коренные народы». Так, в статьях 11 и 92 Основного закона этой страны упоминались права коренных народов, а также необходимость принятия специальных актов, учитывающих необходимые международные стандарты.  При этом, отметил Брод, после этой констатации практических шагов по принятию законов о коренных народах не было, несмотря на неоднократные обращения со стороны ОБСЕ и международных правозащитных организаций.

«Одной из серьезных проблем для прояснения механизмов защиты коренных народов является четкое определение того, кого мы считаем в качестве таковых. В международном праве однозначных дефиниций нет», - сказал Брод. Так, в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи в 2007 году, содержится 48 пунктов. «Права коренных народов прописаны детально. Однако самого этого понятия в документе нет. Исследователи-правоведы указывали в своих трудах на эту юридическую неопределенность. Также подчеркивалось, что по факту проблема «коренных народов» традиционно трактовалась в контексте деколонизации. Таковыми называли те этнические и расовые общности, которые проживали на той или иной территории, как автохтоны, но затем подверглись давлению колонизаторов (ассимиляционная политика, репрессии, депортации). Это понимание присутствовало в различных комментариях экспертов и официальных представителей ООН, но в итоге не вошло в Декларацию от 13 сентября 2007 года», - рассказал правозащитник.

Он отметил, что именно в данном контексте украинские власти до 2014 года и рассматривали проблему коренных народов. «До трагических событий «евромайдана» они не спешили прописывать данный вопрос в своем законодательстве. На протяжении двух десятилетий Киеву со стороны ОБСЕ было рекомендовано принять акт о признании крымскотатарского народа, как коренного. Но украинские власти не спешили с этим. Впрочем, они были осторожны и в решении других вопросов, будь то реабилитация крымских татар, пострадавших от сталинской депортации или легитимация Курултая, претендовавшего на выражение мнения всей крымскотатарской общины страны. В том же Курултае, заявлявшем еще в 1991 году о самостоятельной крымскотатарской государственности, виделась сепаратистская угроза», - сказал Брод.

По его словам, ситуация резко поменялась в феврале-марте 2014 года, когда Киев столкнулся с попытками населения Крымского полуострова самоопределиться и войти в состав России. Он напомнил, что тогда Курултай и Меджлис крымскотатарского народа стали стратегическими союзниками новых украинских властей. «Их стали продвигать едва ли не как единственных представителей мнения всех крымских татар, хотя в действительности и до 2014 года, и после вхождения полуострова в состав России на его территории работали разные общественные организации крымскотатарского народа. И многие лидеры этого движения были интегрированы во властные структуры двух новых субъектов в составе России, а крымскотатарский стал в российском Крыму третьим государственным языком. Но власти пост-майданной Украины и их западные союзники предпочитают не видеть этого многообразия, сводя всю проблему крымских татар к деятельности Меджлиса»,- отметил Брод. По его словам, показательно, что само внесение в Верховную Раду законопроекта о коренных народах Украины было сделано президентом Владимиром Зеленским 18 мая текущего года, в День памяти о депортациях народов Крыма. «Однако в тексте закона «коренными» были записаны только крымские татары, караимы и крымчаки, хотя среди пострадавших от сталинских депортаций были также и армяне, болгары, греки, проживавшие на полуострове до мая 1944 года. Налицо попытка конъюнктурного использования понятия «коренные народы» (имеющего в международном праве привязку к процессам колонизации-деколонизации) для продвижения на мировой арене антироссийского крымского дискурса, в котором Меджлис и Курултай будут изображаться, как защищаемые Киевом выразители мнения «коренного народа» Украины, дискриминируемого Россией. Расчет простой – сыграть на чувствах крымскотатарского народа, приравнять преступления сталинского режима к так называемой «российской оккупации Крыма и Севастополя». Для продвижения этой цели в августе 2021 года должна состояться так называемая «Крымская платформа», в которой представители тридцати стран должны осудить Москву за «аннексию и оккупацию», - отмечает Брод.

Правозащитник также напомнил, что сегодня представители Киева говорят о том, что текст законопроекта ничего общего с дискриминационными практиками не имеет, полностью соответствует всем нормам ООН. «Однако на примере народов Крыма мы уже видим деление их на первый и второй сорт. Ведь греки, болгары и армяне имеют права на «корни» на полуострове никак не меньшие, чем крымские татары. Но самое главное — это ключевая дефиниция законопроекта. Согласно его тексту, коренным народом считается только та «автохтонная этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознает себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее населения и не имеет собственного государственного образования за пределами страны». В итоге под это определение попали только крымские татары, крымчаки и караимы», - пояснил правозащитник.

Он также отметил, что в  Декларации ООН от 2007 года такие ограничения, как наличие или отсутствие «своего государства» не прописаны. «Более того, жители Крыма, о которых пекутся представители киевских властей, включая и крымских татар, имеют сегодня российские паспорта. И, следовательно, гражданами Украины не являются. Их участие в общественно-политической жизни Крыма и Севастополя в составе России полностью игнорируется. Зато в статье 7 предлагается следующее: «Коренные народы Украины через свои представительные органы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии с целью осуществления своего права на развитие. Такое право включает участие в разработке и реализации государственных и региональных программ, а также иных стратегических и программных документов на основе свободного, предварительного и информированного согласия по тем вопросам, которые касаются прав и законных интересов коренных народов Украины, а также процессов интеграции украинского общества». Снова налицо отождествление всего крымскотарского народа с Курултаем и Меджлисом, который Киев безо всяких выборных процедур записал в выразители интересов «коренных групп», - подчеркнул Брод.

Член СПЧ отмечает, что в то же время ни одно этническое меньшинство на территории Украины в проекте не упоминается. «Между тем, в Береговском районе Закарпатской области страны венгры составляют 43% населения района. Согласно переписи населения от 2001 года, на Украине насчитывалось 258,6 тысячи молдаван, 151 тысяча румын, 144 тысячи поляков. Если даже принять тезис о том, что «коренными народами» являются малые этнические группы, то все перечисленные выше представители разных народов сформировались на Украине и не знали другой родины. Однако под определение «коренных народов» они не попали, как не попали в этот разряд и обладающие собственной идентичностью закарпатские русины»,- сказал Брод.

По его словам, в Украине отсутствует специальный закон, который бы определял правовой статус коренного народа Украины и устанавливал бы четкие гарантии реализации последним права на самоопределение. «Но предложенный проект прямо противоречит трактовкам ООН. Не менее показательны и прогнозы, даваемые авторами проекта: «Принятие данного акта позволит коренным народам Украины в полной мере обладать всеми правами человека и основополагающими свободами, определенными нормами международного права, а также предусмотренными в Конституции и законах Украины». Непраздный вопрос, в какой мере может помочь продвижению высоких стандартов в области прав человека разделение населения на привилегированных и людей второго сорта»,- рассказал Брод.

По мнению правозащитника, центральный вопрос нынешней дискуссии - отсутствие русских в ряду «коренных народов» Украины. Брод отметил, что ответ на него легко получить, если обратиться к упомянутой выше декларации ООН. Так, статья 2 документа констатирует: «Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности». Еще более красноречива статья 3: «Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». «Принимая эти нормы, власти в Киеве будут вынуждены признать право крымчан (включая и крымских татар) на проведение волеизъявления относительно статуса полуострова, право жителей Донбасса на защиту своих культурных и языковых прав (с первых дней противостояния на юго-востоке Украины оппоненты «евромайдана» позиционировали себя, как сторонники федерализации, а не сепаратисты). В нынешних условиях эти реалии для украинских властей невозможны. И поэтому они дают собственные оригинальные трактовки понятия «коренные народы», пользуясь также имеющейся юридической неточностью в определении самого этого феномена»,- сказал Брод. Также пункт второй статьи 3 проекта заявляет: «Коренные народы имеют право на равную правовую защиту. Любая дискриминация коренных народов Украины при реализации ими своих прав запрещается». «Но почему в таком случае из всего этнического многообразия Украины Киев выделяет только три группы, а фактически продвигает ряд лояльных общественно-политических структур? Дискриминация русских на Украине продолжается: сокращение образования на русском языке, оголтелая антироссийская риторика, оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны, не говоря об обстрелах Донбасса, в результате которого гибнут мирные жители и разрушаются гражданские объекты»,- подчеркнул член СПЧ.

По мнению Брода, проект закона о коренных народах является не более, чем инструментом для разыгрывания крымской карты на международной арене. «Киев и при Петре Порошенко, и при Владимире Зеленском не идет на контакт с представителями самопровозглашенных республик Донбасса. И тем самым происходит торможение мирного процесса, переговоры субстантивно не ведутся. В этих условиях важно переключить внимание мирового сообщества на Крым, представить позицию Киева, как защитника «малых коренных народов» от «российской оккупации», а также спровоцировать межэтнические противоречия на полуострове. К правам этнических меньшинств внутри Украины данный проект не имеет никакого отношения», - заключил правозащитник.